Рубрика: демоны
Чудовище озера Лабынкыр
Одним из знаменитых мест обитания знаменитых драконов является якутское озеро Лабынкыр. Здесь произошел случай с рыбаком, за которым погналось выбравшееся на берег озера чудовище. Рыбаку удалось бежать, однако от такого потрясения он скончался.
Озеро Лабынкыр расположено в Оймяконском районе и претендует на славу знаменитого шотландского озера Лох-Несс, известного предположительным нахождением в нем реликтового монстра Несси. По словам местных жителей, в озере Лабынкыр обитает чудовище, периодически пожирающее все живое, отдавая предпочтение оленям.
Начальник геологической партии Восточно-Сибирского филиала Академии наук СССР В.Твердохлебов во время экспедиции 1953 года заметил на озере реликтового плезиозавра с длиной тела 10 метров, темно-серого цвета. Твердохлебов в своих дневниках описал чудовище как свирепое существо.
В 1999 году на озеро отправилась экспедиция, организованная членами общественной организации «Космопоиск» под руководством В. Черноброва. Монстра обнаружить не удалось, однако экспедицией были зафиксированы на глубине гроты и пещеры, ходы от которых предположительно ведут к соседнему озеру Ворота, где также отмечали появление монстра. Вероятно, если какое-то крупное животное и обитает в глубинах озера, оно может, по-видимому, перемещаться из одного озера в другое по этим подводным путям.
Демон Абизу
В иудейской демонологии Абизу – это демон, вредящий рожаницам и детям. Одно из имен демона — Обизат, которая имела только голову с растрепанными волосами и зелеными горящими глазами, сильно вредящая детям и уничтожающая их. Соломону удалось нейтрализовать Обизат с помощью молитв и она больше не доставляла хлопот людям.
Имя демона Абизу может происходить от Абзу, в шумеро-аккадской мифологии мирового океана подземных пресных вод, окружающих землю. Абзу считалось потаенным, где-то в глубинах запрятанным местом, куда боги не могут заглянуть и где хранятся божественные сути. Также Абзу является персонификацией мирового океана и первопричиной жизни. Молодое поколение богов раздражает Абзу, который строит планы по его его уничтожении, однако сам погибает.
Художник Кетаи Котаки.
На протяжении огромного периода времени с именем демона Абизу связывали другого демона греческой мифологии, вредящей детям и рожаницам, — Гелло. Самое интересное, что Гелло является демоном, вышедшим из моря.
Шумерские демоны
Мифология шумероязычного населения Древней Месопотамии повлияла на фольклор народов, которые стали проживать на данной территории позже, а также на фольклор народов Ближнего Востока и Европы.
Так, три шумерских демона – Лилу, Лилиту и Ардат Лили сыграли рол в происхождении злого духа Лилит в иудейской демонологии, которая первоначально была женой Адама, а затем стала демоном, соблазняющим мужчин и вредящим младенцам. Лилу являлся инкубом, т.е. соблазнителем женщин, а Лилиту – суккубом. Ардат Лили переводится как «служанка Лилит». Она выступала в облике молодой девушки, собирающейся вступать в брак. Нередко ее имя было связано с упоминанием проституции.
рельеф Бёрни (англ.)русск. («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей
С иудейским демоном Лилит, наносящей вред детям, сближался демон в аккадской мифологии – Ламашту, имеющий шумерское происхождение. Это была львиноголовая женщина, поднимающаяся из подземного мира, насылающая на людей болезни, похищающая детей, насылающая детские болезни. В шумерской мифологии ей соответствовала Димме. Образ Ламашту мог повлиять на происхождение образа иракского демона дами, великаншей, нападающей на людей и поедающей их. Она появляется, как призрак, на окраинах городов. В одной из легенд дами живет в пустыне рядом с городом, а затем посещает дом, чтобы полакомиться человеческим мясом и выглящей, как и Ламашту, наполовину животным. Спастись от нее не представляется возможным. В шумерских текстах Ламашту упоминается с другими демонами – Алу, утукку и гала.
Гала в шумерской мифологии были демонами подземного мира, отвечающие за излов душ умерших.
Демонический вампир Алу атаковал спящих людей, что приводило их к гибели.
Демоны утукку были духами непогребенных людей, которые летали среди живых. Они вызывали у людей болезни шеи, груди и внешние повреждения.
Одной из разновидностью утукку были экимму. Ими становились те, которым было отказано во входе в загробный мир и которые были обречены скитаться по свету. Человек превращается в экимму, если умирает насильственной или нечистой смертью. Например, им мог стать человек, умерший в пустыне. Экимму внушали большой страх, так как могли принимать облик любого из живущих. Экимму вселялись в людей, изгнать его не представлялось возможным. Также экимму появлялись в доме в виде предзнаименований смерти, плача как ирландские банши либо славянский водяной дух — Белая баба.
Рисунок Йигита Короглу. Экимму
Василиск
В Средние века василиск был известен повсеместно наряду с драконом и грифоном. Василиск – это дракон, чудовищный змей, а точнее – Царь змей с короной на голове, но с петушиной головой. Плиний Старший дал описание василиску в своей «Естественной истории». В отличие от других собратьев, василиск обладал сверхъестественной способностью убивать не только смертельным ядом, но и гипнотическим взглядом, от которого замертво падало все живое, сохли растения и растрескивались скалы. Единственным спасением от смертоносного взгляда считалось зеркало: стоило показать его василиску, и дракон погибал от собственного отражения. Это сближает василиска со змеедевой Медузой Горгоной, которая была умервщлена с помощью щита Персея.
