Рубрика: сказки

Образ ведьмы в сказке братьев Гримм «Иоринда и Иорингель»

В сказке представлен образ злой древней ведьмы, которая живет в старом замке посреди дремучего леса.

«Днем оборачивалась она кошкою или совою, а под вечер опять принимала обычный человеческий образ. Она умела приманивать всякую дичь и всяких птиц, затем их убивала, варила и жарила себе. Если кто-нибудь подходил к ее замку на сто шагов, то вынужден был останавливаться и как бы замирал на месте, пока она не снимала с него запрета. Если же на это расстояние к ее замку приближалась невинная девушка, то она обращала ее в птицу, затем сажала птицу в клетку и уносила клетку в одну из комнат замка. В ее замке было по крайней мере семьсот клеток с такими диковинными птицами.»

Юноша Иорингель и девушка Иоринда случайно оказались возле ее замка, и злая ведьма обратила Иоринду в птицу и унесла в свой замок.

Умение ведьмы оборачиваться именно кошкой или совой обусловлено следующим.

Кошки считались животными, близкими к нечистой силе. Это были слуги дьявола, ведьмы или демона. В кошку превращались вампиры либо ведьмы. Египетская богиня Бастет представлена в образе кошки.

                     

Колесница скандинавской богини любви Фрейи была запряжена двумя кошками. С принятием христианства германо-скандинавские боги демонизировались, а Фрейя стала связанной с ведьмами.

Сова в древней Греции была символом мудрости и ассоциировалась с богиней Афиной. В данном случае сова связана с колдовством и познаниями в магии.

                         

Иоринда и Иорингель/ ХУДОЖНИК А.Ильин

Образ ведьмы восходит к образу богини земли и плодородия, возможно богини Нертус, в честь которой устраивали празднества древние германцы. Однако с принятием христианства образ данной богини принял иные формы, встречающиеся в сказках в виде женских демонических персонажей.

Нахождение замка старухи в дремучем лесу говорит о том, что лес в немецком фольклоре являлся границей между мирами – нашим и потусторонним, между которыми и находилась злая ведьма. Это сближает ее с русской Бабой Ягой, избушка на курьих ножках которой тоже являлась на границе между мирами Яви и Нави. Лес, в который попадают герои, непроницаем. Это ловушка, заманивающая пришельцев. Лес всегда имеет оттенок опасности для героев, так как это в любом случае преграда.

Зачем ведьме нужно было хранить птиц в клетках? Птицы символизируют интуицию, которая была необходима ведьме в магии.

                               

Адриенн Сегур. Иоринда и Иорингель

Обезвредить ведьму Иорингелю удалось с помощью красного цветка, растущего в горах. Этот цветок освободил Иоринду и остальных девушек и остановил чары старухи. Красный цвет цветка символизирует защиту от злых сил, магии и колдовства. Цветок сравнивается с кровью, символом мученичества и страдания, которое было необходимо, чтобы освободить людей от зла.

                             

Сказка «Иоринда и Иорингель» содержится в сборники сказок Братьев Гримм, который можно приобрести здесь https://www.litres.ru/17099136/?lfrom=515650664

Образы Беляночки и Розочки в одноименной немецкой сказке

Немецкая сказка «Беляночка и Розочка» больше всех представлена у Братьев Гримм.

В ней рассказывается про двух трудолюбивых девочек, которые жили в старой хижине на краю леса со своей матерью. Возле хижины росли два куста роз – белые и красные. Беляночка сравнивается с первыми, так как она была белокурой, а Розочка, которая была румяной и темноволосой, со вторыми.

                             

Беляночка с Розочкой и карлик с медведем (изображение А.Цика)

Девочки подружились с медведем, который оказался заколдованным принцем по вине злого гнома. В финале сказки к принцу возвращается его прежний облик и он женится на Беляночке, а его брат – на Розочке.

                             

Т.Нарская — Беляночка и Розочка

Интересным моментом является то, что принц в качестве жены выбрал Беляночку.

Беляночка представляет из себя идеал немецкой красавицы, которая обладает белокурыми волосами. Белая роза, с которой сравнивается девушка символизирует свет, невинность, чистоту и святость, что принц и выбирает.

