Рубрика: русалки

Кострома

В восточнославянских поверьях встречается персонаж Кострома, являющийся молодой девушкой, закутанной в белые одежды. Она является воплощением весны и плодородия. В русских обрядах распространен обычай проводов весны, сопровождающийся сжиганием либо захоронением чучела. Делалось это для того, чтобы обеспечить плодородие.

Про Кострому существует множество преданий. В одном из них рассказывается, что у богини ночи Купальницы и бога огня Семаргла родились дети – Купала и Кострома.

                               

Шишкин Андрей – Купало и Кострома

Однажды они гуляли и встретили опасную птицу печали Сирин, песни которой слушать было нельзя. Однако дети решили послушать. Птица печали заманила Купалу в царство Нави, разлучив его с сестрой.

Когда Купала выросла, она встретила Купалу. Они полюбили друг друга и поженились. Вскоре им сообщили о том, кем они друг другу приходятся. Не вынося позора, Кострома бросилась в воды озера и погибла. После своей смерти девушка стала русалкой-мавкой, а Купала бросился в огонь. На месте их гибели вырос двухцветный цветок – иван-да марья, желтый цвет которого воплощал Купалу, так как был символом огня, в который бросился молодой человек, а синий – Кострому, так как ассоциировался с водами озера, в которых утонула девушка.

                         

К.Васильев. Русалка

В одном из вариантов легенды Купала, узнав о позоре, убивает Кострому, которая просит посадить эти цветы на ее могиле.

Кострома сопоставляется иногда с Марой, персонажей сезонных обрядов, чучело которой также сжигали. Однако Мара больше ассоциируется с зимой и смертью, а ее чучело сжигали, чтобы проводить зиму и встретить весну.

Считалось, что мавки, как разновидность русалок появились после самоубийства Костромы. Девушка, которая топилась в реке, становилась мавкой. Также в данный вид русалок превращаются умершие до крещения дети. Слово «мавка» происходит от слова «навь», что означает «смерть», либо «мертвое тело». В древности навью называлась страна смерти, куда попадали души умерших.

Превращение Костромы в мавку не случайно. Русалки появлялись весной и начинали бегать по лесам и полям и раскачиваться на деревьях. Эти действия связаны с ростом, цветением и плодородием. Кострома, как и русалки-мавки, является таким же воплощением весны. Белые одежды Костромы как и русалок, символизировали предзнаименование судьбы.

                 

          И.Крамской. Русалки

По славянской мифологии я бы рекомендовала книгу А.Афанасьева, которую можно приобрести здесь https://www.litres.ru/2593895/?lfrom=515650664 

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272 

Снегурочка и Купава в пьесе А.Островского «Снегурочка»

В пьесе А.Островского представлены два противоположных женских образа – Снегурочки и Купалы.

Снегурочка, дочь Мороза и Весны-красны, поселилась в царстве Берендеев. Холодная красота Снегурочки производит сильное впечатление на молодых людей, в результате чего они бросают ради нее своих невест. Девушка необычна тем, что в отличие от земных красавиц, не может любить и испытывать страсти, так как является олицетворением холода и льда. Снегурочка холодна и недоступна. Однако ее привлекают песни красавца Леля, который по некоторым представлениям является славянским божеством любви по типу богини любви златокудрой Лели. Поэтому Снегурочка хочет любить. Лель является единственным молодым человеком, которого не привлекает Снегурочка из-за своей холодности.

                           

Лель и Снегурочка. Худ. Зубкова. Палех

Богатый купец Мизгирь собирается жениться на девушке из богатой семьи Купаве. Однако, увидев Снегурочку, потерял голову и увлекся ее холодной красотой. При этом он безжалостно отвергает Купаву, обвиняя ее в бесстыдстве.

«Влюбленному всего дороже скромность,

И робкая оглядка у девицы;

Сам-друг она оставшись с милым, ищет

Как будто где себе защиты взором.

