Рубрика: сказки

Души усопших

Наравне с другими индоевропейскими народами славяне сохранили множество рассказов о превращении усопших в легкокрылых птиц, в виде которых они навещают своих родственников. Как скоро душа покидает тело, она, смотря по характеру своей земной жизни, принимает образ той или другой птицы, преимущественно белого голубя или черного ворона. Славяне думали, что душа покойника в продолжении сорока дней летает с ангелом в неведомом мире, являясь каждую ночь в свой дом, где она в виде голубки купается в нарочно поставленной воде.

   

Картина Качева Константина

В одной народной легенде рассказывалось, что на кровле бедного дома сидело три голубя, проходил мимо путник и зашел в дом. Увидел, что несчастная мать, не имея средств прокормить трех маленьких детей, умертвила их, а голуби – это три божьих ангела, прилетевшие за душами младенцев, чтобы отнести их на небо.

В южнорусских преданиях сообщается, что невинная душа вылетает из тела белым голубем, а грешная – темноцветным или иной какой птицей.

   

В Подолии известна песня, как из могильного холма выросло дубовое деревцо и как прилетал и садился на его ветви белоснежный голубок.

Прекрасная Дейдре

Это героиня ирландской повести «Изгнание сыновей Уснеха», белокурая дева, рождение которой предсказал друид Катбад, который заявил, что девушка принесет немало горя. Поэтому при рождении ее хотели убить, однако король Ульстера Конхобар запретил это делать и приказал воспитать ее как свою невесту.

Дейдре выросла и стала самой красивой девушкой в Ирландии, превосходившей по красоте легендарную королеву Медб. Однажды зимним днем , увидев как ее приемный отец обдирает на снегу теленка, а черный ворон пьет разлившуюся на снегу кровь, она сказала провидице Леборхам, что у ее возлюбленного будут волосы цвета ворона, тело цвета снега и щеки цвета крови. Леборхам ответила ей, что Найси сын Уснеха как раз такой человек и девушка начала искать встречи с ним. Следует отметить, что мотив трех цветов – красного как кровь, черного как ворон (или дерево), и белого как снег, встречается в европейском фольклоре. Примером может служить сказка о Белоснежке, мать которой пожелала, чтобы у нее родился «ребеночек белый, как снег, румяный, как кровь, и чернявый, как черное дерево».

Белоснежка (иллюстрации Франца Ютнера, 1905—1910 гг.)

Черный цвет волос Найси сына Уснеха может символизировать мрак и преисподнюю. В данной сказке он имеет хтонический смысл. Черный цвет связан с богиней Персефоной, так как она изображалась иногда в одеждах этого цвета. Обладатель черного цвета ворон, пивший красную кровь на снегу, является символом потустороннего мира, так как птицы являются проводниками в загробный мир.

Дейдре находит Найси, который влюбился в нее сразу, и услышав от него, что у нее есть жених, заявила, что предпочитает молодых бычков. Кроме того, она пристыдила его, заявив, что он должен увести ее с собой.

Испугавшись испортить свою репутацию, он и его братья собрали своих людей и покинули страну и несколько лет скитались.

В ирландских повестях о бегствах и похищениях женщина сама выбирает себе партнера и подчиняет его своей воле.

Полярность муж-любовник в данных сюжетах еще и полярность зрелости и юности, ревности и любви. Муж в произведениях обычно стар и имеет детей от первой жены, а любовник предстает как удалец-воин, превосходящий многих в воинских искусствах.

Вскоре Найси был предательски убит по наущению короля Конхобара, а Дейдре была доставлена связанной к королю. Возмущенные этими событиями, самые сильные воины короля, испортившего своими безнравственными действиями  репутацию, покинули его и поступили на службу к жестокой королеве Медб.

Прекрасная Дейдре не смогла вынести жизнь с Конхобаром и забыть Найси, и бросилась со скалы, мимо которой они однажды проезжали и умерла.

