Рубрика: вампиры

Заложные покойники

Особо беспокойными являются умершие неестественной смертью, те кто был не погребен либо погребен не по обряду, а также покойные колдуны и ведьмы.

Мертвые ведьмы и колдуны наделены способностью вставать, днем ведьмы и колдуны спят, а ночью выходят из могил, пугают путников, проникают в дома, нападая на людей. Они пугают и заедают людей. Облик вредоносного покойника могут принять нечистый дух и смерть.

   

Умерших колдунов и ведьм хоронили с целым рядом предосторожностей, зачастую – не по принятому церковному обряду.

К покойникам-еретикам, нападавшим на людей, могут примыкать вероотступники и иноверцы. Еретиками также воспринимаются проклятые злодеи: до разрешения от проклятья они не тленны.

Проклятые люди, заклятые, похищенные нечистой силой, утонувшие после смерти кружатся вместе с лешим, нечистой силой или обитают в доме лешего, подчиняются лесным, водяным духам, превращаются в леших, водяных.

О лесных и водяных еретиках

Беспокойный умерший, колдун, еретик в русском фольклоре персонифицирует смерть, представляемую как поедание человека быстро перемещающимся мертвецом. В верованиях Сибири и северных районов России отмечен железнозубый лесной, водяной еретик, существо, связанное со стихиями леса и воды. Он, как правило, может жить в глубине лесов и пожирать случайно зашедших к нему путников. Также железнозубые еретики приходили на девичьи посиделки из озера и пожирали девушек.

 

Рисунок Евгения Кота

Гули в книге Некрономикон

В книге безумного йеменского поэта Абдула аль-Хазреда, посетившего южноаравийскую пустыню Руб-эль-Хали, «Аль-Азиф» (Некрономикон), написанной около 700 г. н.э., самыми отвратительными существами являются гули, или упыри. Они во многом похожи на людей, но их породу выдают клыки и чудовищные черты лица.

Гули могут входить в половые сношения с людьми. В определенных обстоятельствах человек без труда превращается в гуля. Однако обратное превращение невозможно.

Сведения о гулях имеются еще в домусульманском фольклоре древних арабов. Позднее образ гулей получил распространение и в мусульманской мифологии, в которой гули считаются существами, особо враждебными к людям. Согласно поверьям – гули – это джинны женского пола одного из отдельно взятых народов. Мужской аналог гуля имеет название кутруб, но о них мало сообщений. Так что гулей прославила излишняя враждебность к людям, поэтому у этих существ мы можем наблюдать матриархальные взаимоотношения.

   

Иллюстрация Микеля Регодона Харкнесса

Нечистая сила в церкви

Согласно поверьям, в церкви часто являются сверхъестественные существа, мертвецы и нечистые могут по ночам отправлять в церкви свои службы. Нечистая сила живет при церквях, на кладбищах, мельницах, казенных зданиях, например в училищах.

Сверхъестественных обитателей церкви называют в поверьях церковниками. Данное название отмечено на Русском Севере, и под ним подразумевается покойник, привидение, появляющееся чаще всего на церковной колокольне. Церковник имеет вид старика в белых одеждах или в белой шапке и сходен с колокольным маном. Колокольный ман — это нечистый дух, покойник, появляющийся на колокольне, как правило, в полночь. Колокольный ман может быть покойником из колдунов, греховным человеком, которого не принимает земля. Он может обитать на колокольне, в церкви и на кладбище. Существует легенда о том, как девушка сорвала с мана красный колпак, а покойник пришел к ее дому и начал требовать его. Девушка, уставшая от криков мана, вышла в сени, затем на крыльцо, и протянула руку с колпаком. Однако ман схватил ее за руку и утащил. На следующий день труп девушки нашли возле дома.

   

Куршин А. Никольская церковь

Мертвяки

В русском фольклоре это живые покойники. Мертвяки в поверьях сближаются с покойниками, скончавшимися, но продолжавшими жить людьми. Мертвяки мстят живым из зависти за то, что те сохраняют еще дыхание и теплую кровь и пользуются всеми благами живой жизни. Они, а иногда их образы-бесы приходят в семью, чтобы погубить остальных его членов. Зачастую они приходят к тоскующим женам. Спасти от них может пение петуха или вмешательство другого духа, а также различные обереги. Могилы подозреваемых в ночных хождениях покойников раскапывали, пробивая спины осиновым колом.

Во времена славянского язычества люди также боялись мертвых и чтобы их умилостивить, приносили им требы.

