Рубрика: демоны

Джеральдина в поэме С. Кольриджа «Кристабель»

Поэма С.Кольриджа начинается с того, что дочь барона Леолайна Кристабель встречает в лесу белокурую красавицу Джеральдину, которая рассказывает девушке, что попала в беду. Кристабель приводит Джеральдину в дом.

Белокурая леди при входе упала от усталости и Кристабель пришлось перенести ее. От упоминания имени Пресвятой Девы Джеральдине тоже стало плохо.

Когда Кристабель упомянула про возможный приход призрака матери, Джеральдине это не понравилось.

«»Прочь, скиталица-мать! Ты, здесь не нужна!

У меня есть власть сильнее твоей».

Джеральдина бедная — увы, что с ней?

Почему так странно она  глядит,

Или мертвую видит во тьме ночной?

Почему так глухо она кричит:

«Прочь, женщина, прочь, час этот мой!

Хотя ты и ангел хранитель ее,

Прочь, женщина, прочь, здесь все мое!»

Ночью белокурая девушка гипнотизирует Кристабель, видимо, забирая ее жизненную силу, чтобы девушка стала безвольной. Наутро Джеральдина оказывает влияние на барона Леолайна, после которого он отворачивается от дочери.

Поэма является неоконченной, но по замыслу Кольриджа зло должно было быть наказано, а Кристабель с ее отцом спасены.

Интересен образ Джеральдины, которая принадлежит иному миру. На это указывает ее неземная красота. Девушка является демоном или вампиром, выпивающим жизненную энергию людей. То, что Кристабель пришлось перенести Джеральдину через порог, означает, что согласно поверьям в европейском фольклоре, вампира должны были пригласить в дом. Иначе он не сможет войти.

В поэме Джеральдина сопоставляется с зеленой змеей, обвившей шею голубки. Это сближает ее с Ламией, имеющей вместо ног змеиный хвост, живущей в пещере или лесу, нападающей на путников и пьющей их кровь. Вера в ламий прошла через все Средневековье.

Белое платье Джеральдины может сближать ее с лесными феями из Артуровских легенд либо с Банши, духом женщины, предвещающей смерть. Белые одежды очень часто носят феи.

                               

 иллюстрация М. Фицджеральда в журнале The Dark Blue, 1872

Белокурые волосы Джеральдины могут сближать ее с кельтскими вампирами – Бааван ши и глейстигами, которые в лесу приглашают людей потанцевать с ними, а потом выпивают их кровь.

                             

Глейстиг. Иллюстрация Брайана Фрауда.

Если вас заинтересовали произведения С.Кольриджа, то приобрести вы их можете здесь https://www.litres.ru/626615/?lfrom=515650664, либо почитать здесь https://www.litres.ru/pages/quickread/?art=626615&skin=normal&lfrom=515650664&widget=1.00&iframe=1 

Три черных принцессы в сказке Братьев Гримм

Произведение Братьев Гримм «Три черных принцессы» вызывает большое количество вопросов. До настоящего времени не понятен их образ и что они из себя представляют.

В сказке описывается, что герой попадает в плен к неприятелю, а после побега он попадает к трем загадочным принцессам.

«А сыну тем временем удалось убежать из плена, и он скрылся в большом лесу на высокой горе. И разверзлась гора, и попал он в большой заколдованный замок, и были там стулья, столы и скамьи — все черным покрыты. И явились три принцессы, одетые во все черное, — только лицом они были чуть белые; и сказали ему, чтобы он не боялся, что ничего ему злого от них не будет и что он может освободить их от злого заклятья. Он им ответил, что он охотно бы на это согласился, если бы знал, что надо для этого сделать. Тогда они сказали, что он целый год не должен с ними говорить и не должен на них смотреть; и если он хочет за это что-нибудь от них получить, так пусть скажет им это сейчас, пока они могут дать ему ответ, и они исполнят его желанье. Он им сказал, что ему очень бы хотелось навестить своего отца. Они ответили, что он сможет это сделать, но должен взять с собой большой кошелек с деньгами и красиво одеться, а спустя неделю вернуться назад. И подняло его тотчас на воздух, и он вмиг очутился в родном Остенде.»

