Рубрика: феи

Клотра

Клотра была дочерью Эоку Фейдлеха, Верховного короля Ирландии, и сестрой королевы Медб, легендарной и божественной королевы провинции Коннахт, героини ирландского эпоса «Похищение быка из Куанльге».

Провинция Коннахт – главный соперник и враг уладов, жителей провинции Ульстер, которой правил король Конхобар, бывший муж Медб, от которого она ушла. Медб была отдана замуж за Конхобара своим отцом Эоку, являвшимся Верховным королем Ирландии. После ухода Медб от Конхобара Эоку отдал Конхобару в качестве выкупа других своих дочерей за смерть отца Конхобара от руки Эоку.

Одна из дочерей Эоку Клотра становится женой Конхобара, но была убита Медб будучи беременной, а сын Клотры Фурбайд родился путем посмертного кесарева сечения.

Клотра была известна следующим. Ее братья-тройняшки сражались со своим отцом Эоку за власть, а Клотра была обеспокоена, что братья погибнут и не оставят наследников, Поэтому Клотра втайне ото всех спала с каждым из них, и в положенный срок у нее родился сын Лугайд Красные Полосы, потому, что поперек его тела в двух местах проходили красные полосы, отмечая пределы, в каких он походил на каждого из трех своих отцов. Братья действительно погибли, а Лугайд стал Верховным королем Ирландии, таким образом инцест Клотры сохранил линию преемственности.Когда Лугайд вырос, то зачал с Клотрой сына, названного Кримтаном, который тоже стал Верховным королем Ирландии.

Убившая свою сестру Клотру легендарная королева Медб закончила плачевно. Сын Клотры Фурбайд от короля Конхобара отомстил за свою мать и убил Медб, бросив в неё кусок сыра и попав в голову. Медб мгновенно погибла.

Иллюстрация Стивена Рида. Фурбайд готовит свою пращу, чтобы отомстить королеве Медб.

Богиня Дану

Богиня Дану

В ирландской мифологии это прародительница племени богини Дану или фей, родоначальница божественной расы, о которой повествуется в старом ирландском мифе. По некоторым легендам она была дочерью бога солнца Дагды. Она дает свое имя главному чародею племени. Под Тремя богами Дану подразумевают мастеров искусств – Гоибниу, Лухта и Кредне.

Одно из имен Дану – Ану. У нее также функции богини изобилия и плодородия, а также богини-матери. Дану или Ану ассоциируется с богиней Бригитой. Позднее Ану трансформировалась в Черную Аннис. Черная Аннис, являющаяся остатком культа богини Дану, обитала на холмах Дэйн. У нее были длинные острые зубы и когти, она жила в пещере и выходила из нее ночью, чтобы нападать на путников, которых она поедала. Ее боялись местные жители настолько, что ночью не смотрели на окна.

Черная Аннис. Картина Брайана Фрауда

В валлийской традиции богиню Дану звали Дон. Ее супругом был Бели, связанный с галльским солнечным богом Беленусом. От Бели вели свою родословную крупнейшие валлийские исторические династии. В валлийских генеалогиях Дану – Дон превращается в Анну, что характерно и для бретонской традиции, где Анна повелевает народом мертвых – аннон.

Художник Говард Джонсон

Племена богини Дану

В ирландской мифологии это одна из рас, завоевавших Ирландию; они прибыли с таинственных северных островов и победив демонов-фоморов, в свою очередь уступили господство над Ирландией сыновьям легендарного Миля, прибывшего из Испании.

Дану признавалась матерью-прародительницей богов, среди которых наиболее известны Дагда, Нуаду, Диан Кехт, Луг, Гоибниу, Огма. Это народ чародеев, предположительно, пришедший из Греции. Они располагали тайным магическим знанием, были сведущи во многих искусствах и ремеслах и владели секретами колдовства. Перед своим появлением в Ирландии они побывали на северных островах, где получили свои несравненные эзотерические знания и откуда перенесли на остров свои четыре магических талисмана: Великий камень Фал, известный тем, что издавал крик, если на него наступал будущий король; копье Луга, приносившее победу в битве всякому, кто держал его в руке; меч Нуаду, поражавший всякого, против кого он был направлен. ; котел Дагды, насыщавший всех, кто садился вокруг него. Племена богини Дану достигли Ирландии на темных тучах прямо по воздуху.

