Рубрика: сказки

Сказка Братьев Гримм «Русалка в пруду»

Сказка Братьев Гримм «Русалка в пруду» начинается с того, что обедневший мельник, переходя через мельничью плотину, повстречал в запруде русалку, которая помогла ему вновь обрести богатство взамен на то, чтобы он отдал ей то, что у него родилось в доме. Надеясь на то, что у него в доме на свет появился щенок или котенок, мельник спокойно согласился на обмен. Однако, вернувшись домой, он узнал, что у него родился красивый мальчик.

Юноша вырос и женился на красивой и порядочной девушке, но недолго было их счастье. Когда молодой человек пошел умыть руки после охоты, как «вынырнула из пруда русалка, обвила его влажными руками и так быстро увлекла его за собой, что только волны над ними заплескались».

Молодой жене пришлось пройти множество испытаний, чтобы воссоединиться с любимым.

Образ русалки в сказке сближается с образом германо-скандинавского духа воды ундины, так как оба существа являются повелительницами стихии воды, могут поднимать волны на воде и затапливать ими все попадающееся им на пути.

                           

Артур Рэтхэм. Иллюстрация к роману Фридриха де ла Мотт Фуке «Ундина»

Помощь в спасении мужа оказала старушка, приснившаяся девушке во сне, живущая на вершине горы в чистенькой избушке. Старушка дала девушке волшебные предметы, с помощью которых она вызволила мужа из пруда, а когда они убегали от русалки, которая затопила водой все поле, по которому они бежали, превратила на время их в жабу и лягушку, тем самым спасая их от гибели. Они снова превратились в людей, но не узнали друг друга и оказались на неизвестной им земле. Позже они воссоединились и были счастливы.

Дом старушки-волшебницы, находящейся на вершине горы, может ассоциироваться с загробным миром, а старушка может подобно Бабе-Яге охранять границу между миром живых и миром мертвых. Русалка, полностью принадлежащая потустороннему миру, является ее антагонистом.

Когда девушка пыталась освободить своего мужа в первый раз, старуха велела ей прийти в полнолуние к пруду и расчесать свои черные волосы золотым гребнем, а потом бросить гребень в пруд. Это действие похоже на расчесывание своих волос в ночное время водными нимфами, славянскими русалками, бретонскими корриганами и ундинами. Расчесывание волос может быть связано с тем, что девушка хочет заменить русалку собой и таким образом выманивает юношу из воды. Черные волосы девушки сближают ее с Белоснежкой, которая в сказке Братьев Гримм олицетворяет Луну. Данный цвет волос является нехарактерным для положительных героинь немецкого фольклора, однако героиня сказки «Русалка в пруду» и Белоснежка олицетворяли добро.

                     

иллюстрации Франца Ютнера, 1905—1910 гг.

Если вам нравятся сказки Братьев Гримм и вы хотите почитать сборник, то вы можете приобрести их здесь https://f.gdeslon.ru/cf/3f40f19b50?mid=78716&goto=https%3A%2F%2Fwww.litres.ru%2Fbratya-grimm%2Fnastoyaschie-skazki-bratev-grimm-polnoe-sobranie%2F%3Fblock_main%3D26912766%26track%3Dfrom_main.

Сказка Братьев Гримм «Двенадцать братьев»

Сказка Братьев Гримм «Двенадцать братьев» начинается с того, что у короля с королевой были двенадцать чудесных сыновей. При этом королева ждала еще ребенка. Король заявил, что если родится девочка, он прикажет всех сыновей убить и велел приготовить для них 12 гробов и поставить их в запертую комнату.

Королева не смогла не сказать младшему сыну Вениамину об этом и попросила их бежать в лес и переждать ее роды и обозначила, что если у нее родится мальчик, она вывесит белый флаг, а если девочка, то красный.

Красный цвет в немецком фольклоре имеет положительное значение. Это показано в сказке Белоснежка, в которой королева укололась о веретено и капля крови упала на снег. Белоснежка была бела как снег, румяна как кровь, а волосы – чернее черного дерева. В сказке про Белоснежку красный выступает как символ жизни.

               

Однако в сказке «Двенадцать братьев» он имеет сугубо отрицательное значение и является противоположным белому также как в других немецких сказках черный цвет траура и преисподней противопоставляется красному, означающему жизнь и радость.

Сбежавшие от короля братья поселились в дремучем лесу, в заколдованном домике, позади которого находился сад, в котором росли двенадцать лилий.

Дремучий лес выступает в сказке границей между миром живых и миром мертвых, в котором заколдованный домик может играть роль загробного мира, так как братья навсегда покинули королевский замок и умерли для короля и королевы. Сюжет о заколдованном доме в европейских сказках имеет большое распространение, еще раз указывая на загробный мир.