                   

Иллюстрация к сказке братьев Гримм Три черные принцессы

Первое, на что хочется обратить внимание, это то, что герой оказывается в лесу, а затем попадает на большую гору. Лес в фольклоре является ловушкой и границей между миром живых и миром мертвых, а гора может выступать символом мира мертвых. Внутри горы находился заколдованный замок, в котором все предметы были черные. Это место с таким цветообозначением может напоминать преисподнюю либо загробный мир. Черный цвет выступает символом земли, а также может быть связан с богиней Подземного царства Персефоной. В пещере жили Венера (фрау Холле) в легендах о Тангейзере, Зеленая Дева в «Пер Гюнте» Г.Ибсена,  персонаж уральского фольклора Хозяйка Медной горы.

Одетые во все черное принцессы с темными лицами могут ассоциироваться с черными мадоннами, статуэтки которых завезли в Европу из Ближнего Востока крестоносцы. Образ черных мадонн может происходит от древних богинь земли, плодородия и материнства. В Малой Азии был культ фригийской богини-матери Кибелы, древним символом культа которой был черный камень (метеорит). Кибела была владычицей гор, лесов и зверей, регулирующей их неиссякаемое плодородие.

             

Черная Мадонна Бенратская

Происхождение Кибелы ведет от месопотамской богини-матери Кубабы (Хебат), которая по своим функциям сближалась с финикийской богиней Астартой. Кибелу называли черной богиней, а черный цвет был символом земли. Индийскую богиню Кали, имеющую черное либо синее тело, также можно сопоставить с Кибелой.

                       

Кали, танцующая на теле Шивы. Миниатюра школы Кангра. 1800—1825 гг., Галерея Уолтерса, Балтимор

Существа с черной кожей встречаются и в кельтском фольклоре. Это кровожадная Черная Аннис, являющаяся остатком культа богини Дану, и Синяя ведьма Кайлиах Бер, образ которой восходит к культу богини Зимы.

Вернувшись домой к родителям, она рассказал про принцесс, а мать, почувствовав недоброе, сказала взять сыну с собой восковую свечку и капнуть на лицо принцессам. Именно так сын и поступил. В результате чего принцессы проявили недовольство.

«Проклятый пес, наша кровь взывает о мести, и не родился еще и не родится на свет тот человек, который смог бы нас освободить от злого заклятья; но есть у нас три брата, они закованы семью цепями, они их разорвут.» И вдруг поднялся страшный грохот и крик по всему замку, и он еле выскочил через окошко и сломал себе ногу, — а замок опять опустился под землю, и замкнулась за ним гора, — так никто и не знает, где этот замок и был.»

Возможно, три черные принцессы были демоническими созданиями, несущими остатки древнего языческого культа богинь-матерей, богинь земли и плодородия. С принятием христианства данные культы были упразднены, а древние богини низведены до положения бесов либо демонов. Принцессы, видимо, надеялись, что герой поддержит их культ, оставшись с ними, но он предпочел употребить предметы, освященные церковью, чтобы прояснить ситуацию. Однако данные предметы отпугнули нечистую силу, защитив молодого человека. Кроме того, они обзывают его проклятым псом, а согласно легендам и фольклору собаки выступали определителями нечистой силы и при ее появлении исходились лаем, который и выдавал ее,позволяя человеку принять меры. Вампиры, ведьмы, демоны и некоторые феи ненавидели собак и пытались их убить, так как собака при любых обстоятельствах была на стороне человека.

Мораль данной сказки возможно заключается в победе христианства над язычеством, так как сказки Братьев Гримм пронизаны идеями христианства и соблюдения христианской морали и добродетели. Другие сказки братьев Гримм представлены здесь https://www.litres.ru/22826457/?lfrom=515650664

Также можно почитать эти сказки здесь https://www.litres.ru/pages/quickread/?art=22826457&skin=normal&lfrom=515650664&widget=1.00&iframe=1

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272 

 

Женщины-демоны в еврейских сказках

В ветхозаветных преданиях встречаются упоминания о злых духах, бесах, которым приносили в жертву своих детей, которые называются шейдим. Они описывались косматыми, иногда с птичьими лапами, с которыми иногда изображалась Лилит, царица демонов.

Шейдим приносят людям вред: могут убить, навести порчу, навести безумие. Согласно другим преданиям, шейдим – дети Лилит, царицы демонов, одной из жен Сатаны. По народным верованиям, в шейдим превращаются души людей, ведших нечестивую жизнь.

                                           

Джон Койлер. Лилит.

Однако в еврейских сказках представлены женщины-шейдим в несколько ином свете.

Среди ашкеназских евреев ходили легенды о любовных отношениях молодых людей с демонессами. Причем шейдим отличались от суккубов тем, что не причиняли мужчинам зла, они больше походили на фей. Демонессы сожительствовали с мужчинами, любя их и испытывая страсть. Жена сожительствующего с демонессой вынуждена была мириться с его отношениями и она даже удалялась, когда он был с шейдим.

