Рубрика: славянская мифология

Росомаха

В славянском фольклоре росомахой называется дух в обличье женщины, появляющейся в поле или в лесу. Росомаха обитает в ржаном поле или в коноплях. В.Даль описывает ее как злобного духа со звериной головой, живущего в коноплях.

В поверьях Севера  России росомаха похожа на русалку, которая появляется не только в воде, но и в полях, в лесу. Это женщина с длинными распущенными волосами, обитающая в ржаном поле. Она хватает и уносит забравшихся в рожь детей. Волосы у нее, как правило, черные.

Облик росомахи – женщины с длинными волосами, духа поля и полдня может сливаться с обликом фантастического зверя с длинной золотящейся шерстью. Она может быть духом плодоносного поля или стихийным существом, помогающим зреть хлебам.

   

Картина Джона Уотерхауса

Упырь

Упырь – в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных. Согласно древнерусским поучениям против язычников, те клали приношения упырям и берегиням до того, как стали поклоняться богу-громовержцу Перуну. По позднейшим поверьям упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею, умерший, через гроб которого перескочила черная кошка, нечистый покойник, самоубийца, умерший неестественной смертью, особенно колдун. По ночам упырь встает из могилы и в облике налитого кровью мертвеца или животного убивает людей и животных, высасывая их кровь, после чего жертва погибает и сама может стать упырем.

Упыри, которым приносились жертвы-требы, упоминаются в Начальной летописи. В памятниках древнерусской литературы упыри иногда отождествлялись с навиями, вредоносными покойниками, поэтому можно предположить, что жертвы упырям в Древней Руси приносились с целью обезопасить себя от губительного влияния всех заложных покойников.

В поверьях известны целые селения упырей, а в заговорах встречается обитание их на упоминающемся в русских сказках острове Буяне, на который может попасть не каждый.

Ярослав Панушка «Липницкая галка и упырь».

Бука

Бука – это фантастическое страшилище, которым пугают детей, обитающее в пустых постройках и лесной глухомани. Представления о буке распространены повсеместно. Описания его расплывчаты. Это страшилище с растрепанными волосами, с огромным ртом и длинным языком. Ходит только ночью, около домов и дворов, хватает, уносит и пожирает детей.

Черный лохматый бука может быть персонификацией ночного морока, опасности и страха. Само слово «бука» создает образ чего-то не вполне определенного, но опасного, темного. По некоторым характеристикам бука сходен с домовым. Помимо буки-морока и буки-домового (покойника, смерти, судьбы) существует еще и бука-пожиратель, являющийся страшным персонажем и гибельным для детей. Бука может сближаться с ламией, в античной мифологии полудевой-полузмеей, сосущей кровь своих жертв, вера в которую прошла через все Средневековье.

Наименование «бука» считают и производным от славянского «букати», что означает «реветь, плакать, урчать».

В русских поверьях 19-20 вв. преобладают представления о буке как о детском страшилище, таинственном существе, персонификации морока, страха, некоей таинственной силы, которая может появится где угодно, чаще в особо опасных местах (в лесной глухомани, заброшенном доме), в особо опасное время (ночь).

В рассказе Стивена Кинга «И пришел бука» в шкафу главного героя жил бука, представляющий опасность для всех членов семьи.

     

«Приход Буки» (Aquí viene el Coco) рисунок Гойя1797 год

Марана

В славянской мифологии Марана или Марена – богиня, связанная с воплощениями смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресания природы, а также с ритуалами вызывания дождя. В весенних обрядах славян Мареной называлось соломенное чучело – воплощение смерти и зимы, которое сжигали, чтобы обеспечить урожай. Былинная ведьма Маринка, сожительствующая со Змеем Горынычем и убитая богатырем Добрыней, генетически восходит к Маране.

   

В. Васнецов. Три царевны Подземного царства

Воплощением смерти и мора являлся первоначально и злой дух в славянской мифологии мара. Позднее мара утратила связь со смертью, но сохранила вредоносные функции, а также способность к оборотничеству. Мара – одно из самых таинственных и древних существ в поверьях русских крестьян. В некоторых местах мару объединяют с кикиморой: она незримо обитает в избе. Однако мара может появляться не только в доме, но и являться злым духом, присутствующим везде. С марой в некоторых районах отождествляли полудницу. Мара часто выступает призраком, появляющимся из тумана либо марева, влияющим на судьбы людей. Иногда маару сопоставляют с деревом либо с зеленью.

Белая баба

Белой бабой является явление смерти в образе женщины или девушки, предвестница несчастья или трагедии, водяной дух, видение или призрак. Обычно Белая баба является тому, кто скоро умрет.

Образ высокой белой женщины, по видимому, объединяет персонификации смерти и судьбы в облике белой колеблющейся фигуры, схожей с покойником в смертном одеянии. Белый цвет в славянском фольклоре является цветом смерти, небытия, он характеризует обитателей иного мира. К образу Белой бабы приближены образ женщины в черном или в красном одеянии.

Во многих областях России Белая баба связана с водной стихией. Она в рассказах крестьян часто напоминает русалку или является ею.

Образ Белой бабы также сближается со славянским духом-призраком Марой, и поэтому устойчиво соотнесен с предзнаименованиями судьбы – неудачи, болезни, смерти.

Колокольчики

Колокольчики в фольклоре Руси имели очень большое значение. Это был символ любви, честности и повиновения. Он приносит молодым девушкам счастливую любовь, а пожилым людям спокойную старость, а остальным – счастье. Название цветка связывается со словом «колокол», а также со славянским словом «коло», означающим «круг».

Известны легенды о спасении колокольчиками города, неожиданно при появлении врага начинающих звонить, в результате чего жители смогли дать отпор врагу.

