Рубрика: демоны

Зеленый цвет в детских страшилках

В 70-е годы двадцатого века зародились детские страшилки, которые передавались из уст в уста.

 Эти годы были годами застоя: очереди в магазинах, тоталитарный режим, боязнь гласности. Также отсутствовала информация о совершенных преступлениях, например, о появление маньяков и серийных убийц в местности и исходящей от них опасности. А между тем, слухи среди населения ходили, например о жертвах. Это отражалось и на детях, которые боялись непонятной им опасности, так как родители зачастую не знали, как объяснить им о существовании людей, представляющих опасность. Дети боялись вида похорон и смерти, так как в советское время умерших людей редко увозили в морг, а держали три дня дома, а затем хоронили, крышка гроба, как правило стояла у подъезда на обозрение всем людям.

Все эти вещи, а также предметы быта отразились на детском сознании в виде страшилок.

Героями детских страшилок являлись, как правило дети, которые были вынуждены противостоять злу – существу из сказок и старинного фольклора (черт, ведьма, домовой, Пиковая дама и др.), а также вредоносному предмету.

Вредоносными предметами выступали платье, колготки, ленточка, пианино, занавески, шторы, кукла, автобус, трамвай, автомобиль, приемник, цветы и др.

Особое внимание уделяется цвету вредоносных предметов.

Зеленый (зеленые глаза, зеленые пальцы, зеленая рука) выступает в аналогичном значении, что и черный цвет, символизируя инфернальную опасность, только не содержат траурной символики, хотя и несет смерть.

Зеленый свет в данных страшилках является ни теплым, ни холодным. Он может иметь космическую энергетику, а также напоминает расцветку того, что пылает зеленым в космосе. Зеленый указывает на территорию непонятных существ, а также на присутствие иных сил, которые не сулят человечеству ничего хорошего.

Зеленый цвет в британском фольклоре означает рост и плодородие, однако указывает на потусторонний мир, связанный с природой (лесом, рощей), поэтому феи очень часто носят одежду данного цвета.

 

Чудовище озера Лабынкыр

Одним из знаменитых мест обитания знаменитых драконов является якутское озеро Лабынкыр. Здесь произошел случай с рыбаком, за которым погналось выбравшееся на берег озера чудовище. Рыбаку удалось бежать, однако от такого потрясения он скончался.

Озеро Лабынкыр расположено в Оймяконском районе и претендует на славу знаменитого шотландского озера Лох-Несс, известного предположительным нахождением в нем реликтового монстра Несси. По словам местных жителей, в озере Лабынкыр обитает чудовище, периодически пожирающее все живое, отдавая предпочтение оленям.

Начальник геологической партии Восточно-Сибирского филиала Академии наук СССР В.Твердохлебов во время экспедиции 1953 года заметил на озере реликтового плезиозавра с длиной тела 10 метров, темно-серого цвета. Твердохлебов в своих дневниках описал чудовище как свирепое существо.

В 1999 году на озеро отправилась экспедиция, организованная членами общественной организации «Космопоиск» под руководством В. Черноброва. Монстра обнаружить не удалось, однако экспедицией были зафиксированы на глубине гроты и пещеры, ходы от которых предположительно ведут к соседнему озеру Ворота, где также отмечали появление монстра. Вероятно, если какое-то крупное животное и обитает в глубинах озера, оно может, по-видимому, перемещаться из одного озера в другое по этим подводным путям.

Демон Абизу

В иудейской демонологии Абизу – это демон, вредящий рожаницам и детям. Одно из имен демона — Обизат, которая имела только голову с растрепанными волосами и зелеными горящими глазами, сильно вредящая детям и уничтожающая их. Соломону удалось нейтрализовать Обизат с помощью молитв и она больше не доставляла хлопот людям.

Имя демона Абизу может происходить от Абзу, в шумеро-аккадской мифологии мирового океана подземных пресных вод, окружающих землю. Абзу считалось потаенным, где-то в глубинах запрятанным местом, куда боги не могут заглянуть и где хранятся божественные сути. Также Абзу является персонификацией мирового океана и первопричиной жизни. Молодое поколение богов раздражает Абзу, который строит планы по его его уничтожении, однако сам погибает.