Принцесса решила отыскать своих братьев и нашла их в дремучем лесу. Живя с ними в домике, она случайно срывает лилии в саду, чтобы порадовать своих братьев.

«А позади заколдованного домика был небольшой садик, и в том садике росли двенадцать лилий. Сестра задумала братьям доставить удовольствие, сорвала эти двенадцать цветков и хотела каждому из них поднести по цветку после ужина. Но как только она цветки сорвала, в то же мгновенье ее двенадцать братьев обратились в двенадцать воронов и полетели за лес, а дом и сад все исчезло, как не бывало.

И очутилась бедная девочка одна-одинешенька в диком лесу, и когда стала оглядываться кругом, то увидела рядом старуху, которая ей и сказала: «Дитя мое, что ты это наделала? Зачем ты сорвала эти двенадцать белых лилий? Ведь эти цветки были твои братья, и вот теперь они навек обратились в воронов.»»

Лилия в немецком фольклоре означает загробную жизнь и искупление грехов. В древнегреческой мифологии лилия связана с Персефоной, которая была похищена Аидом во время сбора букета из этих цветов. Лилия символизирует также непорочность. Пребывание братьев в облике лилий означает то, что они наполовину принадлежали миру мертвых, а заколдованный домик и садик вкупе являлись этим миром в данной сказке.

                 

Превращение принцев в воронов может неслучайно. В скандинавской мифологии богу Одину принадлежали два ворона, которые посещали разные миры и приносили ему информацию. Вороны в германо-скандинавском фольклоре были связаны с загробным миром и ассоциировались с потерянными душами.

                   

                                      Lindsey Kustusch

Освобождение принцессой своих братьев от заклятья напоминает сюжет сказки Х.К. Андерсена «Дикие лебеди». Принцесса как и Элиза, приговаривается своим мужем-королем к смертной казни – сожжению на костре. Однако в конце братья прилетают и превращаются из птиц в людей, а девушка доказывает перед королем свою невиновность.

Примечательно также и то, что принцесса в сказке рождается тринадцатым ребенком. Данное число считалось несчастливым в фольклоре. Поэтому оно и сыграло отрицательную роль для братьев, так как тринадцатым ребенком оказалась девочка, из-за которой их должны были умертвить принцев.

                                           

 Иллюстрация к сказке «Двенадцать братьев»

Если вас интересуют сказки Братьев Гримм, то вы можете приобрести их здесь https://f.gdeslon.ru/cf/3f40f19b50?mid=78716&goto=https%3A%2F%2Fwww.litres.ru%2Fbratya-grimm%2Fnastoyaschie-skazki-bratev-grimm-polnoe-sobranie%2F

 

 

 

 

Старуха-убыр

В татарском и башкирском фольклоре встречается персонаж Старуха-убыр.

В татарской и башкирской мифологии убыр – это существо, питающееся кровью живых людей и животных. Как правило, он является заложным покойником. Может оборачиваться в животных и предметы. Название «убыр» восходит к общетюркскому «обур», обозначающее «засасывать». Слово «убыр» проникло в славянскую мифологию в виде слова «упырь», обозначающего заложного покойника, выходящего из могилы и пьющего кровь людей.

В сказках также встречается персонаж, сходный с Бабой-Ягой. Это Старуха-убыр, живущая в самой лесной глуши и промышлявшая людоедством. Ее жертвами становились путники, случайно оказавшиеся в чаще леса. Старуха-убыр обладает огромной силой и может превращаться в животных.

                         

Иллюстрация к сказке «Гульчечек»

В сказке «Гульчечек» сын Старухи-убыр украл из деревни красивую девушку и привез ее в дремучий лес и стали они жить со Старухой-убыр. Девушка Гульчечек воспользовалась случаем, когда ведьма ушла на всю ночь и забыла запереть дверь, и убежала. Сюжет сказки напоминает русскую сказку «Гуси-лебеди», так как Гульчечек просила вяз укрыть ее в своем дупле, а затем озеро – огородить ее своими водами от ведьмы.

                   

Иллюстрация к сказке «Гульчечек»

 При этом Старуха-убыр в сказке «Гульчечек», когда осуществляла погоню за девушкой, превращалась в волка, что может сближать ее со славянским вурдалаком и германским бервольфом.

                     

Иллюстрация к сказке «Гульчечек»

В одной из татарских сказок Старуха-убыр просит девушку помочь ей по хозяйству, а также поухаживать за ней. Девушка добросовестно выполняет свои обязанности, за что Старуха-убыр дарит ей зеленый сундук, содержащий богатства, на которые можно жить. Зеленый цвет в татарском фольклоре является цветом ислама и означает благосостояние, так как зеленым цветом обозначался рай в ислам, а также сады Ирема. Это был один из любимым цветов пророка Мухаммеда.

Жизнь Старухи-убыр в лесу может означать, что она, подобно Бабе-Яге, является стражем границы мира живых и мира мертвых.