Опущены стыдливые глаза,

Ресницами покрыты; лишь украдкой

Мелькнет сквозь них молящий нежно взор.

Одной рукой ревниво держит друга,

Другой его отталкивает прочь.

А ты меня любила без оглядки,

Обеими руками обнимала

И весело глядела.»

«И думал я, твое бесстыдство видя,

Что ты меня сменяешь на другого.»

Купава представляет из себя открытую девушку с горячим темпераментом. В ней присутствует потребность любить. Она становится подружкой Снегурочки и открывается ей. После оскорбления ее Мизгирем обращается к царю берендеев с просьбой заступиться и наказать своего бывшего жениха. Мизгиря изгоняют из страны, но в случае, если его выберет Снегурочка, Мизирю можно будет вернуться. Купава встречает новую любовь – златокудрого Леля, с которым она счастлива, а Мизгиря забывает.

                     

Суд царя Берендея. Палех

Имя «Купава» означает «кувшинка». Раньше на Руси белые кувшинки назывались водяными лилиями, а под кувшинками имелись ввиду желтые кубышки, растения относившиеся к роду кувшинковых.

                       

Эти желтые цветы в поверьях были связаны с русалками, а в произведении Н. Гоголя «Майская ночь, или утопленница» русалки носили венки из кувшинок. Русалки выходят из своих водоемов весной и начинают бегать по лесу и качаться на ветвях, что согласно поверьям, способствует росту растений и плодородию полей. Поэтому Купава может также ассоциироваться с русалками, так как любит игры и веселья, а также хочет любить, чтобы жизнь и род продолжались. В этом Купава схожа с наступающей весной, перед которой не хочет отступать зима.

                 

                Уотерхаус, Джон Уильям — Нимфы 

Венки из желтых кувшинок носили обычные русалки, а водяница, жена водяного, носила белые. Водяницами назывались русалки, которые при жизни были крещенными, а затем похищенные либо отсуленные водяному. Эти русалки принадлежали одновременно двум мирам: нашему и миру мертвых. Водяницы, в отличие от других русалок были неопасны и не нападали на людей. Жизнь русалок им была чужда, также как была чужда Снегурочке жизнь земных людей. Поэтому Купаву можно сравнить с желтой кувшинкой, источающей солнце и тепло, а Снегурочку с белой, ассоциирующейся с холодом, неприступностью и льдом.

                         

Кувшинки в цвету. Клод Моне

Существование холодной и неспособной к любви Снегурочки противоречит законам природы, а сам бог Ярила недоволен ее рождением. Появление Снегурочки вносит смуту в сердца молодых людей, которые забывают своих невест, что может влиять на создание новых семей и продолжение рода. Поэтому царь Берендей вступился за Купаву. Гибель Снегурочки не тронула никого, так как вместе с ней окончательно отступила зима и вступила в права весна с пришедшей земной любовью.

                       

Клод Моне. Кувшинки

Полудница

В славянской мифологии полудницами называют полевых духов полдня, обитающих, как правило, во ржи, являющихся воплощением солнечного удара.

           

Крестьяне вставали рано и работали в поле, а в полдень уходили в дом и закрывали окна, в страхе выглянуть за окно, и детям запрещали туда смотреть. Вышедших в поле в полдень полудница могла защекотать до смерти, свернуть шею, обжечь, скосить, убить, похитить детей.

Ее представляли либо в виде косматой старухи, либо красивой девушки в белом платье, как правило, со светлыми волосами.

Полдень считался самым опасным временем, так как считался промежуточным временем между днем и вечером, а также считался периодом активности определенных сил и существ. Поэтому в это время люди не купались и не стирали, а также не работали.

Белые одежды полудницы, а также изображения ее с черными длинными волосами, сближали ее со славянским духом мара, который также является персонификацией судьбы.

Коса в руках этих существ указывала на образ Смерти, так как полудница ходила по селениям, скашивая стоящих.