                             

Франс Mortelmans (бельгийский, 1865-1936), Белые розы

Такой же внешностью обладала бургундская королева Кримхильда из «Песни о Нибелунгах». Нидерландского короля Зигфрида, который любил исландскую королеву Брунгильду, обладающую каштановыми волосами, разлучил с ней напиток забвения, приготовленный матерью Кримхильды. В последствии Зигфрид женится на последней, а в произведении одобряется его выбор белокурой красавицы.

Это объяснялось тем, что в те времена берегам Рейна угрожали гунны, которые завоевали практически всю Европу. Германцы давали им отпор. Образ врага в виде темноволосого гунна вызывал отвращение. Поэтому Кримхильда, не смотря на свои злодеяния, описанные в произведении, имеет образ добропорядочной германской женщины, уничтожившей короля гуннов Этцеля. И ею восхищались больше, чем королевой Брунгильдой.

Красная роза в европейском фольклоре означает желание, страсть, радость, чувственную красоту, но принц в «Беляночке и Розочке» выбирает невинность, поэтому он предпочитает в качестве жены белокурую сестру.

                           

Masson Benoit .Розы

Приобрести полное собрание сочинений Братьев Гримм, в которой имеются еще более прекрасные сказки можно здесь https://www.litres.ru/26912766/?lfrom=515650664

 

Хозяйка Медной горы и Танюшка в сказе П.Бажова «Малахитовая шкатулка»

В сказах П.Бажова образ Хозяйки Медной горы (Малахитницы) мифологического персонажа легенд Уральских горняков, Гумешевского рудника, самый яркий из всех образов уральского фольклора. Ее любовь не приносит человеческого счастья и часто приводит к гибели.

В сказе П. Бажова «Медной горы хозяйка» Малахитница влюбляется в Степана и пытается его соблазнить. Однако он честно ей говорит, что собирается женится на девушке Насте. Хозяйка Медной горы за прямоту наградила Степана и помогла ему и его невесте стать свободными. Однако Степан умер рано, оставив Настю вдовой с детьми на руках, а дочь Степана Танюшка стала похожей на Хозяйку Медной горы, так как влюбившаяся в Степана Малахитница наделила девочку своей красотой.

В наследство Танюшке досталась малахитовая шкатулка, подаренная Малахитницей.

Вскоре к Насте пришла женщина-странница, обучившая Танюшку рукоделию, которым девушка смогла обеспечивать семью.

Однако тот, кто видел Танюшку, влюблялся в нее. Герои сказа молодой барин и Поротя потеряли от нее голову и стали несчастными людьми. Танюшка становится роковой женщиной, ведущей людей к гибели.

                                 

Художник Галина Назаренко

Странница оказалась Хозяйкой Медной горы, которая потом забрала девушку с собой. Танюшку больше никто не видел. Скорее всего, она стала помощницей Хозяйки Медной Горы.

«Сказывали, будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видали.»

                             

Вячеслав Назарук картины, иллюстрации. Хозяйка Медной горы

В связи с тем, что богиня Венера связана с медью, образ Малахитницы ассоциируется с данной богиней. Однако в Хозяйке Медной горы больше присутствуют не черты богини любви, а богини земли, либо богини подземного мира. Малахитница выступает хтоническим персонажем, в услужении которой находятся такие же хтонические существа, как земляная кошка, указывающая на подземные клады, Огневушка-Поскакушка — персонификация подземного огня и предвестница появления золота, девка Синюшка – персонификация болотного газа, которая живет в колодце под землей. Следовательно, Хозяйка Медной горы может ассоциироваться с богиней подземного царства.

В сказе П. Бажова Танюшка не является дочерью Малахитницы, однако Насте она становится чужой. Кроме того, у Танюшки один лик с владычицей горы. Поэтому прослеживается мотив матери и дочери, имевший место в других религиях.

Малахитница может ассоцииироваться с греческой богиней Деметрой, а Танюшка с Персефоной. Повелитель царства мертвых Аид похитил и увез Персефону в свои чертоги, разлучив ее с матерью Деметрой, однако последней удалось добиться того, чтобы ее дочь пребывала в царстве Аида осень и зиму, а весну и лето проводила с матерью.

                     

Возвращение Персефоны. Фредерик Лейтон

В «Фастах» Овидия описана римская версия мифа об утерянной дочери Цереры Прозерпине, или Персефоне. После похищения Прозерпины Плутоном безутешная мать покинула небесные чертоги и поселилась у входа в Тартар, который являлся глубочайшей бездной, находящейся под царством Аида. Подземелья Аида могут ассоциироваться с пещерами Медной горы, в которых поселилась Малахитница. Поэтому образ Цереры может быть близок с образом уральского персонажа.

