Рубрика: сказки

Три черных принцессы в сказке Братьев Гримм

Произведение Братьев Гримм «Три черных принцессы» вызывает большое количество вопросов. До настоящего времени не понятен их образ и что они из себя представляют.

В сказке описывается, что герой попадает в плен к неприятелю, а после побега он попадает к трем загадочным принцессам.

«А сыну тем временем удалось убежать из плена, и он скрылся в большом лесу на высокой горе. И разверзлась гора, и попал он в большой заколдованный замок, и были там стулья, столы и скамьи — все черным покрыты. И явились три принцессы, одетые во все черное, — только лицом они были чуть белые; и сказали ему, чтобы он не боялся, что ничего ему злого от них не будет и что он может освободить их от злого заклятья. Он им ответил, что он охотно бы на это согласился, если бы знал, что надо для этого сделать. Тогда они сказали, что он целый год не должен с ними говорить и не должен на них смотреть; и если он хочет за это что-нибудь от них получить, так пусть скажет им это сейчас, пока они могут дать ему ответ, и они исполнят его желанье. Он им сказал, что ему очень бы хотелось навестить своего отца. Они ответили, что он сможет это сделать, но должен взять с собой большой кошелек с деньгами и красиво одеться, а спустя неделю вернуться назад. И подняло его тотчас на воздух, и он вмиг очутился в родном Остенде.»

                   

Иллюстрация к сказке братьев Гримм Три черные принцессы

Первое, на что хочется обратить внимание, это то, что герой оказывается в лесу, а затем попадает на большую гору. Лес в фольклоре является ловушкой и границей между миром живых и миром мертвых, а гора может выступать символом мира мертвых. Внутри горы находился заколдованный замок, в котором все предметы были черные. Это место с таким цветообозначением может напоминать преисподнюю либо загробный мир. Черный цвет выступает символом земли, а также может быть связан с богиней Подземного царства Персефоной. В пещере жили Венера (фрау Холле) в легендах о Тангейзере, Зеленая Дева в «Пер Гюнте» Г.Ибсена,  персонаж уральского фольклора Хозяйка Медной горы.

Одетые во все черное принцессы с темными лицами могут ассоциироваться с черными мадоннами, статуэтки которых завезли в Европу из Ближнего Востока крестоносцы. Образ черных мадонн может происходит от древних богинь земли, плодородия и материнства. В Малой Азии был культ фригийской богини-матери Кибелы, древним символом культа которой был черный камень (метеорит). Кибела была владычицей гор, лесов и зверей, регулирующей их неиссякаемое плодородие.

             

Черная Мадонна Бенратская

Происхождение Кибелы ведет от месопотамской богини-матери Кубабы (Хебат), которая по своим функциям сближалась с финикийской богиней Астартой. Кибелу называли черной богиней, а черный цвет был символом земли. Индийскую богиню Кали, имеющую черное либо синее тело, также можно сопоставить с Кибелой.

                       

Кали, танцующая на теле Шивы. Миниатюра школы Кангра. 1800—1825 гг., Галерея Уолтерса, Балтимор

Существа с черной кожей встречаются и в кельтском фольклоре. Это кровожадная Черная Аннис, являющаяся остатком культа богини Дану, и Синяя ведьма Кайлиах Бер, образ которой восходит к культу богини Зимы.

Вернувшись домой к родителям, она рассказал про принцесс, а мать, почувствовав недоброе, сказала взять сыну с собой восковую свечку и капнуть на лицо принцессам. Именно так сын и поступил. В результате чего принцессы проявили недовольство.

«Проклятый пес, наша кровь взывает о мести, и не родился еще и не родится на свет тот человек, который смог бы нас освободить от злого заклятья; но есть у нас три брата, они закованы семью цепями, они их разорвут.» И вдруг поднялся страшный грохот и крик по всему замку, и он еле выскочил через окошко и сломал себе ногу, — а замок опять опустился под землю, и замкнулась за ним гора, — так никто и не знает, где этот замок и был.»

Возможно, три черные принцессы были демоническими созданиями, несущими остатки древнего языческого культа богинь-матерей, богинь земли и плодородия. С принятием христианства данные культы были упразднены, а древние богини низведены до положения бесов либо демонов. Принцессы, видимо, надеялись, что герой поддержит их культ, оставшись с ними, но он предпочел употребить предметы, освященные церковью, чтобы прояснить ситуацию. Однако данные предметы отпугнули нечистую силу, защитив молодого человека. Кроме того, они обзывают его проклятым псом, а согласно легендам и фольклору собаки выступали определителями нечистой силы и при ее появлении исходились лаем, который и выдавал ее,позволяя человеку принять меры. Вампиры, ведьмы, демоны и некоторые феи ненавидели собак и пытались их убить, так как собака при любых обстоятельствах была на стороне человека.

Мораль данной сказки возможно заключается в победе христианства над язычеством, так как сказки Братьев Гримм пронизаны идеями христианства и соблюдения христианской морали и добродетели. Другие сказки братьев Гримм представлены здесь https://www.litres.ru/22826457/?lfrom=515650664

Также можно почитать эти сказки здесь https://www.litres.ru/pages/quickread/?art=22826457&skin=normal&lfrom=515650664&widget=1.00&iframe=1

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272 

 

Злая колдунья Бастинда

Злая фея Бастинда упоминается в сказках А. Волкова «Волшебник Изумрудного города и его продолжениях».

Это одна из четырех фей, пришедших с американского материка в Волшебную страну и поделившая власть между другими феями. Получение власти над одной из стран описывается в продолжении «Волшебника Изумрудного города» А.Волкова «Семь подземных королей».

