Рубрика: иберийская мифология

Фоморы

В ирландской мифологии это демонические существа, побежденные Племенами богини Дану (феями в ирландском фольклоре) во второй битве при Маг Туиред. Свидетельств, о том, как они попали в Ирландию, не сохранилось.

Фоморы, как и их противники, ассоциировались с островным потусторонним миром (остров со стеклянной башней), и край блаженных на Западе нередко назывался владениями Тетры (одного из правителей Фоморов). Интересно, что фоморов никогда не изображают как одно из племен, заселивших Ирландию. Владельцы волшебных холмов, они вечно пребывают как бы в тени, и жизнь их постоянно связана с морем и островами. Обрисованы они лишь смутно, вожди их имеют облик бесформенный или чудовищный, их одноглазость, однорукость и одноногость – непарность как знак принадлежности Иному миру – соответствует их враждебности и агрессивности. Тем не менее, они вступают с жителями племени богини Дану в браки и в некоторых отношениях как будто бы олицетворяют женское начало.

Образ короля либо предводителя фоморов повлиял на образ Красного рыцаря Артуровского цикла, обитающего в Красной башне, которая очень связана со страной мертвых (фоморов) ирландских сказаний: стены крепости в ирландской стране теней – красного цвета, а поскольку охраняют ее жабы и змеи (архетипические животные подземного мира), скорее всего это и есть страна мертвых. Юный рыцарь короля Артура Персеваль убивает Красного рыцаря подобно тому, как убивают предводителя племени фоморов в битве при Маг Туиред.

Возглавляла фоморов древняя богиня Домну. Домну обладает демонической внешностью, обычно изображается с оленьими или козлиными рогами на голове, одетая в шкуры жертвенных животных. Козлиные или оленьи рога на голове могут свидетельствовать о том, что в ней присутствует образ богини плодородия. Домну, по всех видимости, была богиней древних иберийских племен, населяющих Британию до прихода кельтов, либо имела черты их богинь. После того, как войско фоморов было разгромлено в битве при Маг Туиред, она навсегда осталась запертой в подземном мире.

   

Говард Джонсон. Домну, богиня фоморов

Вампиры в кельтском фольклоре

В кельтском фольклоре также содержаться упоминания о пьющих кровь сверхъестественных существах. Отличием их от западных вампиров и славянских упырей является их местонахождение либо в лесу, либо вблизи родников и источников, а не в гробах на кладбищах. Эти существа имеют все признаки фей западноевропейского фольклора.

Злые глейстиги шотландского фольклора опасны для людей. Это необыкновенно красивые девушки с золотистыми волосами в длинных зеленых платьях, под которыми скрываются вместо ног козлиные копыта. Козел в кельтском фольклоре является символом плодородия, а также нередко имеет связь со стихией леса. Глейстиги тоже лесные существа, так как появляются именно там. Они приглашают людей потанцевать с ними, а затем выпивают кровь у жертв.

Картина Брайана Фрауда

Также интересны кровожадные феи шотландского фольклора Бааван ши. Они предстают либо в облике ворона либо белокурой красавицы в длинном зеленом платье, под которым скрыты оленьи копыта вместо ног.

Ворон в кельтском фольклоре символизирует потусторонний мир, смерть и войну, а также колдовство. Феи Моргана и Вивиана часто оборачиваются вороном. В эту птицу часто превращалась ирландская богиня Морриган. Ворон также выступает символом галльской богини плодородия Нантосвельты, но поскольку это траурная птица, то богиня Нантосвельта была связана с миром мертвых.

Lindsey Kustusch

Оленьи копыта у Бааван ши не случайны. Олень символизирует плодородие и стихию леса.

Бааван ши обычно появляются перед людьми в облике ворона в темное время суток, потом превращаются в белокурых красавиц, а потом приглашают путников потанцевать. Это грозит гибелью людям, так как феи выпьют из них всю кровь.

Зеленый цвет одежды этих кровожадных фей является традиционным цветом фей в кельтском фольклоре. В данном случае он указывает на стихию леса, в котором расположены жилища этих существ.

В фольклоре жителей острова Мэн встречается кровожадная фея Ланнан ши, живущая вблизи родников и источников. Цвет одежды этой красавицы как правило белый. Обычно родники и источники являются символом исцеления и служат местом обитания добрых дев источников либо богинь-матерей. Кровожадность фей может объясняться тем, что люди не всегда уважительно относятся к природе и к источникам, поэтому природа в виде нимф им таким образом отвечает. В легендах о короле Артуре оскорбление дев источников Логрии привело к опустошению земли.

