Рубрика: демоны

Айя-Напское чудовище

Возле города Айя-Напа в Средиземном море с давних пор обитает чудовище. Древние греки называли его Сциллой, увековеченной Гомером в «Одиссее». С тех пор, как говорят, характер монстра изменился, и он больше не губит людей. Нет никаких достоверных свидетельств того, что монстр действительно существует, кроме рассказов местных жителей, показывающих туристам фотографии с неясными силуэтами. Тем не менее, Айя-Напское чудовище фигурирует в любом рекламном проспекте, рассказывающем о достопримечательностях восточного побережья Кипра.

Чудовище отождествляют  с мифической Сциллой, в античные времена пожиравшей мореплавателей, имевших неосторожность приблизиться к её скале.

 У Сциллы шесть собачих голов на шести шеях, зубы в три ряда и двенадцать ног. По Овидию у Сциллы женское лицо и туловище, опоясанное псами. Первоначально Сцилла была красавицей, которую полюбил пастух Главк. Волшебница Цирцея возжелала Главка и решила уничтожить соперницу. Цирцея отправилась ночью к месту, где купалась Сцилла. Колдунья вылила в море зеленую жидкость. На рассвете Сцилла пошла купаться, зеленая масса проникла в нее и красавица превратилась в чудовище, ставшее кошмаром для многих моряков.

     

Генрих Фюсли – Одиссей перед выбором между Сциллой и Харибдой

Наличие у Сциллы собачьих голов может сближать ее со славянским драконом Ламя, которое также имело тело змеи и собачью голову и было связано со стихией воды, так как селилась на дне моря, возле колодцев, рек и озер, требуя с людей дань взамен на воду. Своими корнями образ ламя связан с древнегреческой Ламией,  в античной мифологии полудевой-полузмеей, сосущей кровь своих жертв, вера в которую прошла через все Средневековье. Кроме того, по одной из версий Сцилла являлась дочерью Ламии и Тритона.

Стуршёнское чудовище

Стуршёнское чудовище — это озёрное чудовище, живущее в шведском озере Стуршён, провинции Емтланд. Оно описывается как змей с плавниками на спине и головой собаки. В длину монстр достигает около шести метров, а в некоторых источниках говорится, что оно имеет несколько горбов.

Существует древняя  легенда о том, как появилось его знаменитое чудовище Согласно легенде, однажды два тролля собрались вскипятить себе воды на берегу озера. Они развели небольшой костер и подвесили над ним чайник. Хотя вода в нем давно закипела, они все не снимали чайник и докипятили воду до того, что из чайника выпрыгнуло жуткое создание с кошачьей головой и змеиным телом. Оно быстро огляделось и исчезло в озере.

   

Иллюстрация Юхана Эгеркранса

В озере оно стало расти и достигло гигантских размеров.

Стуршенское чудовище, имеющее собачью голову, может сближаться со славянским драконом ламя, которое также имело тело змеи и собачью голову и было связано со стихией воды, так как селилась на дне моря, возле колодцев, рек и озер, требуя с людей дань взамен на воду. Своими корнями образ ламя связан с древнегреческой Ламией,  в античной мифологии полудевой-полузмеей, сосущей кровь своих жертв, вера в которую прошла через все Средневековье.

Акулы

Больше всего легенд об акулах бытует в Полинезии. Полинезийцы относятся к акуле с тем же почтением, с каким некоторые африканские племена относятся ко льву. Полинезийские легенды часто возводят акул в ранг божества. Есть сведения о том, что в древности на Гавайях устраивались гладиаторские бои между людьми и акулами, которых загоняли для этого в мелкие затоны. Гавайцы извлекали и практическую пользу из убитых акул: женщины носили рукавицы, украшенные острыми акульими зубами, — для защиты от чересчур назойливых кавалеров.
В Полинезии часто можно услышать легенды о том, как люди, умирая, перевоплощаются в акул. В одном предании говорится об островитянине, на которого напала акула, когда он вышел в море на каноэ. Акула вскочила в лодку, и островитянин схватил топор, намереваясь убить ее, как вдруг заметил, что акула глядит на него человеческим взглядом. Испугавшись, что в образе акулы он может убить кого-нибудь из своих добрых знакомых, островитянин затопил свое каноэ и поплыл к берегу — а акула поплыла в противоположном направлении.

Брук Уотсон и акула» Джона Синглтона Копли

 

Пульс

11 августа 2006 года состоялась премьера фильма ужасов Джима Сонзеро «Пульс». В фильме рассказывается о том, что лаборатория научно-исследовательского центра работала над принципиально новой технологией. В результате исследований были найдены новые частоты сверхширокого диапазона радиосвязи. Исходом экспериментов стало проникновение призраков в наш мир, которые подвергли атаке основную часть населения города. Вскоре город вымер и его основным населением становятся призраки без души.