«По воле жребия Гингеме досталась Голубая страна, Виллине — Желтая, Бастинде — Фиолетовая, Стелле — Розовая. А центральную область они оставили свободной, чтобы она разделяла их владения и им реже приходилось бы встречаться. Волшебницы даже договорились, что никто из них не будет надолго покидать свою страну, и дали в том клятву. Потом отправились — каждая в свою сторону.»

           

Иллюстрация к сказке «Семь подземных королей».

Бастинда являлась сестрой другой злой феи Гингемы, которая поселилась в пещере и правила Голубой страной. Бастинда отличалась вздорным и склочным характером. Имела внешность ведьмы-карги с единственным глазом, который видел на огромных расстояниях. Передвигалась она с помощью волшебного зонтика, который переносил фею с места на место. Она имела власть над волками, воронами с железными клювами, черными пчелами, укусы которых были смертельны. С приходом девочки Элли в Фиолетовую страну Бастинда потеряла над ними власть. Фея обладала золотой шапкой, с помощью которой можно было выполнить три желания, вызвав летучих обезьян.

Власть над животными могла сближать ее с ведьмами в сказках, такими как конфетная ведьма в «Гензель и Гретель» и лесная ведьма в «Иоринда и Иорингель», а также с Бабой-Ягой, которая была владычицей зверей и охраняла вход на границе между мирами. Власть Бастинды над воронами указывала на связь феи с потусторонним или загробным миром. Ворон в кельтском фольклоре является траурной птицей и переносчиком душ умерших в иной мир, а также являлся символом галльской богини плодородия Нантосвельты, которая была также связана с загробным миром. В ворона превращались феи Моргана и Вивиана, богиня Морриган, шотландская фея-вампир Бааван ши, которые также принадлежали двум мирам – миру живых и миру мертвых.

                               

Lindsey Kustusch

«Бастинда так же легко, как и ее сестра, захватила власть над Фиолетовой страной, которую населяли смирные трудолюбивые мигуны, получившие такое прозвище за то, что беспрестанно мигали. Колдунья приказала построить себе дворец, заперлась в нем с несколькими слугами и жила там, всеми невидимая.»

                                 

Иллюстрация к сказке «Волшебник Изумрудного города».

Желание отгородиться от внешнего мира указывает на то, что Бастинда была феей и жила по законам потустороннего мира и подчинялась им. Каждая фея, обладающая могуществом, имела какой-нибудь недостаток или уязвимое место. Видимо, этого требовали законы иного мира, так как зло все равно не должно было нарушать равновесие миров, а жить в гармонии, соблюдая законы как мира живых, так и мира мертвых. Бастинда боялась темноты и воды. Когда ведьма попыталась забрать у девочки Элли серебряные башмачки своей сестры Гингемы, была облита водой, в результате чего растаяла.

                           

        Иллюстрация к сказке «Волшебник Изумрудного города»

Обладание Бастинды уязвимым местом в виде смертельного соприкосновения с водой сближает ее с другими феями, например Мелюзиной, которая в наказание своей матерью феей Пресиной должна была каждую субботу превращаться в женщину-змею и весь день проводить в этом облике. Сама фея Пресина запретила своему мужа смотреть за ее купанием, так как в это время она превращалась в дракона. Лебединый рыцарь Лораэнгрин не имел право говорить про волшебную страну, из которой он прибыл. Когда его жена Эльза задала ему вопрос про его родину, он вынужден был покинуть ее. Валлийские озерные девы гуаррагед аннон перед замужеством с земными людьми тоже ставили им ряд условий, которые должны были выполняться. В противном случае феи покидали их.

                     

Иллюстрация к «Роману о Мелюзине» Жана из Арраса. 1478.

Фиолетовая страна досталась фее Бастинде не случайно. Фиолетовый цвет, как и пурпурный, символизировал власть и в нем ходили только высокопоставленные лица. Также он ассоциировался с богиней Подземного царства Персефоной, которая нередко изображалась в пурпурных либо лиловых одеждах. Во время Элевсинских мистерий ей несли в дар ткань этих цветов. Бастинда, как и Персефона, одновременно принадлежала двум мирам, нашему и иному и должна была подчиняться его законам, чтобы не нарушить равновесие.

                   

Возвращение Персефоны. Фредерик Лейтон

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272

Мальвина

Произведение А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» вышло на свет в 1936 году. В этом произведении интересен образ Мальвины, куклы с голубыми волосами и фарфоровой головой.

Мальвина сбегает от владельца театра Карабаса Барабаса и поселяется в лесу с черным псом Артамоном. В лесу ей служат звери, насекомые и снабжают ее всем необходимым для жизни.

Прототипом Мальвины является фея с голубыми волосами из произведения Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», поселившаяся в доме на лесной опушке. Первоначально Карло Колоди в своем произведении изобразил не фею, а привидение с бледным лицом и голубыми волосами. В данном случае цвет волос объяснялся принадлежностью к потустороннему миру. В западном фольклоре синий цвет считался бесовским и отношение к нему было негативным, поэтому нечистая сила, в том числе феи, могли обладать этим цветом. Кроме того, духи воздуха сильфы в средневековом фольклоре тоже описывались как существа с голубыми волосами. Женских особей сильфов называли сильфидами либо феями. Поэтому фея Колоди и обладает такими волосами.

Почему А. Толстой в своем произведении изобразил Мальвину с голубыми волосами и что повлияло на создание образа?

Традиционным персонажем итальянской комедии масок является Коломбина, черты которой присутствуют в образе Мальвины, особенно мотив влюбленного в нее Пьеро. Однако Коломбина воплощает образ разбитной девчонки, постоянно имевшей хорошее настроение. Коломбина, как правило, является возлюбленной грустного персонажа Пьеро, но предпочитает ухаживания другого персонажа комедии масок веселого Арлекина, а по характеру она и вовсе схожа с последним. Даже одежда в более поздних периодах у них одинакова: состоит из заплат преимущественно желтого цвета (реже зеленого, голубого и красного). В наряде Коломбины преобладают теплые тона в отличие от наряда голубоволосой красавицы Мальвины.