Особая информация о татарском фольклоре отражена в сборнике татарских сказок, которые можно почитать здесь https://f.gdeslon.ru/cf/3f40f19b50?mid=78716&goto=https%3A%2F%2Fwww.litres.ru%2Fsbornik%2Ftatarskie-skazki%2F

Ламия в славянском фольклоре

В славянском фольклоре встречается существо, имеющее вид огромной змеи с собачьей головой, называемое Ламией. Ее тело покруто желтой чешуей. Она кровожадна, живет в пещерах вблизи источников, на дне моря (озера) или в пустынном лесу, возле колодцев, рек и озер. Нападает на поля и сады, пожирая плоды земледельческого труда.

Вера в ламий – змей с головой и грудью красивой женщины прошла через всю средневековую Европу. Ламия нападает на людей, выпивая их кровь, живет в оврагах, пещерах и заброшенных замках. Ее образ восходит к древнегреческой Ламии, чудовища с козлиными ногами, похищающего и пожирающего детей, которая при жизни была царицей Ливии и возлюбленной Зевса, за что ее дети были убиты ревнивой женой Зевса Герой, вследствие чего Ламия укрылась в пещере и превратилась в чудовище.

                             

Поцелуй Чародейки (Isobel Lilian Gloag, ca. 1890)

Образ  древнегреческой  Ламии перешел мифологию балканских народов. Так в албанском фольклоре присутствует ламая, существо в образе женщины со змеиным хвостом, обитающей в горах, нападающей на путников и пожирающей их.

Ламия встречается в болгарских сказках, где с ней активно борются люди и с трудом уничтожают. Так, в сказке «Три брата и Ламия» чудовище жило за садом, которое находилось у моста. Данное упоминание может сближать с сюжетом о Калиновом мосте, проходящем через реку Смородину, и соединяющим мир живых и мир мертвых. Данный мост охранялся либо Змеем Горынычем либо Чудом-Юдом о нескольких головах, роль которых в болгарской сказке могла исполнять Ламия.

В русской сказке «Царевич-пастух» упоминаются две Ламии: одна живет в пещере, а другая в озере. Змеиный хвост указывает на ее хтоничность, то есть связь с землей. Змея в фольклоре ассоциировалась с миром мертвых и преисподней, а также нередко охраняла вход в подземное царство.

Про существо ламию я еще неоднократно буду писать в своем блоге. Если вас интересуют существа греческой мифологии, то произведение, в котором упоминаются эти существа можно приобрести здесь https://www.litres.ru/35018401/?lfrom=515650664.

Образ королевы змей в немецкой сказке

Немецкая сказка «Королева змей» рассказывает о том, что на одном острове завелись змеи, которые постоянно нападали на людей и убивали своим жалом. Иностранцы ушли навсегда с острова, а местное население стало постепенно вымирать. Один почтенный старец заявил, что змеями управляет хозяйка – королева, и если ее убить, то остальные змеи уползут. На этот подвиг решился мальчик Беппо, которого приютил у себя старец.

Образ женщины-змеи имеет древние корни. Змея в европейском фольклоре – животное, олицетворяющее землю. Змея в мифологии и фольклоре связана с плодородием, землей, водой и дождем. Поскольку змея живет под землей, она связана с подземным миром и миром мертвых, а также с магией и колдовством.

Хтоническим божеством в греческой мифологии была Ехидна, полудева-полузмея, дочь морских божеств Форкия и Кето, внучка богини земли Геи. Ехидна была прекрасна лицом и отвратительна в своей змеиной сущности, так как обитала под землей и похищала путников.

                           

Ехидна.

Хотелось бы отметить и такое существо в греческой мифологии, как Медуза Горгона. Изначально горгонами были три прекрасные девы, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини земли Геи. Богиня Афина завидовала их красоте и возненавидела их. Одну из сестер – Медузу возжелал сам бог морей Посейдон и соединился с ней в храме Афины. В отместку Афина изгнала сестер на Запад, недалеко от обиталища нимф Гесперид, а затем превратила их в чудовищ с огромными клыками, медными руками и золотыми крыльями, со змеями вместо волос.

В скифской мифологии встречается богиня со змеиным телом Апи. Она является божеством земли и воды, Геродотом соотнесена с греческой богиней земли Геей.

Вера в ламий – змей с головой и грудью красивой женщины прошла через всю средневековую Европу. Ламия нападает на людей, выпивая их кровь, живет в оврагах, пещерах и заброшенных замках. Ее образ восходит к древнегреческой Ламии, чудовища с козлиными ногами, похищающего и пожирающего детей, которая при жизни была царицей Ливии и возлюбленной Зевса, за что ее дети были убиты ревнивой женой Зевса Герой, вследствие чего Ламия укрылась в пещере и превратилась в чудовище.

                       

Борис Валледжо. Ламия.

