Рубрика: демоны

Зеленые дамы

Зеленые дамы являются существами английского фольклоре. Это древесные фейри, которые селятся в дубах, вязах и тисе, иногда – в соснах и яблоне. В мифологии ирландских кельтов местом поклонения деревьям была священная роща – неметон, в которой около гигантских деревьев кельтские жрецы друиды совершали жертвоприношения. Деревья считались проводниками между миром живых и миром мертвых. Данное верование пришло на Британский остров из Галлии.

Эти феи любят танцевать при луне. Нрав у них суровый, если их обидеть, то можно поплатиться. Зеленые дамы могут ассоциироваться с вредоносными существами из кельтского фольклора, которые тоже носят зеленые платья, глейстигами и бааван ши. Эти существа приглашают путников потанцевать при луне, а потом выпивают их кровь. Зеленый цвет в британском фольклоре означает рост и плодородие, однако указывает на потусторонний мир, связанный с природой (лесом, рощей), поэтому феи очень часто носят одежду данного цвета.

   

Иллюстрация Брайана Фрауда

В романе «Мешок с костями», опубликованном в 1998 году, призрак Сары Тидуэлл предстает не только в человеческом обличье, но и в облике березки, которая напоминает женщину в зеленом платье. Кинг называет ее Зеленой Дамой.

Чтобы Зеленая Дама была благосклонна к людям и не вредила им, высаживали примулы, которые были цветами, связанными с феями. Также эти распускающиеся первыми лесные цветы выступали эмблемой молодости и огромного количества удовольствия.

 Мотив жертвоприношений деревьям, а также существам, являющихся их духами, нашло отражение в современном кинематографе. В фильме «Страж», снятым режиссером Уильямом Фридкиным в 1990 году рассказывается об одной семье, которые искали няньку для ребенка. Ею оказалась красавица Камилла, являющаяся либо духом дерева либо человеком-деревом, которая являлась духом-хранителем чудовищного дерева и  должна была приносить в жертву этому дереву младенцев. Деревья также охраняли и обороняли Камиллу от тех, кто покушался на нее. Уничтожить ее удалось после уничтожения дерева, которому она приносила жертвоприношения.

Окраина города-2

Дорогие друзья!

На днях я поехала в банк менять карточку. Находилось отделение банка на окраине города. Там было несколько улиц со старыми домами и зданиями, неровными дорогами, а также перекресток, состоявший из четырех дорог, одна из которых вела в тупик, состоявший из ветхих зданий, в которых раньше располагались организации. Народу никого, кромешная тишина.

Сначала вид окраины у меня вызвал неприятные чувства, а затем я почувствовала, что в этом что-то есть. Эта пустота завораживала. Эти места имели энергетику прошлого, свою историю…Это место по-своему прекрасно… Недаром про окраины городов слагались легенды и страшные истории. Окраины городов считались опасными местами, в которых селились демонические существа.

Побыв в этом месте и прочувствовав его энергетику я и решила написать пост про окраины городов. Меня вдохновило еще то, что в Древней Месопотамии слагались легенды о существах и демонах, появляющихся на окраинах городов. Эти легенды перекочевали на Ближний Восток, в Древнее Иудейское царство, а потом и в Европу.

Перекресток четырех дорог, а также дорога ведущая в тупик в месте, которое я посетила по дороге в банк, почему-то мне напомнили о загробном мире либо входе в него.

Так и родился мой пост. Мне всегда нравились необычные и нестандартные места, которые притягивают своей жуткой и завораживающей красотой. Во всем надо искать хорошее, так как во время посещения разных мест на ум могут прийти разные мысли, а также информация о пути решений каких-либо проблем.

Окраина города

Демоны, призраки, ведьмы предпочитают селиться в местах, враждебных человеку. Как правило, это окраины городов, старые города, заброшенные места, районы вблизи кладбищ, пустоши и т.п.

Окраины городов считались опасными местами, в которых селились демонические существа.

 Одним из таких существ является персонаж английской сказки Мистер Майка, промышлявший людоедством.В сказке мальчику Томми запрещено было убегать с улицы, так как Мистер Майка жил на окраине города, либо в пустоши рядом с городом.