Согласно преданиям, среди этого племени лишь люди искусства были богами, а простые труженики нет. Саму Дану называют матерью богов, а иные из ее поданных называются как божества. Дагда изображается как добрый бог, а его дочь Бригита изображается как поэтесса и целительница. Диан Кехт был мудрым врачевателем и богом здоровья, Нейт – богом битвы, Мананнан мак Лир именовался богом моря. Имена Нуаду, короля Племени богини Дану, и Бригиты, дочери Дагды, фигурируют в бриттским надписях периода романизации. В валлийской традиции место Нуаду занимает Луг, чье имя встречается и на континенте (Луговес). Этот бог дал свое имя названиям топонимов, таких как Лион, Лейден (Лугдунум) на континенте и Карлайл в Британии.

Картина Джона Дункана                                                   

Красавица Дельбхаем

Бекума, женщина из фей, наложила на своего пасынка Арта сына Конна зарок: отправиться в путь и разыскать Дельбхаем дочь Моргана, который живет на острове посреди моря.

Арт садится в лодку и отправляется в море и вскоре попадает на некий чудесный остров, изобильный яблоневыми деревьями, на котором жили прекрасные женщины. В доме у них под крышей из птичьих перьев были хрустальные покои и чудесные котлы, в которых никогда не иссякала еда. Арт провел с одной из женщин по имени Креде Фираланд несколько недель, а когда собрался в путь, женщина научила его тому, как пройти страшные испытания, которые предостерегали его на пути к встрече с прекрасной Дельбхаем. Конхенд, жена Моргана и мать Дельбхаем, была ужасна обликом и воинственна; женихов дочери она убивала, потому что было предсказано, что она умрет, когда дочь ее выйдет замуж.

Арт отправился в путь, пересек враждебное море, полное чудовищ, прошел через лес, где встретились ему злые старухи, одолел ледяную гору, и лощину с жабами, и ледяную реку, через которую был перекинут узкий мостик, и высокую гору, кишащую львами. Затем Арт разделался с великаном-привратником, который при его появлении вострил о каменный столб свои зубы, и вошел во двор крепости Моргана в Стране Чудес. Дельбхаем, королевская дочь, была заточена в клетке на высоком столбе. Арт убил Конхенд и Моргана, освободил девушку и вернулся с нею в Ирландию, где назвал ее своей невестой, а затем изгнал из Ирландии свою злую мачеху.

Символика, связанная с островами блаженных (стеклянная башня или дворец и дарующие бессмертие чудесные яблоки), принадлежит к архаическому слою традиции. Яблоко, очевидно, тем или иным образом связано с бессмертием, вечной молодостью и потусторонним миром в мифологии всех индоевропейских народов – достаточно вспомнить яблоки вечной юности Гесперид, молодильные яблоки русских сказок и яблоки молодости Идунн в скандинавской «Старшей Эдде». В ирландских сагах, повествующих о путешествиях в страну фей по островам иного мира, герои, желающие остаться в этой стране, должны съесть волшебное яблоко.

 

Картина Эварда Берн-Джонса

Олвен

Это героиня валлийской повести «Кулух и Олуэн». Мачеха Кулуха налагает на юношу зарок, предрекая ему, что женой ему может стать только Олвен, дочь великана из иного мира Избададена, и после этих слов любовь к девушке овладевает всем его существом. Поскольку Исбададен знает о пророчестве, согласно которому умрёт на свадьбе своей дочери, он ставит условием для жениха решить сорок невыполнимых задач, с чем тот, однако, успешно справляется — с помощью короля Артура и рыцарей Круглого стола. Поэма заканчивается свадьбой Килуха и Олвен и гибелью Исбададена.