Король Конхобар приказал похоронить влюбленных на противоположных берегах озера, чтобы не могли они соединиться после смерти. Тогда на каждой могиле выросло по сосне и ветви их протянулись через озеро навстречу друг другу. Конхобар велел срубить сосны, но ирландцы не подчинились ему и до самой смерти короля оберегали эти деревья.

Иллюстрация Джона Д. Баттена.

Красавица Бехнане

Сказка Братьев Гримм «Белоснежка» имеет несколько аналогов в других странах. Так, в турецкой сказке представлена белокурая красавица Бехнане, также страдающая от козней злой мачехи. В роли зеркала в турецкой сказки выступает пери-шахзаде, живущий в потустороннем мире, находящимся под землей, который сообщал мачехе о том, кто на свете всех милее. С появлением белокурой красавицы в его подземном саду он забыл про мачеху и заявил ей, что красивей Бехнане никого нет.

Следует отметить, что образ пери проник к тюркоязычным народам из иранской мифологии. В антропоморфном облике пери – красивые девушки или молодые женщины в белой, синей или красной одежде, юноши или мужчины, причастные к отправлению культа. У пери есть свой шах.

       

Иллюстрация Махмуда Фаршчияна

В тюркских легендах и сказках пери могут жить под землей, имея прекрасные дворцы и сады. Это может сближать их с хтоническими персонажами иных преданий, такими, как Хозяйка Медной горы, фрау Холле (Венера) в легендах о Тангейзере, Зеленая Дева в «Пер Гюнте» Г.Ибсена, а также пари в аварских и лакских преданиях, живущих в хрустальных дворцах на вершине горы.

В отличие от Белоснежки героиня турецкой сказки обладает более волевым характером, находит общий язык с разбойниками. которые заменяют гномов и более активно борется за свою жизнь и судьбу. Золотой цвет волос Бехнане в отличие от черного Белоснежки может выступать солярным символом, так как турецкая героиня более активная и волевая.

     

Иллюстрация к сказке «Бехнане»

Алатырь-камень

В русских средневековых легендах камень, наделенный сакральными и целебными свойствами. В стихе о Голубиной книге и русских заговорах ассоциируется с алтарем, расположенным в центре мира, на острове Буяне, на нем стоит мировое древо, или трон, святители, сидит девица, исцеляющая раны.

По одним преданиям камень лежит на Буяне, по другим – в океан-море. В нем заключена сила жизни, следовательно, сила светлая, благотворная, он горит и не сгорает. Этот смысл, заключенный в мифе о камне-алтаре, подтверждается тем отношением, в какое поставили его предания с огненным змеем, олицетворившим в себе ту же плодотворную, творческую силу, ниспадающую с неба в виде молнии. В заговорах представляется змей огненный, лежащий на алатыре: Гарафена-змея лежит на руне, а руно на златом камне под липовым кустом у дуба, который ни наг, ни одет. И камень, и змей хранят силу заклятий, ибо под ними скрываются ключи заговоров. В народе существует поверье, что на Воздвиженье змеи собираются в кучу в ямах, ярах и на городищах: там является белый, светлый камень-алатырь. Змеи излизывают его весь и тем насыщаются на целую зиму.

 

Картина В. Королькова

Дорогие мои читатели!

Хочу поздравить вас с Наступающим Новым годом и пожелать Вам, чтобы все Ваши мечты сбылись. Пусть ваша жизнь будет похожа на сказку! Я очень надеюсь, что мои посты будут Вас радовать. Я стараюсь для вас. Удачи вам и спасибо, что читаете мой блог!

Об упырях

У славян поверья об упырях преимущественно уцелели на Украине и в Белоруссии. Это мертвецы, бывшие при жизни своей колдунами, вурдалаками и людьми. Отверженными церковью, каковы самоубийцы, опойцы, еретики, богоотступники и проклятые родителями дети. В глухую полночь выходя из могил, где лажат они нетленными трупами, упыри принимают различные образы, летают по воздуху, рыщут на конях по окрестностям, подымают шум и гам и пугают путников или проникают в избы и высасывают кровь из сонных людей, которые вслед за тем непременно умирают. Зубы у него словно стальные клыки и сокрушают всякие преграды. Прогрызая двери, он прежде всего бросается к зыбке, высасывает кровь ребенка и потом уже нападает на взрослых. Предрассветный крик петухов заставляет упыря мгновенно исчезать и повергает его, окровавленного, наземь – в совершенном бесчуствии.