В сказке «Вормские невесты» молодой человек по имени Аншель женился два раза, но обе жены были ночью задушены золотоволосой шейдим, с которой он тайно сожительствовал. Вскоре он женился в третий раз и его жене удалось заключить с демонессой договор, о том, что час в день он будет проводить время у нее.

Это длилось продолжительное время пока жена не спустилась в подземелье, где ее муж лежал в объятиях демонессы и не притронулась к ее волосам, от чего шейдим умерла.

Интересно описание места под землей, где жила шейдим.

«Как-то раз муж снова пошёл «подремать». На этот раз жена не смогла удержаться: она перевернула полдома и уже было отчаялась, но, наконец, нашла в спрятанные в укромном месте запасные ключи от спальни. Женщина схватила их, быстро побежала к спальне и тихонько отперла дверь. Однако спальня была совершенно пуста. Она обыскала всю комнату, но не нашла ничего интересного, за исключением большого камня, лежащего под кроватью. Стоило ей притронуться к камню, как он сам сдвинулся с места. Под камнем оказалась большая дыра — вход в подземный тоннель, внутри которого виднелись ступеньки.

Долго не могла женщина решиться спуститься вниз, но любопытство пересилило: со свечой в руках она слезла по ступенькам и пошла по длинному-длинному коридору. Правда, тот скоро кончился, и, выйдя на свет, жена оказалась посреди чистого поля.

Невдалеке виднелся роскошный дом. Женщина пошла к нему, вошла в дверь и очутилась в большой комнате, убранством напоминавшей дворец, в которой стоял огромный стол, уставленный винами и яствами. Не задерживаясь, женщина вошла в другую дверь и нашла там то, что искала.

Её муж лежал в объятиях золотоволосой демонессы на покрытом шелками ложе, они оба спали. Гнев и ревность поднялись в душе женщины, но вдруг она увидела, что роскошные золотые волосы шеды лежат на полу. В этот миг в душе женщины проснулась жалость к сопернице: та сама была в этом мире как её роскошные волосы, лежащие в пыли на холодном полу. Постояв немного над ложем, женщина тихонько взяла стул, придвинула его к ложу, положила на него тяжёлые золотые волосы, и побрела домой.»

В сказке описан подземный мир, в котором живет Шейдим, похожий на наш мир. Так как события этой сказки происходили в немецком городе Вормсе, то на сюжет мог повлиять немецкий и скандинавский фольклор. Подземный потусторонний мир напоминает чертоги Венеры (фрау Холле) в легенде о Тангейзере, Зеленой девы в произведении Г.Ибсена «Пер Гюнт», Хозяйки Медной горы в уральском фольклоре.

В сказке «Завещание ювелира» упоминается о том, что ювелир полюбил красивую демонессу и жил с ней как женой. У них родились дети, которые претендовали на его наследство.

«В этом доме жил когда- то богатый ювелир. Верхний этаж был жилой, а в подвале находились его сундуки с драгоценностями и жили шейдим. Среди шейдим была одна ведьма- красавица. Прельстился ювелир ее красотой и стал жить с ней, как с женой. Так и жил он, деля свое время: наверху с земной, законной женой, тихой и скромной, а в подвале с ведьмой, которая горячила в нем кровь, завлекала и отвлекала от работы, от молитв и от законной жены.».

В сказке «Черная кошечка» рассказывается про девочку Ципору, бабушка которой была повитухой. Девочка играла с черной кошечкой и полюбила ее. Вскоре черная кошечка пропала. Девочка искала ее и вскоре встретила кота, который привел ее в пещеру, внутри которой было красиво словно во дворце. Там на ложе лежала красивая женщина с длинными черными волосами. Она была беременной и попросила девочку привести свою бабушку, чтобы она помогла ей родить. Женщина объяснила, что является демоном и покидает свое царство в обличье черной кошечки.

                             

Иллюстрация к сказке «Черная кошечка».

Бабушка помогла демонессе родить, за что была щедро награждена.

В еврейских сказках женщины-шейдим не выступают вредителями людей, а часто просят о помощи. Это может говорить о том, что в своем потустороннем мире они не окончательно нашли место и испытывают потребность в простом человеческом счастье.

Ирем, город колонн

Ирем – это построенный джиннами по повелению царя Шеддада город, который располагался на другом уровне реальности. Колонны символизировали существ прежней дочеловеческой расы.