Спасти от призраков может только оклеивание помещения красной лентой изнутри. Она их удерживает. Призраки связаны с компьютерной сетью и с электричеством, а также с программами.

В связи с тем, что данный фильм является ремейком одноименного японского фильма, то в нем явно задействован японские фольклор и мифология. Призраки в «Пульсе», вероятно, являются юрэями японской мифологии, призраками умерших людей, погибшие насильственной смертью, а также мертвецов, над которыми не было совершенно положенных обрядов, душами вероотступников, которым ни нашлось места ни на земле, ни на небе. Юрэи являются вредоносными духами, которые не найдя покоя, бродят по земле, в надежде на отмщение.

   

Иллюстрация Мэтью Майера

Интересным моментом является и то, что предметом спасения от призраков является красная пленка.  Красный цвет в синтоизме является символом жизни, солнечной энергии и языков пламени, несущих в себе силу очищения от пороков и невзгод. Многие святилища религии синто окрашены в красный цвет. Тории, ритуальные врата, установленные перед входом в данные святилища, окрашены также в данный цвет. Считается, что тории обозначают вход в «другой, потусторонний мир».

Кикимора

В славянских поверьях кикимора – дух в облике женщины, появляющийся в доме, на подворье, в пустых постройках. Кикимора может иметь облик  обычной женщины, нагой девушки с длинной косой или в белой рубахе, старушки в лохмотьях. Кикимора может обитать в хлеву, во дворе, в бане, в пустых постройках. Кикиморы во время Святок рожают, а их дети называются шуликуны, которые вылетают через трубу на улицу и живут там до крещения. Шуликуны являются сезонными демонами, обычно живущие в проруби и по ночам выходящие на лед. Они толкутся на перекрестках дорог, а также около прорубей, пугая православных.

Кикимору отличает прядение. Очевидно, это прядение нитей судьбы дома и его обитателей. Таким образом, она персонифицирует судьбу, рок.

Кикимору часто смешивают со злым духом марой, призраком, живущим в доме. Недаром вторая часть названия – «мора», «мара» — может являться наименованием самостоятельного мифологического персонажа.

Так как кикимора обычно была вредоносным духом, ее изгоняли с помощью заговоров, а также окропив дом святой водой.

Эстри

Эстри – это в еврейской мифологии вампир. Эстри появляется по ночам, принимая облик няньки, чтобы было проще подобраться к детям, кровью которых она питается. Истинный же ее облик внушает ужас: у нее волчья морда, человеческое тело и крылья летучей мыши. Чтобы ее не опознали, едва войдя в дом, она норовит съесть кусок хлеба или щепотку соли. Если ей помешать, она умрет. Название «эстри» происходит от латинского слова «стрикс», что означает ушастая сова-сипуха, а латиняне верили, что она высасывает кровь у детей, а также происходили от гарпий.

Но очевидно, что стрикс – это не всегда птица. Она является иногда ведьмой, а также приравнивается к лярве, вредоносному призраку мертвеца, не получившего нужного погребения, преступно убитого, злодея, бродящего по ночам и насылающего на людей безумие.

Эстри, как убийца детей, сближается с демоном Лилит. Волосы у обеих распущены, что указывает на их демоническую природу.

Албыс

В тувинском и алтайском фольклоре есть поверья о ведьме Албыс. Это демоническое существо связано с водной стихией и обитает вблизи водоемов, рек, ручьев, озер, омутов. Часто появляется перед охотниками в лесу и может с ними сожительствовать. Но как правило, очень опасна. Имеет длинные распущенные огненно-рыжие волосы, длинные, обычно перекинутые за плечи, груди, железные нос и когти. Если в Албыс выстрелить, то она превратится в кусок желтого войлока.

Образ Албыс восходит к тюркской албасты, которая представляется в облике уродливой женщины с длинными распущенными желтыми волосами и такими длинными грудями, что она закидывает их за спину. Албасты может превращаться в животных и неодушевленные предметы. Она также связана с водной стихией и обитает вблизи водоемов. Албасты насылает на людей болезни, вредит детям и рожаницам. Она крадет легкие (сердце, печень) рожаницы и спешит с ними к воде. Как только албасты положит их в воду, женщина умрет. Согласно поверьям, албасты может пить кровь жертвы. В татарских сказках албасты может носить красные одежды. Примечательно и то, что Албыс имеет рыжие волосы. В данном случае красный цвет, присутствующий в облике этих демонических персонажей, указывает на культ древней богини плодородия либо богини-матери, к образу которой восходят Албыс и албасты. Наличие желтых волос может сближать албасты с тюрской богиней земли и плодородия Умай.