                    

Арлекин и Коломбина, картина Д. Д. Ферретти (XVIII в.)

Мальвина, в отличие от Коломбины, не принимает ни чьих ухаживаний, хотя позволяет грустному Пьеро любить себя. Ее образ более возвышенный. Она воспитана, сдержана и всегда готова помочь. Иногда образ Мальвины ассоциируется с придуманным образом Пьеретты, подруги Пьерро, появляющейся в сценах балета начала 20 века. В итальянской комедии масок часто прослеживается мотив любовного треугольника – Арлекин-Коломбина-Пьеро, в котором Коломбина является невестой Пьеро, а уходит к Арлекину, что имеет, как правило, трагический конец. Образ Мальвины в мотив любовного треугольника не вписывается, так как данный персонаж не является ничьей возлюбленной.

               

Эдгар Дега. Арлекин и Коломбина.

Алексей Толстой отлично разбирался в русском фольклоре, так как его произведения были посвящены таким мифическим персонажам, как русалка-мавка, кикимора, леший, водяной. В связи с тем, что Мальвина поселилась в домике на опушке леса, а также имела в услужении лесных животных, то ее образ может ассоциироваться с образом Бабы-Яги, которая также являлась повелительницей зверей. Лес в русском фольклоре является границей между мирами – миром живых и миром мертвых, а избушка на курьих ножках как раз находится на этой границе. Баба-Яга охраняла вход в загробный мир и старалась не допускать переход героев на территорию этого мира. Подобно Бабе-Яге, Мальвина кормит героев в своем домике, дает им кров и наставляет. Ее домик тоже может находиться на границе между мирами, на что указывает ее цвет волос. В русском фольклоре синий цвет ассоциировался с черным, а черти и бесы изображались в этом цвете. Персонаж уральского фольклора девка Синюшка одета в синие одежды. Кроме того она является персонификацией болотного газа, живет в колодце под землей, и поэтому может являться хтоническим персонажем и быть связанной с загробным миром. Синюшка часто ассоциируется с Бабой-Ягой.

                           

Г. Назаренко «Редко так-то бывает»

(к сказу «Синюшкин колодец»)

Алексей Толстой не случайно изобразил Мальвину с голубыми волосами. Может быть, он хотел изобразить героиню, принадлежащую потустороннему миру и имеющую иной цвет волос, нежели у земных людей. Например, волосы упоминаемых в его произведениях русалок имеют зеленый цвет, тоже имеющий отношение к потустороннему миру. Синий цвет также ассоциируется с богиней Подземного царства Персефоной, так как она часто изображается в одеждах этого цвета и одним из ее атрибутов являются траурные цветы – синие фиалки.

Злая фея Гингема

Одним из интересных сказочных персонажей является злая фея Гингема. Упоминается в сказках А. Волкова «Волшебник Изумрудного города и его продолжениях».

Гингема имеет вид старухи и по своему подобию напоминает каргу, — ведьму, старую уродливую женщину, обладающую сверхъестественной силой.

Происхождение злой феи упоминается в книге А.Волкова «Семь подземных королей.

«На материке, который к тому времени стал уже называться американским, жили в разных концах четыре волшебницы: две добрые и две злые. Добрых волшебниц звали Виллина и Стелла, а злых — Гингема и Бастинда: злые волшебницы были родными сестрами, но вечно враждовали и знать не хотели друг друга.»

Феи с помощью своих волшебных книг выбрали Волшебную страну для постоянного места жительства, людей которой они могли подчинить. С помощью жребия они выбрали себе по стране. Злой Гингеме досталась Голубая страна, находившаяся на западе Волшебной страны, жителей которой ей удалось очень легко подчинить.

«Племя людей, прежде населявшее Голубую страну, куда-то ушло, а вместо него появились маленькие человечки, имевшие смешную привычку постоянно двигать челюстями, как будто они что-то пережевывали. За это их прозвали жевунами. Это был злосчастный день для жевунов, когда в их стране появилась колдунья Гингема. Взобравшись на высокую скалу, она так пронзительно заверещала, что ее услышали жители всех окрестных деревень и все собрались на ее зов. И тогда, глядя на трепещущих от страха человечков, злая старуха сказала: — Я, могучая волшебница Гингема, объявляю себя повелительницей вашей страны. Моя власть беспредельна. Я могу вызывать бури и ураганы. На лицах жевунов появилось недоверие. — Ах, вы еще сомневаетесь?! — рассвирепела Гингема, — так вот же вам! — Она распростерла полы своей черной мантии и забормотала непонятные слова: — Пикапу, трикапу, лорики, ерики, турабо, фурабо, скорики, морики…И тотчас подул сильный ветер, а на небе появились черные тучи. Испуганные жевуны упали на колени и признали власть Гингемы.— Я не буду вмешиваться в ваши дела, — сказала волшебница. — Сейте хлеб, разводите кур и кроликов, но мне будете платить дань: собирать для меня мышей и лягушек, пиявок и пауков — этими лакомствами я питаюсь. Жевуны ужасно боялись пиявок и лягушек, но Гингема была страшнее, они поплакали и смирились. Гингема выбрала для жилья большую пещеру, развесила под потолком связки мышей и лягушек, зазвала из леса филинов. Жевуны даже близко не подходили к пещере волшебницы.»

