Мавки

Вода в славянском фольклоре всегда  являлась стихией, в которой обитали самые вредоносные силы, типа русалок и водяного, которые были намного опасней домашних и лесных злых духов.

Мавки – это разновидность русалок в славянской мифологии, чаще всего встречающиеся в южно-русском и украинском фольклоре. Слово мавка (навка, нявка) происходит от слова «навь», что означает мертвое тело или смерть. Навиями в славянском фольклоре являются существа, заложные покойники, приходящие в мир живых и вредящие людям.

Мавками становятся девушки, умершие в русальную неделю, либо малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Обитают они в лесах, болотах, озерах, реках.  Как правило их представляют в виде девушек или детей в белых рубашках и чаще всего с зелеными волосами.

       И.Крамской. Русалки

Зеленый цвет доминирует в образе русалок, так как указывает на присутствие потустороннего мира и злых сил. Белый цвет рубашек может быть связан также с иным миром и с судьбой. Голову их украшают венки из полевых цветов. Для путников, оказавшихся в местах  обитания мавок, эти существа представляют большую опасность: они защекочивают жертв до смерти. В гуцульских поверьях мавки приходят ночью в дом и сосут грудь женщин, отнимая жизненные силы пока жертва не умрет.

Защитится от мавок можно только с помощью оберегов, либо крестов, либо определенных трав.

В художественной литературе мавки тоже есть упоминание о мавках.

В произведении А.Толстого русалки-мавки представлены опасными существами в виде красивых девушек, которые поймали случайно оказавшуюся вне дома девушку Марью и сделали своей пленницей.

«Выбежала Марья и ахнула.

От озера до хаты — хороводы русалочьи.

Русалки-мавки взялись за руки, кружатся, смеются, играют.

Всплеснула Марья ладошами. Куда тут! — обступили ее мавки, венок надели…

— К нам, к нам в хоровод, ты краше всех, будь наша царица. — Взяли Марью за руки и закружились.»

В произведении Леси Украинки «Лесная песня» Мавка полюбила земного человека, однако любовь эта была трагической. В конце произведения главный герой все равно становится ее жертвой.

В повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков» мавкой становится трагически погибшая девушка Маричка, которая любила Ивана, чьи роды враждовали между собой. Иван, женившись на красавице Палагне, продолжает любить умершую Маричку. В конце произведения Иван погибает в лесу. Там ему является мавка Маричка и в последние моменты жизни он обретает счастье с ней.

В стихотворении Тараса Шевченко «Порченная» мавки представлены как духи умерших детей. Девушка, заколдованная ведьмой, ждавшая своего жениха, уходит на бушующий Днепр, где прячется на дереве от русалок. Однако они терпеливо поджидают ее внизу. Девушка, спускающаяся с дерева в надежде на то, что мавки ушли, становится их жертвой: они защекочивают ее до смерти.

Иллюстрация к балладе «Порченная»

«Кругом дуба русалоньки

Мовчки дожидали;

Взяли її, сердешную,

Та й залоскотали.

Довго, довго дивовались

На її уроду…

Треті півні: кукуріку! —

Шелеснули в воду.»

«Ревёт и стонет Днепр широкий», Николай Бурачек, 1941

На утро молодой казак находит труп своей возлюбленной. Встреча с мавками всегда гибельна для людей.

В самом образе мавок прослеживается трагизм, связанный с прерванной жизнью молодой девушки либо ребенка, тяжелой судьбой, несбывшимися надеждами, несчастной любовью, разрушенным миром, при котором было обретено счастье.

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь  https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.