Змея в фольклоре ассоциировалась с преисподней, так как эти животные нередко охраняли вход в иной мир. Этрусский аналог греческой богини Персефоны – Ферсипнея имела змей в волосах.

В немецкой сказке королева змей имеет внешность женщины необыкновенной красоты.

«Мальчик открыл глаза. На скале возле него сидела красавица в блестящем платье, закутанная в переливающийся разными цветами плащ. На ее черных, как смоль, волосах блестела маленькая золотая корона.»

Описание внешности напоминает другой хтонический персонаж – Хозяйку Медной горы уральского фольклора, обладающей прекрасными волосами цвета воронова крыла и носящей платье цвета малахита, которое блестит. Однако уральский персонаж отличается тем, что превращается в ящерицу, хотя змеи и ящерицы одинаково ассоциируются с землей и подземным миром.

                           

Иллюстрация Вячеслава Назарука. Хозяйка Медной горы.

Следует отметить, что в европейском фольклоре персонаж с черными волосами относится к отрицательным. Как правило, положительные героини немецких сказок – золотоволосые красавицы (Беляночка, Золушка, Шиповничек, Спящая красавица и т.д.). Исключение составляет Белоснежка, обладающая волосами цвета воронова крыла. Образ Белоснежки сложный и загадочный. О нем я неоднократно буду говорить в своем блоге.

В немецкой сказке прекрасная Королева змей предлагает мальчику стать королем и обладателем несметных сокровищ, но при этом истребить живущих на острове людей. В уральских сказах Хозяйка Медной горы также предлагает героям разделить с ней власть.

Интересно описание жилища Королевы змей.

«Он подплыл на челноке к отверстию в утесе, сильно наклонился и с трудом провел свою лодку через низкий проход. Волны, устремившиеся в пещеру, помогли ему. Как изумился Беппо, когда он выпрямился и увидел себя в большом красивом гроте: в нем стены, свод, камни, все было небесно-голубого цвета. Вокруг пещеры тянулись плоские выступы скал, походившие на мостки, посередине голубело озеро.»

Королева змей подобно Ламии жила в пещере. В таком жилище жили и другие хтонические существа: фрау Холле (Венера) в легендах о Тангейзере, Зеленая Дева в «Пер Гюнте» Г.Ибсена, Хозяйка Медной горы в уральском фольклоре и демоница-змея Махаллат в еврейском фольклоре.

Голубой цвет жилища Королевы змей неоднозначен. Данный цвет в немецком фольклоре имел негативную окраску, считался бесовским. Также нередко он связан с загробным миром, а в греческой мифологии с богиней Персефоной, символом которой были синие фиалки.

Уничтожить Королеву змей мальчику удалось, сначала сорвав с ее головы золотую корону, а затем, сбежав от нее, сжечь ее. Королева змей пришла в его жилище, чтобы забрать корону, однако увидев, что корона горит в огне, она тоже бросилась в огонь.

Огонь в данной сказке играет символ очищения, а также защиты от нечистой силы. Данная стихия неоднократно выступала в качестве помощника в борьбе со сверхъестественным злом: вампирами, оборотнями, феями, демонами (например, Лилит), гулями в арабском фольклоре и т.д.

Потеря власти над змеями и гибель в результате лишения золотой короны сближает Королеву змей с феями, живущими по законам потустороннего и подчиняющиеся им. В легендах практически на каждую фею наложено заклятье. Например, Мелюзина каждую субботу должна была превращаться в змею, а ее мать фея Пресина в дракона. Злые феи Бастинда и Маливола гибнут от воды. Также это сближает ее с вампирами, которые днем должны погружаться в сон, и с некоторыми демонами, действующими только в определенные дни. Законы потустороннего мира, видимо, не позволяли данным существам нарушить гармонию, позволяющую сосуществовать миру живых и миру мертвых и проявлять уважение друг к другу.

Если вас заинтересовали немецкие сказки, то приобрести их можно здесь https://www.litres.ru/39291463/?lfrom=515650664, а почитать здесь https://www.litres.ru/pages/quickread/?art=39291463&skin=normal&lfrom=515650664&widget=1.00&iframe=1

Фея Маливола

В произведении О.Чайковской «Летающее счастье» есть сказка о судомойке, у которой не было ни одной руки, но зато было четыре ноги и хвост. Начало сказки напоминает сказку «Спящая красавица». По случаю рождения сына король устраивает пышный праздник, на который приглашает фей, но забывает пригласить злую фею Маливолу.

И к концу праздника появилась сама фея, которая в гневе предсказала, что сын женится на судомойке, у которой не было ни одной руки, но зато было четыре ноги и хвост.

Ее появление было страшным.

«Потемнело небо, грянул гром, распахнулись окна, и в зал влетели летучие мыши.

Потом настежь раскрылась дверь, и в неё поползли змеи.