       

Художник Кетаи Котаки.

На протяжении огромного периода времени с именем демона Абизу связывали другого демона греческой мифологии, вредящей детям и рожаницам, — Гелло. Самое интересное, что Гелло является демоном, вышедшим из моря.

 

Шумерские демоны

Мифология шумероязычного населения Древней Месопотамии повлияла на фольклор народов, которые стали проживать на данной территории позже, а также на фольклор народов Ближнего Востока и Европы.

Так, три шумерских демона – Лилу, Лилиту и Ардат Лили сыграли рол в происхождении злого духа Лилит в иудейской демонологии, которая первоначально была женой Адама, а затем стала демоном, соблазняющим мужчин и вредящим младенцам. Лилу являлся инкубом, т.е. соблазнителем женщин, а Лилиту – суккубом. Ардат Лили переводится как «служанка Лилит». Она выступала в облике молодой девушки, собирающейся вступать в брак. Нередко ее имя было связано с упоминанием проституции.

                   

рельеф Бёрни (англ.)русск. («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей

С иудейским демоном Лилит, наносящей вред детям, сближался демон в аккадской мифологии – Ламашту, имеющий шумерское происхождение. Это была львиноголовая женщина, поднимающаяся из подземного мира, насылающая на людей болезни, похищающая детей, насылающая детские болезни. В шумерской мифологии ей соответствовала Димме. Образ Ламашту мог повлиять на происхождение образа иракского демона дами, великаншей, нападающей на людей и поедающей их. Она появляется, как призрак, на окраинах городов. В одной из легенд дами живет в пустыне рядом с городом, а затем посещает дом, чтобы полакомиться человеческим мясом и выглящей, как и Ламашту, наполовину животным. Спастись от нее не представляется возможным. В шумерских текстах Ламашту упоминается с другими демонами – Алу, утукку и гала.

Гала в шумерской мифологии были демонами подземного мира, отвечающие за излов душ умерших.

Демонический вампир Алу атаковал спящих людей, что приводило их к гибели.

Демоны утукку были духами непогребенных людей, которые летали среди живых. Они вызывали у людей болезни шеи, груди и внешние повреждения.

Одной из разновидностью утукку были экимму. Ими становились те, которым было отказано во входе в загробный мир и которые были обречены скитаться по свету. Человек превращается в экимму, если умирает насильственной или нечистой смертью. Например, им мог стать человек, умерший в пустыне. Экимму внушали большой страх, так как могли принимать облик любого из живущих. Экимму вселялись в людей, изгнать его не представлялось возможным. Также экимму появлялись в доме в виде предзнаименований смерти, плача как ирландские банши либо славянский водяной дух  — Белая баба.

                 

            Рисунок Йигита Короглу. Экимму

Василиск

В Средние века василиск был известен повсеместно наряду с драконом и грифоном. Василиск – это дракон, чудовищный змей, а точнее – Царь змей с короной на голове, но с петушиной головой. Плиний Старший дал описание василиску в своей «Естественной истории». В отличие от других собратьев, василиск обладал сверхъестественной способностью убивать не только смертельным ядом, но и гипнотическим взглядом, от которого замертво падало все живое, сохли растения и растрескивались скалы. Единственным спасением от смертоносного взгляда считалось зеркало: стоило показать его василиску, и дракон погибал от собственного отражения. Это сближает василиска со змеедевой Медузой Горгоной, которая была умервщлена с помощью щита Персея.

Известно, что василиск никогда не появляется поблизости от тех мест, где растет рута, а крик петуха заставляет его исчезнуть. Это доказывает демоническую природу дракона.

                 

Поединок хорька с василиском. Гравюра Холлара. 17 век.

Большинство легенд о василиске связано с петухом. Только черный семигодовалый петух мог снести яйцо, из которого зарытого в горячий навоз и высиженного змеей, потом вылупится василиск.

Василиски селятся в пустынях, но они могут превратить в пустыню любую плодородную местность. Вокруг логова василиска чернеют и высыхают травы и деревья, становится ядовитой вода в источниках и реках, разрушаются даже скалы.