Аналоги галльской богини лошадей Эпоны в мифологиях других народов

У галлов лошадь имела очень большое значение в хозяйстве, поэтому культ данного животного присутствовал в религиозных воззрениях.

Богиня Эпона была покровительницей лошадей и коневодства. Изображалась она как молодая девушка, как правило со светлыми волосами, сидящая на лошади. Однако ее культ был связан не только с лошадьми, но и с водами и источниками. Ее изображение нередко встречалось в галльских святилищах вблизи родников и источников.

Мозелле,Франция, Музей Лорраин

Культ Эпоны был перенят некоторыми римскими кавалерийскими частями, а сама богиня включена в римский пантеон. Римляне называли ее Региной.

Одним из имен Эпоны в Галлии и Британии было Ригантона. Это также была богиня-мать.

Ее имя и образ унаследовала богиня Рианнон, появившаяся в первой ветви сборника валлийских повестей Мабиногион. Ее имя означает Великая королева. Рианнон появилась на белой лошади.

Рианнон. Иллюстрация к Мабиногион

Согласно преданиям, Рианнон перенесла множество испытаний, была женой короля иного мира Пвилла и хозяина островов блаженных Манаввидана. Ее образ интересен и величественен.

Лузитанские племена, обитавшие в западных горах, почитали аналог Эпоны – Иккону Лоемину. Эта богиня также была связана с войной.

И наконец, еще об одном интересном аналоге богини Эпоны.

В Луго и Сарагоссе имеются надписи, посвященные иберийской богине Обионе (Обане, Обиане). Эта богиня была связана с водой и с культом рек. Присутствовали в ней также черты богини-матери. Но также упоминались у нее функции богини лошадей. Обиона была многофункциональной богиней.

Аналоги Персефоны в других мифологиях.

Образ богини Персефоны настолько ярок и привлекателен, что имеет аналоги в других культурах.

Культ Персефоны существовал еще до вторжения греков на Балканский полуостров. Греческий культ богини-девушки Коры, имеющей функции богини плодородия, слился с культом Персефоны, либо шел с ним в один ряд.

Данная богиня имеет образ невинной девушки, которая была похищена богом подземного мира Аидом. Персефона гуляла на лугу и увидела прекрасный нарцисс, в результате чего  перед ней разверзлась земля и девушка была похищена мрачным богом.

Уолтер Крейн. «Похищение Персефоны», 1877

Персефона стала женой Аида, но при этом должна была осень и зиму проводить в царстве Аида, а весну и лето со своей матерью Деметрой.

Несмотря на то, что Персефона-Кора была недовольна своим положением и хотела проводить больше времени на земле, она являлась полновластной царицей Подземного царства, не уступающая своего мужа его наложницам (нимфам Менте и Кокитиде), жестоко расправившись с ними.

При спуске певца Орфея за женой Эвридикой в Подземное царство Персефона ведет себя как невинная девушка, склонная к состраданию: мольбы Орфея растрогали ее и она отпускает с ним Эвридику не смотря на существующие в том царстве законы о невозвращении умерших обратно на землю.

Символами Персефоны-Коры являются нарцисс, желтый крокус и фиалки (символизируют ранний уход из жизни молодых девушек).

Прозерпина в римской мифологии по своему образу идентична Персефоне, только отсутствуют упоминания о ее властности.

Данте Габриэль Россетти. Прозерпина

Этрусская богиня подземного царства Ферсипнея отличается от своих аналогов. В отличие от Коры, которая выступает невинной девушкой, которую похитил Аид, данная богиня является строгой царицей подземного мира, восседающей на высоком троне, на фреске в ее светло-каштановых волосах присутствуют две змеи, являющиеся, вероятно грозными хтоническими символами.

Фреска: Гадес («Айта», справа) и Персефона («Ферсипнея», в середине) возглавляют процессию.

(Гробница Оркуса II, Тарквиния, Италия)

Кельтская богиня Эрекура имела черты Прозерпины, но еще и выступала богиней изобилия.

Иберийская богиня Атаесина, которой поклонялись практически на всей территории Испании, имеет черты и функции Персефоны. Она связана с загробным миром и с весной, возрождающейся и воскрешающейся природой. В источниках об Атаесины отсутствуют упоминания о ее муже, тогда как у вышеупомянутых богинь мужья – боги подземного мира. В иберийской мифологии богом подземного мира является рогатый Коронус, который в отдельных источниках является мужем речной богини плодородия Набии. Однако Атаесина тоже упоминается как богиня-девушка и богиня-весна.

