Рубрика: демоны

Амма

В мифологии дравидов, древнего населения Индии до прихода ариев, наименование богинь, которые функционируют и как ипостаси общеиндийской богини-матери (Деви), и как местные богини, выступающие под разными именами, различающиеся по своему облику.

К амма относится кровожадная богиня войны и охоты Коттравей, культ которой слился с культом грозной общеиндийской богиней Дургой, Бхагавати (богиня-разрушительница), Мариямман (мать дождя), Минакши (рыбоглазая) Каннияма (мать-девственница), Нили (синяя), Хулиямма (мать-тигрица) и другие.

Амма свирепы, необузданны и кровожадны. Они насылают болезни (оспу, холеру, желтуху), несчастья, засуху. Для их умилостивления совершаются обряды, включающие кровавые жертвоприношения, оргиастические пляски, песнопения. Только после этого амма покровительствуют людям, защищают от болезней, обеспечивают урожай и процветание.

Следует отметить, что свирепыми богинями, имеющими черты амма становились обиженные смертные женщины, при жизни ведущие праведный образ жизни. Так, кровожадной богиней становится Каннаха, героиня «Повести о браслетах», мужа которой казнили по злому навету. Разгневанная Каннаха наказала нечестивый город: по ее велению «отверзся огнедышащий зев божества, и пламя охватило город со всех сторон. В индийской легенде про чуму прекрасная принцесса Серасвати, честь которой была поругана благодаря принцу Раме, обращается к кровожадной богине Кали, и последняя превращает ее в богиню Чуму. Принцесса Сарасвати утопила в крови несколько городов и задушила принца Раму.

К таким богиням часто обращались женщины, у которых были проблемы в жизни, в том числе бесплодие либо насилие в семье.

 

Живопись на полотне по Минакши Джа Банерджи

Каннаха

Это героиня тамильской «Повести о браслетах», созданной на рубеже 2-3 вв., рассказывается о жизни сына богатого торговца Ковалана и его супруги Каннахи.

Ковалан и Канаха жили в процветающем городе и наслаждались семейным счастьем до тех пор, пока Ковалан не встретил известную танцовщицу Мадави, которая навела на него такие чары, что он забыл о жене. Но не смотря на все ухищрения Мадави, счастье любовников оказалось недолговечным. Поссорившись с танцовщицей, Ковалан вернулся к преданной жене, которая смиренно ждала мужа. Ни слова упрека не услышал он от нее и тогда, когда признался, что признался, что промотал все свое состояние. В ответ на это Каннаха отдала ему свою последнюю драгоценность – золотые ножные браслеты.

Когда Ковалан отправился продавать один из них, его подстерегла неудача: ювелир царя накануне украл у царицы точно такой же браслет. По его злому навету Ковалан был казнен. Каннаха восстановила справедливость: она разбила браслет и показала царю заключенный в нем алмаз – внутри браслета царицы находилась жемчужина. В это время на землю упал царский зонт, треснул царский скипетр и царь расстался с жизнью. А разгневанная Каннаха наказала нечестивый город: по ее велению «отверзся огнедышащий зев божества, и пламя охватило город со всех сторон.

Следует отметить, что культ Каннахи, которой стали поклоняться как богине-матери, был распространен у дравидов, древнего доарийского населения Индии. Образ богини-матери у дравидов воплощается в двух богинях – богине целомудрия Каннахе и богини войны и охоты Коттравей, культ которой постепенно слился с культом кровожадной богини Дурги, жены Шивы. Богиня Коттравей изображалась в виде женщины, стоящей на голове буйвола, покрытой шкурами слона и тигра, с мечом в руках, а также обладала сапфироподобным телом.

Разгневанная Каннаха могла соотноситься с кровожадной богиней Коттравей, относящейся к типу богинь амма в дравидийской мифологии, которые насылали на людей болезни, несчастья, засуху.

 

Изображение Коттравей (Дурги)

Круг фей

Это темный круг из грибов, растущих в траве или на торфе. В поверьях  служит местом ночных сборищ фей и ведьм, на которых они поют и танцуют. Гриб несъедобен, и животные его не трогают. У него красноватая, желто-коричневая или золотистая шляпка. Гриб распространен в Европе, Северной Америке и на Британских островах, появляется после обильных дождей. В Великобритании круги фей также называют «колдовскими следами» и верят, что это следы танцевавших ведьм. Согласно поверьям, если встать в круг фей в Полнолуние и загадать желание, то оно сбудется. Однако это небезопасно в Самайн (канун Дня Всех Святых) и в Бельтейн (канун мая), поскольку это два главных праздника фей и ведьм, и они могут напасть на человека и утащить его в свою волшебную страну, находящуюся либо на холмах, либо в лесу, либо на островах.