Таким образом, василиск символизировал смерть, силы зла и ужас.

Исоона

В японском фольклоре представлен один из злых и коварных демонов (ёкаев) – Исоона, которая связана с водной стихией. Ее имя означает «Женщина с побережья». Выглядит она от пояса и выше как красивая женщина, а нижняя часть ее тела расплывчата и неопределенна как у призрака. Опасна она следующим. Перед выходом лодки или корабля в море она подходит к морякам и, включая все свое обаяние, просит их одолжить черпачок. С помощью черпачка Исоона топит корабль. Согласно другим легендам, у Исооны при ближнем рассмотрении нижняя часть тела змеиная, что сближает ее с женщиной-змеей Нурэ-онной, которая подманивает мужчин своей женской половиной и съедает их. Исоона тоже может отличаться аналогичной кровожадностью.

         

Иллюстрация Мэтью Майера

По своему поведению и змеиной внешности Исоона может сближаться с демоном Ламией в европейском фольклоре. Вера в ламий – змей с головой и грудью красивой женщины прошла через всю средневековую Европу. Ламия нападает на людей, выпивая их кровь, живет в оврагах, пещерах и заброшенных замках.

Почитайте литературу по японскому фольклору и получите огромное удовольствие. Найти ее можно здесь https://f.gdeslon.ru/cf/3f40f19b50?mid=78716&goto=https%3A%2F%2Fwww.litres.ru%2Fhedlend-devis%2Fmify-i-legendy-yaponii%2F.

Вавилонская блудница

Образ Вавилонской блудницы появляется впервые в «Откровении Иоанна Богослова», где представлен как образ красивой женщины, одетой в пурпурные и багряные одежды и сидящей на звере багряном, с семью головами и десятью рогами. Зверь багряный является одним из зверей Апокалипсиса и отождествляется со зверем из моря и красным драконом.

Прообразом Вавилонской блудницы могли служить жрицы богини Милитты. В Вавилоне каждая женщина должна была приходить в ее храм и отдаваться чужестранцу за деньги. Отказывать выбравшему ее мужчине она не имела права. Богиня Милитта отождествлялась с аккадской богиней плодородия и плотской любви Иштар, аналогичной шумерской Инанне и финикийской Астарте.

Интересно также то, какого цвета одежду носит Вавилонская блудница. Пурпурный и багряный цвета относятся к оттенкам красного, который является в христианстве цветом греха, дьявола и раскаяния.

       

Вавилонская блудница (миниатюра Бамбергского Апокалипсиса, XI век)

В Элевсинских мистериях одежду пурпурного цвета приносили в дар Персефоне, и саму богиню нередко изображают в одежде такого цвета. Пурпурный цвет символизирует власть, соответствующую владычице подземного царства. Не смотря на то, что в греческой мифологии красный цвет считался цветом богом Ареса и олицетворял войну, кровь, боль и насилие, он также выполняет функции власти, поэтому этот цвет нередко связывался с богиней Персефоной. При этом пурпурный цвет приближен к красному и также олицетворяет власть.

Таким образом, Вавилонская блудница может сближаться с богиней Подземного царства. В современной литературе можно встретить образы женщин, относящихся к потустороннему миру, одетых в красные либо пурпурные одежды.

       

Вавилонская блудница (раскрашенная гравюра Ганса Бургкмайра, 1523 год.

Так, инфернальная женщина Роза Марена в одноименном романе Стивена Кинга одета в пурпурный хитон с лиловым поясом. В романе Стивена Кинга «Дьюма-Ки» представлен дух Персе в виде красивой женщины с птичьими лапами и третьим глазом, одетой в красный плащ с капюшоном. Ее же фигура появляется на мистическом корабле под названием «Персе».

Блуждающие огоньки

К блуждающим огонькам относится великое множество самых разнообразных природных огней, предназначение которых либо возвещать смерть, либо морочить в ночи одиноких путников.