Полудницы также схожи с русалками, так как защекочивание до смерти было одним из их занятий. Кроме того, и русалка, и полудница связаны с плодородием почв и ростом растений, а время их активности – лето. Недаром полудниц называли полевыми русалками.

Также полудниц сближают с удельницами, черными волосатыми женщинами, губящими родильниц и детей, появляющимися в том числе и полдень во ржи.

         

Одним из мест обитания полудниц считалось подземелье.

Цветком этих существ был василек, так как у полудниц были глаза цвета этого цветка. С васильками связаны легенды о русалках, защекотавших молодого человека по имени Василек, при жизни помогающего людям. Василек любил земную девушку, поэтому из ревности был защекочен опасными существами, а на месте его гибели вырос прекрасный синий цветок, который продолжил помогать людям как лекарственное растение.

             

Измайлов Станислав Федорович (Россия, 1940) «Васильки»

Отвечающая за плодородие почв, полудница является хозяйкой поля, а также полдневного расцвета земли, что может говорить о ее функциях богини земли и плодородия.

 

Птица Сирин

Упоминания о птице Сирин появились в раннем средневековье на Руси. Имеет облик птицы с головой девушки. Выступает в основном как райская птица, но не во всех легендах.

В некоторых легендах это птица печали, темная птица, пение которой может привести к потере рассудка, а также завести в страну Навь, царство смерти.

     

Виктор Михайлович Васнецов. Сирин и Алконост

Название мифологической птицы происходит от древнегреческих сирен, женских демонических существ, верхняя часть которых была женской, а нижняя птичьей. Сирены олицетворяли собой обворожительную, но коварную морскую поверхность. У них был очаровательный голос, с помощью которого они завлекали моряков, звуками своих песен усыпляли их, а затем раздирали на части и пожирали.

     

Джон Уотерхаус «Одиссей и сирены»

Птица Сирин является посланником царства мертвых, поэтому не может предвещать ничего хорошего. Ей удалось погубить брата и сестру – Купалу и Кострому, которые в детстве услышали ее пение, и не послушавшись указа их матери богини ночи Купальницы, пошли его послушать, в результате чего Купала был унесен в царство Нави. Через несколько лет Кострома и Купала встретились и полюбили друг друга, не зная, что они брат и сестра. Сыграв свадьбу, они узнали о том, кем они приходятся друг другу. Не снося позора, Кострома утопилась в лесном озере, превратившись в русалку-мавку, а Купала бросился в огонь. Поэтому в честь их гибели появился цветок – Иван-да-Марья, который имел два цвета,  – желтый (цвет огня, Купалы) и синий (цвет лесного озера, Костромы).

 

Шишкин Андрей – Купало и Кострома

Образ леса в русском фольклоре

Образ леса в русском фольклоре неоднозначен. Но, как правило, он играет роль опасного компонента.

Для сказочных героев дремучий лес является ловушкой, от которой исходит опасность, предполагающая нахождение героя в непроницаемом пространстве и невозможность выбраться из него, а также встретить злых сверхъестественных существ, которые могут причинить зло или даже убить.

           

Иван Иванович Шишкин – Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии 

В редких случаях лес помогает героям, например в русской народной сказке «Баба Яга».

«А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется — баба-яга гонится, и уж совсем близко…

Достала девочка гребень и бросила через правое плечо. Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают.

Примчалась баба-яга, стала грызть да ломать лес. Она грызет да ломает, а девочка дальше бежит.»

В остальных случаях лес враждебен человеку. Это связано с тем, что лес является границей между мирами – нашим и миром мертвых. Существа, обитающие в лесу, стараются не допускать людей за эту границу.

Одним из таких мифологических персонажей является Баба-Яга, которая живет на краю леса, в избушке на курьих ножках и имеет вид безобразной старухи с костяной ногой и крючковатым носом, летающей в ступе.