             

Похищение Персефоны. Картина Луки Джордано

В сказе П.Бажова Малахитница также добивается возвращения своей дочери, но в свой потусторонний мир, находящийся в недрах горы, в котором людям нет места, а Танюшке неуютно жилось среди людей в нашем мире и она ждала с помощью памятки, которую подарила ей странница (Хозяйка Медной горы), возвращения в мир, который ей был роднее, чем мир людей. В конце сказа Танюшка превращается в такое же хтоническое существо, как и Малахитница.

Полное собрание произведений Павла Бажова, в которых упоминается Хозяйка Медной горы можно приобрести здесь https://www.litres.ru/163907/?lfrom=515650664

 

Хозяйка Медной горы и похожие на нее образы в других культурах

Хозяйка Медной горы (Малахитница) является мифологическим персонажем легенд Уральских горняков, Гумешевского рудника, которая получила известность благодаря сказам П. Бажова.

Она предстает в образе красивой женщины с волосами цвета воронова крыла, зелеными глазами и платье цвета малахита. Встреча с ней не предвещает человеческого счастья и часто приводит к гибели. Она благоволит только свободолюбивым и смелым рабочим и помогает им, одаривая их богатствами, находящимися в горах. Однако впоследствии эти богатства не приносят молодым людям счастья, они рано умирают, а ее проклятье передается дальше через поколения.

                           

Вячеслав Назарук картины, иллюстрации. Хозяйка Медной горы

Недалеко от Гумешевского рудника расположена гора Азов, дух которой – девка Азовка, часто ассоциируется с Малахитницей.

Однако принадлежность Хозяйки Медной горы к уральскому фольклору, либо финно-угорскому не точна. На уральских заводах часто хозяевами были немцы, либо шведы, поэтому образ может происходит из германоязычного фольклора, так как поведение Малахитницы сходно с поведением немецких и скандинавских горных «принцесс».

Прежде всего следует отметить, что подобные духи либо существа встречаются там, где расположены горы.

Одним из таких примеров служат сказания о немецком средневековом поэте миннезингере Тангейзере, в частности, предания о горе Герзельберг, расположенной неподалеку от Вартбурга, в Тюрингенском Лесу. Эта гора была местом обитания мифической фрау Холле, являющейся покровительницей сельского хозяйства, а также госпожой снежных бурь и вызывает метели. В сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица» фрау Холле помогает трудолюбивым хозяйкам и наказывает строптивых. Также фрау Холле покровительствует умершим некрещенным младенцам и защищает их души после смерти. Данный персонаж имеет черты скандинавской богини Фригг, жены верховного бога Одина и ведет происхождение от древней богини земли, возможно древнегерманской богини Нертус, упоминаемой Тацитом.

                           

Хольда — добрая защитница (1882) Фредерика Вильгельма Гейне

Однако позже фрау Холле в сказаниях о Тангейзере представлена как богиня Венера, а гора Герзельберг называется горой фрау Венус. Тангейзер становится любовником Венеры и живет с ней 7 лет в горе, губя свою душу, так как сожительство являлось грехом.

                             

Картина Джона Коллиера к опере «Тангейзер»

В сказе П. Бажова «Малахитовая шкатулка» Малахитница влюбляется в Степана и пытается удержать его у себя в недрах горы. Однако он честно ей говорит, что собирается женится на девушке Насте. Хозяйка Медной горы за прямоту наградила Степана и помогла ему и его невесте стать свободными. Однако любовь этого существа счастья не приносит: Степан умер рано, оставив Настю вдовой с детьми на руках, а дочь Степана Танюшка стала похожей на Хозяйку Медной горы, так как влюбившаяся в Степана Малахитница наделила девочку своей красотой, в результате чего Танюшка вскоре безжалостно покинула родных и ушла к  Хозяйке Медной горы.

                                 

Художник Галина Назаренко

Необходимо отметить, что элементом Венеры является медь, а Малахитница тоже связана с данным металлом. Поэтому Хозяйка Медной горы и ассоциируется с богиней Венерой.

