Рубрика: славянская мифология

Анчутка

В восточнославянской мифологии злой дух, одно из русских названий чертенят, происходящего от балтийского названия утки. Анчутка – существо, связанное с водой, болотом, при этом он быстро передвигается. На юге России его описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах. Им пугают детей. Описывался он как рогатый, что и подтверждало его принадлежность к нечистой силе.

Лесовая сила

Это нечистая сила, появляющаяся в лесу. Появлением лесовой силы сопровождается приход покойника. Также они отождествляются с проклятыми или умершими без крещения людьми, а также с язычниками, которые были отосланы Христом в лес. Если лесовая сила приходит к дому, где кричит смертельно больной ребенок, то начинает укачивать, успокаивать малыша, невидимо для матери.

Образ леса в русском фольклоре неоднозначен. Но, как правило, он играет роль опасного компонента.

Для сказочных героев дремучий лес является ловушкой, от которой исходит опасность, предполагающая нахождение героя в непроницаемом пространстве и невозможность выбраться из него, а также встретить злых сверхъестественных существ, которые могут причинить зло или даже убить.  Лес враждебен человеку. Это связано с тем, что лес является границей между мирами – нашим и миром мертвых. Существа, обитающие в лесу, стараются не допускать людей за эту границу.

И.И. Шишкин. Лес

Вихрь в русском фольклоре

Вихрь в русских поверьях, как правило, является либо нечистой силой, имеющей облик вихря, либо обитающая в вихре. В сказках вихрь уносит царевен.

Согласно общераспространенным поверьям, вихрь – вместилище нечистой силы. Облик сосредоточенных в вихре нечистых часто расплывчат, неконкретизирован. В вихре могут помещаться леший, покойники, черт, дьявол. Так, леший не только лесной, но и стихийный ветровой дух: он может вызывать вихрь, быть вихрем. Леший в облике вихря уносит с собой проклятых людей. При этом он может проникать в дома и уносить людей, а также младенцев, которых прокляли родители.

В облике сильного ветра, вихря представляли умерших неестественной безвременной смертью. Несущиеся вихрем покойники могли принимать и традиционные для вихря, ветра облики летящих коней.

Приобщаемые своей особой смертью к нечистой силе, покойники принимали ее облик, служили ей, сами становились частью стихийных сил, в том, числе вихря.

В результате вихря могла образовываться ведьмина метла – скопление веток на березе.

Сберечь от вихря мог воткнутый под крышу можжевельник, считающийся святым растением. Также помогали молитвы.

Мотивы, связанные с присутствием нечистой силы в ветрах и вихрях, встречаются и в китайском фольклоре. Так в истории 18 века, когда свадебная церемония проезжала мимо кладбища, подул сильный ветер, который поднял плотное облако пыли, в котором обитала нечистая сила, сходная с вампирами. Появление облака пыли совпадает с описанным в славянских легендах туманом, в котором прячется вампир.

Картина Ф.А. Малявина. Вихрь

Игоша

Это фантастическое существо, соединяющее черты лешего и домового; безрукий и безногий уродец, мертворожденный младенец, дух умершего без крещения.

Многие крестьяне верили, что мертворожденные, как и скончавшиеся без крещения младенцы, продолжают невидимо жить там, где они похоронены, или в своем доме ( нередко мертворожденных закапывали в подполье или близ избы. Такие умершие могут становится духами дома.

Обычно они незримы и ночью бродят по избе. Игоша – не находящий упокоения умерший.

Сведения об игоше немногочисленны. Безрукость и безногость игоши могут свидетельствовать о его неполноте или же отражают змеиную (драконью) природу этого персонажа.

Об опасных пространствах, населенных нечистой силой

Согласно представлениям крестьян, есть невидимые опасные пространства, предсказать местонахождение которых почти невозможно, попадание на них нередко ведет к гибели, опасному заболеванию.

