Рубрика: ведьмы

Федельма

Федельма является пророчицей в Уладском цикле Ирландской мифологии. Девушка известна тем, что предрекла гибель армии легендарной королевы Коннахта Медб, о которой я неоднократно писала в своем блоге.

Королева Медб. Рисунок Д.К.Лейендекера

Готовясь ко вторжению в Ольстер, Медб встречает на дороге прекрасную юную девушку с золотыми волосами, которая шла рядом с колесницей и ткала бахрому. На девушке был плащ с зелеными разводами. Медб просит Федельму предсказать судьбу армии и Федельм предсказывает о кровопролитии. Королева Медб отказывается принимать это, и несколько раз повторяет свою просьбу, однако ответ провидицы остается прежним.

Следует отметить, что Федельма могла быть не человеком, а существом из потустороннего мира, феей. Она держала в руках станок, который мог плести нити судьбы. Кроме того, феи в кельтском фольклоре часто носили зеленую одежду.

Immortal Conquest Wiki | Fandom

 

Бранвен, служанка Изольды

Бранвен была служанкой Изольды, возлюбленной легендарного Тристана и неверной жены короля Марка Корнуольского.

Тристан и Изольда. Картина Эдмунда Лейтона

Бранвен заменила Изольду на ложе короля Марка Корнуольского в первую брачную ночь. В «Тристане» Готфрида Страсбурского Изольда с готовностью жертвует невинностью Бранвен, чтобы скрыть собственную вину. В поэтических версиях прекрасная Изольда приказывает убить служанку, чтобы никто не узнал, что она подменила королеву. Бранвен упрашивает заведших ее в лес солдат отпустить ее, а королеве показать клинки, испачканные свиной кровью. Изольда раскаивается в своем решении и спустя некоторое время с радостью принимает вернувшуюся Бранвен.

Имя Бранвен восходит к Бранвен из сборника валлийских мифов и легенд Мабиногион, в которых она является дочерью бога морей Лира и выходит замуж за короля Ирландии, который очень жестоко с ней обращался. Бранвен предстает в валлийских повестях целительницей и чародейкой, знающей толк в травах.

Бранвен — один из любимых женских образов валлийской поэзии, которая отмечает не только ее красоту, но и магическое искусство. На острове Англси есть место, называемое Инис-Бронвен, там в ходе раскопок было найдено древнее погребение. Это место в Мабиногион указано как могила Бранвен.

«Бранвен, дочь Ллира». Алан Ли

Ведьма-покойница в русском фольклоре

Согласно крестьянским поверьям смерть ведьмы и ее погребение могут сопровождать стихийные бедствия. В одном из повествований кончина ведьмы вызывает пожар, от которого сгорает весь город.

 

Опасные при жизни, ведьмы беспокойны, вредны и после смерти, продолжая пугать своими посещениями односельчан, родственников, а также преследовать намеченные ими жертвы. Ведьма-покойница часто заедает, загрызает людей, персонифицируя смерть, уничтожение. Умершие ведьмы мстят пытавшимся обличать их при жизни священникам, преследуют и неосторожно отвергших их любовь парней, и своих женихов.

   

Чтобы раз и навсегда избавиться от преследований умершей ведьмы, ее гроб и могилу стерегли с особыми предосторожностями. Если же ведьма продолжала вставать и причинять вред, могилу разрывали, а тело пробивали осиновым колом – осина традиционно считалась оберегающим от ведьм деревом.

Считалось, что после смерти ведьмы встают не так часто, как умершие колдуны, и преимущественно лишь первое время после похорон.

 

Литография. 1897 год.

Ходить и вредить после смерти и погребения в представлениях русских крестьян могли только сильные ведьмы. Ведьма-покойница персонифицирует смерть, понимаемую как поедание человека сверхъестественным существом.

Король Уриен

Это король Горры. В ранних версиях Горра идентифицируется со страной, «откуда нет возврата». Для саг и романов христианского Средневековья никакое прямое упоминание  страны мертвых, кроме ада, не мыслимо. Следы языческих представлений сохранились лишь в описаниях. В эту страну увозит королеву Гвиневеру сын Багдемауса Мелеагант, а Ланселот спасает ее, преодолевая водную преграду, причем не на лодке, а перекинув через поток меч. Предполагается, что это и есть кельтское путешествиев страну мертвых. Горру также соотносят со стеклянным островом кельтских легенд.