                             

Отто Книлле – Венера и Тангейзер

В произведении Г. Ибсена «Пер Гюнт» главный герой женится на Зеленой деве, дочери горного короля троллей, а затем покидает ее, предпочитая наш мир потустороннему. Зеленая дева также может являтся параллельным образом Хозяйки Медной горы.

Зимний персонаж фрау Холле может соотносится с героинями сказок Андерсена Снежной королевой и Ледяной девой.

Чертоги Снежной королевы располагаются на Севере, в Лапландии. Королева бездушна и безжалостна: превращает в лед все живое. Ее чертоги напоминают загробный мир. Она, подобно Малахитнице пытается удержать у себя мальчика Кая, сделав его своим помощником.

                         

Иллюстрация Елены Ринго к сказке
«Снежная Королева

Ледяная дева тоже является персонажем северного фольклора, ее чертогами были пещеры в альпах.

«Словно быстрый водопад, застывший в воздухе неровными зеленоватыми стеклянными глыбами, блещет глетчер; одна ледяная скала громоздится на другую. А в глубине пропастей ревут бурные потоки, образовавшиеся из растаявшего снега и льда.. Глубокие ледяные пещеры и огромные ущелья образуют там диковинный хрустальный дворец — обиталище Девы Льдов, королевы глетчеров. Губительная, уничтожающая дева — наполовину дитя воздуха, наполовину могущественная повелительница вод. Она перелетает с одного острого ледяного уступа горных вершин на другой с быстротой серны, тогда как смелейшие горные проводники должны вырубать себе здесь во льду ступеньки. Она переплывает ревущие потоки на тонкой сосновой веточке, перепрыгивает со скалы на скалу, причем ее длинные, белые, как снег, волосы и зеленовато-голубое, блестящее, как воды альпийских озер, платье развеваются по ветру.

— Раздавлю, уничтожу! Здесь мое царство! — говорит она. — У меня украли прелестного мальчика; я уже отметила его своим поцелуем, но не успела зацеловать до смерти. Теперь он опять между людьми, пасет коз на горах, карабкается вверх, все вверх, хочет уйти от других, но от меня ему не уйти! Он мой, я доберусь до него!

И она просила Головокружение помочь ей: самой ей становилось летом слишком душно среди горной растительности, где благоухает мята. Головокружения же носятся тут целой стаей: их ведь много сестер. Дева Льдов и выбрала из них самую сильную, властную и в домах, и на вольном воздухе. Головокружения сидят по перилам лестниц и по перилам башен, бегают белками по краю скал, спрыгивают, плывут по воздуху, как пловцы по воде, и заманивают своих жертв в пропасть. И Головокружение и Дева Льдов хватают людей, как полипы хватают все, что мимо них проплывает. Так вот Головокружению-то Дева Льдов и поручила поймать Руди.»

В конце сказки Ледяная дева губит полюбившегося ей юношу, наградив его своим смертельным ледяным поцелуем.

       

Ганс Христиан Андерсен. Дева льдов [Лоренц Фрюлих]

Образы Снежной королевы и Ледяной девы восходят к древне-скандинавской инеистой богине Скади, представляющей зиму и лед и являющующейся супругой бога Ньерда. Однако согласно саге об Иглингах она родила детей от верховного бога Одина.

Встреча с Хозяйкой Медной горы, Снежной королевой, Ледяной девой не может сулить ничего хорошего для героев. Законы потустороннего мира, по которым живут данные персонажи, губят представителям земного мира. Символы льда и камня в произведениях представляют холодную сущность, враждебную всему живому, а также ассоциируются с миром мертвых, в котором живому человеку лучше не оказываться, так как он либо погибнет либо его жизнь будет лишена человеческого счастья.

Произведения Павла Бажова, в которых часто упоминается Хозяйка Медной горы, можно приобрести здесь https://www.litres.ru/5961788/?lfrom=515650664

Девка Синюшка

В русском фольклоре синий цвет был идентичен черному. Синец – одно из названий беса. Синий принадлежал к темному или иному таинственному миру. Синюю кожу, кровь, либо одежду могли иметь леший, водяной, болотные, подземные духи.

Синие одежды носила бабка Синюшка, уральский персонаж, персонификация болотного газа. Там, где она появлялась, находились слитки золота. Однако оно не доставалось корыстным людям, а попытки завладеть им могли закончится гибелью. Бабка Синюшка по своему поведению могла быть родственна Бабе-Яге.