Картина И. Шишкина

О нечистой силе

Кроме крестного знамения, молитв, молебнов, святой воды, от нечистой силы ограждали многочисленные заговоры. Нечистые не любят запаха чеснока, а также целого ряда растений и трав (чертополоха, плакун-травы, петрова креста, адамовой головы, одолень-травы и т.д.).

Нечистая сила может постоянно присутствовать в доме, в любой момент готова войти в непокрытую кадку с водой.

Негативные характеристики нечистой силы расплывчатого облика сложились под влиянием дохристианских мифологических представлений (неясного обличья существа и силы понимались как причины или воплощения негативных событий.

Представления о нечистой силе в доме сложились на основе дохристианских понятий о сверхъестественной силе как о неизбежно и необходимо сопутствующей жизни человека. Нечистые, обитающие в доме, могут не только навредить, но и помочь людям.

Вавилонская ловушка

Это терракотовый сосуд, исписанный заклинаниями или магическими текстами; эти сосуды древние евреи, жившие в Вавилонии, использовали, чтобы отгонять зло. Чаши переворачивали вверх дном и закапывали в четырех углах под фундаментом жилых домов и других строений. Магия этих сосудов, по поверью, защищала от разнообразных проявлений зла, в том числе от демонов, болезней, проклятий и дурного глаза. В Вавилоне были распространены поверья о демонах, обитавших на окраинах городов, от которых спастись не представлялось возможным. Вавилонские ловушки были распространены в период от 3-1 веков до н.э. до 4 века н.э. Этот языческий обычай был запрещен иудейской религией, которая всегда отрицательно относилась к магии. В некоторых надписях встречаются обращения к Богу или цитаты из иудейских писаний. Один из сосудов, датируемый 3 веком до н.э., содержит приказ ночным демонам и чудовищам покинуть общину.

Картина Питера Брейгеля Старшего

Куклы

Куклы известны человечеству с древних времён. На территории Евразии находят мелкую антропоморфную пластику, созданную около 40 тысяч лет назад. Куклы наиболее близки языческим идолам и деревянной народной скульптуре. Кукла является антропоморфным объектом, созданным для определённых манипуляций.

Тем не менее, в обыденной жизни они выполняют функции бытовых кукол-игрушек.

В детских страшилках, которые получили распространение в 70-х годах в Советском Союзе. Героями детских страшилок являлись, как правило дети, которые были вынуждены противостоять злу – существу из сказок и старинного фольклора (черт, ведьма, домовой, Пиковая дама и др.), а также вредоносному предмету. Одним из вредоносных предметов является Стеклянная кукла, которая убивает детей. Стекло прозрачно и имеет неопределенный цвет, что может вызвать предположение о соотнесении его с инфернальным миром.

Еж в фольклоре

У славян оберегом для невесты и жениха в брачную ночь был калач «ёж», украшенный вместо иголок раскрашенными соломинками. Ежика очень любили, так как он является яростным противником змей, и дорогу он им никогда не уступит. Если змея заползет на территорию ежа, то начнется драка, в которой победит еж и съест змею. Змея в европейском фольклоре – животное, олицетворяющее землю. Змея в мифологии и фольклоре связана с плодородием, землей, водой и дождем. Поскольку змея живет под землей, она связана с подземным миром и миром мертвых, а также с магией и колдовством. Поединок ежика со змеей может означать борьбу с хтоническими силами, олицетворяющими преисподнюю.

Огневица

Одна из двенадцати сестер-лихорадок, дочерей Ирода. Это болезнь в облике женщины, которая вызывает сильный жар. Действенным средством от нее служил добытый особым способом огонь, именуемый древесным. Огневица находилась в распоряжении лешего, которого нередко просили спасти от нее.

Иногда Огневицей называли скарлатину, при появлении которой собирали всех детей деревни прощаться с умершими от нее.

Трясавицы-лихорадки. Русская народная икона (Лубок). 

Озев

Озев – это болезнь, напущенная словами, недобрыми или не в пору сказанными. Чаще всего озевы упоминаются в заговорах. Оберегаясь от озевов различными средствами (ношением ладанок, опоясыванием сетью, заговором, крестом, молитвой и т.д.), а лечились травами, обрызгиванием водой, наговорами (нашептыванием на воду и уголек), заговорами и т.д.

 

Нестеров М. В. Больная девушка. 1928

Смерть в русском фольклоре

Высокая женщина в белом – традиционное и наиболее распространенное обличье смерти в русских поверьях. Подобное существо может прямо называться смертью, Белой Бабой, и соотноситься с марой, мороком, полудницей, русалкой.

Неодноплановость обликов смерти отмечена в некоторых поверьях. Смерть может являться в виде седого старичка, двенадцати белых котиков, неожиданно вбегающих в избу и поедающих хозяйский хлеб, трех цыплят, а также скелета.

Смерть может принимать обличья самых разных существ – персонификаций болезней.

Смерть может появляться в облике покойника, а также двойника человека.

 

Картина Жан-Франсуа Милле