Хайнатум

У евреев Могилевской и Минской губернии бытовали поверья о женщине-демоне Хайнатум, убивающей детей своим клювом. Она имеет вид безобразной женщины с распущенными волосами, птичьими ногами и клювом. Она приходит в дом, где дети. Оберегом от нее служат специальные курильницы.

Образ Хайнатум, вероятно, восходит к демонице Лилит еврейского происхождения. Лилит является сукуббом и соблазняет мужчин, чтобы потом родить от него демонов. Она вредит рожаницам, что сближает ее с львиноголовой женщиной-демоном аккадской мифологии Ламашту, поднимающейся из подземного мира, насылающей на людей болезни и похищающей детей. Также Лилит вредит рожаницам и изводит детей. Три шумерских демона – Лилу, Лилиту и Ардат Лили сыграли роль в происхождении злого духа Лилит в иудейской демонологии, которая первоначально была женой Адама, а затем стала демоном, соблазняющим мужчин и вредящим младенцам. Лилу являлся инкубом, т.е. соблазнителем женщин, а Лилиту – суккубом. Ардат Лили переводится как «служанка Лилит». Она выступала в облике молодой девушки, собирающейся вступать в брак.  Следует отметить, что шумерский демон Лилиту и еврейский демон Лилит нередко изображались летящими и с птичьими лапами. Мотив распущенный волос, наблюдающийся у Лилит и Хайнатум, указывает на то, что в европейском фольклоре женские демонические персонажи изображались с распущенными волосами.

           

Адам, Ева и Лилит. Манускрипт

С Хайнатум может сближаться иракский демон дами, великаншей, нападающая на людей и поедающая их, на которую также повлиял образ Ламашту. Она появляется, как призрак, на окраинах городов. В одной из легенд дами живет в пустыне рядом с городом, а затем посещает дом, чтобы полакомиться человеческим мясом и выглящей, как и Ламашту, наполовину животным. Спастись от нее не представляется возможным.

С Хайнатум может сближаться другой еврейский демон, убивающий детей, а также пьющий их кровь – Эстри, чье имя произошло от стриксов, демонических сов-сипух.

Красный цвет в японском фольклоре

Красный цвет в японском фольклоре, в частности в синтоизме, означает наряду с белым небо и является цветом высшего мира.

Однако красный цвет в японской культуре неоднозначен. Он является цветом, обозначающим границы между миром живых и миром мертвых. Примером для этого служат ритуальные врата перед синтоистскими храмами – тории, которые выполняют функции границ между параллельными мирами. В некоторых префектурах Японии этот цвет является цветом преисподней, так как связан с огнем, громом, который породила богиня Подземного царства Идзанами. Сама богиня часто изображается либо в белых, либо в красных одеждах, похожих на полыхающий огонь.

Цветами смерти, которые растут на японских кладбищах, считаются огненно-красные лилии хингабаны.

Часто в японских легендах представлен образ отвратительной ведьмы в красном, которая принадлежит к разряду юрэев, призраков умерших людей, погибших насильственной смертью, а также мертвецов, над которыми не было совершенно положенных обрядов, душами вероотступников, которым ни нашлось места ни на земле, ни на небе. Юрэи являются вредоносными духами, которые не найдя покоя, бродят по земле, в надежде на отмщение.

В японском фильме ужасов 2006 года «Грешные женщины» представлен злой дух женщины в красном, безжалостно убивающим людей. Этот дух соответствует духам женщин в белом, представленным в японских фильмах «Проклятие», «Звонок», а также в японских легендах о женщинах-привидениях, убитых своими мужьями.

Лангсуир

Поверья, связанные с вампирами, широко распространены среди малайцев. Вампир Лангсуир появляется в облике совы с огромными когтями, которыми зловеще царапает по крыше.

Согласно легендам, реальная Лангсуир была женщиной необыкновенной красоты, которая умерла от шока при известии о том, что ее новорожденный ребенок стал вампиром. После смерти она взлетела на дерево. Она всегда носила ярко-зеленое платье. Ее острые когти были похожи на когти европейского вампира. У нее были длинные черные косы, которые доходили ей до щиколоток, но они служили для того, чтобы прикрыть отверстие на затылке, с помощью которого она сосала кровь детей.

     

Изображение из книги «Малайская магия», 1900

Если женщина умирает при родах, как до, так и после рождения ребенка, до истечения сорока дней она считается в народе Лангсуир. Этот вампир также сближается с европейской Белой Дамой или ирландской Банши. Чтобы не допустить превращения женщины в вампира, в рот покойнице кладут несколько стеклянных бусин, под каждую руку помещают куриное яйцо, а в ладони втыкают иголки. Считается, что, если проделать этот обряд, умершая не превратится в Лангсуир.