В сказах Павла Бажова Синюшка, как и другие мифические персонажи, как Голубая змейка, Земляная кошка, Серебряное копытце и Огневушка-Поскакушка, могла быть в услужении у Хозяйки Медной горы, являющейся хтоническим существом поверий горнодобытчиков Урала.

           

           Андрей Шишкин. Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы имела внешность красавицы с волосами цвета воронова крыла и зелеными глазами в зеленом малахитовой платье.  Образ данного персонажа мог восходить к западно-европейскому фольклору, так как приисками владели немцы и шведы, в поверьях которых встречались горные феи, близкие по функциям к Хозяйке Медной горы. Ее необычная внешность сводила молодых людей с ума, а встреча с ней человеческого счастья не приносила и была гибельна. Видимо, она жила по законам потустороннего мира, а проникнувшим в данный мир приходилось очень плохо.

                                 

Картина Галины Назаренко.

Однако Синюшка не уступала Хозяйке Медной горы ни в красоте, ни в представляющей опасности. Молодым и удалым парням она являлась в образе белокурой и голубоглазой красавицы. У кого не было корысти, она награждала золотом. Однако после встречи с ней парня овладевала тоска и он не мог забыть голубоглазую красавицу.

В сказе П.Бажова «Синюшкин колодец» парень с простой душой, лишенный корысти, получает от Синюшки золото, но не может забыть образ синеглазой красавицы и тоска овладевает им.

                               

Г. Назаренко «Редко так-то бывает»

(к сказу «Синюшкин колодец»)

Тогда судьба ему присылает девушку с внешностью Синюшки и парень женится на ней. Видимо, Синюшка и подослала ее к нему.

«С этой девчонкой Илюха и свою долю нашел. Только ненадолго. Она, вишь, из мраморских была. То ее Илюха и не видал раньше-то. Ну, а про мраморских дело известное. Краше тамошних девок по нашему краю нет, а женись на такой — овдовеешь. С малых лет около камню бьются — чахотка у них.

Илюха и сам долго не зажился. Наглотался, может, от этой да и от той нездоровья-то.»

                                 

А.Ковалев. Синюшкин колодец

Синюшка принесла гибель не только корыстным людям, но и  молодому человеку, отказывавшемуся принимать от нее золото, сначала заставив тосковать его по своему образу, а затем сведя его судьбу с девушкой с подобной ей внешностью, которая оказалась больна неизлечимой в то время болезнью.

Это и сближает ее с Хозяйкой Медной горы, ломающей судьбы людей и приносящей беды и разочарования.

Потусторонний мир, в котором обитают существа, подобные Хозяйке Медной горы и Синюшке, имеет свои законы. Даже если он благоволит людям, которые заслужили это, все равно несет гибель. Выводом может служить только то, что людям следовало остерегаться заступать на территорию этого мира.

Полное собрание сказов Павла Бажова можно приобрести здесь https://www.litres.ru/163907/?lfrom=515650664

Образ кошки в фольклоре

Кошки являются домашними животными и имеют очень большую роль в фольклоре.

В египетской мифологии почитали богиню радости и веселья Бастет, которая изображалась в виде женщины с головой кошки, атрибутом которой был музыкальный инструмент систр. Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Бастет, сопровождавшихся пением и плясками. Это говорит о том, что кошки были связаны с весельем и приносили в жизнь людей радость.

Тотемом белокурой скандинавской богини любви Фрейи была кошка. Поэтому ее колесница всегда была запряжена двумя кошками.

Древние славяне считали кота, особенного черного, символом потустороннего мира. Он являлся спутником или слугой черта и ведьм. Упыри, ведьмы, мары, лешие, черти и некоторые русалки могли превращаться в черных котов или кошек.

Образ кошки в русском фольклоре неоднозначен. С одной стороны, они приносят несчастья или беды, с другой – помогают людям.

Персонажем русских волшебных сказок является кот-людоед Баюн, обладающий волшебным голосом. Встреча с ним грозит гибелью.

В сказке «Кот и Лиса» кот проявляет хитрость и плутовство.

В русской народной сказке «Баба-Яга» кот выступает одним из спасителей девушки от злой ведьмы. Он учит ее, как убежать от Бабы Яги, а когда злодейка начинает его упрекать в этом, он ей заявляет: «- Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала!».