Красавица Олвен в валлийских сказаниях описывается так:

«На ней было платье из огненного шелка, а на шее – золотой воротник, украшенный изумрудами и рубинами. Волосы у нее были желтее цветка ракитника, кожа белее морской пены, а руки и пальцы прекраснее лесных анемонов среди лугового многоцветья. Глаза прирученного сокола или трижды линявшего ястреба не так сверкают, как сверкали ее глаза. Грудь у нее была белее лебединой, а щеки краснее, чем самая красная роза. И не было воина, который, взглянув на нее, не отдал бы ей свое сердце. И где она ступала, тотчас вырастали четыре цветка белого клевера.»

Следует отметить, что Олвен была женщиной, хоть и в облике смертного существа, по сути своей обитательница Иного мира. Белокурые волосы являлись одним из признаков леди, принадлежащих потустороннему миру в валлийском фольклоре. Светловолосой была жена короля иного мира аннона Арауна, носившая желтые шелковые одежды. Белокурыми были валлийские озерные девы гуаррагед аннон, которые соблазняли молодых людей, а потом бросали их.

   

Иллюстрация из сборника валлийских сказок

Королева Медб

Это легендарная и божественная королева провинции Коннахт, героиня ирландского эпоса «Похищение быка из Куанльге». Провинция Коннахт – главный соперник и враг уладов, жителей провинции Ульстер, которой правил король Конхобар, бывший муж Медб, от которого она ушла. Медб была отдана замуж за Конхобара своим отцом Эоку, являвшимся Верховным королем Ирландии. После ухода Медб от Конхобара Эоку отдал Конхобару в качестве выкупа других своих дочерей за смерть отца Конхобара от руки Эоку. Одна из дочерей Эоку Клотра становится женой Конхобара, но была убита Медб будучи беременной, а сын Клотры Фурбайд родился путем посмертного кесарева сечения.

Легендарная королева Медб, имя которой означает «опьянение» первоначально была олицетворением власти, ибо она была женой девяти королей Ирландии, а в других источниках рассказывается, что королем мог стать только тот, кто становился ее супругом. После Конхобара она поочередно сочеталась браком с Тинде сыном Коннры Каса, с Эохайдом Далой и Айлилем сыном Мата. Кроме того, у нее было огромное количество любовников.

Королева Медб описывалась женщиной необыкновенной красоты с белокурыми волосами, часто носящей темно-пурпурный плащ с капюшоном, украшенный золотой вышивкой. Следует ометить, что пурпурный цвет с древних времен был символом власти, а также мог соотноситься с потусторонним миром, так как богиня царства мертвых Персефона изображалась в пурпурных одеждах. Медб владела магией и способностью к оборотничеству.

В «Похищении» описывается, как Медб пытается путём войны с королевством Ульстер получить гигантского быка Донн Куальнге, чтобы сравняться богатством и владением со своим супругом, владевшим таким же необыкновенным быком — Финдбеннахом. И Медб во что бы то ни стало, захотела получить быка.

Однако однажды Медб встретила на своем пути девушку необыкновенной красоты с золотистыми волосами и в плаще с зелеными разводами. Девушку звали Федельма, которая оказалась поэтом и провидицей. Она и предсказала Медб гибель ее войска в битве с уладами. Следует отметить, что Федельма могла быть не человеком, а существом из потустороннего мира, феей. Она держала в руках станок, который мог плести нити судьбы. Кроме того, феи в кельтском фольклоре часто носили зеленую одежду.

Сын сестры Медб Клотры Фурбайд отомстил за свою мать и убил Медб, бросив в неё кусок сыра и попав в голову. Медб мгновенно погибла.

Медб часто отождествлялась с ирландской богиней войны Морриган.

