Рубрика: греческая мифология

Керы

В греческой мифологии демонические существа, дети богини Никты (ночи), приносящие людям беды и смерть. Керы находятся на поле битвы, хватают раненных, тащат трупы, обагряясь кровью.

Считалось, что керы выскакивают из пифосов, сосудов, в которых содержались тела умерших, и докучают живым. Они изгоняются особым ритуалом и магическими заклинаниями. Клейкой смолой смазывают дверной проем, чтобы поймать керов и предотвратить их проникновение в жилище.

В мифологии керы родственны богиням смерти, которые появились впервые, выскочив из ящика Пандоры. Они выполняют волю богов и важнейшими их функциями является сводить в могилу умерших и поражать живущих болезнями и страданиями.

Также керы могут быть связаны со славянскими карами.

 

Картина Бориса Валеджо

Луна

В фольклоре луна часто является местом пребывания или хранилищем душ после смерти.

Древние греки считали, что луна – это средняя точка на пути души от земли до неба и от неба до земли. Души только что умерших первым делом попадают на луну, а затем продолжают путь на небесах.

Согласно Упанишадам, души неправедных людей после смерти идут на луну, где они ждут перевоплощения. Праведные души, которые освобождены от перевоплощений, идут на солнце.

Луна сопряжена с серебром. Серебристый цвет наделяет силой создания существа мрака и потустороннего мира. Инки связывали серебро с отблеском лунного света, они называли его слезами луны. Алхимики называли серебро луной. В Китае луна называлась серебряной свечой.

Картина Генри Петера

Камелии в фольклоре

Вокруг цветка камелии всегда ходило множество легенд. Росла она в Японии и в юго-западном Китае. В Европе она появилась благодаря ботанику Георгу Йозефу Камелиусу.

С камелией была связана следующая легенда. Бог Амур прилетел на Сатурн, где встретил прекрасных женщин с голубыми глазами и серебряными волосами и начал направлять в них свои стрелы. Однако красавицы не обращали на него никакого внимания. Бог наделил их бездушностью и холодностью. Тогда Амур обратился к своей матери Венере, которая посчитала отказ красавиц от любви оскорблением. В наказание она спустила девушек на землю и превратила их в цветы, не имеющие запаха. Это и есть камелии.

Этот цветок лег в основу романа Александра Дюма «Дама с камелиями», героиней которого является бездушная куртизанка Маргарита Готье, появляющаяся везде с букетом камелий. Прототипом куртизанки является жившая в то время Мари Дюплесси, рано умершая от туберкулеза.

Этой же болезнью страдала героиня романа, которая выбрала цветы, не имеющие запаха и не вызывающие аллергии, чтобы пощадить и без того свои больные легкие. Ношение камелий этой куртизанкой имело следующую особенность: двадцать пять дней месяца цветы были белые, а остальные пять – красные. Никто не мог разгадать такую закономерность. Возможно, белые камелии могли соотносится со стремлением к очищению души, а красные могли обозначать большую любовь, в жертву которой себя и принесла героиня романа.

Камелии так и остались символом ветреных красоток.

И снова про облака

Облака играют большую роль в мифологии и фольклоре, так как их вид наводит на сверхъестественное.

В мифологии казанских татар злой многоголовый дракон аждарха живет на морском острове, на который его переносит облако.

Дракон Балаур в румынской мифологии чаще всего живет в облаках.

Бог грома в западносемитской мифологии Ваал часто описывался скачущим на облаке.

Волшебник Мерлин был заключен феей Вивианой в воздушную темницу Броселианды, располагающейся на облаках.

В греческой мифологии представлена богиня облаков Нефела, являющаяся матерью Фрикса и Геллы, которых хотела погубить их мачеха Ино. Своими кознями Ино вызвала в стране засуху и, чтобы избавиться от нее, потребовала принести Фрикса и Геллу в жертву Зевсу. Нефела спасла своих детей, окутав тучей, она отправила их на златорунном баране в Колхиду. Однако Гелла погибла в пути, упав в воды пролива, получившего имя – Геллеспонт, а Фрикс достиг владений царя Ээта в Колхиде.

Перекрестки

Места, где сходятся и расходятся дороги, ассоциировались в представлении людей с появлениями и деятельностью демонов, дьявола, колдунов, фей, призраков и духов, а также другими зловещими сверхъестественными явлениями. Согласно поверьям, именно на скрещении дорог можно встретить троллей, колдунов, ведьм, блуждающие огни. Любят перекрестки и призраки.