                 

Иллюстрация к книге «Волшебник Изумрудного города»

Голубая страна досталась фее не случайно. Жители этой страны предпочитали в одежде голубой цвет. В западноевропейской культуре этот цвет означал божественность неба и истины, однако какое-то время он считался бесовским. Согласно поверьям феи острова Мэн предпочитали голубые одежды.

То, что Гингема предпочитала жить в пещере, а также имела в своем жилище змею, указывает на связь феи с хтоническим миром. Змея в фольклоре ассоциируется с преисподней. Это сближает злую ведьму с такими хтоническими персонажами, как Хозяйка Медной горы, девка Синюшка, Венера (фрау Холле из легенд о Тангейзере), уральская девка Азовка, Зеленая Дева из «Пер Гюнта» Г.Ибсена.

Прообразом Гингемы служит злая ведьма Востока Л.Ф. Баума «Удивительный волшебник страны Оз».

Гингема окружила всю Волшебную страну цепью магических черных камней, которые притягивали путников, желавших прийти в Волшебную страну как магнит и не отпускали от себя, обрекая на смерть от жажды.

Существование черных камней сближает Гингему с древней фригийской богиней-матерью Кибелой, древним символом культа которой был черный камень (метеорит). Кибела была владычицей гор, лесов и зверей, регулирующей их неиссякаемое плодородие. Первоначально она была богиней-матерью, а затем в Риме ее культ слился с культом аграрной богини Опс, жены бога Сатурна, символом которого тоже являются черные камни, являющиеся также и фаллическими символами, а также символами Солнца и плодородия.

                           

Бронзовая статуэтка Кибелы, II в. н. э.

Следует отметить, что в чертах ведьм, имеющих внешность карги, присутствует отголосок культа богини плодородия либо древней богини-матери. К ним относится ведьма из сказки братьев Гримм «Иоринда и Иорингель», кровожадная Черная Аннис и шотландская ведьма Кайлиах Бер, являющаяся отголоском культа богини зимы. Удивительно, что Черная Аннис и Кайлиах Бер имеют синее лицо, а жестокая богиня Кали – синее тело, Кибелу нередко называют черной богиней и фигурки из нее были черно-синего цвета. Гингема является правительницей Голубой страны, поэтому синий или голубой цвет является ее атрибутом.

                       

           Иллюстрация Брайана Фрауда

Еще одним из атрибутов злой феи являются серебряные башмачки, с помощью которых она может переносится туда, куда она пожелает. Серебро издавна связывали с Луной и это был любимый металл ведьм, так как они использовали его в магических целях.

Злой Гингеме противостоит добрая фея Виллина, правительница Желтой страны на севере, имеющая вид маленькой седой старушки в остроконечной шляпе и белой мантии, украшенной блестящими звёздочками. Гингема вызывает ураган, с помощью которого решает победить весь людской род, однако Виллина нейтрализует его и делает так, чтобы ведьма погибла от упавшего на нее домика девочки Элли. Желтый цвет, присутствующий в названии страны, в которой жила добрая фея и являющийся ее атрибутом, выступает как золотой и символизирует добро и процветание. Прообразом Виллины стала Добрая Волшебница Севера из сказки Л.Ф.Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз».

                   

Иллюстрация к книге «Волшебник Изумрудного города». Виллина

Образ ведьмы-змеи в русской народной сказке «Ведьма и Солнцева сестра»

В сказке «Ведьма и Солнцева сестра» представлен образ ведьмы, который до конца вызывает вопросы.

Сказка начинается с того, что двенадцатилетний Иван-царевич пошел к своему любимому конюху послушать сказки, но конюх сказал ему неприятные новости.

«  — Иван-царевич! — сказал конюх. — У твоей матери скоро родится дочь, а тебе — сестра; будет она страшная ведьма, съест и отца, и мать, и всех подначальных людей; так ступай, попроси у отца что ни есть наилучшего коня — будто покататься, и поезжай отсюда куда глаза глядят, коли хочешь от беды избавиться.»

Иван-царевич так и поступил, отправившись из дворца, встретив на пути приключения, а затем поселился у Солнцевой сестры, образ которой происходит из образа древнего славянского божества, выполняющего солнечные функции. Ею могла быть славянская богиня Заря-Зареница, олицетворяющая утреннюю зарю и являющаяся сестрой бога Солнца.

               

        картина А. Шишкина Заря-Заряница

Царевич жил у Солнцевой сестры, но периодически выяснял судьбу своей родины.

«Хорошо было жить царевичу, а все нет-нет да и взгрустнется: захочется узнать, что в родном дому деется. Взойдет, бывало, на высокую гору, посмотрит на свой дворец и видит, что все съедено, только стены оста-лися! Вздохнет и заплачет с горя.»

Вопросы вызывает рождение ведьмы в царской семье. Сестра царевича больше напоминает не ведьму, а демоническое существо, сходное с упырем либо арабским гулем. В те времена все женские демонические существа назывались ведьмами. Родиться ведьма, как демоническое существо, в семье обыкновенных людей, не имеющих никакого отношения к нечистой силе, могла в результате какого-либо проклятья, о котором мог знать конюх. Конюхи часто были связаны с нечистой силой и колдовством и могли владеть информацией, связанной с вторжением нечистой силы в мир людей.

                       

   Вампир Надилла. Иллюстрация Вилли Гласаура

Вопрос в другом: почему конюх не предупредил царя с царицей о рождении демонического существа-людоеда? Ответом на данный вопрос могло быть то, что данной беды нельзя было избежать, а ведьма должна была родиться. Так было угодно миру, чтобы достичь в нем равновесия, но царевича, как продолжателя царского рода, необходимо было спасти.

Вскоре Иван-царевич решил навестить свою родину и приехал к сестре, которая встретила его с лаской. А когда она пригласила его поиграть на гуслях, и сказала, что пошла готовить обед, мышонок предупредил Ивана-царевича, что ведьма пошла зубы точить.