В иракском фольклоре дами является великаншей, нападающей на людей и поедающей их. Она появляется, как призрак, на окраинах городов. В одной из легенд дами живет в пустыне рядом с городом, а затем посещает дом, чтобы полакомиться человеческим мясом. Спастись от нее не представляется возможным.

Местообитанием кровожадных упырей арабского фольклора гулей являются развалины, отхожие места, кладбища. В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова, а затем поедают их, либо выпивают их кровь. Развалин, в которых селятся гули, полно на окраинах городов.

Окраина города является своего рода загробным миром для появившихся в ней путников, так как ее населяет нечистая сила.

Гуйму – мать бесов

В древнекитайской мифологии есть упоминание о Гуйму, матери бесов.

В преданиях говорится, что она живет в Наньхае в горах Сяоюйшань. Утром она рождает тысячу бесов, а вечером поедает их. У нее голова тигра, ноги дракона, брови четырехпалого дракона, глаза водяного дракона.  Образ Гуйму древний и может сближаться с древними женскими божествами народов Сибири и Центральной Азии.

       

Картина Ван Симэна

Одним из таких персонажей является Маяс Хара или Черная Маяс в бурятских мифах. Это злая небесная бабушка, вместе со своими 13 сыновьями и 7 дочерями, олицетворяющая силы зла.

У хакасов верят в Кара-Умай, которая выступает антагонистом тюркской богини плодородия золотоволосой Умай. Кара-Умай была связана со смертью детей в младенческом возрасте и ее выгоняли с помощью шамана.

Еще один персонаж, с которым сближается Гуйму, это Албыс, алтайский или тувинский аналог ведьмы, локальная разновидность тюркского злого духа желтоволосой девы Албасты. Албыс очень опасна. У нее длинные большие груди, рыжие волосы, медные нос и когти. Она может проникнуть в человека, отчего его поразит тяжелая болезнь.

Западносемитский дракон Латану

Предтечей ветхозаветного чудовища Левиафана в угаритской мифологии является дракон Латану, воплощающий разрушительные силы водного мира и предстающий как могучее семиголовое чудовище, которое борется со светоносным богом Балу и его сестрой богиней-воительницей Анат, но оказывается побежденным. Балу и Анат борются с такой разрушительной силой как Латану, ради плодородия и жизни.

     

Убийство Левиафана.Гравюра Гюстава Доре1865 г.

Дракон Латану может быть сопряжен с древнеарабской (доисламской) богиней неба и дождя Аллат. Эта богиня олицетворяла собой небо, дождь и луну. Очевидно, Аллат была богиней туч и молний, связывалась с войной. В городе Таиф она почиталась как богиня-покровительница. В нем находилась ее священная территория, храм и идол – белый гранитный камень. Поначалу пророк Мухаммед признавал божественную природу этой богини, но затем уничтожил ее святилище. Аллат у халдеев и шумеров была богиней Подземного царства. Однако эта богиня считалась предшественницей богини Афины Паллады, а ее культ был распространен не только среди древних арабов, но и в эллинистических городах – Набатее и Пальмире.

Вампиры Вавилона и Ассирии

Народы Вавилона верили в существование темных и злых сил, злых духов и привидений. Их жертвой мог стать заблудившийся человек, который забредал один, в особое место, где подвергался нападению. Вавилоняне считали злыми духами прежде всего тех, кто не мог упокоится в своей могиле и поэтому постоянно выходил на поверхность и слонялся по земле, вторыми считались ужасные существа, которые являлись наполовину демонами, наполовину людьми. Третий класс составляли черти, которые могли вызвать ураган или песчаную бурю, а также наслать на людей чуму и другие эпидемии.

Злой демон Утукку был призраком, который практически все время выступал как злая сила, потому что он был одним из тех, кого вызывали из мертвых.

         

Иллюстрация Мэтью Демино

Экимму – это душа умершего, которая не может обрести покой и скитается по земле, ожидая случая, чтобы схватить живого человека. Особенно она любит прятаться в пустынных или зловещих местах. Если умершего забыли и на могилу не принесли подношений, голод и жажда заставят его дух выбраться из Подземного царства в поисках пищи, в которой он нуждается. Как и вампиры в Восточной Европе в наши дни, Экимму вавилонян был очень навязчивым духом, и изгнать его было крайне сложно. Если он не мог обрести покой в подземном мире, он вскоре возвращался и преследовал тех, кто при жизни общался с ним.

