Рубрика: японская мифология

Адзуки-баба

В японском фольклоре есть очень опасный демон-ёкай – Адзуки-баба, имеющий вид уродливой старухи, моющей в реке красную фасоль. Она появляется только в сумерки, особенно в туманные и дождливые осенние вечера.

Одета она в белое и поет сиплым противным голосом. Когда люди случайно встречают ее и чудом спасаются после встречи с ней, они рассказывают о жутком белом сиянии, видном сквозь густую пелену тумана.

Встреча с ней заканчивается гибелью людей.

Следует отметить, что белый цвет одежд призраков в японском фольклоре является традиционным для юрэев японской мифологии, призраков умерших людей, погибших насильственной смертью, а также мертвецов, над которыми не было совершенно положенных обрядов, душами вероотступников, которым ни нашлось места ни на земле, ни на небе. Юрэи являются вредоносными духами, которые не найдя покоя, бродят по земле, в надежде на отмщение. Не исключено, что Адзуки-баба может относиться к их категории, так как при жизни могла погибнуть по вине близких ей людей, плохо обращавшихся с ней.

Красная фасоль, которую моет в реке ведьма, тоже может иметь символическое значение. Красный цвет в японской культуре неоднозначен. Он является цветом, обозначающим границы между миром живых и миром мертвых. Примером для этого служат ритуальные врата перед синтоистскими храмами – тории, которые выполняют функции границ между параллельными мирами. В некоторых префектурах Японии этот цвет является цветом преисподней, так как связан с огнем, громом, который породила богиня Подземного царства Идзанами. Сама богиня часто изображается либо в белых, либо в красных одеждах, похожих на полыхающий огонь.

   

Иллюстрация Мэтью Майера

Хитодама

О блуждающих огоньках сложено множество легенд и преданий. Согласно одной из самых распространенных, — огонек – это призрак грешника, чья душа не может найти упокоения и обречена вечно скитаться по земле.

В японском фольклоре оторвавшаяся от тела человеческая душа в виде огненного шара, медленно плывущего над землей, имеет название хитодама.

Это зримое воплощение человеческой души, которая оторвалась от своего тела. Обычно они появляются как красный, оранжевый или бело-голубой шар, медленно плывущий над землёй. Тёплыми летними ночами эти странные светящиеся шары можно увидеть парящими вокруг кладбищ, похоронных бюро или домов, где недавно кто-то умер. Чаще всего их видят сразу перед смертью или после неё, когда душа покидает тело, чтобы отправиться в заоблачные выси. Чаще всего  они видны ночью, но иногда появляются и днём. Очень редко хитодама может появиться, если человек теряет сознание, и витает в воздухе, пока хозяин  придёт в себя. Тогда онавозвращается обратно. Некоторые рассказывают, что видели эти огни непосредственно перед рождением ребёнка.

Следует отметить, что к блуждающим огонькам относится великое множество самых разнообразных природных огней, предназначение которых либо возвещать смерть, либо морочить в ночи одиноких путников.

Блуждающие огоньки появляются в сельской местности как таинственные плывущие по воздуху пляшущие язычки голубоватого пламени, как голубые и желтые шарики света или как пламя свечей. Они встречаются во всех уголках мира. Кладбищенские огоньки считаются предвестниками смерти. Считается, будто огоньки, докучающие странникам, любят сбивать людей с пути, водить их за собой, пока те окончательно не заплутают.

Иллюстрация Мэтью Майера. Хитодама

Дни поминовения усопших на Востоке

Поклонение духам усопших и умиротворение их – это древний обычай, присутствующий в той или иной форме у всех народов мира. Во многих местах он сохранился до наших дней.

В Японии отмечают праздник с 13 по 16 июля Обон (праздник фонарей). Японцы верят, что духи умерших приходят в это время домой. Поэтому им оставляют пищу и другие дары. Выполняются некоторые ритуалы, как если бы дух усопшего реально присутствовал в доме. У ворот зажигают специальные огни, указывающие духам дорогу.

Особое значение имеет Фестиваль голодных духов в Китае. Он отмечается осенью, во время Седьмой луны, и продолжается две недели. Люди оставляют пищу для тех призраков, у которых нет живых потомков и которые по этой причине могут быть голодными. Призраков символически обозначают фонарями в виде цветов лотоса и носят их по улицам. В сумерках по рекам плавают маленькие лодки с зажженными свечами.

 

Цукиока Ёситоси Призрак Окику в Сараяшики, 1890

Еми-но куни

Еми-но куни – в японской мифологии страна мертвых, расположенная в «нижнем мире», подземное царство. Представление об этом мире у японцев бытует как об удаленном и темном месте, соприкосновение с которым оскверняет и требует ритуального очищения.

Еще данная страна называется «страной желтого источника». Данное название заимствовано из древнекитайской мифологии, в которой души умерших отправляются к Желтому подземному источнику.

