Рубрика: драконы

Алатырь-камень

В русских средневековых легендах камень, наделенный сакральными и целебными свойствами. В стихе о Голубиной книге и русских заговорах ассоциируется с алтарем, расположенным в центре мира, на острове Буяне, на нем стоит мировое древо, или трон, святители, сидит девица, исцеляющая раны.

По одним преданиям камень лежит на Буяне, по другим – в океан-море. В нем заключена сила жизни, следовательно, сила светлая, благотворная, он горит и не сгорает. Этот смысл, заключенный в мифе о камне-алтаре, подтверждается тем отношением, в какое поставили его предания с огненным змеем, олицетворившим в себе ту же плодотворную, творческую силу, ниспадающую с неба в виде молнии. В заговорах представляется змей огненный, лежащий на алатыре: Гарафена-змея лежит на руне, а руно на златом камне под липовым кустом у дуба, который ни наг, ни одет. И камень, и змей хранят силу заклятий, ибо под ними скрываются ключи заговоров. В народе существует поверье, что на Воздвиженье змеи собираются в кучу в ямах, ярах и на городищах: там является белый, светлый камень-алатырь. Змеи излизывают его весь и тем насыщаются на целую зиму.

 

Картина В. Королькова

Зверь Рыкающий

Согласно средневековым поверьям, леса оказывались населены самыми удивительными существами, одним из которых был Зверь Рыкающий, кторый с виду был головой – как змея, телом – как леопард, лядвеями – как лев, и голенями – как олень. Из чрева у него исходил рев, точно сорок гончих были заключены в нем, и этот рев исходил от него, где бы зверь не очутился.

История Зверя Рыкающего содержится в романе «Паломид». Некая принцесса, весьма сведущая в магии, стремилась добиться любви собственного брата, который в ужасе отверг ее. Тогда принцесса отдалась дьяволу, который явился ей в облике привлекательного мужа, и по его совету принцесса обвинила брата в том, что тот ее изнасиловал. Суд приговорил отдать принца заживо на съедение псам. Девять месяцев спустя принцесса родила от дьявола Зверя Рыкающего. Свое прозвище чудовище получило из-за ужасных лающих звуков, которые неслись из его утробы и во всеуслышание свидетельствовали о смерти, какую принцесса навлекла на своего брата. Не вынеся этого рыка и лая, принцесса была вынуждена открыть правду. Ее казнили. Несчастное чудовище бежало в леса, по которым ему было суждено скитаться до тех пор, пока его не убьет какой-нибудь рыцарь.

Несчастное чудовище может служить символом влечения к инцесту, например, король Артур встречает Зверя Рыкающего вскоре после того, как возлег со своей сводной сестрой Моргаузой, и она зачала от него Мордреда. Также в несчастном чудовище могли видеть символ извращенности порождаемого дьяволом зла и греха вообще.

 

Иллюстрация Натана Андерсона

Метеориты

Метеориты во многих культурах ассоциируются с душами умерших. Древние римляне считали, что у каждой личности есть своя звезда, и когда человек умирает, она падает на землю. Индейцы считали, что звезды – это души умерших, и когда они падают, душу ждет новое рождение.

В русском фольклоре метеориты сопоставлялись со сказочными змеями, в том числе с огненными змеями. Однако в поверьях русских крестьян метеорит не всегда является огненным змеем или знамением. Это и нечистая сила, и действия нечистой силы и демонов, а также духов умерших нечистой смертью. Метеорит – одушевленное существо, появляющееся и исчезающее, похищаемое, временно покидающее небо.

 

Ван Гог. Звездная ночь

Тугарин

В русском фольклоре образ злого, вредоносного существа змеиной природы. Чаще всего он упоминается в былине о бое Алёши Поповича с Тугарином в разных вариантах.

О Тугарине народная сказка говорит: был он богатырь в вышину трех сажень, промеж глаз – калена стрела; пожирал он и выпивал так же много, как и великаны, поедающие небесных коров и опорожняющие целые бочки

В народных сказаниях змей изображается то как чудовищный зверь, то как великан. В грозовых тучах народная фантазия созерцала существа самодействующие, признавала за ними  ту же волю и те же страсти, какие свойственны человеку. Отсюда и возникли сказанич о великанах, к кругу которых принадлежит змей, что свидетельствуется греческим мифом о змеинохвостых гигантах и множеством других преданий. Вокруг Тугарина оплетаются змеи огненные. Это чудовище связано с огнем, который в разных видах выступает как его главное оружие. Он носится по поднебесью на бумажных крыльях, которые отказывают ему, когда оказываются вымокшими под дождем.