У ассирийцев считалось, что Экимму может появляться в доме. Как и вампир, он может проходить сквозь стены и двери. За ним следуют разнообразные несчастья, в том числе разрушение дома, и редко его владелец, если не вся семья, не умирает через некоторое время.

Китайские демоны гуй

В древнекитайской мифологии гуй являлся духом умершего, однако с распространение буддизма гуй стало общим названием демонов и обитателей ада. Согласно народным представлениям, гуй похож на человека, но он не имеет подбородка, не отбрасывает тени, внезапно становится невидимым, принимает облик пса, лисицы и других зверей, мужчины или женщины, чтобы завлекать людей и убивать их.

Гуй может стоять с бамбуковым шестом, чтобы заманить людей в лодку, а также поджидать детей на перекрестке, насылать болезни, убивать людей в тюрьме.

             

Иллюстрация Мэтью Майера.

В большинстве случаев гуй – это неупокоенная душа умершего насильственной смертью или самоубийцы, не захороненном на родовом кладбище. Считается, что гуй боится крика, чтения конфуцианской литературы и буддийских книг, персикового дерева и амулетов. Тростник тоже помогал от этих демонов: его привязывали к телу невесты, едущей в дом мужа.

Не смотря на то, что красный цвет в китайской культуре имел положительное значение, а именно – жизнь и процветание, рост и достижения, гуй часто изображались в храмах, а также на народных картинах с рыжими волосами и часто красными.

В Китае в период позднего средневековья родилось представление о трех девах – Юнь-сяо, Цюн-сяо и Би-сяо, которые используя даосские магические приемы, творили зло, за это они были приговорены к смерти и назначены Верховным Владыкой Тайшан духами отхожих мест, которые могут быть близки к гуй. В японских городских легендах встречается близкая к ним Ханако-сан, дух трагически погибшей девушки, появляющейся в туалете и причиняющей вред людям.

Красный цвет в детских страшилках

Фольклор является отражением жизни определенного общества.

В 70-е годы двадцатого века зародились детские страшилки, которые передавались из уст в уста.

Эти годы были годами застоя: очереди в магазинах, тоталитарный режим, боязнь гласности. Также отсутствовала информация о совершенных преступлениях, например, о появление маньяков и серийных убийц в местности и исходящей от них опасности. А между тем, слухи среди населения ходили, например о жертвах. Это отражалось и на детях, которые боялись непонятной им опасности, так как родители зачастую не знали, как объяснить им о существовании людей, представляющих опасность. Все эти вещи, а также предметы быта отразились на детском сознании в виде страшилок.

Героями детских страшилок являлись, как правило дети, которые были вынуждены противостоять злу – существу из сказок и старинного фольклора (черт, ведьма, домовой, Пиковая дама и др.), а также вредоносному предмету.

Вредоносными предметами выступали платье, колготки, ленточка, пианино, занавески, шторы, кукла, автобус, трамвай, автомобиль, приемник, цветы и др.

Красный цвет (женщина в красном, красное пятно, красные розы, красное пианино, красные перчатки, красное платье, красное печенье и др.) выступает как цвет активности, крови, боли и насилия. Он также свидетельствует о присутствии злых сил. Женщина в красном платье активно преследует свои жертвы, идя напролом всем обстоятельствам. Содержание сюжета об учительнице в красном, которая представляла смертельную опасность для своих учеников, является страх детей перед школой и перед уроками.

В детских страшилках чаще всего упоминаются розы.

Красная роза в христианстве – это символ мученичества и крови Христа. В детских страшилках красная роза выступает как вредоносный цветок, несущий боль и насилие. У данного цветка активная позиция. Из нее вылезал красный человек, который был опасен и связан с пролившейся кровью.

Представлена в данных страшилках и тема красного автобуса, в который садившиеся в него люди пропадали, а потом были жестоко убиты неизвестными в огромной глубокой яме под землей, куда направлялся данный автобус. Причина убийства людей объяснялась предстоящей войной, а соответственно, меньшим участием в ней людей.

