Рубрика: славянская мифология

Русалки

С середины весны и летом русалки могут обитать в полях, появляться в огородах, их видят у бань и в банях, в овинах, они приходят к избам, стучатся в дома. В их облике проглядывают и черты покойников, девушек, женщин, утонувших либо погибших, умерших некрещеными, проклятых, лишенных погребения, пропавших без вести, похищенных.Русалки похожи на обычных людей, но они бледны, простоволосы и одеты в белые рубашки, а то и вовсе лишены одежды. В облике русалки также может прослеживаться красный цвет (красный сарафан, красное платье, красные зубы).

Будучи водяным и лесным духом, русалка появляется у лесных ручьев. Русалки посещают некоторые дома и своим присутствием поселяют в семье раздоры.

 

Иллюстрация Виктора Королькова

Пустодомка

Это нечистый дух в пустом доме, существо близкое к кикиморе. Как правило, пустодомка выступает всегда существом самостоятельным, но в некоторых районах России пустодомкой именуют обитающую в пустых постройках кикимору. Пустодомка, как и кикимора, прядет нити судьбы и наделена способностью влиять на судьбы людей.

В отличие от кикиморы, которая может принести людям неприятности, пустодомка более опасна: она может и поколотить, и убить.

Обитание в пустых постройках может сближать пустодомку с гулями арабского фольклора. Гули – ночные существа, живущие на кладбищах, в развалинах и прочих глухих местах. Иногда их изображают как умерших людей, долго спящих в тайных могилах. Потом они пробуждаются, выходят на поверхность и поедают как живых, так и мертвых. Гули персонифицируют тайные страхи человека в пустыне.

Демоны, призраки, ведьмы предпочитают селиться в местах, враждебных человеку. Как правило, это окраины городов, старые города, заброшенные места, районы вблизи кладбищ, пустоши и т.п.

Пустрые постройки, как правило, находятся в заброшенных местах, и обитание пустодомки в них может сближать ее с другим злым духом славянского фольклора, обитающего в безлюдных местах, называемого млилко. Это дух, который может почудится человеку в опасном, пустынном месте. Он может являться как в виде кошки, собаки или утопленницы.

 

Уводна

Это дух, обитающий в лесу и уводящий людей.

Чаще всего это девушка в красном сарафане, под красной шалью. Она приманивает людей и уводит их. Красный цвет в славянском фольклоре неоднозначен. С одной стороны, это цвет жизни, плодородия, с другой стороны это цвет потусторонних сил, хтонических и демонических существ. Данный цвет свидетельствует о присутствии колдовских чар.  Красная одежда является отличительной чертой существ – полувериц, которые считаются заклятыми или проклятыми, а также пропавшими без вести. Они застряли между двумя мирами – нашим и потусторонним, живут невидимо в ямах, курганах и канавах. Красный сарафан обычно  выступает признаком русалки-шутовки. Становятся шутовками люди, которых прокляли или отсулили нечистой силе. Внешний вид они имеют как у «страшной» северной русалки, но иногда бывают и красавицами. Шутовки являются средним между русалками и проклятыми людьми.

Облик нечистой силы в русском фольклоре

Для внешнего облика нечистой силы характерна расплывчатость, многоликость, неопределенность и изменчивость, способность к перевоплощениям. Например, для русалки характерен женский либо детский облик, а для домового – антропоморфность либо зооморфность. Наиболее распространен антропоморфный облик нечистой силы (в виде старика, старухи, женщины, девушки, мужчины, парня, ребенка), однако с каким-нибудь выраженным аномальным для человека признаком: рогатость, хвостатость, хромота, Отвислые груди, звериные ноги либо когти, волосатость и т.д. Нередко нечистая сила принимает зооморфный облик.

Нечистая сила может появляться в виде неодушевленных предметов и явлений: катящегося клубка, вороха сена, камней; огненного, водяного или пыльного столба, вихря и т.п. Нечистая сила также может быть бесплотной.

   

Иллюстрация Вальдемара Казака

Фараонки

Фараонки – в русском фольклоре полудевы-полурыбы. Согласно русской легенде египетское войско в воде превратилось в полулюдей-полурыб, а их кони – в полуконей-полурыб. Фараонки обитали, как правило, в морях. Они – прекрасные белотелые девы с белокурыми кудрями, которые плавают в море. В легендах они часто выступают предвестницами гибели молодых людей. Их изображали в деревянной резьбе, украшающей дома. Наряду с их библейским происхождением подчеркивается их принадлежность к безвременно погибшим, заклятым проклятым людям, а также их влияние на судьбы людей.

   

Фараонка. Иллюстрация Лидии Магоновой

Одолень-трава

В русском фольклоре это растение, одолевающее нечистую силу, обладающее также лекарственными свойствами. Эта трава также употребляется от порчи. Ею могут быть различные растения, в том числе и белая кувшинка. Этой травой можно защититься от водяницы (род русалок, обитающих в воде), а также от полевых злых духов.

Мора

Мора – привидение, фантастическое существо, при свете Луны прядущее недопряденную пряжу. Мора, являющаяся призраком, привидением и миражом, может появляться не только в доме. Это злой дух, присутствующий везде. Мора является существом, воплощающим смерть. Слово «мора» связано с туманом, маревом, а также с мраком и тьмой. Мора схожа с женщиной в белом в славянском фольклоре, явлением смерти, предвестницей несчастья, призраком, угрожающим жизни человека.

Навной

Навной – дух людей, появляющийся в доме и наваливающийся на людей. Навной также является домовым духом, ночью указывающий людям на перемены в их судьбе. Он часто показывается в облике призрака, тени, но при этом оставляет весьма материальные следы – синяки на теле человека, что может предвещать болезнь либо смерть. В названии «навной» прослеживается связь со словом «навь», означающее «мертвец», «покойник», а также сам загробный мир (мир Нави). Это может свидетельствовать о связи навного с культом предков.

Иллюстрация Надежды Антиповой

Млилко

Демоны, призраки, ведьмы предпочитают селиться в местах, враждебных человеку. Как правило, это окраины городов, старые города, заброшенные места, районы вблизи кладбищ, пустоши и т.п.

В славянской мифологии тоже встречается злой дух, обитающий в безлюдных местах, называемый млилко. Это дух, который может почудится человеку в опасном, пустынном месте. Он может являться как в виде кошки, собаки или утопленницы.

Обитание млилко в безлюдных местах может сближать его с упырями арабского фольклора гулями, местообитанием которых являются развалины, отхожие места, кладбища и пустыни. В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова, а затем поедают их, либо выпивают их кровь. Также он сближается с дами иракского фольклора, которая является великаншей, нападающей на людей и поедающей их. Она появляется, как призрак, на окраинах городов. В одной из легенд дами живет в пустыне рядом с городом, а затем посещает дом, чтобы полакомиться человеческим мясом. Спастись от нее не представляется возможным.

Осень

С ранней осенью в славянской культуре связаны магические обряды погребения крыла птицы. Птица связана с представлениями о славянском рае – Ирии. В народных песнях сохранился мотив отмыкания ключом Ирия, откуда прилетают птицы. Согласно украинскому преданию, ключи были некогда у вороны, но та прогневала бога и ключи передали другой птице.