Души умерших появляются вблизи скрещений дорог в День Всех Святых – Хэллуин (31 октября). В этот день грань, разделяющая два мира, по поверью оказывается самой тонкой. Также особые заклинания дают возможность вызвать духов усопших на перекресток.

     

Юрий Саломахин. Развилка дорог

Древние греки верили в то, что богиня Геката, покровительница колдунов и перекрестков, ясными ночами в сопровождении духов и воющих собак-фантомов появляется в местах, где сходятся дороги. Для нее греки оставляли пищу на перекрестках. Геката – древнее хтоническое божество, которое после победы олимпийцев над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Ночная, страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Геката – богиня колдовства, к которой обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией – «богиней трех дорог». Изображение Гекаты помещалось на распутье или перекрестке дорог, где ей обычно приносили жертвы.

     

Уильям БлейкГеката1795

У многих народов самоубийц хоронили на скрещениях дорог. Возможно, этот обычай связан с тем, что образуемый дорогами крест ассоциируется с землей христианских кладбищ, на которых самоубийц хоронить не разрешалось. Причина может также быть в стремлении использовать сверхъестественные свойства перекрестков для предотвращения возвращения призраков самоубийц к живым.

Нимфа Калипсо

В греческой мифологии Калипсо является дочерью Титана Атланта и океаниды Плейоны. Она владеет островом Огигии на Крайнем западе. Можно предположить, что этот остров является иным миром. На Огигии Калипсо живет среди прекрасной природы, в гроте, увитом виноградными лозами. Она занимается ткачеством и носит серебряную одежду, работая у ткацкого станка. Серебряные одежды могут символизировать связь Калипсо с Луной, а ткачество с судьбой и пророчеством.

     

«Одиссей и Калипсо» (1883).Картина швейцарского художника Арнольда Бёклина

Нимфа семь лет держала у себя Одиссея, но по приказу Зевса вынуждена была отпустить его на родину.

Прежде всего следует отметить, что нимфы, подобные Калипсо, встречаются там, где расположены горы.Одним из таких примеров служат сказания о немецком средневековом поэте миннезингере Тангейзере, в частности, предания о горе Герзельберг, расположенной неподалеку от Вартбурга, в Тюрингенском Лесу. Эта гора была местом обитания мифической фрау Холле, являющейся покровительницей сельского хозяйства, а также госпожой снежных бурь и вызывает метели. Однако позже фрау Холле в сказаниях о Тангейзере представлена как богиня Венера, а гора Герзельберг называется горой фрау Венус. Тангейзер становится любовником Венеры и живет с ней 7 лет в горе, губя свою душу, так как сожительство являлось грехом.

Картина Джона Коллиера к опере «Тангейзер»

В немецкой сказке прекрасная Королева змей жила в гроте и обладала несметными сокровищами. Интересно описание жилища Королевы змей.

«Как изумился Беппо, когда он выпрямился и увидел себя в большом красивом гроте: в нем стены, свод, камни, все было небесно-голубого цвета. Вокруг пещеры тянулись плоские выступы скал, походившие на мостки, посередине голубело озеро.»

Вышеперечисленные существа являются хтоническими персонажами и связаны с миром мертвых. Одиссей, покинув Калипсо, покидает мир смерти и возвращается к жизни.

Приобретите произведения по греческой мифологии. Увидеть их можно здесь https://f.gdeslon.ru/cf/3f40f19b50?mid=78716&goto=https%3A%2F%2Fwww.litres.ru%2Fnataliya-basovskaya%2Flegendy-i-mify-drevney-grecii-i-drevnego-rima%2F.

Ламия в славянском фольклоре

В славянском фольклоре встречается существо, имеющее вид огромной змеи с собачьей головой, называемое Ламией. Ее тело покруто желтой чешуей. Она кровожадна, живет в пещерах вблизи источников, на дне моря (озера) или в пустынном лесу, возле колодцев, рек и озер. Нападает на поля и сады, пожирая плоды земледельческого труда.

Вера в ламий – змей с головой и грудью красивой женщины прошла через всю средневековую Европу. Ламия нападает на людей, выпивая их кровь, живет в оврагах, пещерах и заброшенных замках. Ее образ восходит к древнегреческой Ламии, чудовища с козлиными ногами, похищающего и пожирающего детей, которая при жизни была царицей Ливии и возлюбленной Зевса, за что ее дети были убиты ревнивой женой Зевса Герой, вследствие чего Ламия укрылась в пещере и превратилась в чудовище.

                             

Поцелуй Чародейки (Isobel Lilian Gloag, ca. 1890)

Образ  древнегреческой  Ламии перешел мифологию балканских народов. Так в албанском фольклоре присутствует ламая, существо в образе женщины со змеиным хвостом, обитающей в горах, нападающей на путников и пожирающей их.