Так он и побежал от своей сестры, которая осуществляла за ним жуткую погоню. Спастись от ведьмы было практически невозможно.

В конце концов Ивану-царевичу удалось от нее спастись и вернутся на небо, в терема Солнцевой сестры, а ведьма осталась на земле.

Небесные чертоги Солнцевой сестры могут олицетворять рай, а место, где жила ведьма напоминает подземное царство мертвых. Сама ведьма в конце сказки сравнивается со змеей, которая является хтоническим персонажем в фольклоре. Змеи часто олицетворяют мир мертвых и преисподнюю, а также охраняют вход в иной мир.

                       

Ведьма-сестра может ассоциироваться с демоном Средневековой Европы Ламией, полуженщины-полузмеи, которая пьет кровь у попавших к ней в руки путников. В еврейской демонологии есть схожий с ней образ демоницы Махаллат, представляющей нечто среднее между женщиной и змеей.

                         

                          Ламия  в  лесу. Анна Ли Меррит

Самым интересным является то, что царевич спасается от ведьмы, но она не платит за свои злодеяния, а остается в живых. Зло не наказано. Это может быть связано с мотивом равновесия добра и зла в мире. Мир, в котором обитает небесная женщина-богиня Солнцева сестра, и мир, в котором пребывает ведьма-людоедка, напоминающая хтоническое существо, связанное со смертью, должны существовать и дополнять друг друга.

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь  https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272

Остров говорящих лошадей в повести Ирины Токмаковой «И настанет веселое утро».

Повесть-сказка Ирины Токмаковой «И настанет веселое утро» была написана в 1986 году. Меня эта сказка в детстве глубоко зацепила.

В ней рассказывается про девочку Полину, в доме которой поселилось плохое настроение. Девочка была очень расстроена и не знала как вернуть хорошее настроение в ее семью.

И однажды ночью к ней явилась Айя, девочка-звезда, одетая в светлое блестящее платье. От Айи исходили зеленые и голубые огоньки. Зеленые огоньки могли означать надежду, а голубые – мечту, которую можно осуществить.

Имя Айя возможно происходит от имени феи итальянского фольклора, вера в которую была распространена с древних времен в местности вокруг Неаполя.

Девочка-звезда сказала Полине, что может помочь вернуть в ее семью хорошее настроение. Только для этого надо попасть в послевоенное прошлое ее бабушки в городе Крутогорске и купить у доброго человека по имени Вардкез красные и белые розы, а затем подарить их маме и бабушке. Эти розы, по словам феерической девочки, навсегда поселят хорошее настроение в их семье. Красные розы в фольклоре символизируют радость и волю, а белые – святость.

Полина с Айей оказываются в лесу, состоящем из гигантских грибов, а затем на вокзале, который имел очень странный вид.

«И тут Полина увидела вокзал. Странно. На  кирпичном здании, там,  где обычно бывает написано название станции, значилось просто слово «ВОКЗАЛ».  У единственного  перрона стоял поезд. Чудные  вагоны  товарные не  товарные, пассажирские не пассажирские. Вроде бы такие,  в каком Полина с мамой ездили на юг.  Но  тогда  где же  окна? И самое удивительное, что  поезд стоял  без рельсов — прямо на  земле. С той стороны, где должен бы оказаться  паровоз, или тепловоз, или электровоз, ничего не было прицеплено.»

Этот поезд мог отвезти в любое место и в любой отрезок времени прошлого. Айя попросила отвезти машиниста в послевоенный Крутогорск. Поезд повез их, однако по пути двери открылись и девочка Полина с псом Фокки была унесена ураганом на Остров говорящих лошадей.

Это был вечнозеленый остров, находящийся среди Ветреной Пустыни. Лошади сказали, что это единственный остров, находящийся посреди Ветров, а не Воды. Лошади жили на нем давно. Но они были несчастны, так как нуждались в человеке, который о них бы заботился. Встретив Полину, они думали, что их хозяйкой станет она, однако девочка категорически отказалась.

      Картина Спартако Ломбардо

Ветер в мифологии и фольклоре связан с хаотическими силами, а Ветреная Пустыня может символизировать как раз тот хаос, который не подчиняется ни времени, ни пространству. Странный поезд ехал в прошлое, а ветер своей властью забрал девочку с собакой в место, где время остановилось. Остров, находящийся в этой пустыне, может ассоциироваться с загробным миром, где также остановлено время. Жизнь здесь течет размеренно и скучно. Здесь вечное лето.

Главным над лошадьми является белый конь. Белый цвет в данном случае выступает символом власти над другими лошадьми.  Белый конь может ассоциироваться с крылатым конем древнегреческой мифологии Пегасом, который символизирует славу и отвагу. Присутствие лошадей на острове имеет психоделический смысл, так как данные животные очень часто были связаны с волшебниками и феями.