В уральских поверьях присутствует персонаж – Земляная кошка. Это подземная кошка с огненными ушами, охраняющая клады. Ее образ связан с явлением сернистых огоньков, выходящих из-под земли. Земляная кошка живет под землей, наружу она выставляет только золотые уши, которых боятся волки. Данный персонаж является могущественным и завораживающим.

Несмотря на то, что к кошкам относились с опаской, кошку на Руси пускали в строящийся дом, чтобы она первой вошла и принесла хорошую энергию. Кошке можно было находиться в церкви, её пускали даже в алтарь. Эти животные приносили огромную пользу: избавляли от засилья грызунов.

В еврейской народной сказке «Черная кошечка» рассказывается про девочку Ципору, которая проводила время с черной кошкой, которая оказалась женщиной-демоном, жившим в пещере, а покидала пещеру в обличии черной кошки. Демон просит помощи у девочки и ее бабушки: принять у нее роды. Бабушка вынуждена согласиться, за что демоны отблагодарили ее, наградив ее золотом. Не смотря на то, что кошки были связаны с миром демонов, в жизнь людей они внесли позитив.

Выводом можно сделать, что фольклорный образ кошки – это смесь мудрости, хитрости, жестокости, коварства, доброты, желания помочь и величественности.

 

Транспорт в детских страшилках

В 70-е годы двадцатого века зародились детские страшилки, которые передавались из уст в уста. Их тематика и предмет являлись отражением жизни общества того времени.

Дети боялись неопределенной опасности, так как родители не всегда могли объяснить о существовании людей, представляющих опасность, так как это было время застоя, в котором отсутствовала гласность о также информация о совершенных преступлениях.

В детских страшилках дети были вынуждены противостоять непонятному злу — вредоносным предметам, которым выступали автобус, трамвай, автомобиль, троллейбус.

Тема вредоносного предмета – автомобиля Черной Волги не уникальна, так как она получила распространение в городских легендах. В детских страшилках неизвестные люди га данном автомобиле похищают детей с целью их убить, черный цвет выступает как символ смерти. Причиной распространения страшилок с данным предметом могли служить  слухи об извращенцах, похищающих детей на машинах.

Так как тема похорон, траура и смерти остро стояла в детском сознании в те годы, то неудивительно и присутствие черного трамвая-катафалка в детских страшилках. В одной из них описывается следующее. Когда мальчик шел из школы, то оказался в неизвестном ему районе: стояли дома непривычной конструкции, росли деревья незнакомого вида, а улицы были пустыми. Кроме того, на трамвайной остановке номера были как цифры на кладбище. Когда появился черный трамвай-катафалк с номером, означающим его дату рождения, мальчик отпрянул в сторону и не сел в трамвай. И неожиданно район, в котором оказался мальчик, изменился и стал ожившим, полным людей.

                     

                      Художник Игорь Майков

Сюжет с черным трамваем похож на мотив попадания ребенка в потусторонний мир, который напоминает кладбище, перед которым дети испытывают страх. Этот потусторонний мир символизирует детскую безысходность и беспомощность, а неожиданное спасение мальчика от входа в трамвай и преображение улицы в полную жизни и света означает надежду детей на выходы из проблемных ситуаций.

               

Волков Сергей Риксович . Сумеречный трамвай

Интересен мотив автобуса с черными шторками, выступающими символами траура. Это средство передвижения несло смерть тем, кто в него садился.

Черный цвет вредоносного предмета (черный трамвай, черная Волга, черные шторки на автобусе) выступал цветом потустороннего мира и траура. Он ассоциировался с похоронами и смертью. Появление черного цвета указывало на опасность, исходящую из потустороннего мира и несущую смерть.

Представлена в данных страшилках и тема красного автобуса, в который садившиеся в него люди пропадали, а потом были жестоко убиты неизвестными в огромной глубокой яме под землей, куда направлялся данный автобус. Причина убийства людей объяснялась предстоящей войной, а соответственно, меньшим участием в ней людей.

Красный цвет автобуса выступает как цвет активности, крови, боли и насилия. Он также свидетельствует о присутствии зла и опасности.

Сюжет о школьном автобусе, в котором дети узнают, что ехали 200 лет, соотносится с попаданием детей во временную дыру либо другое измерение, где время изменяется. Данный сюжет может свидетельствовать о страхе детей перед нехваткой времени, а также упущением времени.