Ламия встречается в болгарских сказках, где с ней активно борются люди и с трудом уничтожают. Так, в сказке «Три брата и Ламия» чудовище жило за садом, которое находилось у моста. Данное упоминание может сближать с сюжетом о Калиновом мосте, проходящем через реку Смородину, и соединяющим мир живых и мир мертвых. Данный мост охранялся либо Змеем Горынычем либо Чудом-Юдом о нескольких головах, роль которых в болгарской сказке могла исполнять Ламия.

В русской сказке «Царевич-пастух» упоминаются две Ламии: одна живет в пещере, а другая в озере. Змеиный хвост указывает на ее хтоничность, то есть связь с землей. Змея в фольклоре ассоциировалась с миром мертвых и преисподней, а также нередко охраняла вход в подземное царство.

Про существо ламию я еще неоднократно буду писать в своем блоге. Если вас интересуют существа греческой мифологии, то произведение, в котором упоминаются эти существа можно приобрести здесь https://www.litres.ru/35018401/?lfrom=515650664.

Образ Персе в романе Стивена Кинга «Дьюма-Ки»

Произведения Стивена Кинга имеют очень интересных персонажей. В романе «Дьюма-Ки», написанном в 2008 году, представлен образ демонического существа Персе.

Роман начинается с того, что успешный бизнесмен Эдгар Фримантл попадает в катастрофу и становится инвалидом. Он уезжает в отпуск на остров, где снимает дом под названием «Розовая громада» и неожиданно на острове обнаруживает у себя талант художника-примитивиста, который начинает пользоваться огромной популярностью. Но потом он обнаруживает, что нарисованное на картинах сбывается благодаря демоническому существу Персе, которое плавает на мистическом корабле и хочет забрать как можно больше душ. Персе проникает через нарисованные картины в сознание людей и творит черные дела.

Имя Персе восходит к богине царства мертвых греческой мифологии Персефоне и имеет ее черты, про которые я расскажу.

Дух Персе живет в фарфоровой статуэтке красивой женщины с птичьими лапами и третьим глазом, одетой в красный плащ с капюшоном. Ее же фигура появляется на мистическом корабле под названием «Персе». Не смотря на то, что в греческой мифологии красный цвет считался цветом богом Ареса и олицетворял войну, кровь, боль и насилие, он также выполняет функции власти, поэтому этот цвет нередко связывался с богиней Персефоной. Кроме того, на Элевсинских мистериях в дар богине приносили пурпурную ткань, а саму богиню тоже изображали в пурпурных одеждах. При этом пурпурный цвет приближен к красному и также олицетворяет власть.

                           

Masson Benoit .Розы

Богиня Персефона в греческой мифологии отличалась крайней жестокостью и властностью: она уничтожила, буквально растоптав своих соперниц, возлюбленных Аида, нимф Кокитиду и Минту. Персе в Дьюма-Ки влавствует над полученными ею душами, которые служат ей и следят за живыми, а также через картины убивает людей, чтобы их души забрать к себе в услужение.

                                   

Данте Габриэль Россетти. Прозерпина.

У богини Персефоны местообитание и территория – Подземное царство, загробный мир, находящийся далеко на Западе, в котором есть реки, выполняющие определенные функции.

Дух Персе вышел из воды. Океан возле острова Дьюма-Ки является вместилищем душ и загробным миром, в котором властвует демоническая женщина в красном. Персе боится пресной воды, так как сила ее в этой воде ослабевает и она не может влиять на людей. Также средством борьбы против нее служит серебро, что сближает Персе с оборотнями и вампирами, которые тоже погибают от этого металла.

Птичьи лапы Персе могут ассоциироваться с древнегреческими сиренами, полуженщинами-полуптицами, которые олицетворяли собой коварную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы и мели. Также птицы выполняли роль проводников в потусторонний мир.

                     

John William Waterhouse, «Одиссей и Сирены», 1891 г.

В романе Дьюма-Ки большую роль играют ракушки. Они шепчутся и, видимо, передают информацию Персе. Ракушка в мифологии символизирует женское начало.

                                 

                               Кустодиев Б. М. Раковины

В греческой мифологии раковина является символом богини Афродиты, которая добралась до Кипра на раковине, а также символом богини-матери Кибелы. Раковины также связаны с загробным миром, поэтому они и являются помощниками Персе. Так как раковины находятся в песке, то они связаны со стихией земли.

                       

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры.

