Рубрика: загробный мир

Баба-Яга и культ змей

Баба-Яга является сказочным персонажем, обитающем на окраине дремучего леса, в избушке на курьих ножках, похищающая людей и детей, чтобы их съесть.

           

            Иллюстрация Ивана Билибина

У Бабы-Яги одна нога костяная, и эта одноногость и костеногость связана с ее некогда змееподобным обликом. Согласно старым славянским легендам у Бабы-Яги вместо ног был змеиный хвост. Культ змей всегда был сопричастен к царству мертвых, а змеи всегда олицетворяли преисподнюю. В греческой мифологии змеедева Ехидна, имеющая вместо ног хвост змеи, жила под землей и была связана с царством мертвых.

           

В сказках Баба-Яга охраняет вход в царство мертвых, а ее избушка на курьих ножках находится на границе между двумя мирами.

Баба-Яга летает в своей ступе подобно змею.

              В.Васнецов. Баба-Яга

В греческой мифологии есть подобное ей существо, называемое Эмпуза, обитающее в царстве мертвых и выходящее в мир живых с целью похищать детей и соблазнять молодых людей для того, чтобы пить их кровь. У Эмпузы одна нога ослиная, а другая медная. Данное существо относится к ламиям. Демон Ламия обитала в пещерах и нападала на людей, чтобы выпить их кровь. Ламия имела вид прекрасной женщины с козлиными ногами. Позднее она трансформировалась в женщину с телом змеи, а вера в ламий прошла через все Средневековье.

                                   

Борис Валеджо. Ламия.

Змееподобность Ламии сближает ее с Бабой-Ягой.

Баба-Яга является хозяйкой лесных зверей. Согласно русскому фольклору власть над животными имеет также мифическая змея, олицетворяющая змееподобное божество. Сама колдунья часто оборачивается змеихой. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых.

                 

Иллюстрация к книге «Русские волшебные сказки»

Баба-Яга находится одновременно в мире живых и в мире мертвых, и подобно мифическим змеям, охраняет вход в иной мир.

Баба-Яга является персонажем славянской мифологии, которая хорошо описана в произведении в А.Афанасьева. Его можно приобрести здесь https://www.litres.ru/2593895/?lfrom=515650664

Калинов мост

В русском фольклоре широко распространены упоминания о Калиновом мосте, который проходит через легендарную реку Смородину, огненную реку, отделяющую мир живых от мира мертвых, являющуюся аналогом реки Стикс в греческой мифологии, через которую переправляются души на тот свет.

Калинов мост соединяет мир живых от мира мертвых. Название данного моста происходит от слова древнего слова «калить», что означает нагревать до красна металл. За рекой Смородиной жил Змей Горыныч и находилась избушка Бабы-Яги.

Калинов мост охраняется трехглавым змеем (Змеем Горынычем, Чудом-Юдом. Через него души умерших уходят на тот свет.

                               

Иван БилибинЗмей Горыныч

Однако со стороны Калинова моста часто может исходить опасность, так как враждебные существа потустороннего мира рвутся в наш мир, чтобы вредить людям. Поэтому на Калиновом мосту происходят схватки с многоголовыми змеями в целях защиты населения мира живых.

                             

Единоборство со Змеем Горынычем у Виктора Васнецова, «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918 год

Примером сказки, в которой происходят такие схватки, является «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо». Главный герой и его братья говорят встретившей их старушке:

«— Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост, хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.».

После этого Иван три раза сражается с шестиголовым, девятиголовым и двенадцатиголовым чудо-юдами и побеждает их.

В сказке интересно описывается и жилище чудовищных змеев за Калиновым мостом и огненной рекой.

«Отправился Иван к реке Смородине, да не кушак стал искать, а перешел на тот берег через калиновый мост и прокрался незаметно к чудо-юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать — не замышляют ли здесь еще чего?

Смотрит — сидят в палатах три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха. Сидят они да сговариваются.