Родив бога огня Кагуцути, японская богиня Идзанами заболела и умерла, отправившись в еми-но куни. Ее супруг бог Идзанаки пытался ее вернуть в верхний мир, но богиня, подобно Персефоне, отведавшей плод граната в царстве Аида, употребила пищу подземной страны и также, как греческая богиня Подземного царства, стала обитателем мира мертвых, которым заказано возвращение в мир живых. Идзанами рождает страшных богов грома, а на теле у нее ползает несметное количество червей. Супруг богини, увидев такое зрелище, обращается в бегство, а Идзанами посылает за ним в погоню богов грома и уродливых фурий подземной страны, а затем преследует его сама. Супругу удается спастись от нее с помощью магических предметов.

 

Идзанами и Идзанаги. Картина художника Кобаяси Эйтаку конца XIX века.

Богиня Идзанами часто изображается в белых либо красных одеждах и часто связана с огнем. Это сближает ее с богиней Персефоной, ассоциировавшейся с пурпурным цветом, так как пурпурную ткань подносили в дар богини на Элевсинских мистериях. Пурпурный цвет является аналогом красного и также связан с загробным миром.

Пульс

11 августа 2006 года состоялась премьера фильма ужасов Джима Сонзеро «Пульс». В фильме рассказывается о том, что лаборатория научно-исследовательского центра работала над принципиально новой технологией. В результате исследований были найдены новые частоты сверхширокого диапазона радиосвязи. Исходом экспериментов стало проникновение призраков в наш мир, которые подвергли атаке основную часть населения города. Вскоре город вымер и его основным населением становятся призраки без души.

Спасти от призраков может только оклеивание помещения красной лентой изнутри. Она их удерживает. Призраки связаны с компьютерной сетью и с электричеством, а также с программами.

В связи с тем, что данный фильм является ремейком одноименного японского фильма, то в нем явно задействован японские фольклор и мифология. Призраки в «Пульсе», вероятно, являются юрэями японской мифологии, призраками умерших людей, погибшие насильственной смертью, а также мертвецов, над которыми не было совершенно положенных обрядов, душами вероотступников, которым ни нашлось места ни на земле, ни на небе. Юрэи являются вредоносными духами, которые не найдя покоя, бродят по земле, в надежде на отмщение.

   

Иллюстрация Мэтью Майера

Интересным моментом является и то, что предметом спасения от призраков является красная пленка.  Красный цвет в синтоизме является символом жизни, солнечной энергии и языков пламени, несущих в себе силу очищения от пороков и невзгод. Многие святилища религии синто окрашены в красный цвет. Тории, ритуальные врата, установленные перед входом в данные святилища, окрашены также в данный цвет. Считается, что тории обозначают вход в «другой, потусторонний мир».

Красный цвет в японском фольклоре

Красный цвет в японском фольклоре, в частности в синтоизме, означает наряду с белым небо и является цветом высшего мира.

Однако красный цвет в японской культуре неоднозначен. Он является цветом, обозначающим границы между миром живых и миром мертвых. Примером для этого служат ритуальные врата перед синтоистскими храмами – тории, которые выполняют функции границ между параллельными мирами. В некоторых префектурах Японии этот цвет является цветом преисподней, так как связан с огнем, громом, который породила богиня Подземного царства Идзанами. Сама богиня часто изображается либо в белых, либо в красных одеждах, похожих на полыхающий огонь.

Цветами смерти, которые растут на японских кладбищах, считаются огненно-красные лилии хингабаны.

Часто в японских легендах представлен образ отвратительной ведьмы в красном, которая принадлежит к разряду юрэев, призраков умерших людей, погибших насильственной смертью, а также мертвецов, над которыми не было совершенно положенных обрядов, душами вероотступников, которым ни нашлось места ни на земле, ни на небе. Юрэи являются вредоносными духами, которые не найдя покоя, бродят по земле, в надежде на отмщение.

В японском фильме ужасов 2006 года «Грешные женщины» представлен злой дух женщины в красном, безжалостно убивающим людей. Этот дух соответствует духам женщин в белом, представленным в японских фильмах «Проклятие», «Звонок», а также в японских легендах о женщинах-привидениях, убитых своими мужьями.

Ликорис лучистый

Ликорис лучистый – это луковичное растение из семейства лилейных. Его завезли в Японию из Китая через Корею в 14 веке. Это красивая и эффектная лилия огненно-красного цвета, которая своими выпирающими тычинсками напоминает сполохи пламени. Иногда встречаются белые цветки.

Цветение этого цветка приходится на японский буддийский праздник Хиган, приходящийся на день осеннего равноденствия и считающийся днем поминовения усопших. Японцы называют ликорис лучистый хиганбана. Он считается цветком Западного рая будды Амитабха.

Вместе с тем, в японской культуре отношение к этому цветку негативное. Из него не делают экибаны, он не служит предметом искусств. Этим цветком обычно засаживают погосты и кладбища. Считается, что он охраняет покой мертвых. В синтоизме его часто называли цветком преисподней. Красный цвет в японской культуре часто выступает пограничным цветом между нашим миром и миром мертвых. Примером для этого служат ритуальные врата перед синтоистскими храмами – тории, которые выполняют функции границ между параллельными мирами.

