Skip to content
Рубрика: корейская мифология
Это злой дух девушки, умершей незамужней. Предполагалось, что был реальный случай с девушкой по фамилии Сон, которая стала злым духом. Согласно поверьям, Сон-какси набрасывается на других незамужних девушек или растворяется в теле замужней женщины, нанося ей вред.
Данный дух относится к мименгви. Мименгви являются злыми блуждающими духами. Ими становятся души людей, умерших насильственной или преждевременной смертью, и души девушек, умерших незамужними, неженатых юношей и вдовцов, не оставивших потомства. К ним близки вонгви, злые духи людей, умерших насильственной смертью. Одной из отличительных черт этих злых духов является ношение ими белых траурных одежд. В корейском фольклоре белый цвет считается цветом траура и имеет отрицательное значение.
Рисунок Яны Хейдерсдорф
Таннаму квисин – в корейской мифологии древесные духи. В народной мифологии считалось, что у каждого дерева свой дух и что старые деревья являются местом рождения и обитания духов. Почитание дерева как священного алтаря связано с мировым деревом. К таннаму квисин обращались с мольбами о рождении детей. До недавнего времени в Корее сохранялся культ больших старых деревьев как духов-хранителей данной местности. Обращаясь с мольбой к таннаму квисин люди верили, что это излечит их от недугов, принесет им счастье.
В корейской мифологии – мульквисин – водяные духи, обитающие в морях, реках, прудах, на болотах, колодцах. Считалось, что душа утопленника становилась мульквисин. Им приносились жертвы, а весной и осенью во избежание наводнений совершались жертвоприношения духам семи водоемов в виде пятицветных денег, которые бросали в реки и море.
Повелевает духами мульквисин царь драконов Енван. Он живет в подводном дворце и является хозяином водной стихии. Енван имеет очень древнее происхождение и генетически связан с китайским драконом Луном. Енва обитает не только в глубоких морях, но в реках и прудах. Дракон свободно передвигается и в воде и в небе. Считалось, что если дракон взлетает на небо, то происходит смена династий. Детеныши Енвана могли превращаться в людей и жить в земном мире, общаясь с подводным царством. Государь после смерти в образе Енвана мог выступать духом – защитником страны.
Иллюстрация Винсента Ковьелло
Маго хальми является феей в корейской мифологии, спасающей людей от несчастий. На острове Канхвадо распространено предание, в котором говорится, что эта фея на старости лет прибыла из Китая в Корею, где ее жилищем служили дольмены. Генетически образ Маго хальми восходит к фее китайской мифологии Ма-гу, помогающей людям, но во внешнем виде имеющая птичьи когти, чудесными заклинаниями заставившая отступить море и вернувшая людям значительную часть побережья в провинции Цзяньсу, превратив его в тутовый лес.
Фея Маго хальми может сближаться со Святой матерью горы Сондо Сосо, рожденную в китайской императорской семье, родившую Хеккосе, основателя королевства Силла. Сосо попросила небесную фею соткать шелковую ткань, а затем покрасила ее в красный цвет, сделав корейскую одежду. Красный цвет в Корее означал удачу и богатство. Его носили король с королевой и невесты.
В корейской мифологии распространены верования в заложных покойников.
Мименгви являются злыми блуждающими духами. Ими становятся души людей, умерших насильственной или преждевременной смертью, и души девушек, умерших незамужними, неженатых юношей и вдовцов, не оставивших потомства. К ним близки вонгви, злые духи людей, умерших насильственной смертью. Одной из отличительных черт этих злых духов является ношение ими белых траурных одежд. В корейском фольклоре белый цвет считается цветом траура и имеет отрицательное значение.
К мименгви относится злой дух Сон-какси. Это дух девушки, умершей незамужней. Предполагалось, что был реальный случай с девушкой по фамилии Сон, которая стала злым духом. Согласно поверьям, Сон-какси набрасывается на других незамужних девушек или растворяется в теле замужней женщины, нанося ей вред.
Вонгви является Аран, дочь начальника уезда Мирян, трагически погибшая от рук домогавшегося ее посыльного, после смерти превратившаяся в злого духа в белых одеждах с черной лохматой головой и кровоточащей грудью.
Корейские женские злые духи, являющиеся заложными покойниками, могут ассоциироваться с китайским божеством Цзы-гу («пурпурная дева»), являющейся богиней отхожих мест. В китайской мифологии известен целый ряд преданий о девушках, взятых в наложницы и убитых ревнивой первой женой именно в отхожем месте, после чего по воле Небесного владыки они почитались в качестве Цэ-шэнь («дух отхожего места»). Первые записи таких преданий относятся к 5 в. Характерно, что во всех вариантах убийство происходит в день праздника фонарей. Именно в праздничную ночь устраивались обряды встречи Цэ-шэнь и моления с жертвоприношениями. Небесный владыка пожалел Цэ-шэнь и сделал божеством уборных.
По своим характеристикам мименгви могут сближаться и со славянскими русалками, так как ими становятся девушки, умершие либо насильственной смертью либо незамужними. Русалки также как и вонгви, вмешиваются в жизнь людей и всячески вредят им.