                         

В.Васнецов. Баба-Яга.

В русских сказках Баба-Яга охраняет вход в иной мир, в царство мертвых, а избушка на курьих ножках напоминает домовину, в которой в древности хоронили умерших. Домовина стояла на высоких пнях, которые напоминали куриные ноги. Отсюда можно сделать вывод, что Баба-Яга принадлежала двум мирам. Так как ее избушка с одной стороны была повернута к лесу, который олицетворял загробный мир, то сказочная ведьма принадлежала ему, а из-за того, что избушка была повернута в другую сторону от леса.

                           

Одним из обитателей леса является леший, который часто выступает хозяином леса. Нередко леший живет в лесном болоте. Не всегда леший является персонажем, враждебным людям. Лешачиха является женой лешего и может быть опасна для путников.

У лешего могут жить лесные девки либо проклятые девушки. Это девушки, которых отсулили нечистой силе и они вынуждены жить в лесу, а леший обучает их ворожбе. Эти девушки, как правило, носят красные сарафаны. Эти персонажи принадлежат потустороннему миру наполовину. Их можно вернуть в наш мир с помощью молитв, избавляя от проклятья.

Проклятые девушки и лесные девки посещают наш мир, иногда показываясь людям и подбираясь к жилищам и баням, в надежде вернуться к нормальной жизни.

Красная дева является персонажем, близким к проклятым и лесным девкам, однако она опасна для людей и, особенно, для детей. Она уводит их в лес и губит.

                   

                  В.Прузсковский. Русалки

Русалки, бегающие по лесам в период Троицы, в отличие от лесной девки и проклятой, полностью принадлежат к миру мертвых, а лес, являющийся границей между мирами, служит им для того, чтобы встретить путников, которых они с удовольствием сделают своими жертвами, защекотав до смерти.

В произведении Ореста Сомова русалки защекотали молодого польского пана, в которого была влюблена девушка Горпинка, ставшая русалкой.

«На другой день после того, как русалка убежала от своей матери, нашли в лесу мертвое тело. Это был поляк  в охотничьем  платье,  и  единоземцы  его узнали  в  нем Казимира Чепку, ловкого молодого человека, бывшего душою всех веселых обществ. Ружье его было заряжено и лежало подле него, но собаки  его при  нем  не  было;  никакой  раны,  никакого знака насильственной смерти не заметно было на теле; но лицо было сине, и все жилы в  страшном  напряжении.Знали,  что  у  него  было  много  друзей  и ни одного явного недруга. Врачи толковали то и другое; но народ объяснял дело гораздо проще: он говорил, что покойника русалки защекотали.»

Одним из занятий русалок является раскачивание на деревьях, что возможно, связано с ростом, созреванием, покровительства посевам и растительности. Русалки приходят на землю из водоемов в мае, когда зелень только начинает расцветать, их появление связано с пиком проявления необходимых для появления летнего расцвета, связанных с водой, влагой сил плодородия.

                           

К.Васильев. Русалка.

Примечательно и то, что греческая богиня Персефона тоже весной возвращается на землю из царства мертвых и также связана с весенним ростом и плодородием.

                         

Осенью русалки уходят либо на дно водоемов, не показываясь людям, либо поселяются в деревьях, т.е. возвращаются в загробный мир, не участвуя в жизни людей.

Делая выводы, следует сказать, что именно лес является местом встречи людей с существами, принадлежащими к потустороннему миру, в котором они появляются, чтобы сыграть судьбоносную роль в жизни путников.

                   

             Картина Шишкина «Березовая роща», 1896

   

 

Шутовки

Шутовки тоже относятся к категории русалок, которые имеют явные отличия от лоскотух, мавок и водяниц.

Шутовками называют и русалок, и проклятых девушек.

Обычно они появляются вблизи бань, в прудах, водоемах и любят там плескаться. При появлении людей исчезают.