Почти все существа, присутствующие в разных отрезках пространства, обычно невидимы, будь то персонифицированные силы природы, покойники, предки, хозяева и т.д. Иногда духи, персонифицирующие разнообразные силы природы, в рассказах крестьян появляются и исчезают. В первую очередь это касается русалок, которые появляются перед какими-либо переменами в жизни людей, например, они плещутся перед утоплением человека. Домовой может появится перед смертью человека. Лесовик и полевик появляются перед бедой. Нечистые духи возникают не только в особых пространствах, но и в самых важных и переходных моментах жизни людей. Они опасны в период от рождения и до крещения ребенка, они портят свадьбу, стремятся завладеть только что умершим человеком.

Царь-птица

В русском фольклоре это огромная птица, величиной с быка, поедающая людей и скот. Когда она летает, ее сопровождают тучи самой мелкой птицы. Если она спускается низко к земле и пролетает над деревьями, то деревья засыхают. Известно, что потом эта птица куда-то исчезла.

Иллюстрация Рензо Сото

Лихой час в русском фольклоре

Появление опасных мифологических существ в русском фольклоре соотнесено с определенным временем. Чаще всего это период между одиннадцатью и двенадцатью часами ночи, закат, сумерки, полдень, то есть переходные моменты дня, ночи, ночь, время между закатом и восходом – для темных и опасных сил, существ.

В частности, водяной особенно опасен в полдень, полночь, русалка подстерегает людей в это же время. Время активизации нечистой силы бывает перед восходом, закатом, в полночь, в полдень. Таящее опасности время воспринимается как опасный отрезок пространства, сходный с границей, межой.

В пределах опасных отрезков времени и пространства, чреватых появлением нечистой силы, человек должен следовать ряду правил. Действиями различных мифологических существ объяснялись неожиданные, нежелательные события, случайности. Беды, гибель людей в границах времени предопределены, а не объясняются нарушением каких-либо определенных правил.

Покойники

Умерший согласно поверьям может превратиться в ветер, вихрь, птицу, бабочку, растение, дерево. Могила считается урочным местом.

Опасными могут быть все недавно скончавшиеся и не определившиеся к месту люди.

Согласно бытующим повсеместно поверьям, мертвые ведьмы и колдуны наделены способностью вставать. Облик вредоносного покойника могут принять нечистый дух и смерть. Умерших колдунов и ведьм хоронили с целым рядом предосторожностей, зачастую – не по принятому церковному обряду. Опойцев и самоубийц хоронят в топких местах, иначе не будет дождя (могут хоронить в овраге возле речки). Заложные покойники после смерти могут стать стихийными духами.

Вештица

Это оборачивающаяся птицей ведьма. Сорока – это один из обычных обликов ведьмы, встречающийся в литературных памятниках. Ведьм-сорок заклинали. Вештицы летают с едва заметным синим огоньком. В доме могут появляться, принимая вид повивальной бабки. Вештицы опасны для беременных женщин, так как являются к ним, чтобы похитить плод. Похитив ребенка, вештицы тут же съедают его.

Спасения от этих существ практически нет. Может спасти крест либо молитва.

Хоть вештица является губительным персонажем, она содержит черты древних богинь, в образе которых присутствует птица. Птица нередко выступает переносчицей душ, а также олицетворяет судьбу и смерть. В русских сказках смерть часто именуется птицей. Нередко в русском фольклоре появление вештиц и вмешательство их в жизнь беременных женщин трактовалось как отклонения при беременности.

Клод Моне. Сорока

Перекрестки в русском фольклоре

Дороги, перекрестки, межи, разнообразные пути и границы – излюбленные места пребывания нечистой силы. Здесь могут обитать и покойники. Перекресток – область пребывания умерших неестественной смертью. На перекрестках погребали детей, умерших без крещения, а затем ставили кресты.

На перекрестках гадают, совершают обряды. На перекрестках молятся люди, страдающие от болезней, для того, чтобы перекресток забрал у них недуг.

Возникший в глубокой древности символ креста концентрирует вокруг себя разнообразные силы, влияния, существа. У крестов и на перекрестках могут появляться покойники, нечистые, черти, ведьмы.

Иван Шишкин. Рожь