 

Водные божества и нимфы в древней Испании

Вода имела большое значение в культуре древних иберов, которые многое заимствовали у кельтов и поклонялись божествам води и нимфам вод и источников.

У иберов был культ богини Кохветены, аналога кельтской богини вод и источников Ковентины, которая была наделена целительными функциями.

Одним из самых ярких божеств иберийского пантеона была богиня реки Набия, которой поклонялись лузитане, галисийцы и астурийцы. Набия была связана с переходом умерших в иной мир. Также ей приписывались функции богини плодородия.

В Северной Лузитании и Астурии поклонялись нимфе Кастаеке. Ее культ был связан с источниками.

В Касересе почитали нимфу Капаренсес. В кельтской культуре существовал культ матерей. Очень часто богини-матери выступали покровительницами рек и были связаны с исцелением. Таковыми была Матрона, богиня реки Марны и Секвана, богиня реки Сены. Матерями являлись и нимфы. Нимфа Капаренсес, на культе которой отразилось кельтское влияние, имела черты нимфы-матери, целительницы, а также покровительницы вод и источников.

Интересна и богиня Рева. Это супруга водного бога Реуса, которому иногда приписывается главенство в пантеоне. Она имеет функции как богини-матери, так и защитницы и мироносицы.

В Касересе отмечена нимфа реки Сил по имени Силонсакло, за которой закрепились только водные и исцеляющие функции.

В Луго и Сарагоссе найдены надписи богине Обионе, которая также читается как Обана или Обианна. Обиона была связана с рекой, но кроме водных функций она полностью идентифицировалась с галльской богиней лошадей Эпоной. Следует отметить, что у лузитан был свой аналог Эпона – Иккона, которая была покровительницей лошадей. Это не мешало почитать Обиону как многофункциональную богиню.

В Толедо имеется надпись нимфе Варсиленае, которая была покровительницей источников.

Иберийские нимфы имели множество черт: матерей, целительниц, покровительниц вод и источников. Их функции не умалялись по сравнению с функциями богинь-матерей, также связанных с культом вод.

Иберийская богиня Атаесина

Атаесина одна из известных богинь древней Испании. Ей поклонялись лузитане, галисийцы, в центральной Испании и территории современной Андалузии.

Данная богиня ассоциируется с римской богиней Прозерпиной, связанной с весной, возрождающейся и умирающей природой, а также с подземным миром.

Данте Габриэль Россетти. Прозерпина.

В связи с тем, что Атаесина связана с преходящей весной, то ей можно приписать аграрные функции.

Путешествие Атаесины в подземный мир, а также ее пребывание там зимой, указывает на смену цикла сельскохозяйственных сезонов.

Основным символом, с которым связывают Атаесину, это коза. Коз приносили в жертву этой адской богине.

Атаесина.. Музей дель Мармол-де-Вила-Викоза

 

Иберийская богиня Набия

Богиня Набия была докельтской богиней, вполне возможно, что ее культ был иберийским. Ей поклонялись лузитане, галисийцы и астурийцы.То, что эта богиня обитала в водах, свидетельствуют названия топонимов, которые были названы в ее честь: река Навия (Оренсе), река Навия (Луго и Астурия), фонтан Навия (Луарка). У кельтов и иберов воды были местом перехода в иной мир, то Набия была ответственна за перенос умерших на другую сторону. Вполне возможно, что перевоз осуществлялся ею в лодке.

Воды были связаны с растительностью, поэтому Набия имела функции богини плодородия. Набию также рассматривали как весеннюю богиню подобно Атаесине, иберийской Прозерпине. Ее сопоставляли с кельтской Нантосвельтой, богиней изобилия и плодородия. Однако птицей Нантосвельты считался черный ворон, что говорит, что она была связана с миром мертвых. Набии приписывались хтонические функции.

Также упоминалось, что Набия была женой рогатого бога подземного мира Коронуса, что еще раз подтверждает ее связь с миром мертвых.

Существа и божества в кельтской мифологии и фольклоре, связанные с водой и культом вод

Одной из черт религии континентальных кельтов, в частности галлов, является широкое распространение святилищ, связанных с источниками, реками и озерами.

В устье реки Сены существовало святилище богини Секваны. К ней обращались за исцелением. Основным атрибутом изображения Секваны является диадема, что говорит также о римском влиянии.

Бронзовая статуэтка богини Секваны.

Богиней, связанной также с исцелением, является богиня Суль в Британии (в Галлии ее называли Сулевия). Данная богиня связана с целебными источниками, помогающими людям. Римляне стали отождествлять Сулевию с Миневрой, несмотря на то, что богиня носила функции целительницы, а также она носила титул одной из богинь-матерей.