Согласно арабской традиции Ирем располагался в пустыне Руб-эль-Хали.

Данный город населяли адиты, считавшиеся более ранней и отличной от других цивилизаций, когда-либо живших на земле. В рассказе «О Тахавуд» («Тысяча и одна ночь») джинны называют себя потомками Ада, другого названия Ирема.

                               

Ирем, город Колонн.Иллюстрация к сказкам «1001 ночи», издательство Bodder and Sloughton, 1911

В «Сказке о Сейф аль-Мулуке» рассказывается о прекрасной джиннии Бади аль-Джамал, живущей в саду Ирема, сына Ада-старшего. Ирем был уничтожен вместе со всем адом. Ад ибн Шаддат, или Ад-старший, является одним из предводителей одноименной страны. Ирем является местом нахождения государства джиннов.

В мусульманской мифологии область, примыкающая к стране народа ад, называется Вабар и связана с юго-западной частью пустыни Руб-эль-Хали. Согласно легендам, эта местность была цветущим садом. После гибели людей аллах заселил эту местность джиннами, однако эта местность заколдована и попасть в нее практически невозможно.

                           

Изображение джиннов из арабского манускрипта 14 века

Помимо джиннов, живут в Иреме и самые отвратительные существа – гули,  В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова, а затем поедают их, либо выпивают их кровь.

                             

Вампир Надилла. Иллюстрация Вилли Гласаура

Гули — демонические существа арабской демонологии

Гулями называются арабские демонические существа, которые относятся к низшему разряду джиннов и считаются порождением Иблиса.

В доисламской мифологии это были опасные существа, жившие в пустыне, нападающие на путников, пьющие у них кровь и пожирающие их.

Местообитанием гулей являются развалины, отхожие места, кладбища. В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова, а затем поедают их, либо выпивают их кровь.

В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» есть сказка о коварном везире, где молодой царевич встречает у обочины дороги гуля в облике прекрасной девушки.

«И  царевич растерялся и не знал, куда идти и в какую сторону направиться,  и  вдруг

видит: у обочины дороги сидит девушка и плачет.

   «Кто ты?» — спросил ее царевич; и девушка сказала: «Я  дочь  царя  из

царей Индии, и я была в пустыне, но на меня напала дремота, и  я  свалилась с коня, и теперь я отбилась от своих и потерялась». И, услышав слова девушки, царевич сжалился над нею и взял ее на спину своего коня, посадив ее сзади, и поехал. И когда они проезжали мимо каких-то  развалин, девушка сказала: «О господин, я хочу сойти за  надобностью»,  и  царевич спустил ее около развалин. И девушка вошла туда и замешкалась,  и  царевич, заждавшись ее, вошел за ней следом, не зная, кто она. И  вдруг  видит: это — гуль, и она говорит своим детям: «Дети, я привела вам сегодня

жирного молодца!»

   А дети отвечают: «О матушка,  приведи его, чтобы мы наполнили им наши животы». Услышав их слова,  царевич убедился,  что погибнет, и испугался за себя, и у него задрожали поджилки. Он вернулся назад; и гуль [15] вышла и  увидела, что  он  как будто испуган и боится и дрожит,  и сказала:

«Чего ты боишься?» — «У меня есть враг, и я боюсь его»,  — отвечал царевич. «Ты говорил, что ты сын паря?» — спросила его гуль; и царевич ответил: «Да».

   И тогда гуль сказала: «Почему ты не дашь своему врагу  сколько-нибудь денег, чтобы удовлетворить его?» — «Он  не  удовлетворится  деньгами,  а только моей жизнью, — отвечал царевич, — и я боюсь за  себя.  Я  человек обиженный». — «Если ты, как ты говоришь, обижен, призови на помощь Аллаха, и он избавит тебя от злобы твоего врага и царевич поднял взор к небу и воскликнул: «О ты, кто отвечаешь попавшему в беду, когда  он  зовет тебя, и устраняешь зло, о боже, помоги мне против моего врага и  отврати его от меня! Поистине, ты властен в том, чего хочешь!» И когда гуль  услыхала его молитву, она удалилась…».

По фрагменту данной сказки становится понятно, что от гуля можно спастись с помощью молитвы к Всевышнему, а это значит, что эти существа подчиняются своей иерархии и не во всех случаях стараются вмешиваться в наш мир.

Также в арабских сказках имеется история о Сиди Ноумане, молодом человеке из богатой семьи, женившемся на прекрасной женщине Амине, которая оказалась гулем, посещающим ночью кладбища и поедающим трупы. Молодому человеку удалось проследить за ней, за что Амина превратила его в собаку.