Но самым страшным было появление самой Маливолы, грозной, бешеной колдуньи.

– А-а-а, меня не позвали! – шипела она. – Я для вас недостаточно хороша! Ну ничего! Я пришла сама и тоже принесла принцу подарочек!

Всё время, пока она говорила, за окном билась молния и грохотал гром.»

Образ феи Маливолы может восходить к древнему образу фей, в частности, происходящему из кельтской мифологии. В романах Артуровского цикла представлена фея Моргана, которая была способна к оборотничеству, не прощала обид, могла повелевать животными.

Змеи, предшествующие появлению Маливолы являются животными, связанными с подземным миром и преисподней. Связь феи со змеями могла означать, что Маливола находится на границе двух миров – миром живых и миром мертвых.

                   

В конце сказки фея превращается в кошку, чтобы околдовать принца, который боялся этих животных, а при ее появлении ему становилось все хуже и хуже.

                 

Кошки являлись животными, связанными с нечистой силой и ведьмами. В них также часто превращалась нечисть. В кельтской мифологии у фей и ведьм была способность к оборотничеству. Феи Моргана и Вивиана могли превращаться в птиц.

Согласно предсказанию, только текучая вода могла спасти от злой ведьмы. Так и произошло: кошка случайно попала в воду и приняв снова облик феи Маливолы, растаяла в воздухе.

Следует отметить, что все феи живут по законам потустороннего мира и чтобы не нарушить гармонию, на них накладывается какое-нибудь заклятие.У каждой феи имеется своя ахиллесова пята. Фея Мелюзина раз в неделю должна была превращаться в женщину-змею, ее мать Пресина должна была купаться в облике дракона, валлийские озерные девы не имели права жить с мужем при несоблюдении им определенного условия. Злая фея Бастинда из произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» гибнет от воды.

                       

Иллюстрация к сказке «Волшебник Изумрудного города»

Злая фея Маливола также упоминается в произведении Эдит Несбит, которая известна многими книгами и является одной из авторов великолепного произведения «Фантастические существа», которое можно купить здесь https://www.litres.ru/8345135/?lfrom=515650664

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272  

Русалка Братьев Гримм

Сюжет сказки Братьев Гримм начинается с того, что маленькие дети – брат и сестра играли у колодца и упали в него. На дне колодца жила русалка, которая взяла их в услужение. Не выдержав условий работы, дети решили бежать, когда русалка отлучилась.

В германо-скандинавском фольклоре человекоподобным существом водоемом является ундина, которые могут управлять погодой, насылая дожди, а также управлять самой стихией воды.

                                   

«Ундина», Дж. У. Уотерхаус

Интересен сам факт нахождения русалки в колодце, что может сближать ее с Ундиной Фридриха Де Ла Мотт Фуке, которая полюбила рыцаря Хульбранда, поначалу любившего ее, а потом женившегося на темноволосой красавице Бертальде. Ундину рыцарь прогнал, так как не хотел иметь с нечистью никаких дел. Между тем, Ундина должна была его убить за неверность, однако колодец в его поместье был замурован от русалки и ее сородичей, мечтавших уничтожить рыцаря. Новая жена рыцаря Бертальда велела открыть колодец, так как вода в нем очищала ее кожу, а приход русалки она и не предполагала. Но Ундина пришла через открытый колодец и убила своего любимого рыцаря. Приход русалки из колодца описывается так:

«Камень поднимался все выше и выше, и вот,  почти без помощи людей, медленно, с глухим грохотом покатился по мощеному двору. А из отверстия  колодца  торжественно поднялось что-то вроде белого водяного столба; они подумали сперва, что это и в самом деле бьет фонтан, но потом разглядели очертания бледной, закутанной  в  белое  покрывало  женщины.  Она горько плакала и, в отчаянии заломив руки над головой, двинулась  медленным, мерным шагом по направлению к дому. Челядь  в  страхе бросилась прочь от колодца; мертвенно бледная новобрачная в ужасе  застыла у окна вместе со своими служанками. Проходя под самыми окнами ее комнаты, белая фигура с жалобным стоном подняла вверх голову, и Бертальде показалось, что она узнает бледные черты Ундины. Но та уже прошествовала мимо  тяжелыми, скованными, медленными шагами, как будто шла на плаху. Бертальда крикнула, чтобы позвали рыцаря; но никто из служанок не решился тронуться с места, да и сама новобрачная умолкла, словно испугавшись звука собственного голоса.»         

                                             

АРТУР РЭКХЕМ Иллюстрации к книге Фридрих де ла Мотт Фуке Ундина

Побег от русалки в сказке Братьев Гримм сопровождался препятствиями.