                   

Голландский художник Паулюс Поттер, «Пегая лошадь» (около 1654)

В скорее на остров прилетела фантастическая птица Чур, возникшая из облака. «Есть одно могучее облако  — облачная птица Чур. Только она может не подчиняться Ветрам Пустыни и подниматься, и  опускаться, и лететь, куда захочет.»Эта фантастическая птица отнесла Полину, нашедшуюся Айю и собаку в город Круторск в послевоенное время и пообещала несчастным лошадям, что найдет им хозяина.Когда девочки прилетели в Крутогорск и нашли Вардкеза, который подарил им алые и белые розы, приносящие людям радость, они рассказали ему про Остров говорящих лошадей. Вардкез согласился стать их хозяином.«- Ну, что ж. Пусть в нужное время облачная птица Чур прилетит за мной. Надежды  должны оправдаться, не так  ли, Веснушка?  А розы? На  вечнозеленом острове они будут расти еще веселее.— Только птица Чур ни за что не захочет прилететь за  вами в  город,-сказала Полина.— Это ничего,— ответил Вардкез.— Я найду ее за городом! Я догадаюсь,что она прилетела за мной. И приду. Ты так ей и скажи.»В конце повести, когда Полина вернулась к себе домой, в наш мир, в доме у нее навсегда поселилось хорошее настроение. По определенным признакам девочка узнала, что Вардкез поселился на Острове говорящих лошадей и стал хозяином этих несчастных животных.Следует отметить, что путешествие Вардкеза на остров в Ветреной пустыне может говорить о том, что пришло время этому доброму человеку, приносящему людям радость с помощью роз, умереть. Облачная птица Чур может выполнять роль психопомпа, переносчика душ умерших в загробный мир, так как птицам в легендах приписывалась данная роль. После своей смерти человек, делающий добро многим людям, мог поселиться в раю в  виде вечнозеленого острова, на котором он решил также вырастить и розы, которые будут радовать лошадей, населявших остров.

         

                 Картина Спартако Ломбардо

 

Женщины-демоны в еврейских сказках

В ветхозаветных преданиях встречаются упоминания о злых духах, бесах, которым приносили в жертву своих детей, которые называются шейдим. Они описывались косматыми, иногда с птичьими лапами, с которыми иногда изображалась Лилит, царица демонов.

Шейдим приносят людям вред: могут убить, навести порчу, навести безумие. Согласно другим преданиям, шейдим – дети Лилит, царицы демонов, одной из жен Сатаны. По народным верованиям, в шейдим превращаются души людей, ведших нечестивую жизнь.

                                           

Джон Койлер. Лилит.

Однако в еврейских сказках представлены женщины-шейдим в несколько ином свете.

Среди ашкеназских евреев ходили легенды о любовных отношениях молодых людей с демонессами. Причем шейдим отличались от суккубов тем, что не причиняли мужчинам зла, они больше походили на фей. Демонессы сожительствовали с мужчинами, любя их и испытывая страсть. Жена сожительствующего с демонессой вынуждена была мириться с его отношениями и она даже удалялась, когда он был с шейдим.

В сказке «Вормские невесты» молодой человек по имени Аншель женился два раза, но обе жены были ночью задушены золотоволосой шейдим, с которой он тайно сожительствовал. Вскоре он женился в третий раз и его жене удалось заключить с демонессой договор, о том, что час в день он будет проводить время у нее.

Это длилось продолжительное время пока жена не спустилась в подземелье, где ее муж лежал в объятиях демонессы и не притронулась к ее волосам, от чего шейдим умерла.

Интересно описание места под землей, где жила шейдим.

«Как-то раз муж снова пошёл «подремать». На этот раз жена не смогла удержаться: она перевернула полдома и уже было отчаялась, но, наконец, нашла в спрятанные в укромном месте запасные ключи от спальни. Женщина схватила их, быстро побежала к спальне и тихонько отперла дверь. Однако спальня была совершенно пуста. Она обыскала всю комнату, но не нашла ничего интересного, за исключением большого камня, лежащего под кроватью. Стоило ей притронуться к камню, как он сам сдвинулся с места. Под камнем оказалась большая дыра — вход в подземный тоннель, внутри которого виднелись ступеньки.

Долго не могла женщина решиться спуститься вниз, но любопытство пересилило: со свечой в руках она слезла по ступенькам и пошла по длинному-длинному коридору. Правда, тот скоро кончился, и, выйдя на свет, жена оказалась посреди чистого поля.

Невдалеке виднелся роскошный дом. Женщина пошла к нему, вошла в дверь и очутилась в большой комнате, убранством напоминавшей дворец, в которой стоял огромный стол, уставленный винами и яствами. Не задерживаясь, женщина вошла в другую дверь и нашла там то, что искала.

Её муж лежал в объятиях золотоволосой демонессы на покрытом шелками ложе, они оба спали. Гнев и ревность поднялись в душе женщины, но вдруг она увидела, что роскошные золотые волосы шеды лежат на полу. В этот миг в душе женщины проснулась жалость к сопернице: та сама была в этом мире как её роскошные волосы, лежащие в пыли на холодном полу. Постояв немного над ложем, женщина тихонько взяла стул, придвинула его к ложу, положила на него тяжёлые золотые волосы, и побрела домой.»

В сказке описан подземный мир, в котором живет Шейдим, похожий на наш мир. Так как события этой сказки происходили в немецком городе Вормсе, то на сюжет мог повлиять немецкий и скандинавский фольклор. Подземный потусторонний мир напоминает чертоги Венеры (фрау Холле) в легенде о Тангейзере, Зеленой девы в произведении Г.Ибсена «Пер Гюнт», Хозяйки Медной горы в уральском фольклоре.

В сказке «Завещание ювелира» упоминается о том, что ювелир полюбил красивую демонессу и жил с ней как женой. У них родились дети, которые претендовали на его наследство.

«В этом доме жил когда- то богатый ювелир. Верхний этаж был жилой, а в подвале находились его сундуки с драгоценностями и жили шейдим. Среди шейдим была одна ведьма- красавица. Прельстился ювелир ее красотой и стал жить с ней, как с женой. Так и жил он, деля свое время: наверху с земной, законной женой, тихой и скромной, а в подвале с ведьмой, которая горячила в нем кровь, завлекала и отвлекала от работы, от молитв и от законной жены.».