Эдгар Фримантл нарисовал картину «Розы, растущие из ракушек». Розы являются символом страсти, побуждающей к действию, а рост их из ракушек возможно помог Персе творить свои злодеяния.

               

Балтазар ван дер Аст Натюрморт с розой, ящерицей, земляникой и раковинами

Фарфоровая статуэтка Персе была надежно спрятана на южной оконечности острова, куда не ступала нога человеческая, так как в Первую мировую войну там проводились испытания, имеющие негативные последствия. Эдгар Фримантл не без помощи серебра и пресной воды, а также живописи вычисляет местонахождение статуэтки и помещает ее в серебряную колбу с пресной водой, нейтрализуя демоническое существо острова. Южная оконечность тоже служит своего рода частью загробного мира Персе.

В произведениях Стивена Кинга имеются и другие персонажи, сходные с древнегреческой богиней Персефоной, о которых я буду неоднократно писать в своем блоге.

Приобрести роман Стивена Кинга «Дьюма-Ки» можно здесь https://www.litres.ru/4387275/?lfrom=515650664 .

А почитать этот роман можно здесь https://www.litres.ru/pages/quickread/?art=4387275&skin=normal&lfrom=515650664&widget=1.00&iframe=1

 

Образ Розы Марены в одноименном романе Стивена Кинга

Роман Стивена Кинга «Роза Марена» написан в жанре мистического триллера и опубликован в 1995 году. История повествует о Рози Дэниелс — женщине, сбегающей от своего мужа-психопата Нормана, который регулярно её избивает. Переехав в другой город и начав новую жизнь, Рози приобретает необычную картину, сквозь которую она получает возможность попадать в параллельный мир. На картине изображены развалины храма, а также стоящая красивая женщина в пурпурном хитоне, повернутая спиной.

                         

Картина Робера Юбера.

В скором времени Рози входит в картину, где ее встречает смуглая женщина по имени Доркас и женщина, изображенная на картине Роза Марена, просящая Рози спасти её ребёнка из подземного лабиринта, в котором обитает бык Эриний. Путь к лабиринту представляет из себя следующее. Сначала героине необходимо пройти через храм, затем сад, находящийся за храмом, затем ручей, рощу, а потом подойти к ступенькам, ведущим в подземный лабиринт.

Имя быка похоже с именем греческих богинь мщения Эриний, однако по тому, что он живет в лабиринте, он ассоциируется с греческим Минотавром. Лабиринт, бык, храм указывают на элементы греческой мифологии, а именно на время правления царя Миноса. Роза Марена может ассоциироваться с персонажем легенды о Минотавре.

Однако по своему описанию Роза Марена имеет много общего с богинями подземного царства Персефоной и Прозерпиной. На это указывает следующее.

                     

Персефона на картине Питера Паула Рубенса «Орфей и Эвридика».

Мир, в котором живет Роза Марена, тоже напоминает загробный. Рози не встречает там живых людей кроме Доркас и женщины на картине. В роще растет гранатовое дерево, плод которого должна сорвать Рози. Однако есть его нельзя, так как он приносит забвение. Гранат съела Прозерпина и после этого осталась в царстве Аида. Ручей, находящийся между садом и рощей, в который также нельзя попасть и замочиться тоже ведет к забвению. Это и сближает ручей с реками забвения подземного царства Аида.

                       

Данте Габриэль Россетти. Прозерпина

Роза Марена одета в пурпурный хитон с лиловым поясом. В Элевсинских мистериях одежду данного цвета приносили в дар Персефоне, и саму богиню нередко изображают в одежде такого цвета. Пурпурный цвет символизирует власть, соответствующую владычице подземного царства.

                   

Иллюстрации к произведениям Стивена Кинга. Darek Kocurek»Роза Марена»

Рози сбегает от своего мужа весной и картина с изображением Розы Марены попадает ей в это время. Это может ассоциироваться с тем, что Персефона весной возвращается на землю из подземного царства. Так и Роза Марена решила помочь Рози в ее беде именно весной.

Встречающая Рози в потустороннем мире Доркас одета в красное многослойное платье, цвет которого может символизировать боль и мученичество. Не зря Роза Марена в лице Доркас просит Рози о помощи. Две обитавшие в потустороннем мире женщины неизлечимо больны и говорят об этом женщине.

В конце романа Роза Марена убивает мужа Рози, при этом превратившись в паука, который может символизировать из-за своего плетения паутины судьбу. Великая богиня — мать индейцев Хопи изображена в виде паука. Роза Марена может тоже ассоциироваться с богиней-матерью, также как и с богиней земли, у которой могут быть и хтонические функции богини подземного царства.