«Когда русалка увидела, что птички улетели, и погналась за ними, дети заметили ее еще издали, и девочка бросила позади себя щетку; из той щетки выросла щетинистая гора с тысячами тысяч игл, и русалка с великим трудом перебралась через ту гору. Тогда мальчик бросил позади себя гребешок, и из того гребешка выросла гребнистая гора с тысячами тысяч острых зубцов; однако же русалка и через ту гору перебралась.Тогда девочка бросила на дорогу зеркальце, оно превратилось в зеркальную гору, такую гладкую, что русалка через нее не могла перелезть.»

Данный сюжет с использованием предметов, превращающихся в горы или озеро, напоминает русскую народную сказку «Баба-Яга», в которой злая мачеха отправляет девушку к своей тетке за ниточкой с иголочкой. Теткой является Баба-Яга, решившая девушку съесть. Кот, живший у ведьмы и получивший от девушки мяса, научил ее как бежать от Бабы-Яги.

«— Вон на столе лежит полотенце да гребешок, возьми их и беги поскорее: не то баба-яга съест! Будет за тобой гнаться баба-яга — ты приложи ухо к земле. Как услышишь, что она близко, брось гребешок — вырастет густой дремучий лес. Пока она будет сквозь лес продираться, ты далеко убежишь. А опять услышишь погоню — брось полотенце: разольется широкая да глубокая река.»

                             

Иллюстрация к сказке «Баба-Яга».

Подобный сюжет содержится в русской сказке «Ведьма и Солнцева сестра», в которой Иван-царевич убегает от своей сестры, являющейся ведьмой-людоедкой.

Это может говорить о том, что в русалке из сказки Братьев Гримм присутствуют черты ведьмы либо демонического существа, которое может преодолевать сложнейшие препятствия в отличие от людей.

Если вас заинтересовали сказки Братьев Гримм, то вы можете приобрести целый прекрасный сборник здесь https://www.litres.ru/26912766/?lfrom=515650664, а если вы хотите почитать, то здесь https://www.litres.ru/pages/quickread/?art=26912766&skin=normal&lfrom=515650664&widget=1.00&iframe=1

 

Белый голубок

В немецкой народной сказке «Белый голубок» служанка прячется в лесу от разбойников, а потом к ней подлетает белый голубок с ключиком и дает девушке, чтобы она открыла двери в нескольких деревьях для получения всего необходимого для нее: еды, одежды. За это голубок потребовал от служанки, чтобы она сходила в небольшую избушку, где жила колдунья и не разговаривая с ней, взяла у нее в доме самое простое кольцо. После того, как девушка сделала то, что просил голубок, она увидела перед собой юношу, который оказался прекрасным принцем. Злая колдунья наложила на него заклятье, а взяв кольцо, девушка избавила его от него.

                     

В христианской культуре, идеями которой пронизаны немецкие сказки. Голубь является символом благовещения, а также святого духа. Видимо, принц обладал высокими нравственными качествами, поэтому в результате заклятья превратился в птицу, связанную с божьим промыслом. Голубь был также символом финикийской богини плодородия Астарты, культ которой повлиял на многие мировые культуры и религии. Голуби всегда сопровождали богиню-мать либо богиню плодородия.

                                   

Данте Габриэль Россетти. Сирийская Астарта.

События происходят в лесу. Лес в европейском фольклоре олицетворяет ловушку и опасность. Он символизирует границу между мирами – нашим и потусторонним. В мифологии он представлен Божьим даром, которым пользоваться мог не всякий. В данной сказке лес играет роль иного мира, в котором обитают нечистая сила и другие демоны.

Колдунья, живущая в избушке и обладающая клеткой с сидящей в ней птицей, может ассоциироваться со стражем, охраняющим вход в иной мир. Это сближает ее с русской Бабой Ягой, избушка на курьих ножках которой тоже являлась на границе между мирами Яви и Нави. Птица в клетке символизируют интуицию, которая была необходима ведьме в магии. Но самым интересным моментом является то, что голубок запретил разговаривать девушке с ведьмой, иначе ей бы не удалось забрать кольцо. Колдунья не смогла оказать сопротивление служанке, которая молчала и не отвечала на ее вопросы. Это может говорить о том, что ведьмы живут по законам иного мира, которым должны подчиняться, подобно фее Мелюзине, превращавшейся по воле иного мира каждую субботу в змею. Возможно, принц знал о том, что ведьма не сможет противостоять не говорящей ни слова девушке. Соблюдение данных законов было необходимо для поддержания равновесия и гармонии между двумя мирами.

Интересна роль деревьев в сказке.

                   

        Авторские галереи — Васильев Алексей Александрович / «Березы» / Живопись [Пейзаж]

«Добежала до большого дерева, прислонилась к нему и стала белого голубка дожидаться. Вдруг обвилися ветки вокруг неё, и стали они руками. Оглянулась девушка, видит — обратилось дерево в прекрасного юношу.

