Рубрика: загробный мир

Дни поминовения усопших на Востоке

Поклонение духам усопших и умиротворение их – это древний обычай, присутствующий в той или иной форме у всех народов мира. Во многих местах он сохранился до наших дней.

В Японии отмечают праздник с 13 по 16 июля Обон (праздник фонарей). Японцы верят, что духи умерших приходят в это время домой. Поэтому им оставляют пищу и другие дары. Выполняются некоторые ритуалы, как если бы дух усопшего реально присутствовал в доме. У ворот зажигают специальные огни, указывающие духам дорогу.

Особое значение имеет Фестиваль голодных духов в Китае. Он отмечается осенью, во время Седьмой луны, и продолжается две недели. Люди оставляют пищу для тех призраков, у которых нет живых потомков и которые по этой причине могут быть голодными. Призраков символически обозначают фонарями в виде цветов лотоса и носят их по улицам. В сумерках по рекам плавают маленькие лодки с зажженными свечами.

 

Цукиока Ёситоси Призрак Окику в Сараяшики, 1890

Дети-предсказатели смерти

В мировом фольклоре есть сообщения о том, что дети, родившиеся в определенное время суток или в определенный день, обладают провидческим даром видеть духов и вещи, которые остаются сокрытыми для других.

В Англии существуют поверья о том, что дети, родившиеся на закате дня, обладают возможностью предвидеть, кого из близких людей ожидает смерть в ближайшем будущем. В некоторых частях Англии магическим часом рождения является полночь или час ночи.

В Дании считается, что рожденные в воскресенье дети способны предсказывать близкую кончину. В Шотландии считается, что те, кто родились в день Рождества или Страстную Пятницу, обладают способностью видеть души умерших.

Фоморы

В ирландской мифологии это демонические существа, побежденные Племенами богини Дану (феями в ирландском фольклоре) во второй битве при Маг Туиред. Свидетельств, о том, как они попали в Ирландию, не сохранилось.

Фоморы, как и их противники, ассоциировались с островным потусторонним миром (остров со стеклянной башней), и край блаженных на Западе нередко назывался владениями Тетры (одного из правителей Фоморов). Интересно, что фоморов никогда не изображают как одно из племен, заселивших Ирландию. Владельцы волшебных холмов, они вечно пребывают как бы в тени, и жизнь их постоянно связана с морем и островами. Обрисованы они лишь смутно, вожди их имеют облик бесформенный или чудовищный, их одноглазость, однорукость и одноногость – непарность как знак принадлежности Иному миру – соответствует их враждебности и агрессивности. Тем не менее, они вступают с жителями племени богини Дану в браки и в некоторых отношениях как будто бы олицетворяют женское начало.

Образ короля либо предводителя фоморов повлиял на образ Красного рыцаря Артуровского цикла, обитающего в Красной башне, которая очень связана со страной мертвых (фоморов) ирландских сказаний: стены крепости в ирландской стране теней – красного цвета, а поскольку охраняют ее жабы и змеи (архетипические животные подземного мира), скорее всего это и есть страна мертвых. Юный рыцарь короля Артура Персеваль убивает Красного рыцаря подобно тому, как убивают предводителя племени фоморов в битве при Маг Туиред.

Возглавляла фоморов древняя богиня Домну. Домну обладает демонической внешностью, обычно изображается с оленьими или козлиными рогами на голове, одетая в шкуры жертвенных животных. Козлиные или оленьи рога на голове могут свидетельствовать о том, что в ней присутствует образ богини плодородия. Домну, по всех видимости, была богиней древних иберийских племен, населяющих Британию до прихода кельтов, либо имела черты их богинь. После того, как войско фоморов было разгромлено в битве при Маг Туиред, она навсегда осталась запертой в подземном мире.

   

Говард Джонсон. Домну, богиня фоморов

Красавица Дельбхаем

Бекума, женщина из фей, наложила на своего пасынка Арта сына Конна зарок: отправиться в путь и разыскать Дельбхаем дочь Моргана, который живет на острове посреди моря.

Арт садится в лодку и отправляется в море и вскоре попадает на некий чудесный остров, изобильный яблоневыми деревьями, на котором жили прекрасные женщины. В доме у них под крышей из птичьих перьев были хрустальные покои и чудесные котлы, в которых никогда не иссякала еда. Арт провел с одной из женщин по имени Креде Фираланд несколько недель, а когда собрался в путь, женщина научила его тому, как пройти страшные испытания, которые предостерегали его на пути к встрече с прекрасной Дельбхаем. Конхенд, жена Моргана и мать Дельбхаем, была ужасна обликом и воинственна; женихов дочери она убивала, потому что было предсказано, что она умрет, когда дочь ее выйдет замуж.