Известно, что василиск никогда не появляется поблизости от тех мест, где растет рута, а крик петуха заставляет его исчезнуть. Это доказывает демоническую природу дракона.
Поединок хорька с василиском. Гравюра Холлара. 17 век.
Большинство легенд о василиске связано с петухом. Только черный семигодовалый петух мог снести яйцо, из которого зарытого в горячий навоз и высиженного змеей, потом вылупится василиск.
Василиски селятся в пустынях, но они могут превратить в пустыню любую плодородную местность. Вокруг логова василиска чернеют и высыхают травы и деревья, становится ядовитой вода в источниках и реках, разрушаются даже скалы.
Таким образом, василиск символизировал смерть, силы зла и ужас.
Исоона
В японском фольклоре представлен один из злых и коварных демонов (ёкаев) – Исоона, которая связана с водной стихией. Ее имя означает «Женщина с побережья». Выглядит она от пояса и выше как красивая женщина, а нижняя часть ее тела расплывчата и неопределенна как у призрака. Опасна она следующим. Перед выходом лодки или корабля в море она подходит к морякам и, включая все свое обаяние, просит их одолжить черпачок. С помощью черпачка Исоона топит корабль. Согласно другим легендам, у Исооны при ближнем рассмотрении нижняя часть тела змеиная, что сближает ее с женщиной-змеей Нурэ-онной, которая подманивает мужчин своей женской половиной и съедает их. Исоона тоже может отличаться аналогичной кровожадностью.
Иллюстрация Мэтью Майера
По своему поведению и змеиной внешности Исоона может сближаться с демоном Ламией в европейском фольклоре. Вера в ламий – змей с головой и грудью красивой женщины прошла через всю средневековую Европу. Ламия нападает на людей, выпивая их кровь, живет в оврагах, пещерах и заброшенных замках.
Почитайте литературу по японскому фольклору и получите огромное удовольствие. Найти ее можно здесь https://f.gdeslon.ru/cf/3f40f19b50?mid=78716&goto=https%3A%2F%2Fwww.litres.ru%2Fhedlend-devis%2Fmify-i-legendy-yaponii%2F.
Вавилонская блудница
Образ Вавилонской блудницы появляется впервые в «Откровении Иоанна Богослова», где представлен как образ красивой женщины, одетой в пурпурные и багряные одежды и сидящей на звере багряном, с семью головами и десятью рогами. Зверь багряный является одним из зверей Апокалипсиса и отождествляется со зверем из моря и красным драконом.
Прообразом Вавилонской блудницы могли служить жрицы богини Милитты. В Вавилоне каждая женщина должна была приходить в ее храм и отдаваться чужестранцу за деньги. Отказывать выбравшему ее мужчине она не имела права. Богиня Милитта отождествлялась с аккадской богиней плодородия и плотской любви Иштар, аналогичной шумерской Инанне и финикийской Астарте.
Интересно также то, какого цвета одежду носит Вавилонская блудница. Пурпурный и багряный цвета относятся к оттенкам красного, который является в христианстве цветом греха, дьявола и раскаяния.
Вавилонская блудница (миниатюра Бамбергского Апокалипсиса, XI век)
В Элевсинских мистериях одежду пурпурного цвета приносили в дар Персефоне, и саму богиню нередко изображают в одежде такого цвета. Пурпурный цвет символизирует власть, соответствующую владычице подземного царства. Не смотря на то, что в греческой мифологии красный цвет считался цветом богом Ареса и олицетворял войну, кровь, боль и насилие, он также выполняет функции власти, поэтому этот цвет нередко связывался с богиней Персефоной. При этом пурпурный цвет приближен к красному и также олицетворяет власть.
Таким образом, Вавилонская блудница может сближаться с богиней Подземного царства. В современной литературе можно встретить образы женщин, относящихся к потустороннему миру, одетых в красные либо пурпурные одежды.
Вавилонская блудница (раскрашенная гравюра Ганса Бургкмайра, 1523 год.
Так, инфернальная женщина Роза Марена в одноименном романе Стивена Кинга одета в пурпурный хитон с лиловым поясом. В романе Стивена Кинга «Дьюма-Ки» представлен дух Персе в виде красивой женщины с птичьими лапами и третьим глазом, одетой в красный плащ с капюшоном. Ее же фигура появляется на мистическом корабле под названием «Персе».
Блуждающие огоньки
К блуждающим огонькам относится великое множество самых разнообразных природных огней, предназначение которых либо возвещать смерть, либо морочить в ночи одиноких путников.
Блуждающие огоньки появляются в сельской местности как таинственные плывущие по воздуху пляшущие язычки голубоватого пламени, как голубые и желтые шарики света или как пламя свечей. Они встречаются во всех уголках мира. Кладбищенские огоньки считаются предвестниками смерти. Считается, будто огоньки, докучающие странникам, любят сбивать людей с пути, водить их за собой, пока те окончательно не заплутают.