Картина Ф.Моллера

Живут они под водой, как правило на дне озера или пруда, так как предпочитают в отличие от других видов русалок стоячую воду.

Становятся шутовками люди, которых прокляли или отсулили нечистой силе. Внешний вид они имеют как у «страшной» северной русалки, но иногда бывают и красавицами.

В связи с тем, что шутовки являются средним между русалками и проклятыми людьми, то в их одежде может присутствовать красный цвет. Красный сарафан обычно и выступает признаком русалки-шутовки. Красный цвет в славянском фольклоре неоднозначен. С одной стороны, это цвет жизни, плодородия, с другой стороны это цвет потусторонних сил, хтонических и демонических существ. Данный цвет свидетельствует о присутствии колдовских чар.

В.Прузсковский. Русалки

Шутовки, в отличие от остальных русалок, застряли между двумя мирами – миром живых и потусторонним. От нашего мира они не отрешились, поэтому пытаются участвовать в жизни людей, похищая у них одежду.

Образ данного вида русалок является трагичным, так как шутовки не находят себе места ни на земле, ни в ином мире.

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь  https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272

Кто такие водяницы?

Одной из разновидностей славянских русалок являются водяницы. Это особый род. Как правило, водяницы – это жены водяных. В.Даль назвал водяницу «утопленницей из крещенных». Не исключено, что красивая девушка становится жертвой водяного, который потом берет ее в жены.

    Иллюстрация В. Котарбинского

Водяницы не так опасны как мавки и лоскотухи. В полночь они выходят из воды и расчесывают свои прекрасные, чаще всего золотые блестящие, иногда черные, волосы. При виде людей они скрываются под водой.

Одним из атрибутов водяницы является гребень, который имеет магическую силу. Однако завладение данным гребнем может принести несчастья. Их головы часто украшают венки из водяных лилий. Белый цвет данного цветка символизирует особенную власть, так как водяница является избранницей водяного, а значит старшей над остальными русалками. Но может ли эта власть принести ей счастье?

Водяницами также становятся отсуленные водяному девушки. Брак с водяным не приносит им счастья, часто ведет их к гибели. Поэтому, в отличие от остальных русалок избранница водяного может быть несчастна в своей участи.

 Иллюстрация Анны Виноградовой

Водяницу любят соотносить с болотницей, которая является коварной обольстительницей, заманивающей людей в болото и губящей их. Однако водяницы, как правило, не причиняют людям вреда, и в отличие от болотниц не имеют гусиных лап.

В северных районах России водяница выступает не красивой девушкой, а страшной русалкой. У нее большие длинные груди, закинутые за плечи. Ее образ связан со стихийными силами, является духом природы.

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь  https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272

Су анасы

В фольклоре тюркских народов часто встречается водяной дух в женском обличье. Она живет на дне водоема в своем подводном жилище, а в полночь садится на мостик над водой и расчесывает свои волосы золотым гребнем.

Фонтан Су анасы в Казани

Как правило, этот водяной дух вред людям не причиняет, но может наказать за неуважение к ней либо к стихии.

Образ су анасы ведет начало с древних времен, когда тюрки поклонялись божеству воды Суб. Су анасы, в отличие от славянских русалок,  является не заложным покойником, а духом местности.

Су анасы может иметь внешность старухи с волосами цвета родника. Героиня стиха Габдуллы Тукая «Су анасы» имеет неприятную внешность:

«Золотым блестящим гребнем под зеркальною водой

космы ведьма продирает прядью тешется седой.»

В данном произведении ребенок похищает у водяного духа золотой гребень, а су анасы преследует его за это. Мать ребенка заставляет вернуть духу принадлежащую ему вещь. На этом агрессия ведьмы прекращается.

Гостинично-ресторанный комплекс «Кырлай». Изображение Су анасы.