                 

 Деревья в культуре считались священными и магическими, а также считались символом роста и развития. Принц из дерева снова превращается в человека. Представляя нам образ человека-дерева. В немецком фольклоре представлены древесные духи, чаще всего вредящие людям, однако часто деревья выступают в роли защитников людей от злых духов. Нахождение предметов в дупле дерева, необходимых для жизни девушки, ассоциируется с тем, что дерево является символом жизни и мироздания.

Если вас заинтересовали немецкие сказки, то приобрести их можно здесь https://www.litres.ru/39291463/?lfrom=515650664, а почитать здесь https://www.litres.ru/pages/quickread/?art=39291463&skin=normal&lfrom=515650664&widget=1.00&iframe=1.

 

Образ Белоснежки в сказке Братьев Гримм

 

Всем известна сказка Братьев Гримм «Белоснежка» о прекрасной дочери короля, которую приютили в лесу гномы, спасая от гнева злой мачехи, владеющей волшебным зеркалом.

Начинается сказка так.

«Зимним деньком, в то время как снег валил хлопьями, сидела одна королева и шила под окошечком, у которого рама была черного дерева. Шила она и на снег посматривала, и уколола себе иглой палец до крови. И подумала королева про себя: «Ах, если бы у меня родился ребеночек белый, как снег, румяный, как кровь, и чернявый, как черное дерево!» И вскоре желание ее точно исполнилось: родилась у ней доченька – белая, как снег, румяная, как кровь, и черноволосая; и была за свою белизну названа Белоснежкой.»

Образ положительной главной героини, обладающей черными волосами, не характерен для европейского фольклора. Обычно это золотоволосые красавицы.

Белоснежка в данной сказке является исключением. Она является человеком, в котором отсутствуют отрицательные черты. Ей чужда ненависть, зависть и злоба. Она трудолюбива и добродушна.

         

Белоснежка (иллюстрации Франца Ютнера, 1905—1910 гг.)

Героиня попадает в лес, в европейском фольклоре олицетворяющий границу между мирами: миром живых и миром мертвых. Гномы, проживающие в избушке, являются существами, связанными с землей, а значит и Белоснежка, попадающая к ним в лес, олицетворяет человека, заступившего в царство мертвых. Таким образом, девушка может ассоциироваться с греческой богиней Подземного царства Персефоной, которая жила на земле, а Аид унес ее в мир мертвых. В компании с гномами она ассоциируется с Луной, с которой также связана указанная богиня.

Черный цвет волос Белоснежки может символизировать мрак и преисподнюю. В данной сказке он имеет хтонический смысл. Черный цвет связан с богиней Персефоной, так как она изображалась иногда в одеждах этого цвета. Роль гроба на горе также может символизировать жилище богини иного мира.

                 

Персефона на картине Питера Паула Рубенса «Орфей и Эвридика».

Красный цвет, также присутствующий в образе Белоснежки, символизирует любовь ко всему живому.

Зеркало мачехи выступает предметом связи с потусторонним миром, так как оно давало ей информацию о том, кто на свете всех милее. Оно же и выдало Белоснежку, которая чуть не погибла от рук злой женщины.

Сюжет сказки находит параллель в других культурах. В турецкой сказке представлена белокурая красавица Бехнане, также страдающая от козней злой мачехи. В роли зеркала в турецкой сказки выступает пери-шахзаде, живущий в потустороннем мире, находящимся под землей, который сообщал мачехе о том, кто на свете всех милее. С появлением белокурой красавицы в его подземном саду он забыл про мачеху и заявил ей, что красивей Бехнане никого нет. В отличие от Белоснежки героиня турецкой сказки обладает более волевым характером, находит общий язык с разбойниками. которые заменяют гномов  и более активно борется за свою жизнь и судьбу. Золотой цвет волос Бехнане в отличие от черного Белоснежки может выступать солярным символом, так как турецкая героиня более активная и волевая.

С образом Белоснежки также связывается красивая девушка Кохава из еврейской сказки «Чудесное дитя», события которой происходят в Египте. Только в ней вместо мачехи представлена злая королева, не желавшая отдавать пальму первенства по красоте Кохаве, имя которой означает «звезда», с которой может ассоциироваться девушка.

«Годы шли, и Кохава превратилась в прекрасную девушку. Чёрные волосы её блестели на солнце, тёмные глаза сияли, как ослепительный камень, который она носила на шее, кожа была гладкой, как персик. Когда Кохава улыбалась, все кругом радовались.»

Также девушка обладала прекрасными качествами.

«Оказалось, Кохава не только могла играть на любом музыкальном инструменте – она ещё умела рисовать прекрасные картины, писать и читать. Больше всего она любила книги из отцовского шкафа – книги, рассказывающие о древних временах, временах Авраама и Моисея.»

               

Кохава. Иллюстрация к сказке «Чудесное дитя».