Эти растения, наряду с березкой и васильком считаются символами России.

На фото изображены колокольчики, которые растут в Хадере (Израиль). Они тоже красивы и необычны.

Кикимора

В славянских поверьях кикимора – дух в облике женщины, появляющийся в доме, на подворье, в пустых постройках. Кикимора может иметь облик  обычной женщины, нагой девушки с длинной косой или в белой рубахе, старушки в лохмотьях. Кикимора может обитать в хлеву, во дворе, в бане, в пустых постройках. Кикиморы во время Святок рожают, а их дети называются шуликуны, которые вылетают через трубу на улицу и живут там до крещения. Шуликуны являются сезонными демонами, обычно живущие в проруби и по ночам выходящие на лед. Они толкутся на перекрестках дорог, а также около прорубей, пугая православных.

Кикимору отличает прядение. Очевидно, это прядение нитей судьбы дома и его обитателей. Таким образом, она персонифицирует судьбу, рок.

Кикимору часто смешивают со злым духом марой, призраком, живущим в доме. Недаром вторая часть названия – «мора», «мара» — может являться наименованием самостоятельного мифологического персонажа.

Так как кикимора обычно была вредоносным духом, ее изгоняли с помощью заговоров, а также окропив дом святой водой.

Дракон хала

В мифологии южных славян хала – огромный змей, как правило, многоголовый. Хала – шестикрылая и двенадцатихвостая. Она может упасть на землю в виде густой мглы или тумана, препятствующего созреванию хлеба. Она обладает огромной силой и ненасытностью, предводительствует черными тучами, градоносными облаками, приводит бури и ураганы, уничтожает посевы и фруктовые сады. Хала может иногда превращаться в людей и животных.

   

Иллюстрация С. Плаксина

С халой сближается другой дракон в мифологии южных славян – ламя. Она имеет вид огромной змеи с собачьей головой и с крыльями, живет в пещерах и у источников и связана со стихией воды. Ламя может упасть на землю туманом, остановить воду, требуя человеческой жертвы. Нападает на поля и сады, пожирая плоды земледельческого труда. Ламия встречается в болгарских сказках, где с ней активно борются люди и с трудом уничтожают. Так, в сказке «Три брата и Ламия» чудовище жило за садом, которое находилось у моста. Данное упоминание может сближать с сюжетом о Калиновом мосте, проходящем через реку Смородину, и соединяющим мир живых и мир мертвых. Данный мост охранялся либо Змеем Горынычем либо Чудом-Юдом о нескольких головах, роль которых в болгарской сказке могла исполнять Ламия.

В русской сказке «Царевич-пастух» упоминаются две Ламии: одна живет в пещере, а другая в озере. Змеиный хвост указывает на ее хтоничность, то есть связь с землей. Змея в фольклоре ассоциировалась с миром мертвых и преисподней, а также нередко охраняла вход в подземное царство.

Змей Горыныч

Змей Горыныч в русских сказках и былинах выступает представителем злого начала. Как правило, имеет 3, 6, 9 и 12 голов. Он связан с огнем и водой, летает по небу, но также соотносится с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны сокровища, пленники.

Живет Змей Горыныч за мостом через реку Смородину, отделяющую мир живых от мира мертвых. Он является стражем между мирами и не охраняет вход в иной мир.

Имя Змей Горыныч отсылается также к образу Огненного Змея, соблазняющего женщин. В цикле былин о Добрыне и Маринке Змей Горыныч выступает в качестве любовника колдуньи Маринки.

   

Тим Аппензеллер. Драконы

Маринка – славянская ведьма в подлинном смысле этого слова: молодая, красивая, коварная, наделенная злыми чарами, способная приворожить кого угодно и превратить жертву во что угодно. Ее образ восходит к славянской богини зимы и смерти Марены. В конце былины Добрыня побеждает Змея Горыныча и расправляется с неверной Маринкой.

Блуждающие огоньки

К блуждающим огонькам относится великое множество самых разнообразных природных огней, предназначение которых либо возвещать смерть, либо морочить в ночи одиноких путников.

Блуждающие огоньки появляются в сельской местности как таинственные плывущие по воздуху пляшущие язычки голубоватого пламени, как голубые и желтые шарики света или как пламя свечей. Они встречаются во всех уголках мира. Кладбищенские огоньки считаются предвестниками смерти. Считается, будто огоньки, докучающие странникам, любят сбивать людей с пути, водить их за собой, пока те окончательно не заплутают.

     

А. Бёклин. «Блуждающий огонь» 

О блуждающих огоньках сложено множество легенд и преданий. Согласно одной из самых распространенных, — огонек – это призрак грешника, чья душа не может найти упокоения и обречена вечно скитаться по земле. В некоторых частях Британии блуждающие огоньки считаются нечистой силой. По немецким поверьям блуждающий огонек – это либо лесной дух, либо блуждающая душа, которая сопровождает невидимую похоронную процессию. По шведским поверьям огонек – это душа некрещеного младенца. У индейцев бродячие огни считались предвестниками смерти.

Однако самое простое и естественное объяснение этим огням связано с болотным газом – метаном, электромагнитными явлениями.

В славянском фольклоре блудячие болотные, лесные, кладбищенские огоньки – обычно не греющие, голубые, мерцающие – свидетельствуют о присутствии умерших, иных потусторонних существ и сил. Огонек – примета клада. Огоньки на кладбищах – выходящие из могил души грешных покойников, которых не пускают в рай, или души покойников, требующих от родных молитв и поминовения. Также блуждающими огнями могут быть проделки нечистой силы: такими огоньками заманивает людей для забавы черт, чтобы потом погубить их. Славянская ведьма-вештица летает с едва заметным голубым огоньком.