Богини-змеи и змеедевы в мифологии и фольклоре

Змея в мифологии и фольклоре связана с плодородием, землей, водой и дождем. Поскольку змея живет под землей, она связана с подземным миром и миром мертвых, а также с магией и колдовством.

Хтоническим божеством в греческой мифологии была Ехидна, полудева-полузмея, дочь морских божеств Форкия и Кето, внучка богини земли Геи. Ехидна была прекрасна лицом и отвратительна в своей змеиной сущности, так как обитала под землей и похищала путников. Родила свирепых чудовищ: псов Орфа и Цербера, лернейскую гидру, химеру, Сфинкса, немейского льва. Это хтоническое божество было уничтожено героем Беллерофонтом.

Хотелось бы отметить и такое существо в греческой мифологии, как Медуза Горгона. Изначально горгонами были три прекрасные девы, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини земли Геи. Богиня Афина завидовала их красоте и возненавидела их. Одну из сестер – Медузу возжелал сам бог морей Посейдон и соединился с ней в храме Афины. В отместку Афина изгнала сестер на Запад, недалеко от обиталища нимф Гесперид, а затем превратила их в чудовищ с огромными клыками, медными руками и золотыми крыльями, со змеями вместо волос. В последствии Афина поставила задачу сыну Зевса Персею убить Медузу Горгону, которую он выполнил. Убийство данного существа символизирует победу потомков олимпийских богов над хтоническими силами, что может говорить о борьбе неба с землей.

«Голова Медузы», Рубенс (1618)

В скифской мифологии встречается богиня со змеиным телом Апи. Она является божеством земли и воды, Геродотом соотнесена с греческой богиней земли Геей.

Скифская Змееногая богиня – прорастающая дева. V века до н.э. Пантикапей (Керчь. Историко-археологический музей.)

В эламской мифологии нередко присутствуют божества и существа со змеиными телами и человеческими головами, так как змея почиталась как символ изобилия и плодородия.

В индуистской, буддийской и мон-кхмерской мифологии одно из центральных мест занимают полубожественные существа с головами людей и туловищем змеи – наги. Эти существа обитают в реках, водоемах, источниках, а также в скалах и под землей. Они связаны с плодородием полей и изобилием. Так, согласно мифам кхмерский король должен был проводить ночи с многоголовой нагиней, так как от этого зависело благосостояние страны.

Вера в ламий – змей с головой и грудью красивой женщины прошла через всю средневековую Европу. Ламия нападает на людей, выпивая их кровь, живет в оврагах, пещерах и заброшенных замках. Ее образ восходит к древнегреческой Ламии, чудовища с козлиными ногами, похищающего и пожирающего детей, которая при жизни была царицей Ливии и возлюбленной Зевса, за что ее дети были убиты ревнивой женой Зевса Герой, вследствие чего Ламия укрылась в пещере и превратилась в чудовище.

     Ламия полуженщина-полузмея,
     Борис Валледжо

Вера в ламий перешла в славянский фольклор в виде чудовища с собачей головой и змеиным телом, темной тучей спускавшегося на сады и пожирающего плоды земледельческого труда.

     Ламия в лесу,
     Анна Ли Меррит

В кельтском фольклоре фея Мелюзина каждую субботу превращается в женщину-змею. Она запрещает своему земному мужу в этот день видеть ее. Когда муж нарушает запрет, фея покидает его и улетает на остров Авалон к своей матери Пресине.

Иллюстрация к «Роману о Мелюзине» Жана из Арраса. 1478.

В фольклоре горнодобытчиков Урала Змеевка является дочерью охраняющего подземные недра змея Полоза. В бажовских сказах она называется Золотым волосом и обитает в водоеме.

     П. Бажов. Золотой волос 1949 (рисунки А. Кудрина)

Также в сказах П.Бажова присутствует персонаж – голубая змейка, которая может дать человеку золото.

В белорусском фолькоре вужалки – это красивые девушки с длинными распущенными волосами и со змеиным хвостом вместо ног. Они являются дочерью царя ужей, который обладает большими сокровищами. Людям вужалки вреда не приносят.

     В.Слаук. Вужалки.

В еврейской демонологии, особенно в Талмуде, упоминается демоница со змеиным телом Махаллат. Она является одной из четырех матерей демонов, жен Сатаны. Махаллат является матерью другой могущественной демоницы Аграт. Махаллат постоянно враждует с Лилит, которая также является одной из жен Сатаны.

    Вужалка. Автор: Василина (Алла Холодилина)

3 Replies to “Богини-змеи и змеедевы в мифологии и фольклоре”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *