Рубрика: римская мифология

Стрига в русском фольклоре

Это ведьма, стригущая колосья на чужих полосах.

В каждом селении существует своя стрига. Она появляется в виде женщины, одетой во все белое. В полночь, на Иванов день Стрига уходит в поле стричь колосья на чужих полосах и отнимает их у других. Поймать ее бывает очень трудно, ввиду ее способности превращаться в животных и птиц.

Образ стриг возможно восходит к образу стриг римской мифологии, ведьм, потомков гарпий, которые в виде сов-сипух нападали на младенцев. Однако римские стриги была близки к вампирам, а русские – к ведьмам-воровкам.

Иллюстрация Юхана Эгеркранца

Вербена

Друиды почитали вербену, поскольку она напоминала дуб, священное дерево друидов. Друиды собирались весной безлунными ночами, когда горела звезда Сириус, и собирали вербену в железные чаши.

В Древнем Риме с помощью вербены очищали дома и храмы, а также использовали ее как лекарство от многих заболеваний. Первые христиане считали, что вербена полита кровью распятого Христа. Именно по этой причине вербена считалась надежным средством против ведьм, демонов и злых духов. В Средние века люди вешали веточки в домах, в загонах для скота, в амбарах, а также носили их на шее.

Однако вербена также была посвящена богине Диане, которая являлась покровительницей ведьм. Поэтому ведьмы делали из нее приворотные зелья.

Картина Игоря Сапункова. Вербена

Железо

Железо защищает от ведьм, эльфов и злых духов, которые не в состоянии его преодолеть. Железо отгоняет джиннов – детей Лилит.

В античную эпоху железом пользовались для отвращения болезней и несчастий, которые насылаются злыми духами. Особенно защищало оно рожениц и младенцев. Круг, трижды очерченный железным предметом или остроконечным оружием, способен защитить женщину и дитя от губительных воздействий.

Железные ножницы кладутся в колыбель, чтобы не дать эльфам похитить младенца. Гвозди в кармане служат оберегом во время путешествия.

Железо конских подков защищало людей от Бааван ши, вампиров шотландского фольклора, имеющих облик красивых белокурых девушек с оленьими ногами, скрытыми под длинными шелковыми зелеными платьями.

Однако железо почти никак не действует на привидения и европейских вампиров. Многие дома с железными порогами или талисманами бывают, по общему мнению населены призраками. Некоторые привидения появляются, гремя цепями. Вампиров же следует отгонять серебром, чесноком и прочими оберегами.

Картина Жак Луи-Давида

Бобы

В мифологии бобы имеют определенную связь с душами умерших. Римляне использовали бобы в различных обрядах, связанных с умершими, во время лемурии, майского фестиваля, проводимого с целью умиротворения духов усопших и изгнания злых духов. Во время традиционных японских новогодних ритуалов Бобы используются для подобной цели. Глава семьи облачается в свои лучшие одежды и в полночь ходит по дому, разбрасывая бобы и прогоняя демонов.

В обрядах индейцев пуэбло и хопи, посвященных качина, душам умерших, являющихся людям в виде облаков, входит церемония посадки бобов, проводимая в феврале. Ею отдавали дань уважения к предкам. Бобы сажались и выращивались в подземных культовых камерах.

Камелии в фольклоре

Вокруг цветка камелии всегда ходило множество легенд. Росла она в Японии и в юго-западном Китае. В Европе она появилась благодаря ботанику Георгу Йозефу Камелиусу.

С камелией была связана следующая легенда. Бог Амур прилетел на Сатурн, где встретил прекрасных женщин с голубыми глазами и серебряными волосами и начал направлять в них свои стрелы. Однако красавицы не обращали на него никакого внимания. Бог наделил их бездушностью и холодностью. Тогда Амур обратился к своей матери Венере, которая посчитала отказ красавиц от любви оскорблением. В наказание она спустила девушек на землю и превратила их в цветы, не имеющие запаха. Это и есть камелии.

Этот цветок лег в основу романа Александра Дюма «Дама с камелиями», героиней которого является бездушная куртизанка Маргарита Готье, появляющаяся везде с букетом камелий. Прототипом куртизанки является жившая в то время Мари Дюплесси, рано умершая от туберкулеза.

Этой же болезнью страдала героиня романа, которая выбрала цветы, не имеющие запаха и не вызывающие аллергии, чтобы пощадить и без того свои больные легкие. Ношение камелий этой куртизанкой имело следующую особенность: двадцать пять дней месяца цветы были белые, а остальные пять – красные. Никто не мог разгадать такую закономерность. Возможно, белые камелии могли соотносится со стремлением к очищению души, а красные могли обозначать большую любовь, в жертву которой себя и принесла героиня романа.