Рисунок Романа Папсуева

Немного о драконах

В фольклоре различных народов присутствуют эти гигантские крылатые змеи. Обычно у дракона одна или несколько голов, а туловище пресмыкающегося и крылья птицы и летучей мыши. Драконы кельтской мифологии относятся к разряду ползучих – они без крыльев, тело у них по-змеиному длинное, а дыхание не огненное, а ядовитое. Однако у крылатых и ползучих драконов много общего: те и другие покрыты чешуей, живут в пещерах или водоемах, похищают девушек, и стерегут несметные сокровища.

Драки

 

В английском фольклоре водные существа, близкие по своим характеристикам к драконам. Представляются женщинам в образе плывущих по воде деревянных блюд. Если женщина ухватится за деревянное блюдо, драк утащит ее под воду.

Драки летают по небу в виде огненных лент с огромными головами либо громадных огненных шаров. Если кто увидел драков, должен немедленно бежать от них, иначе он может подвергнуть себя и свой дом опасности.

Иллюстрация Александрии Хантингтон

 

Гроза

В славянском фольклоре дождь имел положительную символику. Именно дождь оплодотворяет землю. Черные, злые духи часто связаны с пламенем (огнедышащий змей Горыныч, например). А дождь способен потушить огонь или, как в былине про Алешу Поповича, размочить бумажные крылья коня Тугарина, тем самым, способствовать победе богатыря.

   

Константин Маковский.«Дети, бегущие от грозы».1872.

Горгония

В славянских средневековых легенда это дева с волосами в виде змей, являющаяся трансформацией горгоны Медузы в греческой мифологии. Лик Горгонии смертоносен. Волхву удалось обезглавить деву Горгонию и завладеть ее головой, с помощью которой он получил победу над своими врагами.

Также в славянской мифологии присутствует зверь Горгоний, охраняющий рай от людей после грехопадения. Следует отметить, что змея в фольклоре нередко выступает существом, охраняющим вход в преисподнюю. Особенно это прослеживается в античной мифологии. Поэтому можно судить о том, что Горгония и Горгоний впитали в себя черты античных существ, в образе которых присутствуют змеиные черты.

   

Голова горгоны Медузы. Автор: Леонардо да Винчи.

Мульквисин

В корейской мифологии – мульквисин – водяные духи, обитающие в морях, реках, прудах, на болотах, колодцах. Считалось, что душа утопленника становилась мульквисин. Им приносились жертвы, а весной и осенью во избежание наводнений совершались жертвоприношения духам семи водоемов в виде пятицветных денег, которые бросали в реки и море.

Повелевает духами мульквисин царь драконов Енван. Он живет в подводном дворце и является хозяином водной стихии. Енван имеет очень древнее происхождение и генетически связан с китайским драконом Луном. Енва обитает не только в глубоких морях, но в реках и прудах. Дракон свободно передвигается и в воде и в небе. Считалось, что если дракон взлетает на небо, то происходит смена династий. Детеныши Енвана могли превращаться в людей и жить в земном мире, общаясь с подводным царством. Государь после смерти в образе Енвана мог выступать духом – защитником страны.

   

Иллюстрация Винсента Ковьелло

Аврага Могой

Аврага Могой в мифах монгольских народов является гигантским змеем. Возможно, воплощает в себе образ мирового змея, обитающего под землей либо на дне моря (мирового океана). По некоторым поверьям Аврага Могой заключен в подземной крепости, некоторые предания увязывают происхождение скал с заваливанием богатырем-змееборцем норы либо горной пещеры, через которую змей похищал люде6й и скот. В эпосе и сказках Аврага Могой является фантастическим чудовищем, угрожающим герою в детстве.

Змей нападал на гнездо гигантской птицы Хангарид, но герой спасает ее птенцов. Хангарид – имя гигантской птицы индуистского, буддийского и ламаистского фольклора – Гаруды. В фольклоре народов Центральной Азии и Южной Сибири Гаруда находится в постоянном конфликте с гигантским водяным змеем, в отсутствие Гаруды поедающим его птенцов, что сближает его с Гарудой буддистской традиции, где он является вечным врагом нагов, змеелюдей.

 

Морской змей. Рисунок Ганса Эгидиуса