В сказке «Черная кошечка» рассказывается про девочку Ципору, бабушка которой была повитухой. Девочка играла с черной кошечкой и полюбила ее. Вскоре черная кошечка пропала. Девочка искала ее и вскоре встретила кота, который привел ее в пещеру, внутри которой было красиво словно во дворце. Там на ложе лежала красивая женщина с длинными черными волосами. Она была беременной и попросила девочку привести свою бабушку, чтобы она помогла ей родить. Женщина объяснила, что является демоном и покидает свое царство в обличье черной кошечки.

                             

Иллюстрация к сказке «Черная кошечка».

Бабушка помогла демонессе родить, за что была щедро награждена.

В еврейских сказках женщины-шейдим не выступают вредителями людей, а часто просят о помощи. Это может говорить о том, что в своем потустороннем мире они не окончательно нашли место и испытывают потребность в простом человеческом счастье.

Баба-Яга и культ змей

Баба-Яга является сказочным персонажем, обитающем на окраине дремучего леса, в избушке на курьих ножках, похищающая людей и детей, чтобы их съесть.

           

            Иллюстрация Ивана Билибина

У Бабы-Яги одна нога костяная, и эта одноногость и костеногость связана с ее некогда змееподобным обликом. Согласно старым славянским легендам у Бабы-Яги вместо ног был змеиный хвост. Культ змей всегда был сопричастен к царству мертвых, а змеи всегда олицетворяли преисподнюю. В греческой мифологии змеедева Ехидна, имеющая вместо ног хвост змеи, жила под землей и была связана с царством мертвых.

           

В сказках Баба-Яга охраняет вход в царство мертвых, а ее избушка на курьих ножках находится на границе между двумя мирами.

Баба-Яга летает в своей ступе подобно змею.

              В.Васнецов. Баба-Яга

В греческой мифологии есть подобное ей существо, называемое Эмпуза, обитающее в царстве мертвых и выходящее в мир живых с целью похищать детей и соблазнять молодых людей для того, чтобы пить их кровь. У Эмпузы одна нога ослиная, а другая медная. Данное существо относится к ламиям. Демон Ламия обитала в пещерах и нападала на людей, чтобы выпить их кровь. Ламия имела вид прекрасной женщины с козлиными ногами. Позднее она трансформировалась в женщину с телом змеи, а вера в ламий прошла через все Средневековье.

                                   

Борис Валеджо. Ламия.

Змееподобность Ламии сближает ее с Бабой-Ягой.

Баба-Яга является хозяйкой лесных зверей. Согласно русскому фольклору власть над животными имеет также мифическая змея, олицетворяющая змееподобное божество. Сама колдунья часто оборачивается змеихой. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых.

                 

Иллюстрация к книге «Русские волшебные сказки»

Баба-Яга находится одновременно в мире живых и в мире мертвых, и подобно мифическим змеям, охраняет вход в иной мир.

Баба-Яга является персонажем славянской мифологии, которая хорошо описана в произведении в А.Афанасьева. Его можно приобрести здесь https://www.litres.ru/2593895/?lfrom=515650664

Калинов мост

В русском фольклоре широко распространены упоминания о Калиновом мосте, который проходит через легендарную реку Смородину, огненную реку, отделяющую мир живых от мира мертвых, являющуюся аналогом реки Стикс в греческой мифологии, через которую переправляются души на тот свет.

Калинов мост соединяет мир живых от мира мертвых. Название данного моста происходит от слова древнего слова «калить», что означает нагревать до красна металл. За рекой Смородиной жил Змей Горыныч и находилась избушка Бабы-Яги.

Калинов мост охраняется трехглавым змеем (Змеем Горынычем, Чудом-Юдом. Через него души умерших уходят на тот свет.

                               

Иван БилибинЗмей Горыныч

Однако со стороны Калинова моста часто может исходить опасность, так как враждебные существа потустороннего мира рвутся в наш мир, чтобы вредить людям. Поэтому на Калиновом мосту происходят схватки с многоголовыми змеями в целях защиты населения мира живых.

                             

Единоборство со Змеем Горынычем у Виктора Васнецова, «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918 год

Примером сказки, в которой происходят такие схватки, является «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо». Главный герой и его братья говорят встретившей их старушке:

«— Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост, хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.».

После этого Иван три раза сражается с шестиголовым, девятиголовым и двенадцатиголовым чудо-юдами и побеждает их.

В сказке интересно описывается и жилище чудовищных змеев за Калиновым мостом и огненной рекой.

«Отправился Иван к реке Смородине, да не кушак стал искать, а перешел на тот берег через калиновый мост и прокрался незаметно к чудо-юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать — не замышляют ли здесь еще чего?

Смотрит — сидят в палатах три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха. Сидят они да сговариваются.

Первая говорит:

— Отомщу я Ивану — крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем. Захотят они воды выпить — и с первого же глотка мертвыми свалятся!

— Это ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха.

Вторая говорит:

— А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть — тут их и разорвет на мелкие кусочки!

— И ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха.

— А я, — говорит третья, — напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и обернусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать-отдохнуть — тут-то их и спалит огнем!

— И ты хорошо придумала! — молвила змеиха. — Ну а если вы их не сгубите, я сама обернусь огромной свиньей, догоню их и всех троих проглочу.

Послушал Иван — крестьянский сын эти речи и вернулся к братьям.»

Отрывок из данной сказки описывает не только жилище многоголовых змеев, но и других обитателей, которые настроены прийти в мир живых и уничтожить людей.