Таким образом, описанные в романе подземный лабиринт, плод граната, ручей забвения между садом и рощей, пурпурный цвет хитона Розы Марены ассоциируются с царством мертвых в греческой мифологии.

                             

Дженнаро Греко. Античные руины.

С богиней Персефоной также ассоциируется персонаж другого романа Стивена Кинга   «Дьюма -Ки» Персе, который вредит людям и желает поглотить как можно больше душ. Персе одета в красный плащ с капюшоном. Красный цвет близок к пурпурному, но в романе он символизирует кровь, боль и насилие.  Также в «Дьюма-Ки» описана картина, нарисованная главным героем по наущению Персе, называемая «Розы, растущие из ракушек». Ракушка символизирует женское созидательное начало, а розы – желание, страсть, радость.  Однако эти предметы принадлежали опасной и несущей смерть Персе, о которой я буду еще писать неоднократно.

У Стивена Кинга есть еще одно произведение, в котором содержаться элементы греческой мифологии. Это роман «Дьюма Ки», который можно приобрести здесь https://www.litres.ru/4387275/?lfrom=515650664  , либо почитать здесь https://www.litres.ru/pages/quickread/?art=4387275&skin=normal&lfrom=515650664&widget=1.00&iframe=1

                      

                       

 

 

Козлоногие богини и демонические существа в мифологии и фольклоре

В мифологии и фольклоре встречаются  богини и существа с козлиными либо ослиными ногами.

Козел в мифологии и фольклоре является символом плодородия.

Коза означает женскую производительную силу, плодовитость и изобилие.

Козлиные либо ослиные ноги приписывают царице Савской, которая услышав о славе царя Соломона, пришла испытать его загадками. В некоторых источниках у царицы присутствует имя Алмака. Так звали древнюю богиню луны Южной Аравии, у которой также имелись козлиные либо ослиные ноги. Алмака была по своим функциям близка к финикийской и ханаанейской богине Астарте, а образ богини Венеры также слился с образами Алмаки и царицы Савской.

Эдвард Джон Пойнтер – Визит царицы Савской к царю Соломону
1890

С царицей Савской связывают демоницу Лилит, которая была первой женой Адама, так как Лилит иногда пребывала в образе царицы Савской, а значит также имела козлиные либо ослиные ноги. Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев. Лилит также являлась соблазнительницей мужчин.

   

      Р. Ляйнвебер. Царица Савская и Соломон

Схожей по поведению с Лилит является демоница Оноскелис из завета Соломона, обладающая прекрасной внешностью и белой кожей и ногами мула, обитающая в обрывах, пещерах и ущельях.

рельеф Бёрни (англ.)русск. («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей

В греческой мифологии представлен демон Ламия, обитающая в пещерах и нападающая на людей, чтобы выпить их кровь. Ламия имела вид прекрасной женщины с козлиными ногами. Позднее она трансформировалась в женщину с телом змеи, а вера в ламий прошла через все Средневековье.

                           

Ламия полуженщина-полузмея,
Борис Валледжо

В вышеуказанной мифологии также содержатся представления о демоне Эмпузе, красивой женщины с одной бронзовой ногой, а другой ослиной. Эмпуза появлялась ночью, нападала на людей и высасывала их кровь. Данный демон имел близкое родство с Ламией и ассоциировался с демоницей из Завета Соломона Оноскелис.

В шотланском фольклоре тоже представлены женские демонические существа с козлиными ногами. Это глейстиги, имеющие вид красивых белокурых дев в длинных зеленых платьях, расшитых золотыми нитями. Козлиные ноги у фей не случайны. Козел в кельтском фольклоре является символом плодородия, а также нередко имеет связь со стихией леса. Глейстиги лесные существа, так как появляются именно там. Они приглашают людей потанцевать с ними, а затем выпивают их кровь.

                               

Картина Брайана Фрауда.

В христианстве образ козлоногого существа считался олицетворением дьявола и ему приписывались самые негативные черты. Постепенно козлоногие божества и существа трансформировались в черта либо беса.

Образ получеловека-полукозла плавно перекочевал в современные сказки и предания, а отголоски зооморфной богини или демонического существа появляются в настоящее время. Так, в детских страшилках, появившихся в 70-х годах в Советском Союзе также упоминаются женщины с козлиными ногами, которые прячут их под длинными одеждами и представляют смертельную опасность для детей.

Образ Ламии присутствует в греческих мифах. Эти мифы можно приобрести здесь https://www.litres.ru/30789966/?lfrom=515650664