Рисунок Бориса Забирохина

Лихо

В мифологии восточных славян – лихо – это персонифицированное воплощение злой доли, горя. Также лихо является нечистой силою.

Зло, беда в поверьях может предстать живым существом, которое преследует человека и губит его. Облик лиха, появляющегося чаще всего в сказочных повествованиях, очерчен не вполне определенно. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. В сказках лихо предстает в облике худой женщины без одного глаза, иногда – великанши, пожирающей людей, встреча с ней может привести к потере руки или гибели человека.

Одним из вариантов мифологического образа лиха является сказочный персонаж Одноглазка, противопоставляемый Двуглазке (которой не хватает обычных двух глаз для решения чудесной задачи) и Трехглазке (у которой третий глаз все видит, когда два другие спят).

   

Лихо. Иллюстрация Агунга Вуландана

Остров Буян

Буян – остров, упоминаемый в русских сказках и заговорах. Находится он далеко за морем. Буян наделяется фантастическими чертами восточнославянского рая – ирия. В заговорах остров Буян является местом пребывания мифологических персонажей, помощь которых придает заклинанию силу, или чудесный предмет, обеспечивающий получение желаемого, обычно – священный камень алатырь, наделенным сакральными и целебными свойствами.

На острове Буяне алатырь является алтарем, расположенным в центре мира, на нем стоит мировое дерево, или трон, святители, сидит девица, исцеляющая раны, из-под него растекаются по всему миру целебные реки.

Иногда в заговорах остров Буян обладает негативной символикой, так как нередко является местообитанием упырей, заложных покойников, по ночам встающих из гроба, чтобы пить кровь живых людей.

Остров Буян может сближаться с волшебным кельтским островом Авалоном, который населяли феи и который хранил множество волшебных предметов, несущих сакральный смысл.

Также на острове Буяне находится сундук, в котором спрятана смерть Кащея.

Остров Буян. Иллюстрация И. Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане»

Зана э Малит

Зана э Малит  —  в албанской мифологии фея горы. Согласно поверьям, у каждой горы была своя Зана. Она выступала в образе красивой девушки, купающейся голой в горных потоках. Зана – очень грозный противник, который может оказывать свое покровительство воинам. В албанской культуре даже существует выражение «храбр как фея».

Некоторые источники связывают происхождение названия Зана от латинской богини Луны Дианы.  Это может сближать албанскую Зану с румынской прекрасной феей Иляной Косынзяной. Иляна Косынзяна считается идеалом женской красоты, обладает роскошными золотыми косами, в которых поют розы. Иляна Косынзяна связана с солярным мифом, так как является сестрой солнца и чтобы избежать инцестуального брака, она бросается в море или превращается в луну. Имя Косынзяна генетически восходит к Зиане, дакийскому названию римской богини Луны Дианы.

     

Иллюстрация к румынским сказкам

Змей Горыныч

Змей Горыныч в русских сказках и былинах выступает представителем злого начала. Как правило, имеет 3, 6, 9 и 12 голов. Он связан с огнем и водой, летает по небу, но также соотносится с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны сокровища, пленники.

Живет Змей Горыныч за мостом через реку Смородину, отделяющую мир живых от мира мертвых. Он является стражем между мирами и не охраняет вход в иной мир.

Имя Змей Горыныч отсылается также к образу Огненного Змея, соблазняющего женщин. В цикле былин о Добрыне и Маринке Змей Горыныч выступает в качестве любовника колдуньи Маринки.

   

Тим Аппензеллер. Драконы

Маринка – славянская ведьма в подлинном смысле этого слова: молодая, красивая, коварная, наделенная злыми чарами, способная приворожить кого угодно и превратить жертву во что угодно. Ее образ восходит к славянской богини зимы и смерти Марены. В конце былины Добрыня побеждает Змея Горыныча и расправляется с неверной Маринкой.