Рубрика: детские страшилки

Куклы

Куклы известны человечеству с древних времён. На территории Евразии находят мелкую антропоморфную пластику, созданную около 40 тысяч лет назад. Куклы наиболее близки языческим идолам и деревянной народной скульптуре. Кукла является антропоморфным объектом, созданным для определённых манипуляций.

Тем не менее, в обыденной жизни они выполняют функции бытовых кукол-игрушек.

В детских страшилках, которые получили распространение в 70-х годах в Советском Союзе. Героями детских страшилок являлись, как правило дети, которые были вынуждены противостоять злу – существу из сказок и старинного фольклора (черт, ведьма, домовой, Пиковая дама и др.), а также вредоносному предмету. Одним из вредоносных предметов является Стеклянная кукла, которая убивает детей. Стекло прозрачно и имеет неопределенный цвет, что может вызвать предположение о соотнесении его с инфернальным миром.

Красный цвет в детских страшилках

Фольклор является отражением жизни определенного общества.

В 70-е годы двадцатого века зародились детские страшилки, которые передавались из уст в уста.

Эти годы были годами застоя: очереди в магазинах, тоталитарный режим, боязнь гласности. Также отсутствовала информация о совершенных преступлениях, например, о появление маньяков и серийных убийц в местности и исходящей от них опасности. А между тем, слухи среди населения ходили, например о жертвах. Это отражалось и на детях, которые боялись непонятной им опасности, так как родители зачастую не знали, как объяснить им о существовании людей, представляющих опасность. Все эти вещи, а также предметы быта отразились на детском сознании в виде страшилок.

Героями детских страшилок являлись, как правило дети, которые были вынуждены противостоять злу – существу из сказок и старинного фольклора (черт, ведьма, домовой, Пиковая дама и др.), а также вредоносному предмету.

Вредоносными предметами выступали платье, колготки, ленточка, пианино, занавески, шторы, кукла, автобус, трамвай, автомобиль, приемник, цветы и др.

Красный цвет (женщина в красном, красное пятно, красные розы, красное пианино, красные перчатки, красное платье, красное печенье и др.) выступает как цвет активности, крови, боли и насилия. Он также свидетельствует о присутствии злых сил. Женщина в красном платье активно преследует свои жертвы, идя напролом всем обстоятельствам. Содержание сюжета об учительнице в красном, которая представляла смертельную опасность для своих учеников, является страх детей перед школой и перед уроками.

В детских страшилках чаще всего упоминаются розы.

Красная роза в христианстве – это символ мученичества и крови Христа. В детских страшилках красная роза выступает как вредоносный цветок, несущий боль и насилие. У данного цветка активная позиция. Из нее вылезал красный человек, который был опасен и связан с пролившейся кровью.

Представлена в данных страшилках и тема красного автобуса, в который садившиеся в него люди пропадали, а потом были жестоко убиты неизвестными в огромной глубокой яме под землей, куда направлялся данный автобус. Причина убийства людей объяснялась предстоящей войной, а соответственно, меньшим участием в ней людей.

Красный цвет автобуса выступает как цвет активности, крови, боли и насилия. Он также свидетельствует о присутствии зла и опасности.

Зеленый цвет в детских страшилках

В 70-е годы двадцатого века зародились детские страшилки, которые передавались из уст в уста.

 Эти годы были годами застоя: очереди в магазинах, тоталитарный режим, боязнь гласности. Также отсутствовала информация о совершенных преступлениях, например, о появление маньяков и серийных убийц в местности и исходящей от них опасности. А между тем, слухи среди населения ходили, например о жертвах. Это отражалось и на детях, которые боялись непонятной им опасности, так как родители зачастую не знали, как объяснить им о существовании людей, представляющих опасность. Дети боялись вида похорон и смерти, так как в советское время умерших людей редко увозили в морг, а держали три дня дома, а затем хоронили, крышка гроба, как правило стояла у подъезда на обозрение всем людям.

Все эти вещи, а также предметы быта отразились на детском сознании в виде страшилок.

Героями детских страшилок являлись, как правило дети, которые были вынуждены противостоять злу – существу из сказок и старинного фольклора (черт, ведьма, домовой, Пиковая дама и др.), а также вредоносному предмету.

Вредоносными предметами выступали платье, колготки, ленточка, пианино, занавески, шторы, кукла, автобус, трамвай, автомобиль, приемник, цветы и др.

Особое внимание уделяется цвету вредоносных предметов.

Зеленый (зеленые глаза, зеленые пальцы, зеленая рука) выступает в аналогичном значении, что и черный цвет, символизируя инфернальную опасность, только не содержат траурной символики, хотя и несет смерть.