Томас Мэлори в своих произведениях называет Уриена в числе королей, выступавших против избрания короля Артура королем Логрии. После разгрома союза королей, выступавших против Артура, Уриен перешел на сторону последнего и принял своего недавнего врага в орден рыцарей Круглого Стола и выдал за него младшую из своих сводных сестер, фею Моргану.

   

Картина Рассела Флинта. Фея Моргана

Уриен служил королю вместе с его воинами, их сын Ивейн обучался вместе с королевскими оруженосцами, а Моргана стала одной из фрейлин королевы.

Однако Моргана завела шашни с молодыми рыцарями, служившими при дворе короля Артура. Она собрала кружок из молодых поклонников, и по склокам среди них, а также по неодобрительным взглядам Уриена становилось ясно, что восхищение рыцарей ею носит небезупречный характер.

С помощью одного из своих многочисленных любовников Акколона она пыталась похитить меч Эскалибур, а также плеле заговоры против Артура, чтобы захватить его трон и отдать страну во власть фей, жителей потустороннего мира. Также она пыталась лишить жизни Уриена, однако сын спас своего отца.

Мрачный от бесчестья Уриен предложил Артуру лишить его жизни, но Артур не согласился. Уриен решил удалиться в свои владения, но король Артур отказался отправить его в ссылку. Уриен был верным человеком и сильным союзником.

В валлийской традиции король Уриен соответствует Уриену, королю Регеда. Валлийский Уриен – историческая личность, правитель королевства Регед со столицей в Карлайле, который в конце своего правления возглавил коалицию бриттских королей против вторжения саксов. Одной из битв Уриена Регедского называют сражение Келс Бервин, которая имела место у римской крепости Бремемиум. Войска коалиции захватили старую римскую крепость Кэтраэт и римские укрепления в Ричмонде. Саксы были полностью побеждены. Однако король Уриен погиб от руки наемного убийцы в Эйбер Ллью.

 

Картина Рассела Флинта. Моргана пытается убить Уриена

Заложные покойники

Особо беспокойными являются умершие неестественной смертью, те кто был не погребен либо погребен не по обряду, а также покойные колдуны и ведьмы.

Мертвые ведьмы и колдуны наделены способностью вставать, днем ведьмы и колдуны спят, а ночью выходят из могил, пугают путников, проникают в дома, нападая на людей. Они пугают и заедают людей. Облик вредоносного покойника могут принять нечистый дух и смерть.

   

Умерших колдунов и ведьм хоронили с целым рядом предосторожностей, зачастую – не по принятому церковному обряду.

К покойникам-еретикам, нападавшим на людей, могут примыкать вероотступники и иноверцы. Еретиками также воспринимаются проклятые злодеи: до разрешения от проклятья они не тленны.

Проклятые люди, заклятые, похищенные нечистой силой, утонувшие после смерти кружатся вместе с лешим, нечистой силой или обитают в доме лешего, подчиняются лесным, водяным духам, превращаются в леших, водяных.

Нечистая сила в церкви

Согласно поверьям, в церкви часто являются сверхъестественные существа, мертвецы и нечистые могут по ночам отправлять в церкви свои службы. Нечистая сила живет при церквях, на кладбищах, мельницах, казенных зданиях, например в училищах.

Сверхъестественных обитателей церкви называют в поверьях церковниками. Данное название отмечено на Русском Севере, и под ним подразумевается покойник, привидение, появляющееся чаще всего на церковной колокольне. Церковник имеет вид старика в белых одеждах или в белой шапке и сходен с колокольным маном. Колокольный ман — это нечистый дух, покойник, появляющийся на колокольне, как правило, в полночь. Колокольный ман может быть покойником из колдунов, греховным человеком, которого не принимает земля. Он может обитать на колокольне, в церкви и на кладбище. Существует легенда о том, как девушка сорвала с мана красный колпак, а покойник пришел к ее дому и начал требовать его. Девушка, уставшая от криков мана, вышла в сени, затем на крыльцо, и протянула руку с колпаком. Однако ман схватил ее за руку и утащил. На следующий день труп девушки нашли возле дома.

