Рубрика: русалки

Полуденный бес

Это нечистый дух полдня в русском фольклоре.

Бес, появляющийся в полдень, является персонификацией полдня.

Наряду с ночью полдень считался опасным периодом. В это время старались спрятаться, закрыть двери, ставни (и в полдень, и в самую жаркую пору дня).

Согласно поверьям, полуденный бес мог забраться в колыбель и причинить вред ребенку.

Страшные существа – полудницы считались его детьми. Полудница – это русалка, дух полдня, опасная для появившихся в полдень в поле.

 

Полудница. Иллюстрация Лидии Магоновой

Красная дева

Это лесной или водяной дух женщины, одетый в красное.

Согласно русским поверьям Красная дева – это предвестница несчастий. Если она появлялась, то потом в больших количествах умирали люди. Этот персонаж идентичен Белой бабе в русском фольклоре, водяному духу, предвещающему смерть.

Но в отличие от спокойного белого цвета , тревожный красный насыщен жизнью и разнообразными силами. Это цвет крови, боли, насилия, адского пламени. Он нередко свидетельствует о присутствии колдовских чар.

Красный цвет характерен для мифологических персонажей, таких как русалки, полуверицы, проклятые женщины.

При появлении Красной девы следует бежать от нее как можно дальше и при этом произносить молитвы либо имя Господа. Это может спасти.

Красная дева также заманивает людей и детей в лес.

   

Картина Ф. Малявина

Полуверицы

Полуверица – существо в облике заклятой, проклятой, похищенной, пропавшей без вести женщины.

Полуверица имеет человеческое обличье, но попадает под вид нечистой силы и считаются чем-то средним между нечистыми духами и людьми. В поверьях также полуверицами могут называться существа, близкие к нечистой силе, оборотни.

Полуверицы также могут ходить на богомолье, но двигаться словно бы под землей, выходить из ямы. Обитание под землей – существенная черта, которая может отличать полувериц, живущих невидимо в ямах, курганах и канавах.

Полуверицы чаще всего изображались в красных одеждах (сарафанах и шали). Красный цвет в славянском фольклоре неоднозначен. С одной стороны, это цвет жизни, плодородия, с другой стороны это цвет крови, боли и насилия, а также потусторонних сил, хтонических и демонических существ. Данный цвет свидетельствует о присутствии колдовских чар.

   

Полуверица оторвана от людей, но не принята в сонм нечистой силы. Пока ее участь не определена окончательно, она скитается, не находя покоя.

Застрявшие между двумя мирами – нашим и потусторонним, полуверицы могут и вернуться к людям, и навсегда затеряться среди нечистой силы. Вернуть полуверицу непросто: сначала необходим поймать ее, а затем накинуть на нее разрушающий проклятье и заклятье крест. Вернуть полуверицу может и колдун, а также молитвы родных, молебны.

Полуверицы могут отождествляться со злым духом русского фольклора – Красной девой. Этот дух заманивает людей и детей в лес.

Картина Малявина Ф.А.

Души умерших и их связь с огнем

Душа человеческая представлялась в разных видах, в том числе в виде огня. В Южной Руси ходили рассказы о синих огнях, вспыхивающих на могилах и курганах, огни эти разводились русалками. В блуждающих огнях славяне видели души некрещенных детей, отверженных грешников или скупцов, оберегающих зарытые ими клады. Всякий проклятый осуждается за грехи по смерти на вечное странствование в нашем мире и показывается то в виде огненного столба, то в виде человека, у которого язык и глаза – огненные.

Если душа понималась как огонь, то жизнь возможна была только до тех пор, пока горело это внутреннее пламя. Если у жениха или невесты погаснет под венцом свеча, то случай этот предвещает ему или ей скорую смерть. Если в воскресенье перед Великим постом  потухнет зажженная в избе лучина, то из домочадцев умрет скоро тот, кто сидел поближе к лучине.

В горящих на небе звездах славянские племена видели души блаженных предков.

   

Василий Чкан Девушка со свечой 2006 г.

Мемозины

Это водяные духи в облике женщин, полурыбы-полуженщины. Поверья о мемозинах встречаются на Украине и Юго-Западе России. Мемозины похожи на русалок-фараонок, их считают произошедшими из людей, которые во время преследования идущих через Черное (Красное) море евреев.

Они поют прекрасным голосом, море после их пения перестает волноваться. Их образ заимствован из представлений о древнегреческих сиренах.

     

Иллюстрация Джеймса Раймана

Считается, что название «мемозины» происходит от имени западноевропейской феи Мелюзины. Фея Мелюзина из кельтских и средневековых легенд также была связана с водой, так как изображалась как женщина змея или женщина-рыба. Фея Мелюзина воспитывалась на острове Авалон своей матерью феей Пресиной. Фея Мелюзина каждую субботу превращается в женщину-змею. Она запрещает своему земному мужу в этот день видеть ее. Когда муж нарушает запрет, фея покидает его и улетает на остров Авалон к своей матери Пресине.

   

Иллюстрация к «Роману о Мелюзине» Жана из Арраса. 1478.

Болото в русском фольклоре

В верованиях русских крестьян определенные пространства могут соотноситься с местами концентрации разнообразных сверхъестественных сил. Прежде всего, это вода, занимающая особое место в верованиях восточных славян. Вода – естественное местообитание водяного, русалки, но кроме них, лихорадок, черта и даже лешего. По мнению русских крестьян, черт боится огня, а в воде селится. Нечистая сила вообще любит воду и не упускает возможности поселиться в ней.