Троллейбус в страшилках выступает в качестве средства передвижения, везущего в морг, что также свидетельствует о теме смерти в детском сознании и страхе перед ней.

         
          Николай Мазур «Красный день календаря»

В детских страшилках прослеживается осмысление детьми актуальных проблем реальной жизни. Благоприятный исход некоторых сюжетов означает, что дети, несмотря на свой страх перед неизвестным им миром, продолжают верить в светлое будущее.

 

Огневушка-поскакушка

Огневушка-поскакушка является одним из ярких персонажей сказов П.Бажова, выступая предвестницей залежей золота.

Она представляет из себя танцующую девочку с огненно-рыжими волосами и в голубом сарафанчике. По тем местам, где Огневушка-Поскакушка плясала, находили золото.

     Галина Назаренко. Поскакушка.

В произведениях П.Бажова мистические персонажи, такие как земляная кошка с фосфорными ушами, Серебрянное копытце, девка Синюшка, Голубая змейка и Огневушка-Поскакушка находятся в услужении главного хтонического персонажа Хозяйки Медной Горы. Огневушка-Поскакушка олицетворяет собой подземный огонь, необходимый для возникновения месторождений золота.

Имя Огневушка-Поскакушка соотносится с именем одной из лихорадок – Девицей-Огневицей, одной из трясовиц-лихорадок, дочерей Ирода которая обжигает и палит страждующего.

Трясавицы (дочери царя Ирода, персонификация лихорадок) со св. Сисинием, четырьмя евангелистами и архангелом Михаилом. Русская народная икона (Лубок). Музей антропологии и этнографии, Санкт-Петербург. Иллюстрация из книги «История русской литературы», под редакцией Е.В. Аничкова, А.К. Бороздина и А.Н. Овсянико-Куликовского — Москва, 1908

Этот персонаж имеет безусловно языческое происхождение. На это указывает его взаимосвязь с золотом и огнем, а также обрядовой пляской. Огневушка может вести происхождение от Золотой Бабы, идола, которому поклонялись финно-угорские народы. У манси она называлась Сорни Най, что означает «золото-огонь».

Золотая Баба. Сорни Най.

Хотелось бы отметить, что означает внешность Огневушки-Поскакушки. Рыжий цвет волос, безусловно, указывает на горящий огонь. А голубой сарафан может означать тот факт, что танцующие языки пламени могут принимать разные оттенки, например, голубые, которые могут указывать на месторождения золота.

Приобрести полное собрание уральских сказов, в которых упоминается образы Хозяйки Медной горы и Огневушки-Поскакушки можно здесь https://www.litres.ru/140301/?lfrom=515650664

Карга, как разновидность ведьм или фей

Карга или «hag» представляет из себя демоническое существо, ведьму либо фею, в виде старой уродливой женщины, обладающее сверхъестественной силой.

К данной разновидности относится конфетная ведьма из сказки Братьев Гримм «Гензель и Гретель».

В германском и славянском фольклоре присутствует существо «мара», которое садится ночью на грудь своей жертве и насылает ночные кошмары. Это существо имеет вид карги.

Иоганн Генрих Фюссли. «Ночной кошмар»

В ирландской и шотландской мифологии старая отвратительная ведьма с синим лицом Кайлиах Бер, в которой сохранились остатки культа богини зимы, возрождается каждый Самгейн, 31 октября, поднимает бури и метели, и превращается в камень в праздник костров Бельтан, 30 апреля.

Ей противостоит богиня Бригита, которая связана с другими сезонами и вступает в права, когда Кайлиах Бер превращается в камень. Бригита покровительствует ремеслам, изобилию и процветанию. Считается она также богиней-матерью.

Еще одной каргой с синим лицом считалась Черная Аннис. Она обитала на холмах Дэйн. У нее были длинные острые зубы и когти, она жила в пещере и выходила из нее ночью, чтобы нападать на путников, которых она поедала. Ее боялись местные жители настолько, что ночью не смотрели на окна.

Иллюстрация Николаса Клостера.

Черная Аннис является остатком культа богини Дану кельтской мифологии, прародительницы племени богини Дану или фей. Одно из имен Дану – Ану. У нее также функции богини изобилия и плодородия, а также богини-матери. Дану или Ану ассоциируется с богиней Бригитой. Позднее Ану трансформировалась в Черную Аннис.