   

Куршин А. Никольская церковь

Мертвяки

В русском фольклоре это живые покойники. Мертвяки в поверьях сближаются с покойниками, скончавшимися, но продолжавшими жить людьми. Мертвяки мстят живым из зависти за то, что те сохраняют еще дыхание и теплую кровь и пользуются всеми благами живой жизни. Они, а иногда их образы-бесы приходят в семью, чтобы погубить остальных его членов. Зачастую они приходят к тоскующим женам. Спасти от них может пение петуха или вмешательство другого духа, а также различные обереги. Могилы подозреваемых в ночных хождениях покойников раскапывали, пробивая спины осиновым колом.

Во времена славянского язычества люди также боялись мертвых и чтобы их умилостивить, приносили им требы.

 

Алексей Саврасов. Сельское кладбище в лунную ночь. 1887

Еретики в русском фольклоре

Это умершие колдуны и колдуньи, встающие из могилы. Они сходны по описанию с упырями и вурдалаками. При пении петуха они возвращаются обратно на кладбище. Бродят они весной и осенью. Не попадая в могилы, пробираются через трубы и бани там пляшут.

Облик еретиков повторяет облик живых, обряженных в смертную одежду людей, но наделенных длинными, острыми зубами, железными челюстями, и обладающих способностью стремительно бегать.

Еретики и еретицы преследуют людей, кусают их, пьют кровь, а чаще пытаются загрызть, заесть. Еретики особо опасны ночью, до пения петухов.

Могилы подозреваемых еретиков разрывали, а в покойников вбивали осиновый кол.

Уберечься от еретика можно, начертив на окнах и дверях свечой Страстного четверга кресты, посыпав пол золой, положив на окно кусочек железа. Боится он травы «Петров крест», лутошки, ладана, травы чертополоха.

   

Иллюстрация Валерия Славука

Кундри

Это волшебная посланница Грааля, которая появляется при дворе короля Артура. Ее имя появляется в цикле «Вульгата», в романе Вольфрама фон Эшенбаха, эпосе Альбрехта из Шарфенберга и в опере Вагнера.

Кундри имеет неприятный облик. Она наделена звериными чертами: черные волосы напоминают свиную щетину, нос похож на собачий, изо рта торчат кабаньи клыки, руки покрыты обезьяньей кожей, а вместо ногтей – львиные когти.

Кундри предстает как посланница волшебного замка и наделена магическими способностями: ей ведомы все языки и науки.

Кундри проклинает весь орден Круглого стола за то, что рыцари позволяют находиться в своем обществе Персевалю, который сидел возле короля-Рыбака, видел его страдания и не сжалился над ним.

Образ Кундри, видимо, восходит к Безобразной Ведьме ирландских сказок и легенд, которую если кто осмелится поцеловать, она превратится в прекрасную деву. В романе Вольфрама и произошло такое превращение.

Мотив безобразной посланницы Грааля заимствован из кельтского наследия Ирландии, Британии и Уэльса. Прототип Девы, воплощающей суверенность Ирландии, прекрасной девицы, несущей Грааль в замке Короля-Рыбака, и безобразной Кундри следует искать в кельтском фольклоре. В ирландской легенде Ньяль поцеловал безобразную старуху, которая превратилась в прекрасную женщину.

   

Парсифаль и Кундри. Открытка

И снова о Бабе-Яге

В поверьях крестьян России говорится, что Баба-Яга живет с дочерью Маринкой в болоте, в лесу (в доме на куриных ножках, на веретенной пятке). Она мохнатая, косматая. Одежда на ней белая или как на ели кожа, на голове повойник. В доме она прядет, сидя на брусу.

 

В таком облике Бабы-Яги проглядывают черты лесного, а также стихийного, летающего божества, духа. Она напоминает и обитающих в избе, и прядущих судьбы кикимору и мару, напоминает и ведьму.

Трансформировавшиеся в сказочном образе Бабы-Яги представления о древнем, наделенном универсальной властью божестве отразились  в обликах и целого ряда более специализированных персонажей.

С проявлением земледелия и земледельческой культуры все лесные существа превратились в сплошную нечисть, мать и хозяйка зверей – в злую ведьму, пожирающую детей, а лес становится местом обитания этой нечисти, а также своего рода враждебным потусторонним миром.