Богиню, давшую название реке Марне в Галлии называли Матрона. Эта богиня также почиталась как богиня-мать. В валлийской мифологии с ней отождествлялась Модрон, которая была хозяйкой острова Авалон, а также стала прототипом феи Морганы, которая была также связана с этим островом. Имя Морганы явно имеет связь с водой: недаром в бретонском фольклоре морганами называли роковых морских дев, которые соблазняли, а затем бросали влюбленных в них молодых людей.

Галльскую богиню Секвану можно сравнить с бриттской богиней Ковентиной, святилище которой находилось у римского форта (форт VII) Броколития (Каррауборо) на Южной стороне вала Адриана. Мроморная плита с надписью, посвященной ей, с барельефом, где Ковентина изображена лежащей на листе с водным растением в руке.Эта богиня имеет функцию божества вод, она повелевает водными нимфами и исцеляет людей, купающихся в ее водах. Ковентина способствует росту растений, находящихся у воды.

Богиня Ковентина.

Следует отметить, что по своим функциям Ковентина больше напоминает нимфу, нежели богиню. Но ее упоминание встречается не только в Британии, но и на континенте. Культ данной богини также перекочевал в Иберию, где ее почитали как Кохветену.

Имя Ковентины каким-то образом связано с именем валлийской нимфы Ковианны, которая и оказала влияние на образ феи Артуровского цикла Вивианы.

The Lady of the Lake in Lancelot Speed‘s illustration for James Thomas KnowlesThe Legends of King Arthur and His Knights (1912)

Фея Вивиана (Ниниана, Нинева, Нимуе) была либо Владычицей Озера, либо одной из приближенных Владычицы Озера, либо одной из озерных фей. Эта фея соблазнила волшебника Мерлина и обманом заключила его в башне в лесу Броселианд, навсегда забрав волшебника у Артура.

Eleanor Fortescue-Brickdale Idylls of the King 

Образ феи Вивианы имеет языческие корни. В ней также присутствуют черты гуараггед аннон, валлийских озерных дев, обитавших в роскошных дворцах на дне горных озер. У них золотистые волосы и зеленые одежды. Они часто выходят замуж за смертных, но земной муж должен соблюдать определенные условия. Иначе озерная дева покинет его.

В бретонском фольклоре хранительницами родников и источников являются прекрасные златовласые феи в белых одеждах корриганы. Они очень опасны для проходящих мимо мужчин, так как встреча с ними гибельна для последних.

Служительницами культа источников также являлись девы Логрии Артуровского цикла, которые подавали путникам воду в золотых чашках. Уничтожение данного культа привело к опустошению земли.

Таким образом, можно сделать вывод, что вода играла очень большое значение в кельтской мифологии и фольклоре.

Божества войны древней Испании

Представления о религии древнего населения Испании очень скудные. После того, как Испания стала римской провинции, вероятно, многие местные культы были уничтожены. Однако на территории древней Испании сохранилось множество римских надписей, посвященных римским божествам, которые могут относится к периоду, когда кельты еще не пришли на территорию Иберии.

Хотелось бы поговорить о божествах войны, которых было несколько на территории древней Иберии.

Одним из богов войны, которому поклонялись на территории Галисии и Лузитании, был Козус. Ему посвящено около 20 надписей. Он был богом воинов, в честь него создавались братства воинов и ему приносились жертвы побежденных врагов.

Камень, посвященный Козусу

Кариосиекусу, который был эквивалентен богу Марсу, поклонялись в Лузитании. Он также был богом, с которым связывались тайны будующего. Козы, лошади и преступники часто приносились в жертву этому богу.

Каулекусу поклонялись на территории Галисии, надпись была найдена в Браге.

Рунесиус Цезиос был богом войны у Лузитан. Надпись, посвященная данному богу была в Касересе.

Семнококус был романо-иберийским богом войны, которому поклонялись даже римские легионеры, которые находились в испанских провинциях.

Но самым известным и ярким божеством войны был бог Нетон. Ему поклонялись практически повсеместно, особенно на территории Андалусии, отмечен он также в Лузитании и Галисии. Возможно, культ данного бога начал отправляться в иберийском мире, а затем распросртанился по полуостровному кельтскому миру, однако некоторые исследователи связывают его с другими божествами, находящимися за пределами полуострова. Может прослеживаться связь с ирландским богом Нетом. Почитался он как кельтами, так и иберами. Называли его также повелителем молний. В Сьерра-Магина (провинция Хаэн) гора Аз-Наитин может быть названа в честь бога Нетона.