Камелии так и остались символом ветреных красоток.

Аналоги Персефоны в других мифологиях.

Образ богини Персефоны настолько ярок и привлекателен, что имеет аналоги в других культурах.

Культ Персефоны существовал еще до вторжения греков на Балканский полуостров. Греческий культ богини-девушки Коры, имеющей функции богини плодородия, слился с культом Персефоны, либо шел с ним в один ряд.

Данная богиня имеет образ невинной девушки, которая была похищена богом подземного мира Аидом. Персефона гуляла на лугу и увидела прекрасный нарцисс, в результате чего  перед ней разверзлась земля и девушка была похищена мрачным богом.

Уолтер Крейн. «Похищение Персефоны», 1877

Персефона стала женой Аида, но при этом должна была осень и зиму проводить в царстве Аида, а весну и лето со своей матерью Деметрой.

Несмотря на то, что Персефона-Кора была недовольна своим положением и хотела проводить больше времени на земле, она являлась полновластной царицей Подземного царства, не уступающая своего мужа его наложницам (нимфам Менте и Кокитиде), жестоко расправившись с ними.

При спуске певца Орфея за женой Эвридикой в Подземное царство Персефона ведет себя как невинная девушка, склонная к состраданию: мольбы Орфея растрогали ее и она отпускает с ним Эвридику не смотря на существующие в том царстве законы о невозвращении умерших обратно на землю.

Символами Персефоны-Коры являются нарцисс, желтый крокус и фиалки (символизируют ранний уход из жизни молодых девушек).

Прозерпина в римской мифологии по своему образу идентична Персефоне, только отсутствуют упоминания о ее властности.

Данте Габриэль Россетти. Прозерпина

Этрусская богиня подземного царства Ферсипнея отличается от своих аналогов. В отличие от Коры, которая выступает невинной девушкой, которую похитил Аид, данная богиня является строгой царицей подземного мира, восседающей на высоком троне, на фреске в ее светло-каштановых волосах присутствуют две змеи, являющиеся, вероятно грозными хтоническими символами.

Фреска: Гадес («Айта», справа) и Персефона («Ферсипнея», в середине) возглавляют процессию.

(Гробница Оркуса II, Тарквиния, Италия)

Кельтская богиня Эрекура имела черты Прозерпины, но еще и выступала богиней изобилия.

Иберийская богиня Атаесина, которой поклонялись практически на всей территории Испании, имеет черты и функции Персефоны. Она связана с загробным миром и с весной, возрождающейся и воскрешающейся природой. В источниках об Атаесины отсутствуют упоминания о ее муже, тогда как у вышеупомянутых богинь мужья – боги подземного мира. В иберийской мифологии богом подземного мира является рогатый Коронус, который в отдельных источниках является мужем речной богини плодородия Набии. Однако Атаесина тоже упоминается как богиня-девушка и богиня-весна.

 

Цветы, связанные с загробным миром.

Цветы корнями  растут из земли и поэтому по поверьям связаны с загробным миром.

В мифологии и фольклоре в большей степени упоминаются  цветы, связанные с данным миром, белого или желтого цвета.

Белый цвет очень часто выступает символом смерти.

Одним из примеров белых цветов является цветок асфодел. Это цветок имеет простой или ветвистый безлистный стебель  и несёт на конце цветы, белые, реже жёлтые, иногда с пурпуровыми полосами, собранные в кисти или колос. Согласно мифическим представлениям древних греков на асфоделиевых лугах в царстве гуляли души умерших людей. Поэтому за асфоделом  закрепилась репутация траурного цветка. Белый цвет асфодела обозначает смерть и потусторонний мир, а пурпурный цвет полос – власть, вероятно, смерти.

Нарцисс считается цветком Прозерпины, так как когда богиня увидела его, пред ней разверзлась земля, ее похитил Плутон и увез в царство мертвых.

Желтый цвет также связан со смертью и имеет хтонический смысл.

Примером желтого цветка может служить желтый крокус, само название которого связано с Персефоной (Прозерпиной), одно из имен которой было Кора или Корикия.  На острове Санторин (Греция) в древности был город, где имелось Святилище крокусов, где проходили посвящения. В данном обряде упоминалось срывание Персефоной крокуса и похищение ее Аидом. Следует отметить, что Персефону нередко изображают в желтых одеждах.

Цветами Персефоны также считаются и желтые ирисы.

Данте Габриэль Россетти. Прозерпина

Репутацией траурных цветков обладают и синие (фиолетовые) цветы, например фиалка. По одной из легенд Аид похитил Персефону когда она собирала фиалки. Поэтому древние греки считали усыпали цветами трехцветной фиалки тела усопших молодых девушек.