Арт отправился в путь, пересек враждебное море, полное чудовищ, прошел через лес, где встретились ему злые старухи, одолел ледяную гору, и лощину с жабами, и ледяную реку, через которую был перекинут узкий мостик, и высокую гору, кишащую львами. Затем Арт разделался с великаном-привратником, который при его появлении вострил о каменный столб свои зубы, и вошел во двор крепости Моргана в Стране Чудес. Дельбхаем, королевская дочь, была заточена в клетке на высоком столбе. Арт убил Конхенд и Моргана, освободил девушку и вернулся с нею в Ирландию, где назвал ее своей невестой, а затем изгнал из Ирландии свою злую мачеху.

Символика, связанная с островами блаженных (стеклянная башня или дворец и дарующие бессмертие чудесные яблоки), принадлежит к архаическому слою традиции. Яблоко, очевидно, тем или иным образом связано с бессмертием, вечной молодостью и потусторонним миром в мифологии всех индоевропейских народов – достаточно вспомнить яблоки вечной юности Гесперид, молодильные яблоки русских сказок и яблоки молодости Идунн в скандинавской «Старшей Эдде». В ирландских сагах, повествующих о путешествиях в страну фей по островам иного мира, герои, желающие остаться в этой стране, должны съесть волшебное яблоко.

 

Картина Эварда Берн-Джонса

Олвен

Это героиня валлийской повести «Кулух и Олуэн». Мачеха Кулуха налагает на юношу зарок, предрекая ему, что женой ему может стать только Олвен, дочь великана из иного мира Избададена, и после этих слов любовь к девушке овладевает всем его существом. Поскольку Исбададен знает о пророчестве, согласно которому умрёт на свадьбе своей дочери, он ставит условием для жениха решить сорок невыполнимых задач, с чем тот, однако, успешно справляется — с помощью короля Артура и рыцарей Круглого стола. Поэма заканчивается свадьбой Килуха и Олвен и гибелью Исбададена.

Красавица Олвен в валлийских сказаниях описывается так:

«На ней было платье из огненного шелка, а на шее – золотой воротник, украшенный изумрудами и рубинами. Волосы у нее были желтее цветка ракитника, кожа белее морской пены, а руки и пальцы прекраснее лесных анемонов среди лугового многоцветья. Глаза прирученного сокола или трижды линявшего ястреба не так сверкают, как сверкали ее глаза. Грудь у нее была белее лебединой, а щеки краснее, чем самая красная роза. И не было воина, который, взглянув на нее, не отдал бы ей свое сердце. И где она ступала, тотчас вырастали четыре цветка белого клевера.»

Следует отметить, что Олвен была женщиной, хоть и в облике смертного существа, по сути своей обитательница Иного мира. Белокурые волосы являлись одним из признаков леди, принадлежащих потустороннему миру в валлийском фольклоре. Светловолосой была жена короля иного мира аннона Арауна, носившая желтые шелковые одежды. Белокурыми были валлийские озерные девы гуаррагед аннон, которые соблазняли молодых людей, а потом бросали их.

   

Иллюстрация из сборника валлийских сказок

Королева Медб

Это легендарная и божественная королева провинции Коннахт, героиня ирландского эпоса «Похищение быка из Куанльге». Провинция Коннахт – главный соперник и враг уладов, жителей провинции Ульстер, которой правил король Конхобар, бывший муж Медб, от которого она ушла. Медб была отдана замуж за Конхобара своим отцом Эоку, являвшимся Верховным королем Ирландии. После ухода Медб от Конхобара Эоку отдал Конхобару в качестве выкупа других своих дочерей за смерть отца Конхобара от руки Эоку. Одна из дочерей Эоку Клотра становится женой Конхобара, но была убита Медб будучи беременной, а сын Клотры Фурбайд родился путем посмертного кесарева сечения.

Легендарная королева Медб, имя которой означает «опьянение» первоначально была олицетворением власти, ибо она была женой девяти королей Ирландии, а в других источниках рассказывается, что королем мог стать только тот, кто становился ее супругом. После Конхобара она поочередно сочеталась браком с Тинде сыном Коннры Каса, с Эохайдом Далой и Айлилем сыном Мата. Кроме того, у нее было огромное количество любовников.

Королева Медб описывалась женщиной необыкновенной красоты с белокурыми волосами, часто носящей темно-пурпурный плащ с капюшоном, украшенный золотой вышивкой. Следует ометить, что пурпурный цвет с древних времен был символом власти, а также мог соотноситься с потусторонним миром, так как богиня царства мертвых Персефона изображалась в пурпурных одеждах. Медб владела магией и способностью к оборотничеству.

В «Похищении» описывается, как Медб пытается путём войны с королевством Ульстер получить гигантского быка Донн Куальнге, чтобы сравняться богатством и владением со своим супругом, владевшим таким же необыкновенным быком — Финдбеннахом. И Медб во что бы то ни стало, захотела получить быка.

Однако однажды Медб встретила на своем пути девушку необыкновенной красоты с золотистыми волосами и в плаще с зелеными разводами. Девушку звали Федельма, которая оказалась поэтом и провидицей. Она и предсказала Медб гибель ее войска в битве с уладами. Следует отметить, что Федельма могла быть не человеком, а существом из потустороннего мира, феей. Она держала в руках станок, который мог плести нити судьбы. Кроме того, феи в кельтском фольклоре часто носили зеленую одежду.