                               

Иллюстрация к сказкам «Тысяча и одна ночь Джорджа Таунсенда. Сиди Ноуман и гуль Амина.

Сиди Ноуману пришлось перенести много приключений в данном облике, пока он не встретил девушку, искусную в белой магии и давшей ему волшебную жидкость, которую он вылил на гуля Амину, после чего его жена превратилась в кобылу.

Эта история показывает, что гули могут владеть колдовством и черной магией.

Интересна история, рассказанная доминиканским монахом Матиасом де Жиральдо, о молодом человеке по имени Абдул-Хассан, который полюбил красивую девушку по имени Надилла, дочь бедного философа, а затем женился на ней.

За ней также мужем было замечено хождение на кладбище ночью и поедание трупов. Когда он ей высказал это, она набросилась на него и едва не убила, в результате чего Надилла была умертвлена Абдул-Хассаном и захоронена.

Однако вскоре гуль снова явился к нему и попытался убить, но Абдул-Хасану удалось спастись бегством. После этого он пошел в дом философа, который признался, что Надилла вышла замуж за высокопоставленного офицера, но увлекалась черной магией и была замечена в чудовищных оргиях, после чего в ярости была убита своим мужем. Однако она снова ожила и поселилась в доме своего отца.

                         

Вампир Надилла. Иллюстрация Вилли Гласаура

Тело Надиллы кремировали, а прах бросили в воды Тигра.

Эта история показывает, что девушка стала гулем после занятий при жизни черной магией.

В иранском фольклоре гули считаются детьми Ахриана. В тюркском фольклоре встречается существо гульябани, которое по поведению тоже напоминает гуля и образ его восходит к арабскому гулю. Гульябани живет в степи и на кладбищах и нападает на припозднившихся путников.

Согласно преданиям, в путыне Руб-эль-Хали располагался легендарный город Колонн Ирэм, упоминания о котором сохранились даже в доисламских источниках. Этот город был уничтожен по воле аллаха, однако развалины этого города часто упоминались в легендах. Этот город был местообитанием джиннов и гулей, которые продолжали жить в его развалинах.

                             

Ирем, город Колонн.Иллюстрация к сказкам «1001 ночи», издательство Bodder and Sloughton, 1911.

Арабские сказки, в которых встречаются эти существа можно приобрести здесь https://www.litres.ru/41608653/?lfrom=515650664

Демоница Лилит и ее аналоги

Лилит является злым духом в иудейской демонологии. Имя восходит к именам трёх шумерских демонов: Лилу, Лилиту  и Ардат Лили. Лилит является сукуббом и соблазняет мужчин, чтобы потом родить от него демонов. Она вредит рожаницам, что сближает ее с львиноголовой женщиной-демоном аккадской мифологии Ламашту, поднимающейся из подземного мира, насылающей на людей болезни и похищающей детей. Также Лилит вредит рожаницам и изводит детей.

               

Амулет с изображением Ламашту из Месопотамии. 1 тысячелетие до н.э.

Согласно преданиям, Лилит была первой женой Адама, но не желая подчиняться ему, покинула его, а затем стала совокупляться с демонами и рожать от них детей.

   

рельеф Бёрни (англ.)русск. («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей

Позже Лилит стали изображать как одну из четырех жен Сатаны и матерей демонов.

                               

Лилит (1892) Джона Кольера

Лилит отождествляли с царицей Савской, называя как и последнюю, «царицей Смарагда». Обе они были связаны с пустыней, так как Лилит была демоном пустыни, а пустыни были всегда местопребыванием демонов, а царица Савская прибыла из страны, находящейся в Южной Аравии. Лилит часто изображается то волосатой, то с козлиными (ослиными, птичьими) ногами. Царице Савской тоже приписывали козлиные копыта.

                       

Данте Габриэль Россетти Леди Лилит

Схожей по поведению с Лилит является демоница Оноскелис из завета Соломона, обладающая прекрасной внешностью и белой кожей и ногами мула, обитающая в обрывах, пещерах и ущельях. Царь Соломон наложил на нее печать, таким образом окончательно нейтрализовав демона.

Подобна Лилит и демоница Обизат, которая имела только голову с растрепанными волосами и зелеными горящими глазами, сильно вредящая детям и уничтожающая их. Соломону удалось нейтрализовать Обизат с помощью молитв и она больше не доставляла хлопот людям.