Блуждающие огоньки появляются в сельской местности как таинственные плывущие по воздуху пляшущие язычки голубоватого пламени, как голубые и желтые шарики света или как пламя свечей. Они встречаются во всех уголках мира. Кладбищенские огоньки считаются предвестниками смерти. Считается, будто огоньки, докучающие странникам, любят сбивать людей с пути, водить их за собой, пока те окончательно не заплутают.

     

А. Бёклин. «Блуждающий огонь» 

О блуждающих огоньках сложено множество легенд и преданий. Согласно одной из самых распространенных, — огонек – это призрак грешника, чья душа не может найти упокоения и обречена вечно скитаться по земле. В некоторых частях Британии блуждающие огоньки считаются нечистой силой. По немецким поверьям блуждающий огонек – это либо лесной дух, либо блуждающая душа, которая сопровождает невидимую похоронную процессию. По шведским поверьям огонек – это душа некрещеного младенца. У индейцев бродячие огни считались предвестниками смерти.

Однако самое простое и естественное объяснение этим огням связано с болотным газом – метаном, электромагнитными явлениями.

В славянском фольклоре блудячие болотные, лесные, кладбищенские огоньки – обычно не греющие, голубые, мерцающие – свидетельствуют о присутствии умерших, иных потусторонних существ и сил. Огонек – примета клада. Огоньки на кладбищах – выходящие из могил души грешных покойников, которых не пускают в рай, или души покойников, требующих от родных молитв и поминовения. Также блуждающими огнями могут быть проделки нечистой силы: такими огоньками заманивает людей для забавы черт, чтобы потом погубить их. Славянская ведьма-вештица летает с едва заметным голубым огоньком.

Мистер Майка

Мистер Майка является персонажем одноименной английской сказки, собранной Джозефом Джейкобсоном. В сказке рассказывается о том, что мама говорила своему непослушному сыну Томми Граймсу, что если он будет убегать с их улицы, его заберет мистер Майка и унесет к себе домой. Так и получилось: как только мальчик забежал за угол, его поймал мистер Майка и посадив в мешок, унес  к себе домой. Указанный персонаж отличался тем, что частенько ел на ужин непослушных мальчиков, попавшихся ему на пути.

Первый раз мальчику удалось обмануть жену людоеда Салли, которой он предложил пудинг, пока мистер Майка ходил за травами. Миссис Майка отпустила Томми за пудингом и он благополучно убежал. Но на второй раз, когда мальчик не послушался маму и попался людоеду, убежать не удалось. Мистер Майка загнал ребенка под диван и велел вытащить ему ногу. Томми просунул чудовищу диванную ножку, которую людоед принял за ногу мальчика. А когда мистер Майка пошел в другую комнату за своей женой, мальчику удалось бежать.

Параллельный сюжет с ножкой дивана присутствует в сказке Братьев Гримм «Гензель и Гретель», где мальчик вынимает ведьме палку, чтобы она не сочла его достаточно толстым для стола.

Происхождение мистера Майки в сказке не раскрывается, но он может сближаться с великанами-людоедами, ограми, троллями и ведьмами в других сказках, в том числе английских.

Демоны, призраки, ведьмы предпочитают селиться в местах, враждебных человеку. Как правило, это окраины городов, старые города, заброшенные места, районы вблизи кладбищ, пустоши и т.п. Судя по тому, что Томми убегал с улице, Мистер Майка жил на окраине города, либо в пустоши рядом с городом. Дом, где жил людоед, может сближаться с загробным миром, а вырвавшись из него, мальчик снова возвращается к жизни.

Рангда

Рангда – это персонаж низшей мифологии балийцев, королева ведьм и черной магии, повелевающая лейяками, злобными демоническими ведьмами-людоедами. Лейяки имеют вид голов с болтающимися внутренностями. Они нападают на беременных женщин и детей, чтобы сосать их кровь. Лейяки обычно появляются на кладбищах.

Рангда насылает чуму и голод на людей. Под покровом ночи вырывает трупы из могил, пожирает детей. Противостоит ей Баронг, связанный с торжеством света. Рангда тесно связана с образом грозной индуисткой богиней Дургой, а также с богиней-разрушительницей Кали, с которой ассоциируются три цвета: красный, черный и белый.