Рубрика: русалки

Опасность русалок

В Малороссии верили, что накануне Троицына дня они собираются на нивы и с возгласом «Ух-ух, соломяный дух!», весело бегают по колосистой ржи или катаются по ней взад и вперед, от чего рожь волнуется, как бы от дуновения ветра. О русалках-мавках рассказывали, что они приходили на землю в то время, когда хлеб начинает колоситься и может служить им надежным убежищем.

Злые ветры – проделки русалок. Чтобы колосья налились, вызрели и дали хороший урожай, нужна погода тихая, теплая, с умеренными дождями, а потому совершался обряд проводов и изгнания русалок.

Русалки, наравне с эльфами и маарами, роднятся с демонами, насылающими тяжкие болезни и скорую смерть. Заманивая к себе юношей и девиц, они измучивают их щекоткой, душат и топят в реках. Тот, кто ступит на холст, разостланный русалками, делается расслабленным и хромым, а кто не чтит русальной недели, у того они портят домашний скот и птицу.

О внешнем виде русалок

Согласно поверьям, русалки носятся по рощам и с грохотом катаются по траве и дорогам, и хохот их далеко раздается в глубине лесной чащи, волосы у них обыкновенно зеленые или увенчанные зелеными венками, чешская водная нимфа носит легкую зеленую одежду и белое покрывало, усыпанное жемчугом.

Лицо русалки исполнено несказанной, пленительной красоты, всегда распущенные русые, черные или зеленые косы ниспадают по спине и плечам ниже колен, глаза – голубые или черные, с длинными пушистыми ресницами, но вместе с тем, во всем ее теле замечается что-то воздушно-прозрачное, бескровное, бледное. Русалки большей частью представляются семилетними девочками, есть между ними и взрослые девы, с полными, хорошо развитыми и белоснежными грудями, но это несчастные утопленницы, осужденные по смерти быть русалками. С русалками могут купаться одни ведьмы; а крещеные люди, решаясь на это, гибнут в омутах. Поселянам случалось видеть, как русалки, сидя у колодца, расчесывали гребнем, сделанным из рыбьей кости, свои русые или зеленые косы.

Иллюстрация Михаила Чернодедова

Почему в славянском фольклоре ничего не говорится о горном обиталище русалок

Колодцы, реки и моря, населенные русалками, составляют не более как смутное воспоминание о небесных дождевых источниках, это подтверждается и тем, что наряду с водами фантазия населяет ими горы и леса и таким образом роднит их не только с водяными, но и с горными и лесными, т.е. грозовыми, духами. Предание о горах, как обиталищах русалок, почти позабыто на широких равнинах Руси, потому что отсутствие горных возвышений лишило это древнемифическое представление необходимой для него обстановки и не позволило ему развиваться в целый ряд поэтических сказаний, какие мы можем встретить у других славян. В поверьях Галиции говориться, что они пляшут и веселятся в горах, а русалки-мавки обитают на горных вершинах, чехи называют высокие скалы бабьими горами. Эти бабьи горы слились в народном воображении с возвышенными, нагорными берегами рек. То же самое можно сказать о древних русалках-берегинях, которым приносились требы. Древнейшее значение слова «брег», «берег» есть гора, а потому название берегиня могло употребляться в смысле горыня и служить для обозначения дев, блуждающим по берегам рек и потоков.

Рисунок Алены Клементьевой

Огневица

Одна из двенадцати сестер-лихорадок, дочерей Ирода. Это болезнь в облике женщины, которая вызывает сильный жар. Действенным средством от нее служил добытый особым способом огонь, именуемый древесным. Огневица находилась в распоряжении лешего, которого нередко просили спасти от нее.

Иногда Огневицей называли скарлатину, при появлении которой собирали всех детей деревни прощаться с умершими от нее.

Трясавицы-лихорадки. Русская народная икона (Лубок). 

Смерть в русском фольклоре

Высокая женщина в белом – традиционное и наиболее распространенное обличье смерти в русских поверьях. Подобное существо может прямо называться смертью, Белой Бабой, и соотноситься с марой, мороком, полудницей, русалкой.

Неодноплановость обликов смерти отмечена в некоторых поверьях. Смерть может являться в виде седого старичка, двенадцати белых котиков, неожиданно вбегающих в избу и поедающих хозяйский хлеб, трех цыплят, а также скелета.

Смерть может принимать обличья самых разных существ – персонификаций болезней.

Смерть может появляться в облике покойника, а также двойника человека.

 

Картина Жан-Франсуа Милле

Водяная женщина в поверьях жителей Забайкалья

В поверьях жителей Забайкалья водяная женщина может быть красивой или некрасивой, доброй или злой. Живет она в воде и только изредко выходит на берег чесать золотым гребнем свои прекрасные волосы цвета воронова крыла. В это время можно к ней подкрасться и выкрасть гребень, который обладает магической силой. Водяная женщина сходна с русалкой, но с русалкой «страшной», образ которой традиционен для северной, северо-восточной части России. Образ этот достаточно древний, представляющий персонификацию стихийных сил, существо, которое почти не вступает в отношения с человеком, а лишь проявляет свое присутствие, возникая и исчезая у воды.