В цикле «Вульгата» Эквивалентом Лилит была Ламия, имеющая облик змеи с головой и грудью красивой женщины. Ламия нападает на людей, выпивая их кровь, живет в оврагах, пещерах и заброшенных замках. Ее образ восходит к древнегреческой Ламии, чудовища с козлиными ногами, похищающего и пожирающего детей, которая при жизни была царицей Ливии и возлюбленной Зевса, за что ее дети были убиты ревнивой женой Зевса Герой, вследствие чего Ламия укрылась в пещере и превратилась в чудовище.

                                 

Ламия полуженщина-полузмея,
Борис Валледжо

Аналогом Лилит в арабском фольклоре выступает Умм аль-Лэйл. Она представляет опасность для беременных женщин. Эта злая джинния была первой женой Адама, которая покинула его и стала матерью джиннов.

Большое сходство с Лилит  имела демоница в арабском фольклоре – Карина, упоминающаяся в книге арабского писателя  «Шамс аль Маариф» Аль Буни. Она ненавидит женщин, особенно рожаниц, вредит им и их детям, соблазняет мужчин, вносит раздор между супругами. Карина связана с болезнями горла и удушьем. Особенностью этой демоницы является ее частое сожительство с мужчинами, приводящее либо к ухудшению их отношений с законными супругами, либо к мужскому бесплодию. Внешний вид Карины – очень смуглая красивая женщина с черными волосами и темно-синими глазами. Данная демоница связана с синим цветом, который также является и оберегом от нее: арабы нередко выкрашивали крыши своих домов в синий цвет.

Все вышеуказанные демоницы являются по своей природе суккубами — демонами похоти и разврата, соблазняющими молодых людей и приводящими их к гибели. Данная связь людей с демонами приводит к опустошению души первых и к ухудшению состояния здоровья, так как демоны забирают у молодых людей все жизненные силы.

Козлоногие богини и демонические существа в мифологии и фольклоре

В мифологии и фольклоре встречаются  богини и существа с козлиными либо ослиными ногами.

Козел в мифологии и фольклоре является символом плодородия.

Коза означает женскую производительную силу, плодовитость и изобилие.

Козлиные либо ослиные ноги приписывают царице Савской, которая услышав о славе царя Соломона, пришла испытать его загадками. В некоторых источниках у царицы присутствует имя Алмака. Так звали древнюю богиню луны Южной Аравии, у которой также имелись козлиные либо ослиные ноги. Алмака была по своим функциям близка к финикийской и ханаанейской богине Астарте, а образ богини Венеры также слился с образами Алмаки и царицы Савской.

Эдвард Джон Пойнтер – Визит царицы Савской к царю Соломону
1890

С царицей Савской связывают демоницу Лилит, которая была первой женой Адама, так как Лилит иногда пребывала в образе царицы Савской, а значит также имела козлиные либо ослиные ноги. Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев. Лилит также являлась соблазнительницей мужчин.

   

      Р. Ляйнвебер. Царица Савская и Соломон

Схожей по поведению с Лилит является демоница Оноскелис из завета Соломона, обладающая прекрасной внешностью и белой кожей и ногами мула, обитающая в обрывах, пещерах и ущельях.

рельеф Бёрни (англ.)русск. («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей

В греческой мифологии представлен демон Ламия, обитающая в пещерах и нападающая на людей, чтобы выпить их кровь. Ламия имела вид прекрасной женщины с козлиными ногами. Позднее она трансформировалась в женщину с телом змеи, а вера в ламий прошла через все Средневековье.

                           

Ламия полуженщина-полузмея,
Борис Валледжо

В вышеуказанной мифологии также содержатся представления о демоне Эмпузе, красивой женщины с одной бронзовой ногой, а другой ослиной. Эмпуза появлялась ночью, нападала на людей и высасывала их кровь. Данный демон имел близкое родство с Ламией и ассоциировался с демоницей из Завета Соломона Оноскелис.

В шотланском фольклоре тоже представлены женские демонические существа с козлиными ногами. Это глейстиги, имеющие вид красивых белокурых дев в длинных зеленых платьях, расшитых золотыми нитями. Козлиные ноги у фей не случайны. Козел в кельтском фольклоре является символом плодородия, а также нередко имеет связь со стихией леса. Глейстиги лесные существа, так как появляются именно там. Они приглашают людей потанцевать с ними, а затем выпивают их кровь.

                               

Картина Брайана Фрауда.