В других произведениях су анасы представляется в виде молодой обнаженной черноглазой девушки с волосами цвета воронова крыла. Также ее нередко называют «прекраснейшая из женщин». Ее часто рисуют прекрасную и в сине-зеленой гамме, что имеет сходство со славянскими русалками.

В фольклоре сибирских татар су анасы представлялась как женщина с длинными зелеными, желтыми или золотыми волосами, сидящая на берегу реки и расчесывающаяся золотым гребнем.

Желтые и золотистые волосы су анасы могут указывать на сходство с вредоносным духом тюркских народов албасты, вредящим рожаницам, который еще называется «желтоволосой девой». Данный цвет волос, редко встречающийся у представителей данной группы народов, может указывать на принадлежность существа к потустороннему миру.

С су анасы можно связать и русалку из крымской легенды о красавице Арзы и разбойнике Али-Бабе. Девушку Арзы перед свадьбой похитили разбойники и доставили во дворец турецкого султана. Для красавицы это была большая трагедия, так как была утеряна связь с родиной и молодым человеком, которого она любила. Арзы стала наложницей гарема и вскоре ее жизнь оборвалась от тоски.

«Тосковала, плакала Арзы, не находила себе места в гареме, дичилась жён, рабынь, евнухов и таяла не по дням, а по часам. Родила Арзы мальчика, но не принёс он облегчения её душе. Ровно через год с того дня, когда руки разбойников схватили её на далёком крымском берегу у любимого фонтана, поднялась Арзы с ребёнком на угловую башню султанского сераля и бросилась в пучину Босфора.

В тот же вечер печальная русалка с младенцем подплыла впервые к фонтану у берега Мисхора.

Мисхорская русалка.

С тех пор один раз в год, в тот день, когда была похищена Арзы, начинал фонтан струиться сильнее, и в этот же час из тихих волн появлялась русалка с младенцем на руках. Она подходила к фонтану, жадно пила воду, играя со струёй, смачивала руки и волосы, ласково гладила камни, сидела на берегу, задумчиво всматривалась в морской простор, глядела на родную деревню. А потом, тихо опустившись в волны морские, исчезала до следующего года…»

Отличие су анасы от данной крымской русалки в том, что Арзы стала заложной покойницей, а су анасы была духом местности и имела функции защитницы и покровительницы.

Лоскотухи

Одной из особо опасных разновидностей русалок являются лоскотухи. Ими становятся девушки, умершие зимой, весной и летом. Связано это с тем, что осенью русалки не обладают активностью, так как обычно пребывают либо на дне водоемов, либо в дупле дерева и не выходят на землю.

Лоскотухи выглядят как красивые обнаженные девушки с распущенными волосами, как правило зелеными. Могут встречаться и иные оттенки волос, например светло-красный. Красный цвет может указывать на боль и насилие.

   А.А. Шишкин. Русалки

Особенностью данного вида русалок является защекочивание жертвы до смерти. Время их активности – ночь, когда они начинают качаться на ветвях деревьев, бегать по полям и лесам и вблизи водоемов. Самым опасным периодом является время до и после Троицы.

    К.Маковский. Хоровод русалок.

Уберечься от них можно если не ходить в ночное время в лес, поле, на водоем, либо иметь при себе железо, серебро, чеснок и полыни.

Еще русалки любят загадывать загадки. Если встретившийся путник загадку неотгадает, лоскотуха защекотит его до смерти. Так в одной троицкой песне говорится о девушке, ставшей жертвой лоскотухи потому, что она не отгадала ее загадки.

«Ой, бежить, бежить мила девчинка,
А за нею да русалочка:
«Ты послухай меня, красна панночка!
Загадаю тебе три загадочки:
Як угадаешь – до батька пущу,
Коли ж не вгадаешь – до себе возьму.
Ой що росте без кореня?
А що бежить без повода?
А що цвете без всякого цвету?»
Панночка загадочки не вгадала,
Русалочка ее залоскотала!»