Зеленый свет в данных страшилках является ни теплым, ни холодным. Он может иметь космическую энергетику, а также напоминает расцветку того, что пылает зеленым в космосе. Зеленый указывает на территорию непонятных существ, а также на присутствие иных сил, которые не сулят человечеству ничего хорошего.

Зеленый цвет в британском фольклоре означает рост и плодородие, однако указывает на потусторонний мир, связанный с природой (лесом, рощей), поэтому феи очень часто носят одежду данного цвета.

 

Транспорт в детских страшилках

В 70-е годы двадцатого века зародились детские страшилки, которые передавались из уст в уста. Их тематика и предмет являлись отражением жизни общества того времени.

Дети боялись неопределенной опасности, так как родители не всегда могли объяснить о существовании людей, представляющих опасность, так как это было время застоя, в котором отсутствовала гласность о также информация о совершенных преступлениях.

В детских страшилках дети были вынуждены противостоять непонятному злу — вредоносным предметам, которым выступали автобус, трамвай, автомобиль, троллейбус.

Тема вредоносного предмета – автомобиля Черной Волги не уникальна, так как она получила распространение в городских легендах. В детских страшилках неизвестные люди га данном автомобиле похищают детей с целью их убить, черный цвет выступает как символ смерти. Причиной распространения страшилок с данным предметом могли служить  слухи об извращенцах, похищающих детей на машинах.

Так как тема похорон, траура и смерти остро стояла в детском сознании в те годы, то неудивительно и присутствие черного трамвая-катафалка в детских страшилках. В одной из них описывается следующее. Когда мальчик шел из школы, то оказался в неизвестном ему районе: стояли дома непривычной конструкции, росли деревья незнакомого вида, а улицы были пустыми. Кроме того, на трамвайной остановке номера были как цифры на кладбище. Когда появился черный трамвай-катафалк с номером, означающим его дату рождения, мальчик отпрянул в сторону и не сел в трамвай. И неожиданно район, в котором оказался мальчик, изменился и стал ожившим, полным людей.

                     

                      Художник Игорь Майков

Сюжет с черным трамваем похож на мотив попадания ребенка в потусторонний мир, который напоминает кладбище, перед которым дети испытывают страх. Этот потусторонний мир символизирует детскую безысходность и беспомощность, а неожиданное спасение мальчика от входа в трамвай и преображение улицы в полную жизни и света означает надежду детей на выходы из проблемных ситуаций.

               

Волков Сергей Риксович . Сумеречный трамвай

Интересен мотив автобуса с черными шторками, выступающими символами траура. Это средство передвижения несло смерть тем, кто в него садился.

Черный цвет вредоносного предмета (черный трамвай, черная Волга, черные шторки на автобусе) выступал цветом потустороннего мира и траура. Он ассоциировался с похоронами и смертью. Появление черного цвета указывало на опасность, исходящую из потустороннего мира и несущую смерть.

Представлена в данных страшилках и тема красного автобуса, в который садившиеся в него люди пропадали, а потом были жестоко убиты неизвестными в огромной глубокой яме под землей, куда направлялся данный автобус. Причина убийства людей объяснялась предстоящей войной, а соответственно, меньшим участием в ней людей.

Красный цвет автобуса выступает как цвет активности, крови, боли и насилия. Он также свидетельствует о присутствии зла и опасности.

Сюжет о школьном автобусе, в котором дети узнают, что ехали 200 лет, соотносится с попаданием детей во временную дыру либо другое измерение, где время изменяется. Данный сюжет может свидетельствовать о страхе детей перед нехваткой времени, а также упущением времени.

Троллейбус в страшилках выступает в качестве средства передвижения, везущего в морг, что также свидетельствует о теме смерти в детском сознании и страхе перед ней.

         
          Николай Мазур «Красный день календаря»

В детских страшилках прослеживается осмысление детьми актуальных проблем реальной жизни. Благоприятный исход некоторых сюжетов означает, что дети, несмотря на свой страх перед неизвестным им миром, продолжают верить в светлое будущее.

 

Образ цветов в детских страшилках

В 70-е годы двадцатого века зародились детские страшилки, которые передавались из уст в уста.

Одним из основных детских страхов в то время был страх смерти. Тема похорон, траура и скорби особенно пугала детей. В данных событиях обилие черного цвета в одеждах, цветов, непрекращающегося плача, приводило детей в ужас.

Героями детских страшилок являлись, как правило дети, которые были вынуждены противостоять одному из зол злу вредоносному предмету.

Одними из вредоносных предметов выступали цветы. Вероятно, это было связано с тем, что обилие данного предмета является неотъемлемым атрибутом на кладбище и проводах покойника.

В детских страшилках чаще всего упоминаются розы.

В европейском фольклоре роза прославляется как райский цветок, как символ чистоты и святости.