В христианстве образ козлоногого существа считался олицетворением дьявола и ему приписывались самые негативные черты. Постепенно козлоногие божества и существа трансформировались в черта либо беса.

Образ получеловека-полукозла плавно перекочевал в современные сказки и предания, а отголоски зооморфной богини или демонического существа появляются в настоящее время. Так, в детских страшилках, появившихся в 70-х годах в Советском Союзе также упоминаются женщины с козлиными ногами, которые прячут их под длинными одеждами и представляют смертельную опасность для детей.

Образ Ламии присутствует в греческих мифах. Эти мифы можно приобрести здесь https://www.litres.ru/30789966/?lfrom=515650664

Богини-змеи и змеедевы в мифологии и фольклоре

Змея в мифологии и фольклоре связана с плодородием, землей, водой и дождем. Поскольку змея живет под землей, она связана с подземным миром и миром мертвых, а также с магией и колдовством.

Хтоническим божеством в греческой мифологии была Ехидна, полудева-полузмея, дочь морских божеств Форкия и Кето, внучка богини земли Геи. Ехидна была прекрасна лицом и отвратительна в своей змеиной сущности, так как обитала под землей и похищала путников. Родила свирепых чудовищ: псов Орфа и Цербера, лернейскую гидру, химеру, Сфинкса, немейского льва. Это хтоническое божество было уничтожено героем Беллерофонтом.

Хотелось бы отметить и такое существо в греческой мифологии, как Медуза Горгона. Изначально горгонами были три прекрасные девы, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини земли Геи. Богиня Афина завидовала их красоте и возненавидела их. Одну из сестер – Медузу возжелал сам бог морей Посейдон и соединился с ней в храме Афины. В отместку Афина изгнала сестер на Запад, недалеко от обиталища нимф Гесперид, а затем превратила их в чудовищ с огромными клыками, медными руками и золотыми крыльями, со змеями вместо волос. В последствии Афина поставила задачу сыну Зевса Персею убить Медузу Горгону, которую он выполнил. Убийство данного существа символизирует победу потомков олимпийских богов над хтоническими силами, что может говорить о борьбе неба с землей.

«Голова Медузы», Рубенс (1618)

В скифской мифологии встречается богиня со змеиным телом Апи. Она является божеством земли и воды, Геродотом соотнесена с греческой богиней земли Геей.

Скифская Змееногая богиня – прорастающая дева. V века до н.э. Пантикапей (Керчь. Историко-археологический музей.)

В эламской мифологии нередко присутствуют божества и существа со змеиными телами и человеческими головами, так как змея почиталась как символ изобилия и плодородия.

В индуистской, буддийской и мон-кхмерской мифологии одно из центральных мест занимают полубожественные существа с головами людей и туловищем змеи – наги. Эти существа обитают в реках, водоемах, источниках, а также в скалах и под землей. Они связаны с плодородием полей и изобилием. Так, согласно мифам кхмерский король должен был проводить ночи с многоголовой нагиней, так как от этого зависело благосостояние страны.

Вера в ламий – змей с головой и грудью красивой женщины прошла через всю средневековую Европу. Ламия нападает на людей, выпивая их кровь, живет в оврагах, пещерах и заброшенных замках. Ее образ восходит к древнегреческой Ламии, чудовища с козлиными ногами, похищающего и пожирающего детей, которая при жизни была царицей Ливии и возлюбленной Зевса, за что ее дети были убиты ревнивой женой Зевса Герой, вследствие чего Ламия укрылась в пещере и превратилась в чудовище.

     Ламия полуженщина-полузмея,
     Борис Валледжо

Вера в ламий перешла в славянский фольклор в виде чудовища с собачей головой и змеиным телом, темной тучей спускавшегося на сады и пожирающего плоды земледельческого труда.

     Ламия в лесу,
     Анна Ли Меррит

В кельтском фольклоре фея Мелюзина каждую субботу превращается в женщину-змею. Она запрещает своему земному мужу в этот день видеть ее. Когда муж нарушает запрет, фея покидает его и улетает на остров Авалон к своей матери Пресине.

Иллюстрация к «Роману о Мелюзине» Жана из Арраса. 1478.

В фольклоре горнодобытчиков Урала Змеевка является дочерью охраняющего подземные недра змея Полоза. В бажовских сказах она называется Золотым волосом и обитает в водоеме.

     П. Бажов. Золотой волос 1949 (рисунки А. Кудрина)

Также в сказах П.Бажова присутствует персонаж – голубая змейка, которая может дать человеку золото.