Мотив гребня водяной женщины присутствует также в тюркском фольклоре. Так, водяная татарских поверий су-анасы тоже выходит из воды и чешет свои волосы гребнем. В поэме Габдуллы Тукая мальчик похищает гребень водяной, а она потом не дает ему покоя до тех пор, пока он не возвращает ей его. Примечательно, что в данной поэме су-анасы представлена старухой с волосами цвета родника, в то время в поверьях казанских татар она является темноволосой и темноглазой молодой девушкой, выполняющей функции защитницы города. Однако в представлениях сибирских татар су-анасы имеет золотые волосы, что может сближать ее с другим духом тюркских народов, вредящим рожаницам – албасты.

Иллюстрация Лилии Мустафиной-Хазиевой

Рижница

Это злой дух риги в женском облике. Она обитает в риге – строении, где сушат сноповой хлеб. Видеть ее нежелательно: к несчастью. У рижницы длинные волосы, по своему описанию она напоминает «страшную русалку».

Однако рижницы связаны с миром мертвых, а также с культом предков.

Также рижницы связаны с огнем, печью. Также нередко этот злой дух спасает людей от козней колдунов, ведьм и упырей. Иногда рижница может явится к человеку и предупредить его о том, что его собирается погубить ведьма и предупредить, как спастись от нее.

Картина Василия Куракина

Куда деваются русалки после проводов или осенью?

Согласно поверьям, после проводов русалки покидают леса и поля. Одни крестьяне полагали, что русалки поднимаются вверх и живут на облаках; другие считали, что они уходят под землю и спят там остальное время года; иные думали, что русалки переселяются в реки. Также считалось, что русалки, оставив лес, долго еще остаются на нивах и безмолвно катаются на волнах нив.

В южнорусских и украинских поверьях русалки-мавки осенью уходят жить в деревья и называются древянницами. Живут они в деревьях до весны.

Образ русалки в великорусских и особенно в севернорусских поверьях раздваивается: она и существо, появляющееся на земле лишь в определенное время года, и обитающее у воды и в лесах постоянно («страшную» русалку видят в любое время года, но чаще в сумерках, в полдень, ночью).

Сложный образ русалки в весеннее-летних календарных обрядах, видимо, все же более персонифицирует силы плодородия, природы, он словно бы проступает из воды, земли, растительности.

Образ «страшной» русалки, не включенной в календарный ритм бытия природы и человека, более односложен. Но и «страшная» русалка – существо, влияющее на плодородие, она связана и с землей, и с водой, обладает властью и над стихиями, и над жизнью человека. В севернорусских поверьях «страшная» русалка смешивается с удельницей, которая может влиять на участь роженицы и младенца. Подобные страшные богини сохраняются в верованиях многих народов. Например, Албасты, дух, опасный для родильниц. Ведява (мать воды) в финно-угорской мифологии появляется в полночь и в полдень – душит рожениц, поедает детей, ей приносили жертвы во время родов. Представления о связи воды (реки) и рожениц сохраняются в некоторых областях России вплоть до начала ХХ в. В таких верованиях превалирует связь с водой. Отсюда и влияние на роды, и власть над жизнью роженицы и младенца; длинные волосы, косматость, огромные груди соответствуют о плодородной (в архаическом варианте – и детоубийственной) роли подобных существ.

 

Иллюстрация Ивана Цыганкова

Лесовая сила

Это нечистая сила, появляющаяся в лесу. Появлением лесовой силы сопровождается приход покойника. Также они отождествляются с проклятыми или умершими без крещения людьми, а также с язычниками, которые были отосланы Христом в лес. Если лесовая сила приходит к дому, где кричит смертельно больной ребенок, то начинает укачивать, успокаивать малыша, невидимо для матери.

Образ леса в русском фольклоре неоднозначен. Но, как правило, он играет роль опасного компонента.

Для сказочных героев дремучий лес является ловушкой, от которой исходит опасность, предполагающая нахождение героя в непроницаемом пространстве и невозможность выбраться из него, а также встретить злых сверхъестественных существ, которые могут причинить зло или даже убить.  Лес враждебен человеку. Это связано с тем, что лес является границей между мирами – нашим и миром мертвых. Существа, обитающие в лесу, стараются не допускать людей за эту границу.

И.И. Шишкин. Лес

Петрушка

Это растение ассоциируется со смертью, покойниками и привидениями. Древние греки и римляне считали, что петрушка посвящена мертвым, и сажали ее на могилах. В кельтском фольклоре считали, что петрушка приносит неудачу, потому что связана с мертвыми. Петрушку нельзя было высаживать перед домом, так как это может привести к смерти кого-либо из членов семьи или к тому, что землей овладеет нечистая сила.

Однако петрушка может спасти от нападения призраков Дикой охоты, ведущей свое происхождение из германской мифологии.

В русском фольклоре петрушка являлась травой, дружественной русалкам, которые при произнесении людьми ее названия, сразу набрасывались на несчастных и защекочивали до смерти.

Картина Василия Поленова