Баба-Яга, избушка которой находится за Калиновым мостом и огненной рекой, тоже является персонажем, охраняющим вход в царство мертвых. Кроме того, у нее есть общие черты со змеем. Согласно преданиям, первоначально у Бабы Яги вместо ног был змеиный хвост. Позже ей стали приписывать костеногость. Змеи в фольклоре являются хтоническими существами и часто олицетворяют преисподнюю. Часто змеи охраняют вход в иной мир. Прекрасная змеедева Ехидна из греческой мифологии, жившая под землей и похищающая путников, тоже была связана с миром мертвых и Тартаром, бездной, находящейся под царством Аида.

Баба-Яга летает в ступе подобно змею.

Еще одним змееподобным существом в славянском фольклоре, охраняющим вход в царство мертвых либо рай, является дева Горгония, являющаяся девой с волосами в виде змей, лик которой смертоносен. Ее образ восходит к Медузе Горгоне из греческой мифологии, которая тоже связана со змеями.

Этрусский аналог греческой богини подземного царства Персефоны Ферсипнея изображается на фресках с двумя змеями в волосах, которые могут выполнять охранительные функции.

         

Фреска: Гадес («Айта», справа) и Персефона («Ферсипнея», в середине) возглавляют процессию.

(Гробница Оркуса II, Тарквиния, Италия)

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь  https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272

 

 

Образ леса в русском фольклоре

Образ леса в русском фольклоре неоднозначен. Но, как правило, он играет роль опасного компонента.

Для сказочных героев дремучий лес является ловушкой, от которой исходит опасность, предполагающая нахождение героя в непроницаемом пространстве и невозможность выбраться из него, а также встретить злых сверхъестественных существ, которые могут причинить зло или даже убить.

           

Иван Иванович Шишкин – Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии 

В редких случаях лес помогает героям, например в русской народной сказке «Баба Яга».

«А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется — баба-яга гонится, и уж совсем близко…

Достала девочка гребень и бросила через правое плечо. Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают.

Примчалась баба-яга, стала грызть да ломать лес. Она грызет да ломает, а девочка дальше бежит.»

В остальных случаях лес враждебен человеку. Это связано с тем, что лес является границей между мирами – нашим и миром мертвых. Существа, обитающие в лесу, стараются не допускать людей за эту границу.

Одним из таких мифологических персонажей является Баба-Яга, которая живет на краю леса, в избушке на курьих ножках и имеет вид безобразной старухи с костяной ногой и крючковатым носом, летающей в ступе.

                         

В.Васнецов. Баба-Яга.

В русских сказках Баба-Яга охраняет вход в иной мир, в царство мертвых, а избушка на курьих ножках напоминает домовину, в которой в древности хоронили умерших. Домовина стояла на высоких пнях, которые напоминали куриные ноги. Отсюда можно сделать вывод, что Баба-Яга принадлежала двум мирам. Так как ее избушка с одной стороны была повернута к лесу, который олицетворял загробный мир, то сказочная ведьма принадлежала ему, а из-за того, что избушка была повернута в другую сторону от леса.

                           

Одним из обитателей леса является леший, который часто выступает хозяином леса. Нередко леший живет в лесном болоте. Не всегда леший является персонажем, враждебным людям. Лешачиха является женой лешего и может быть опасна для путников.

У лешего могут жить лесные девки либо проклятые девушки. Это девушки, которых отсулили нечистой силе и они вынуждены жить в лесу, а леший обучает их ворожбе. Эти девушки, как правило, носят красные сарафаны. Эти персонажи принадлежат потустороннему миру наполовину. Их можно вернуть в наш мир с помощью молитв, избавляя от проклятья.

Проклятые девушки и лесные девки посещают наш мир, иногда показываясь людям и подбираясь к жилищам и баням, в надежде вернуться к нормальной жизни.

Красная дева является персонажем, близким к проклятым и лесным девкам, однако она опасна для людей и, особенно, для детей. Она уводит их в лес и губит.

                   

                  В.Прузсковский. Русалки

Русалки, бегающие по лесам в период Троицы, в отличие от лесной девки и проклятой, полностью принадлежат к миру мертвых, а лес, являющийся границей между мирами, служит им для того, чтобы встретить путников, которых они с удовольствием сделают своими жертвами, защекотав до смерти.

В произведении Ореста Сомова русалки защекотали молодого польского пана, в которого была влюблена девушка Горпинка, ставшая русалкой.

«На другой день после того, как русалка убежала от своей матери, нашли в лесу мертвое тело. Это был поляк  в охотничьем  платье,  и  единоземцы  его узнали  в  нем Казимира Чепку, ловкого молодого человека, бывшего душою всех веселых обществ. Ружье его было заряжено и лежало подле него, но собаки  его при  нем  не  было;  никакой  раны,  никакого знака насильственной смерти не заметно было на теле; но лицо было сине, и все жилы в  страшном  напряжении.Знали,  что  у  него  было  много  друзей  и ни одного явного недруга. Врачи толковали то и другое; но народ объяснял дело гораздо проще: он говорил, что покойника русалки защекотали.»

Одним из занятий русалок является раскачивание на деревьях, что возможно, связано с ростом, созреванием, покровительства посевам и растительности. Русалки приходят на землю из водоемов в мае, когда зелень только начинает расцветать, их появление связано с пиком проявления необходимых для появления летнего расцвета, связанных с водой, влагой сил плодородия.

                           

К.Васильев. Русалка.

Примечательно и то, что греческая богиня Персефона тоже весной возвращается на землю из царства мертвых и также связана с весенним ростом и плодородием.

                         

Осенью русалки уходят либо на дно водоемов, не показываясь людям, либо поселяются в деревьях, т.е. возвращаются в загробный мир, не участвуя в жизни людей.

Делая выводы, следует сказать, что именно лес является местом встречи людей с существами, принадлежащими к потустороннему миру, в котором они появляются, чтобы сыграть судьбоносную роль в жизни путников.

                   

             Картина Шишкина «Березовая роща», 1896