В белорусском фолькоре вужалки – это красивые девушки с длинными распущенными волосами и со змеиным хвостом вместо ног. Они являются дочерью царя ужей, который обладает большими сокровищами. Людям вужалки вреда не приносят.

     В.Слаук. Вужалки.

В еврейской демонологии, особенно в Талмуде, упоминается демоница со змеиным телом Махаллат. Она является одной из четырех матерей демонов, жен Сатаны. Махаллат является матерью другой могущественной демоницы Аграт. Махаллат постоянно враждует с Лилит, которая также является одной из жен Сатаны.

    Вужалка. Автор: Василина (Алла Холодилина)

Женские демонические существа в арабском фольклоре

Умм аль-Лэйл – одно из имен демоницы в арабском фольклоре, представляющей опасность для беременных женщин. Эта злая джинния была первой женой Адама, которая покинула его и стала матерью джиннов. Демоница имеет сходство со злым духом в иудейской демонологии Лилит, чье имя восходит к именам трех шумерских демонов: Лилу, Лилиту и Ардат Лилит. В арабском и еврейском демоне присутствуют черты львиноголовой женщине-демоне аккадской мифологии Ламашту, поднимающейся из подземного мира, насылающей на людей болезни и похищающей детей.

   

рельеф Бёрни (англ.)русск. («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей

В своей книге «Шамс аль Маариф», арабский писатель Аль Буни упоминает демоницу, вредящую детям.

Предположительное ее имя – Карина. Она ненавидит женщин, особенно рожаниц, вредит им и их детям, соблазняет мужчин, вносит раздор между супругами. Карина связана с болезнями горла и удушьем.

Особенностью этой демоницы является ее частое сожительство с мужчинами, приводящее либо к ухудшению их отношений с законными супругами, либо к мужскому бесплодию. Внешний вид Карины – очень смуглая красивая женщина с черными волосами и темно-синими глазами. Данная демоница связана с синим цветом, который также является и оберегом от нее: арабы нередко выкрашивали крыши своих домов в синий цвет. Карина также большое сходство с демоницей Лилит.

Данте Габриэль Россетти Леди Лилит

Демоница Табия тоже вносит раздор в домах и вредит людям. Даже царь Соломон не смог с ней справится. С Табией идентифицируют демоницу Умм аш-Шибиян, которую называли «разрушительницей домов и дворцов и основ жизни».

В арабских сказках эти существа тоже упоминаются. Данные сказки можно приобрести здесь https://www.litres.ru/41608653/?lfrom=515650664

 

Карга, как разновидность ведьм или фей

Карга или «hag» представляет из себя демоническое существо, ведьму либо фею, в виде старой уродливой женщины, обладающее сверхъестественной силой.

К данной разновидности относится конфетная ведьма из сказки Братьев Гримм «Гензель и Гретель».

В германском и славянском фольклоре присутствует существо «мара», которое садится ночью на грудь своей жертве и насылает ночные кошмары. Это существо имеет вид карги.

Иоганн Генрих Фюссли. «Ночной кошмар»

В ирландской и шотландской мифологии старая отвратительная ведьма с синим лицом Кайлиах Бер, в которой сохранились остатки культа богини зимы, возрождается каждый Самгейн, 31 октября, поднимает бури и метели, и превращается в камень в праздник костров Бельтан, 30 апреля.

Ей противостоит богиня Бригита, которая связана с другими сезонами и вступает в права, когда Кайлиах Бер превращается в камень. Бригита покровительствует ремеслам, изобилию и процветанию. Считается она также богиней-матерью.

Еще одной каргой с синим лицом считалась Черная Аннис. Она обитала на холмах Дэйн. У нее были длинные острые зубы и когти, она жила в пещере и выходила из нее ночью, чтобы нападать на путников, которых она поедала. Ее боялись местные жители настолько, что ночью не смотрели на окна.

Иллюстрация Николаса Клостера.

Черная Аннис является остатком культа богини Дану кельтской мифологии, прародительницы племени богини Дану или фей. Одно из имен Дану – Ану. У нее также функции богини изобилия и плодородия, а также богини-матери. Дану или Ану ассоциируется с богиней Бригитой. Позднее Ану трансформировалась в Черную Аннис.

Иллюстрация Брайана Фрауда.

Следует отметить, что Кайлиах Бер и Черная Аннис похожи тем, что имеют синее лицо. Индийская богиня-разрушительница Кали тоже имеет синее тело. Из этого следует, что вышеперечисленные карги имеют происхождение от богинь-матерей, которым отправлялись жертвоприношения.