   

Королева Медб. Рисунок Д.К.Лейендекера

Богиня Морриган

В ирландской мифологии это богиня войны и разрушения. Выступала с двумя близкими богинями Немайн и Махой как три Морриган, обычно в облике воронов. Иногда Морриган смешивалась с богиней войны и разрушения Бадб, которая в позднем фольклоре трансформировалась в ведьму, схожую с банши и также предвещающую смерть своим появлением. Эти мрачные женщины-демоны пророчили кровавую бойню и охоту на полях сражений.

Триада трех богинь войны восходит к триаде древних галльских богинь-матерей. Культ матерей был определенно кельтским – мать-земля как источник плодородия почиталась в троичной форме под названием matres или matronae. Посвящения, сохранившиеся на монументах в Галлии, написаны на латыни, а фигуры иногда изображаются с корзинами плодов или рогами изобилия.

В легендах Морриган защищает племя богини Дану (фей) покровом тумана и дождем, так что корабли не могут пристать к берегам Ирландии. На полях сражений она появляется в облике ворона, пожирающего тела мертвецов. Иногда Морриган представлялась мужчинам в виде красивой черноволосой девушки в многоцветном плаще и зеленом платье и пыталась соблазнить их. Примечательно, что зеленый цвет одежды очень характерен для кельтских фей, он символизирует плодородие, а также принадлежность к иному миру. В зеленые платья облачены кельтские феи, пьющие кровь у людей, бааван ши и глейстиги, а также озерные девы гуаррагед аннон.

     

     Картина Брайана Фрауда. Глейстиг

Морриган полюбила героя Кухулина, который отверг ее. Разъяренная, она поразила его на полях сражений, а потом тщетно пыталась спасти его жизнь.

   

Картина художника Хейна Лэсса

Круг фей

Это темный круг из грибов, растущих в траве или на торфе. В поверьях  служит местом ночных сборищ фей и ведьм, на которых они поют и танцуют. Гриб несъедобен, и животные его не трогают. У него красноватая, желто-коричневая или золотистая шляпка. Гриб распространен в Европе, Северной Америке и на Британских островах, появляется после обильных дождей. В Великобритании круги фей также называют «колдовскими следами» и верят, что это следы танцевавших ведьм. Согласно поверьям, если встать в круг фей в Полнолуние и загадать желание, то оно сбудется. Однако это небезопасно в Самайн (канун Дня Всех Святых) и в Бельтейн (канун мая), поскольку это два главных праздника фей и ведьм, и они могут напасть на человека и утащить его в свою волшебную страну, находящуюся либо на холмах, либо в лесу, либо на островах.

Картина И. Шишкина

Банши

В ирландской мифологии дух женщины, предвещающий смерть. Ее представляют в виде красавицы с длинными ниспадающими волосами в серой накидке поверх зеленого платья. Иногда она появляется одетой полностью в белое или красное. Глаза банши всегда огненно-красные от постоянного плача по людям, которые должны вскоре умереть. Также банши представляют в виде поющей женщины, лицо которой спрятано под вуалью, или летящей фигурой в лунном свете.

Банши генетически связана с сидами, божественными существами в кельтской мифологии, обитающих под землей в холмах, в пещерах, расщелинах скал, а иногда на чудесных островах в океане. Представления о сидах отразились в образе фей более поздней традиции.

Рисунок Николь Кардифф

Лионесса

В романах Артуровского цикла это Хозяйка Замка Угроз и возлюбленная рыцаря Круглого стола Гарета Бомейна, спасшего ее от Красного рыцаря, похитившего ее.

В романах о Гарете подчеркивается, что замок Лионессы стоит на берегу моря напротив легендарного острова Аваллон, на котором живут феи, в том числе фея Моргана. Согласно одной из версий брат Лионессы Грингамур заправляет Аваллоном, он же является одним из возлюбленных феи Морганы.

Замок Угроз имеет своего двойника в ирландской кельтской традиции: это башня Красного рыцаря, или владения великанов-фоморов, иными словами – крепость в потустороннем мире, противопоставленная счастливым западным островам блаженства.

Картина Артура Рэкхема