Ликорис лучистый напоминает горящее пламя. Японская богиня Идзанами, жившая в ёми-но куни, стране мертвых, находящейся в подземном мире, порождает на свет олицетворения грома, земли, гор и уродливых фурий, которые были связаны со стихией огня. Этот огонь и напоминает поле цветущих красных лилий.

Розовые хризантемы

Первоначальным ареалом обитания хризантем был Китай. Их разводили еще в древние времена, затем они были завезены через Корею в Японию, где хризантема стала национальным цветком государства. В сезон цветения этих цветов с древних времен в Японии отмечается праздник хризантем, который сопровождается грандиозным цветочным шоу.

 

Судзуки Харунобу. Девушка, собирающая хризантемы у ручья. 18 в.

Однако в европейской культуре хризантемы считаются траурными цветками. Символизирующими смерть и безмолвную печаль. В Англии они никогда являлись цветами для букетов, а были цветами, которые возлагали на кладбище. Видеть во сне белые и желтые хризантемы считалось плохим предзнаименованием, как правило, предвещающим чью-то смерть.

Исключением являются розовые хризантемы. Это цветы молодых девушек и появление букетов из них, а также лицезрение их в вазах служит появлению хороших новостей. Как правило, розовые хризантемы выступают вестником благоприятного исхода дела, счастливой любви и благополучного брака.

Исоона

В японском фольклоре представлен один из злых и коварных демонов (ёкаев) – Исоона, которая связана с водной стихией. Ее имя означает «Женщина с побережья». Выглядит она от пояса и выше как красивая женщина, а нижняя часть ее тела расплывчата и неопределенна как у призрака. Опасна она следующим. Перед выходом лодки или корабля в море она подходит к морякам и, включая все свое обаяние, просит их одолжить черпачок. С помощью черпачка Исоона топит корабль. Согласно другим легендам, у Исооны при ближнем рассмотрении нижняя часть тела змеиная, что сближает ее с женщиной-змеей Нурэ-онной, которая подманивает мужчин своей женской половиной и съедает их. Исоона тоже может отличаться аналогичной кровожадностью.

         

Иллюстрация Мэтью Майера

По своему поведению и змеиной внешности Исоона может сближаться с демоном Ламией в европейском фольклоре. Вера в ламий – змей с головой и грудью красивой женщины прошла через всю средневековую Европу. Ламия нападает на людей, выпивая их кровь, живет в оврагах, пещерах и заброшенных замках.

Почитайте литературу по японскому фольклору и получите огромное удовольствие. Найти ее можно здесь https://f.gdeslon.ru/cf/3f40f19b50?mid=78716&goto=https%3A%2F%2Fwww.litres.ru%2Fhedlend-devis%2Fmify-i-legendy-yaponii%2F.

Нурэ-онна

В японском фольклоре нурэ-онна – женщина-змея, живущая в реках, озерах и в море. Выглядит она как красивая женщина с длинными черными волосами, а нижняя часть тела у нее змеиная. Нурэ-онна заманивает мужчин своей женской половиной, а потом нападает на них и съедает. Очень часто эта женщина-демон принимает облик несчастной женщины с ребенком на руках, гуляющей возле моря или на берегу реки, а потом воспользовавшись потерей бдительности жертвы, нападает на путников и съедает их.

               

Иллюстрация Мэтью Майера

Женщина-демон со змеиными чертами имеет аналоги в мифологиях других народов.

В эламской мифологии нередко присутствуют божества и существа со змеиными телами и человеческими головами, так как змея почиталась как символ изобилия и плодородия.

Хтоническим божеством в греческой мифологии была Ехидна, полудева-полузмея, дочь морских божеств Форкия и Кето, внучка богини земли Геи. Ехидна была прекрасна лицом и отвратительна в своей змеиной сущности, так как обитала под землей и похищала путников. 

В индуистской, буддийской и мон-кхмерской мифологии одно из центральных мест занимают полубожественные существа с головами людей и туловищем змеи – наги. Эти существа обитают в реках, водоемах, источниках, а также в скалах и под землей. Они связаны с плодородием полей и изобилием. Так, согласно мифам кхмерский король должен был проводить ночи с многоголовой нагиней, так как от этого зависело благосостояние страны.

Вера в ламий – змей с головой и грудью красивой женщины прошла через всю средневековую Европу. Ламия нападает на людей, выпивая их кровь, живет в оврагах, пещерах и заброшенных замках.

                   

Поцелуй Чародейки (Isobel Lilian Gloag, ca. 1890)

В еврейской демонологии, особенно в Талмуде, упоминается демоница со змеиным телом Махаллат. Она является одной из четырех матерей демонов, жен Сатаны. Махаллат является матерью другой могущественной демоницы Аграт.

Змея в мифологии и фольклоре связана с плодородием, землей, водой и дождем.  В тюркской мифологии есть демон ювха, который принимает облик змеи и связан с водной стихией