Красная роза в христианстве – это символ мученичества и крови Христа. В детских страшилках красная роза выступает как вредоносный цветок, несущий боль и насилие. У данного цветка активная позиция. Из нее вылезал красный человек, который был опасен и связан с пролившейся кровью.

Менее активную позицию занимают розы черного цвета. Они связаны с кладбищем, потусторонними силами, демоническими существами. Так, из черных роз вылезают старушки, пьющие кровь у девочек, либо рука, которая душит людей. Белая роза выступает антагонистом черной и побеждает последнюю, спасая девочку.

Особое место в детских страшилках уделено такому цветку как черный тюльпан. Черный тюльпан является символом любви, однако в детских страшилках он выступает как самостоятельным демоническим существом из потустороннего мира, поработившим девочку, которая освободилась от него, уничтожив злополучный костюм черного тюльпана, из которого вылез демонический цветок, так и вместилищем инфернальных рук, которые душат людей.

Немного о детских страшилках

Фольклор является отражением жизни определенного общества.

В 70-е годы двадцатого века зародились детские страшилки, которые передавались из уст в уста.

Эти годы были годами застоя: очереди в магазинах, тоталитарный режим, боязнь гласности. Также отсутствовала информация о совершенных преступлениях, например, о появление маньяков и серийных убийц в местности и исходящей от них опасности. А между тем, слухи среди населения ходили, например о жертвах. Это отражалось и на детях, которые боялись непонятной им опасности, так как родители зачастую не знали, как объяснить им о существовании людей, представляющих опасность. Дети боялись вида похорон и смерти, так как в советское время умерших людей редко увозили в морг, а держали три дня дома, а затем хоронили, крышка гроба, как правило стояла у подъезда на обозрение всем людям.

Все эти вещи, а также предметы быта отразились на детском сознании в виде страшилок.

Героями детских страшилок являлись, как правило дети, которые были вынуждены противостоять злу – существу из сказок и старинного фольклора (черт, ведьма, домовой, Пиковая дама и др.), а также вредоносному предмету.

Вредоносными предметами выступали платье, колготки, ленточка, пианино, занавески, шторы, кукла, автобус, трамвай, автомобиль, приемник, цветы и др.

Так как тема похорон, траура и смерти остро стояла в детском сознании в те годы, то нередко автобус, трамвай и автомобиль имели черные шторки, выступающие символом траура. Эти средства передвижения несли смерть тем, кто встречался на их пути. Причиной распространения страшилок с данным предметом могли служить  распространяющиеся слухи об извращенцах, похищающих детей на машинах.

Особенное значение придается цвету вредоносных предметов.

Черный цвет (черный черт, черный гроб на колесиках, черный автомобиль, черная ленточка, черные занавески, черная простыня, черные розы, черный тюльпан и т.д.) выступал цветом потустороннего мира и траура. Он ассоциировался с похоронами и нес смерть. Появление черного цвета указывало на опасность, исходящую из потустороннего мира, а также несущую смерть.

Красный цвет (женщина в красном, красное пятно, красные розы, красное пианино, красные перчатки, красное платье, красное печенье и др.) выступает как цвет активности, крови, боли и насилия. Он также свидетельствует о присутствии злых сил. Женщина в красном платье активно преследует свои жертвы, идя напролом всем обстоятельствам. Содержание сюжета об учительнице в красном, которая представляла смертельную опасность для своих учеников, является страх детей перед школой и перед уроками.

Желтый цвет (желтые шторы, желтые занавески, желтое пятно и др.) является цветом, связанным с хтоническими силами. Желтый часто является цветом зависти и недоброжелательности. Он также связан со смертью и противостоит жизни, ассоциируется с увяданием, мертвыми людьми. Желтые шторы и желтые занавески душат свои жертвы.

Зеленый (зеленые глаза, зеленые пальцы, зеленая рука) и синий (синяя ленточка, синие зубы и т.д.) выступают в аналогичном значении, что и черный цвет, символизируя инфернальную опасность, только не содержат траурной символики, хотя и несут смерть.

Интересен персонаж детских страшилок – Стеклянная кукла, которая убивает детей. Стекло прозрачно и имеет неопределенный цвет, что может вызвать предположение о соотнесении его с инфернальным миром.

Хотелось бы отметить, что герои страшилок не обделены помощью. Их часто предупреждает радио о появлении вредоносных предметов, приходит на помощь милиционер, продавец предупреждает ребенка о том, что нельзя покупать тот или иной предмет.

Присутствие данной помощи в страшилках говорит о том, что в детских сердцах, распространявших эти страшилки, сохраняется надежда на помощь взрослых людей, животных, либо детей в трудных ситуациях, что говорит о том, что не все безнадежно и из любой ситуации есть выход. Дети, несмотря на свой страх перед неизвестным им миром, продолжают верить в светлое будущее, а также в помощь, любовь и заботу взрослых.