    В.Прузсковский. Русалки

От русалки можно уберечься если очертить вокруг себя круг и заговорить его.

Лоскотухи не представляют опасность для ведьм, которые могут спокойно купаться с ними в воде. Так в произведении Н.Гоголя упоминается злая ведьма-мачеха, которая пребывает в обществе русалок, купается с ними и водит хороводы.

Мавки

Вода в славянском фольклоре всегда  являлась стихией, в которой обитали самые вредоносные силы, типа русалок и водяного, которые были намного опасней домашних и лесных злых духов.

Мавки – это разновидность русалок в славянской мифологии, чаще всего встречающиеся в южно-русском и украинском фольклоре. Слово мавка (навка, нявка) происходит от слова «навь», что означает мертвое тело или смерть. Навиями в славянском фольклоре являются существа, заложные покойники, приходящие в мир живых и вредящие людям.

Мавками становятся девушки, умершие в русальную неделю, либо малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Обитают они в лесах, болотах, озерах, реках.  Как правило их представляют в виде девушек или детей в белых рубашках и чаще всего с зелеными волосами.

       И.Крамской. Русалки

Зеленый цвет доминирует в образе русалок, так как указывает на присутствие потустороннего мира и злых сил. Белый цвет рубашек может быть связан также с иным миром и с судьбой. Голову их украшают венки из полевых цветов. Для путников, оказавшихся в местах  обитания мавок, эти существа представляют большую опасность: они защекочивают жертв до смерти. В гуцульских поверьях мавки приходят ночью в дом и сосут грудь женщин, отнимая жизненные силы пока жертва не умрет.

Защитится от мавок можно только с помощью оберегов, либо крестов, либо определенных трав.

В художественной литературе мавки тоже есть упоминание о мавках.

В произведении А.Толстого русалки-мавки представлены опасными существами в виде красивых девушек, которые поймали случайно оказавшуюся вне дома девушку Марью и сделали своей пленницей.

«Выбежала Марья и ахнула.

От озера до хаты — хороводы русалочьи.

Русалки-мавки взялись за руки, кружатся, смеются, играют.

Всплеснула Марья ладошами. Куда тут! — обступили ее мавки, венок надели…

— К нам, к нам в хоровод, ты краше всех, будь наша царица. — Взяли Марью за руки и закружились.»

В произведении Леси Украинки «Лесная песня» Мавка полюбила земного человека, однако любовь эта была трагической. В конце произведения главный герой все равно становится ее жертвой.

В повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков» мавкой становится трагически погибшая девушка Маричка, которая любила Ивана, чьи роды враждовали между собой. Иван, женившись на красавице Палагне, продолжает любить умершую Маричку. В конце произведения Иван погибает в лесу. Там ему является мавка Маричка и в последние моменты жизни он обретает счастье с ней.

В стихотворении Тараса Шевченко «Порченная» мавки представлены как духи умерших детей. Девушка, заколдованная ведьмой, ждавшая своего жениха, уходит на бушующий Днепр, где прячется на дереве от русалок. Однако они терпеливо поджидают ее внизу. Девушка, спускающаяся с дерева в надежде на то, что мавки ушли, становится их жертвой: они защекочивают ее до смерти.

Иллюстрация к балладе «Порченная»

«Кругом дуба русалоньки

Мовчки дожидали;

Взяли її, сердешную,

Та й залоскотали.

Довго, довго дивовались

На її уроду…

Треті півні: кукуріку! —

Шелеснули в воду.»

«Ревёт и стонет Днепр широкий», Николай Бурачек, 1941

На утро молодой казак находит труп своей возлюбленной. Встреча с мавками всегда гибельна для людей.

В самом образе мавок прослеживается трагизм, связанный с прерванной жизнью молодой девушки либо ребенка, тяжелой судьбой, несбывшимися надеждами, несчастной любовью, разрушенным миром, при котором было обретено счастье.

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь  https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272