Иллюстрация Брайана Фрауда.

Следует отметить, что Кайлиах Бер и Черная Аннис похожи тем, что имеют синее лицо. Индийская богиня-разрушительница Кали тоже имеет синее тело. Из этого следует, что вышеперечисленные карги имеют происхождение от богинь-матерей, которым отправлялись жертвоприношения.

 

 

Немного о детских страшилках

Фольклор является отражением жизни определенного общества.

В 70-е годы двадцатого века зародились детские страшилки, которые передавались из уст в уста.

Эти годы были годами застоя: очереди в магазинах, тоталитарный режим, боязнь гласности. Также отсутствовала информация о совершенных преступлениях, например, о появление маньяков и серийных убийц в местности и исходящей от них опасности. А между тем, слухи среди населения ходили, например о жертвах. Это отражалось и на детях, которые боялись непонятной им опасности, так как родители зачастую не знали, как объяснить им о существовании людей, представляющих опасность. Дети боялись вида похорон и смерти, так как в советское время умерших людей редко увозили в морг, а держали три дня дома, а затем хоронили, крышка гроба, как правило стояла у подъезда на обозрение всем людям.

Все эти вещи, а также предметы быта отразились на детском сознании в виде страшилок.

Героями детских страшилок являлись, как правило дети, которые были вынуждены противостоять злу – существу из сказок и старинного фольклора (черт, ведьма, домовой, Пиковая дама и др.), а также вредоносному предмету.

Вредоносными предметами выступали платье, колготки, ленточка, пианино, занавески, шторы, кукла, автобус, трамвай, автомобиль, приемник, цветы и др.

Так как тема похорон, траура и смерти остро стояла в детском сознании в те годы, то нередко автобус, трамвай и автомобиль имели черные шторки, выступающие символом траура. Эти средства передвижения несли смерть тем, кто встречался на их пути. Причиной распространения страшилок с данным предметом могли служить  распространяющиеся слухи об извращенцах, похищающих детей на машинах.

Особенное значение придается цвету вредоносных предметов.

Черный цвет (черный черт, черный гроб на колесиках, черный автомобиль, черная ленточка, черные занавески, черная простыня, черные розы, черный тюльпан и т.д.) выступал цветом потустороннего мира и траура. Он ассоциировался с похоронами и нес смерть. Появление черного цвета указывало на опасность, исходящую из потустороннего мира, а также несущую смерть.

Красный цвет (женщина в красном, красное пятно, красные розы, красное пианино, красные перчатки, красное платье, красное печенье и др.) выступает как цвет активности, крови, боли и насилия. Он также свидетельствует о присутствии злых сил. Женщина в красном платье активно преследует свои жертвы, идя напролом всем обстоятельствам. Содержание сюжета об учительнице в красном, которая представляла смертельную опасность для своих учеников, является страх детей перед школой и перед уроками.

Желтый цвет (желтые шторы, желтые занавески, желтое пятно и др.) является цветом, связанным с хтоническими силами. Желтый часто является цветом зависти и недоброжелательности. Он также связан со смертью и противостоит жизни, ассоциируется с увяданием, мертвыми людьми. Желтые шторы и желтые занавески душат свои жертвы.

Зеленый (зеленые глаза, зеленые пальцы, зеленая рука) и синий (синяя ленточка, синие зубы и т.д.) выступают в аналогичном значении, что и черный цвет, символизируя инфернальную опасность, только не содержат траурной символики, хотя и несут смерть.

Интересен персонаж детских страшилок – Стеклянная кукла, которая убивает детей. Стекло прозрачно и имеет неопределенный цвет, что может вызвать предположение о соотнесении его с инфернальным миром.

Хотелось бы отметить, что герои страшилок не обделены помощью. Их часто предупреждает радио о появлении вредоносных предметов, приходит на помощь милиционер, продавец предупреждает ребенка о том, что нельзя покупать тот или иной предмет.

Присутствие данной помощи в страшилках говорит о том, что в детских сердцах, распространявших эти страшилки, сохраняется надежда на помощь взрослых людей, животных, либо детей в трудных ситуациях, что говорит о том, что не все безнадежно и из любой ситуации есть выход. Дети, несмотря на свой страх перед неизвестным им миром, продолжают верить в светлое будущее, а также в помощь, любовь и заботу взрослых.