Красный цвет автобуса выступает как цвет активности, крови, боли и насилия. Он также свидетельствует о присутствии зла и опасности.

Серый цвет в арабском фольклоре

В арабской культуре согласно сказкам тысячи и одной ночи белый цвет признан самым лучшим из цветов. Это цвет духовности и чистоты. Он был любимым цветом пророка Мухаммеда. Почитаемым цветом считался зеленый, в который было окрашено знамя пророка. Зеленый символизировал рай, оазис в пустыне, жизнь. Первоначально знамя пророка было окрашено в белый цвет. Очень положительно арабы относились и к другим чистым цветам, таким как красный, желтый, синий, голубой, фиолетовый. Дружественное отношение было и к черному, символизирующему не траур, а землю и ночь, которая являлась дополнением дня.

Отрицательное значение имели замутненные либо промежуточные цвета. Например, коричневый и серый. Это были цвета несчастья и нищеты.

Хотелось бы уделить внимание серого, который у арабов считался цветом пыли и праха, противоположностью яркого разноцветного мира, напоминающего людям о бренности их существования.

В древние времена в домусульманской Аравии поклонялись богине Аллат. Эта богиня олицетворяла собой небо, дождь и луну. Очевидно, Аллат была богиней туч и молний, связывалась с войной. В городе Таиф она почиталась как богиня-покровительница. В нем находилась ее священная территория, храм и идол – белый гранитный камень. Поначалу пророк Мухаммед признавал божественную природу этой богини, но затем уничтожил ее святилище. Имя богини было запрещено произносить, а упоминание о ней носило негативную символику. Ее идол белый гранит имел не белый, а светло-серый цвет. Этим могло быть объяснение данного цвета. Кроме того, Аллат у халдеев и шумеров была богиней Подземного царства.

               

Аллат с пальмовой ветвью и львом. БарельефПальмира (Сирия), I в. н. э.

Серый цвет мог быть связан с козлоногой богиней луны Южной Аравией Алмакой, которая по своим функциям была близка Астарте, поэтому позднее носила негативную символику.

Арабские кладбища с могилами были представлены в серых тонах, так как надгробия были сделаны из камней такого цвета. Кладбища, как и отхожие места, развалины, окраины городов и пустыни были местом обитания гулей, демонов, нападающих на путников, пожирающих и пьющих их кровь. В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова. Чтобы не выделяться на фоне мест, в которых обитают эти демоны, нередко гули носили серое.

 

Драконы Древней Месопотамии

Вавилонское драконоподобное чудовище Тиамат персонифицировало вселенскую тьму. В древнейшей поэме о сотворении мира «Энума элиш» Тмамат названа праматерью всего, что она породила. Она изображалась в виде чудовищного дракона или семиголовой гидры. Супругом Тиамат является Абзу – персонификация мирового океана, первопричина жизни, воплощение первозданной стихии. Честь избавления земли от леденящей тьмы принадлежит верховному ассиро-вавилонскому богу Мардуку. Мардук рассекает тело Тиамат на две части, делая из первой небо, из второй – землю.

       

Тиамат и Мардук. Барельеф

Тиамат – не единственное драконоподобное существо в мифологии Древней Месопотамии. Бог Мардук использовал в качестве сторожевого пса дракона Мушхуша, созданного Тиамат. Дракон сочетал в себе черты льва, орла, змеи, скорпиона. Дракон Мардука имеет особую известность в наши дни благодаря тому, что его израсцовое изображение сохранилось на знаменитых воротах богини плодородия и плотской любви Иштар в реставрированном комплексе Древнего Вавилона в современном Ираке.

     

Изразцовое изображение на воротах богини Иштар в Вавилоне

В шумерской мифологии божеством, олицетворяющим змею, был Нирах. Он почитался в городе Дер как посол бога Саратана. На цилиндрических печатях встречается его изображение со змеиной нижней частью тела.

Существуют версии, что образ месопотамских драконов проник в Европу, Ближний Восток, Иран, Индию и Китай и повлиял на формирование образов драконов в этих культурах.