Часто леший и разнообразная нечисть обитают, показываются в таком опасном, двойственном месте (ни вода, ни земля) месте как болото.

Подобно оврагам, провалам, ущельям, болото – опасное, неопределенное (ни вода, ни земля) место, излюбленное нечистой силой. Согласно общерусским поверьям в болоте селили бесов, водяного, лешего. За болотом лес подальше от селений и продается дешевле, так как люди, покупавшие этот лес, имели неприятности.

В огромном моховом болоте неоднократно видят русалок, которые, расчесывая длинные волосы, кличут себе путников на разные голоса и губят оплошавших. Моховые болота считались нечистыми, заколдованными, проклятыми местами. Часто люди видели зажженные огоньки на трясине, — то праведные души людей, нечаянно попавших в это болото, и умерших преждевременной, напрасной смертью.

 Также болото является типичным местом действия рассказов о черте.

   

Фёдор Александрович Васильев.
«Болото в лесу. Осень».

Черт в русском фольклоре

В русском фольклоре черт – обобщающее, родовое название для всех нечистых духов; в поверьях черт многолик, его образ смешивается с образами водяных, леших, банников и т.п.  Поверья о черте, лешем, водяном неразрывно связаны между собой, отличить их по внешнему виду, поступкам, характеру невозможно. Черти живут в разных местах: в домах, лесах, водах, овинах, банях и гумнах, называются они лесовиками, банниками и овинниками.

   

В ряде районах России черт именуется шишигой или шутом, а на севере — лембоем.

Разновидности чертей в поверьях, отождествляемые более всего с водяными и разнообразными мелкими нечистыми духами – анчутки, шуликуны, шутики.

Чертовка в русском фольклоре – это нечистый дух в женском облике, жена черта, лешачиха, водяниха, ведьма, колдунья.

Русалки как заложные покойники

В праздники русалок в некоторых областях России нельзя было работать в поле и даже вообще работать. А когда русалки показываются в первый четверг после Троицы. И тогда люди не купаются и не выполняют никаких работ. Русальная неделя почитается крестьянами как праздник. А кто будет работать в это время, у того не будет урожая, а дети лиц, работающих в русальные дни, будут болеть.

От русалок зависят все сферы крестьянского бытия. Это может указывать на них как на некогда полуфункциональных божеств.

В весенних праздниках, посвященных русалкам, в первую очередь отразились представления о них как о заложных покойниках, т.е. об умерших неестественной смертью людях. Исследователи считали, что в Южной России широко были распространены поминки в семик всех умерших неестественной смертью, и видели в связанных с русалками праздниках отголоски таких поминок, во время которых безвременно скончавшихся, беспокойных, опасных покойников старались почтить, помянуть, обезопасить себя от них.

     

Оживая весной вместе со всей природой, безвременно умершие, погибшие девушки, женщины, дети наполняют леса, кричат, смеются, водят хороводы. В это время они опасны для людей, особенно для тех, кто ведет себя неосмотрительно, приближаясь к местам обитания русалок в одиночку, ночью, без оберегов. Русалки, как и другие наделенные сверхъестественными способностями мертвецы, русалки могут утянуть к себе живых людей, защекотать, погубить.

Русалки – заложные покойники, воспринимаются как нечисть. Эти представления проходят во всех народных сказаниях про русалок. Оберегами от русалок служат: чеснок, головни, железные орудия, острые, колючие предметы, пахучие травы -полынь, заря, любисток. Также существовали и заклятия от русалок.

На зов русалки нельзя откликаться. Чтобы и збавиться от русалок во время нападения, нужно начертить на земле крест, который обвести кругом чертою, в этом кругу и стать, но себя и круг необходимо закрестить. Русалки за черту не подступятся, а потом спрячутся.

По окончании весенних праздников – русалок, соотносимых с нечистью, старались проводить подальше от людей.

Омутница

Это русалка, обитающая в речных и озерных омутах. Омутницы любят селиться в самых глубоких и опасных местах реки, озера, в том числе омутах с черной стоячей водой и особенно у мельниц. Поэтому омуты называются темными. Как правило, омутница – это русалка, живущая в воде или около воды, лохматая, черная. Она вылезает из воды и чешет волосы.

Следует отметить, что омутница сближается с русалкой-болотницей, но в отличие от последней не является красавицей, а предстает «страшной» русалкой, сходной с духом тюркского фольклора албасты, имеющей безобразную внешность.

Иллюстрация Лидии Магоновой

Шестиха

Это лесная русалка. Как правило ее видят сидящей на дереве в красном платье. Она, как и все русалки, опасна.

Следует отметить, что красный цвет одежды этих существ не случаен. В отличие от спокойного белого цвета, тревожный красный, цвет огня, насыщен жизнью и силой. Это цвет боли, крови, насилия, адского пламени. Красный цвет защищает от колдовства и злых сил, но и свидетельствует об их присутствии.

Одетыми в красные одежды, сарафаны и юбки в ряде районов России представляют русалок. Но это особая категория русалок – проклятые девушки и полуверицы. С ними практически идентичны шутовки, которые нередко одеты в красное.

Лесные девки и лешачихи часто одеты в красную одежду.

Шестиха может быть сходна с уводной, злым лесным духом в славянском фольклоре, обитающем в лесу и уводящем людей. Чаще всего это девушка в красном сарафане, под красной шалью. Она приманивает людей и уводит их.

   

В. Прузсковский. Русалки