Кохава также как немецкая Белоснежка и турецкая Бехнане, засыпает сном, похожим на смерть и просыпается при помощи принца, любившего ее. Камень, который носила на себе Кохава, связанный с ее рождением, был, предположительно, красного цвета, что может сближать ее с кровью, упавшей на снег, в немецкой сказке. В верованиях древних евреев красный цвет означал огонь и Божественную любовь.

Таким образом, белоликая брюнетка Белоснежка может представлять Луну, блондинка Бехнане из турецкой сказки – Солнце, а еврейская девушка Кохава из сказки «Чудесное дитя» со звездой на небе.

Если вас интересуют сказки Братьев Гримм, то вы можете приобрести их здесь https://www.litres.ru/26912766/?lfrom=515650664

Злая колдунья Арахна

Одним из интереснейших персонажей продолжения сказки «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова является злая колдунья Арахна из произведения «Желтый туман».

Злая колдунья Арахна пришла в Волшебную страну много тысяч лет назад из-за гор, забрав волшебное имущество у своей матери Карены, которая ранее была властительницей горного народа. Арахна обладала исполинским ростом, волосами цвета воронова крыла и одевалась в синюю мантию, сшитую гномами.

                   

          Иллюстрация к книге «Желтый туман»

Гномы были дружественным народцем, которых увела Арахна у своей матери Карены, некогда могущественной волшебницы.

Арахна умела превращаться в любое животное, вызывала бури, наводнения и землетрясения, за что была погружена в сон  добрым волшебником Гуррикапом, жившим в то время. Проснувшись через тысячи лет, злая фея решила завоевать Волшебную страну, однако ее попытки закончились неудачно, а потом и злая фея была вовсе уничтожена.

             

         Иллюстрация к книге «Желтый туман»

Само имя Арахны ассоциируется с именем женщины паука из греческой мифологии. Великая богиня-мать индейцев Хопи изображена в виде паука. Не смотря на то, что прообразом Арахны служит персонаж злой колдуньи из сказки Л.Ф. Баума, в ней могут присутствовать отголоски древних индейских богинь, в том числе богинь-матерей. Персонаж Стивена Кинга Роза Марена тоже превращается в паука.

Логовом и местопребыванием Арахны служила пещера, что может указывать на ее связь с подземным миром, а также сближать с такими хтоническими персонажами, обитавшими в пещерах, как Хозяйка Медной горы, Венера (фрау Холле) в легендах о Тангейзере, Зеленая Дева в «Пер Гюнте» Г.Ибсена.

Связь с феи с гномами указывает на функции Арахны, связанные с землей. Гномы в немецком фольклоре живут либо под землей, либо в пещерах и связаны с подземным миром, а также охраняют сокровища. Поэтому злая фея может ассоциироваться с греческой богиней Подземного царства Персефоной, возвращающейся на землю весной. Синий цвет мантии волшебницы является и цветом Персефоны, так как ее символом были синие фиалки. Персефону нередко изображали в синих одеждах. В немецком фольклоре синий цвет был бесовским цветом и к нему было очень негативное отношение. В уральском фольклоре персонификация болотного газа девка Синюшка, носившая синие одежды, тоже была существом, связанным с подземным миром, так как жила в колодце.

             

         Иллюстрация к книге «Желтый туман»

Желтый туман, несший вредоносные последствия, который насылала Арахна, безусловно может ассоциироваться с туманами, насланными феями либо другими существами. Феи, вампиры, ведьмы, демоны и другие сказочные персонажи могли пребывать в тумане. Желтый цвет тумана может иметь хтоническое значение, что еще раз указывает на связь Арахны с Подземным миром.

Исполинский рост Арахны может указывать на ассоциацию феи со скандинавской богиней-великаншей Скади, олицетворением зимы и льда, а также с повелительницей мира мертвых Хель, одна половина которой была черно-синей, что также говорит о том, что синий цвет связан с подземным миром, также, как и мантия Арахны.

Мотив дружбы феи с гномами может ассоциироваться с сюжетом о Белоснежке из сказки Братьев Гримм. Гномы и Белоснежка оберегают друг друга также, как гномы оберегают Арахну. Мотив долгого сна двух персонажей (у Белоснежки –вечного, у Арахны — тысячелетнего), очень похож, так как во время сна гномы охраняют своим любимиц. Кроме того, Белоснежка обладает волосами цвета «чернее черного дерева». Арахна тоже является жгучей брюнеткой. Для немецкого фольклора черный цвет волос героини обычно не характерен, скорее всего он был заимствован у других народов. Данный цвет волос Арахны может говорить о заимствовании персонажа у фольклора индейских народов, живших на американском континенте.

       

Белоснежка (иллюстрации Франца Ютнера, 1905—1910 гг.)

Приобрести произведение А.Волкова «Желтый туман» можно здесь https://www.litres.ru/124647/?lfrom=515650664

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь  https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272