Сын сестры Медб Клотры Фурбайд отомстил за свою мать и убил Медб, бросив в неё кусок сыра и попав в голову. Медб мгновенно погибла.

Медб часто отождествлялась с ирландской богиней войны Морриган.

   

Королева Медб. Рисунок Д.К.Лейендекера

Богиня Морриган

В ирландской мифологии это богиня войны и разрушения. Выступала с двумя близкими богинями Немайн и Махой как три Морриган, обычно в облике воронов. Иногда Морриган смешивалась с богиней войны и разрушения Бадб, которая в позднем фольклоре трансформировалась в ведьму, схожую с банши и также предвещающую смерть своим появлением. Эти мрачные женщины-демоны пророчили кровавую бойню и охоту на полях сражений.

Триада трех богинь войны восходит к триаде древних галльских богинь-матерей. Культ матерей был определенно кельтским – мать-земля как источник плодородия почиталась в троичной форме под названием matres или matronae. Посвящения, сохранившиеся на монументах в Галлии, написаны на латыни, а фигуры иногда изображаются с корзинами плодов или рогами изобилия.

В легендах Морриган защищает племя богини Дану (фей) покровом тумана и дождем, так что корабли не могут пристать к берегам Ирландии. На полях сражений она появляется в облике ворона, пожирающего тела мертвецов. Иногда Морриган представлялась мужчинам в виде красивой черноволосой девушки в многоцветном плаще и зеленом платье и пыталась соблазнить их. Примечательно, что зеленый цвет одежды очень характерен для кельтских фей, он символизирует плодородие, а также принадлежность к иному миру. В зеленые платья облачены кельтские феи, пьющие кровь у людей, бааван ши и глейстиги, а также озерные девы гуаррагед аннон.

     

     Картина Брайана Фрауда. Глейстиг

Морриган полюбила героя Кухулина, который отверг ее. Разъяренная, она поразила его на полях сражений, а потом тщетно пыталась спасти его жизнь.

   

Картина художника Хейна Лэсса

Шелковинки

Это духи женского рода, предстающие в белых шелестящих шелковых одеяниях и обитающие в землях на границе между Англией и Шотландией. Шелковинки выполняют домашнюю работу и наказывают нерадивых слуг.

Живут они не в домах, а на деревьях, и стерегут жилища своих хозяев. Когда на них находит настроение попроказничать, они принимаются разбрасывать то, что сами недавно убирали. Они могут также выступать защитницами дома, домовыми, убивая незваного гостя, заподозренного в злонамеренности.

Примечательным является то, что шелковинки живут в деревьях. Деревья в кельтском фольклоре считались проводниками между миром живых и миром мертвых. Данное верование пришло на Британский остров из Галлии. Это сближает шелковинок с зелеными дамами. Это древесные фейри, которые селятся в дубах, вязах и тисе, иногда – в соснах и яблоне. Эти феи любят танцевать при луне. Нрав у них суровый, если их обидеть, то можно поплатиться. Чтобы Зеленая Дама была благосклонна к людям и не вредила им, высаживали примулы, которые были цветами, связанными с феями. Также эти распускающиеся первыми лесные цветы выступали эмблемой молодости и огромного количества удовольствия.

Рисунок Айзека Хорна

 

Банши

В ирландской мифологии дух женщины, предвещающий смерть. Ее представляют в виде красавицы с длинными ниспадающими волосами в серой накидке поверх зеленого платья. Иногда она появляется одетой полностью в белое или красное. Глаза банши всегда огненно-красные от постоянного плача по людям, которые должны вскоре умереть. Также банши представляют в виде поющей женщины, лицо которой спрятано под вуалью, или летящей фигурой в лунном свете.

Банши генетически связана с сидами, божественными существами в кельтской мифологии, обитающих под землей в холмах, в пещерах, расщелинах скал, а иногда на чудесных островах в океане. Представления о сидах отразились в образе фей более поздней традиции.

Рисунок Николь Кардифф

Мост душ умерших

Это мотив в фольклоре, связанный с существованием небесного пути, по которому души умерших переходят в иной мир.

С идеей о мосте для душ умерших часто связывалась радуга. Древние норвежцы верили, что верховный бог Один построил небесный замок, куда можно добраться только по радуге. Центральная красная линия символизировала огонь, пожирающий недостойные души при их попытки воспользоваться мостом. На древнескандинавских могильных камнях встречаются письмена, гласящие, что люди строили мосты для душ своих близких.

Туземцы Гавайских островов и некоторые племена северо-американских индейцев воспринимали радугу как мост на небеса. Племя хопи считали радугу путем, по которому люди-облака и качинас путешествуют по небу.

В некоторых частях Австрии и Германии в фольклоре сохранились легенды о том, как детские души поднимались по радуге на небеса.

У народов Западной Африки радуга ассоциировалась со змеей. Данные народы верили в ее связь с дождем и плодородием и теми озерами, в которых находились духи еще не рожденных детей.

А. Куинджи. Радуга