 

Алексей Саврасов. Сельское кладбище в лунную ночь. 1887

Еретики в русском фольклоре

Это умершие колдуны и колдуньи, встающие из могилы. Они сходны по описанию с упырями и вурдалаками. При пении петуха они возвращаются обратно на кладбище. Бродят они весной и осенью. Не попадая в могилы, пробираются через трубы и бани там пляшут.

Облик еретиков повторяет облик живых, обряженных в смертную одежду людей, но наделенных длинными, острыми зубами, железными челюстями, и обладающих способностью стремительно бегать.

Еретики и еретицы преследуют людей, кусают их, пьют кровь, а чаще пытаются загрызть, заесть. Еретики особо опасны ночью, до пения петухов.

Могилы подозреваемых еретиков разрывали, а в покойников вбивали осиновый кол.

Уберечься от еретика можно, начертив на окнах и дверях свечой Страстного четверга кресты, посыпав пол золой, положив на окно кусочек железа. Боится он травы «Петров крест», лутошки, ладана, травы чертополоха.

   

Иллюстрация Валерия Славука

Вампир в русском фольклоре

Данное название очень мало было распространено в России. Представления о данном существе проникло из Западной Европы только на Украину и Белоруссию. Вампир, как и заложный покойник, не подвержен тлению. Лежит он в гробу, а ночью приходит в дом к людям, ложится на грудь своей жертвы и пьет кровь. У человека, ставшего жертвой вампира, появляется лишь маленькая, едва заметная ранка, однако он становится все бледнее и погибает. Как и заложным покойникам, вампирам, лежащим в могиле, втыкают в грудь осиновый кол, и после этого их ночные блуждания прекращаются.

Также существуют поверья, что вампиры приносят и распространяют разные эпидемические болезни.

Аналогами вампира в русских поверьях являются упыри и еретики.

   

«Вампир» Филиппа Бёрн-Джонса

Хлоптун

Это встающий после смерти покойник, который поедает скот или людей. Хлоптуном становится умерший, которому нечистые зашли в рот. Пять лет хлоптун живет среди людей, никому не причиняя вреда, имея облик обычного крестьянина, а затем начинает поедать людей и скот.

Спастись от хлоптуна можно ударив его руку оборотью от некладенного жеребца.

Адзуки-баба

В японском фольклоре есть очень опасный демон-ёкай – Адзуки-баба, имеющий вид уродливой старухи, моющей в реке красную фасоль. Она появляется только в сумерки, особенно в туманные и дождливые осенние вечера.

Одета она в белое и поет сиплым противным голосом. Когда люди случайно встречают ее и чудом спасаются после встречи с ней, они рассказывают о жутком белом сиянии, видном сквозь густую пелену тумана.

Встреча с ней заканчивается гибелью людей.

Следует отметить, что белый цвет одежд призраков в японском фольклоре является традиционным для юрэев японской мифологии, призраков умерших людей, погибших насильственной смертью, а также мертвецов, над которыми не было совершенно положенных обрядов, душами вероотступников, которым ни нашлось места ни на земле, ни на небе. Юрэи являются вредоносными духами, которые не найдя покоя, бродят по земле, в надежде на отмщение. Не исключено, что Адзуки-баба может относиться к их категории, так как при жизни могла погибнуть по вине близких ей людей, плохо обращавшихся с ней.

Красная фасоль, которую моет в реке ведьма, тоже может иметь символическое значение. Красный цвет в японской культуре неоднозначен. Он является цветом, обозначающим границы между миром живых и миром мертвых. Примером для этого служат ритуальные врата перед синтоистскими храмами – тории, которые выполняют функции границ между параллельными мирами. В некоторых префектурах Японии этот цвет является цветом преисподней, так как связан с огнем, громом, который породила богиня Подземного царства Идзанами. Сама богиня часто изображается либо в белых, либо в красных одеждах, похожих на полыхающий огонь.

   

Иллюстрация Мэтью Майера

Оплетай

В поверьях Южной Сибири – монстр, чудовище, похожее на человека и питающееся его кровью. Оплетай караулит с деревьев путников, и бросаясь на них, сначала оплетает руками и ногами, а потом, прокусив шею, высасывает кровь. Таким образом, оплетай сходен с русским упырем. Однако мотив оплетания человека для русских поверий об упырях не характерен.

Следует отметить, что в персидском и арабском фольклоре содержаться сведения о существах, которые оплетали людей и наносили им вред. Таким образом, поверья об этих существах могли распространиться в Сибирь и потом войти в русский фольклор.

Иллюстрация Руслана Слободина