Первая говорит:

— Отомщу я Ивану — крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем. Захотят они воды выпить — и с первого же глотка мертвыми свалятся!

— Это ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха.

Вторая говорит:

— А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть — тут их и разорвет на мелкие кусочки!

— И ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха.

— А я, — говорит третья, — напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и обернусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать-отдохнуть — тут-то их и спалит огнем!

— И ты хорошо придумала! — молвила змеиха. — Ну а если вы их не сгубите, я сама обернусь огромной свиньей, догоню их и всех троих проглочу.

Послушал Иван — крестьянский сын эти речи и вернулся к братьям.»

Отрывок из данной сказки описывает не только жилище многоголовых змеев, но и других обитателей, которые настроены прийти в мир живых и уничтожить людей.

Баба-Яга, избушка которой находится за Калиновым мостом и огненной рекой, тоже является персонажем, охраняющим вход в царство мертвых. Кроме того, у нее есть общие черты со змеем. Согласно преданиям, первоначально у Бабы Яги вместо ног был змеиный хвост. Позже ей стали приписывать костеногость. Змеи в фольклоре являются хтоническими существами и часто олицетворяют преисподнюю. Часто змеи охраняют вход в иной мир. Прекрасная змеедева Ехидна из греческой мифологии, жившая под землей и похищающая путников, тоже была связана с миром мертвых и Тартаром, бездной, находящейся под царством Аида.

Баба-Яга летает в ступе подобно змею.

Еще одним змееподобным существом в славянском фольклоре, охраняющим вход в царство мертвых либо рай, является дева Горгония, являющаяся девой с волосами в виде змей, лик которой смертоносен. Ее образ восходит к Медузе Горгоне из греческой мифологии, которая тоже связана со змеями.

Этрусский аналог греческой богини подземного царства Персефоны Ферсипнея изображается на фресках с двумя змеями в волосах, которые могут выполнять охранительные функции.

         

Фреска: Гадес («Айта», справа) и Персефона («Ферсипнея», в середине) возглавляют процессию.

(Гробница Оркуса II, Тарквиния, Италия)

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь  https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272

 

 

Образ леса в русском фольклоре

Образ леса в русском фольклоре неоднозначен. Но, как правило, он играет роль опасного компонента.

Для сказочных героев дремучий лес является ловушкой, от которой исходит опасность, предполагающая нахождение героя в непроницаемом пространстве и невозможность выбраться из него, а также встретить злых сверхъестественных существ, которые могут причинить зло или даже убить.

           

Иван Иванович Шишкин – Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии 

В редких случаях лес помогает героям, например в русской народной сказке «Баба Яга».

«А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется — баба-яга гонится, и уж совсем близко…

Достала девочка гребень и бросила через правое плечо. Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают.

Примчалась баба-яга, стала грызть да ломать лес. Она грызет да ломает, а девочка дальше бежит.»

В остальных случаях лес враждебен человеку. Это связано с тем, что лес является границей между мирами – нашим и миром мертвых. Существа, обитающие в лесу, стараются не допускать людей за эту границу.

Одним из таких мифологических персонажей является Баба-Яга, которая живет на краю леса, в избушке на курьих ножках и имеет вид безобразной старухи с костяной ногой и крючковатым носом, летающей в ступе.

                         

В.Васнецов. Баба-Яга.

В русских сказках Баба-Яга охраняет вход в иной мир, в царство мертвых, а избушка на курьих ножках напоминает домовину, в которой в древности хоронили умерших. Домовина стояла на высоких пнях, которые напоминали куриные ноги. Отсюда можно сделать вывод, что Баба-Яга принадлежала двум мирам. Так как ее избушка с одной стороны была повернута к лесу, который олицетворял загробный мир, то сказочная ведьма принадлежала ему, а из-за того, что избушка была повернута в другую сторону от леса.

                           

Одним из обитателей леса является леший, который часто выступает хозяином леса. Нередко леший живет в лесном болоте. Не всегда леший является персонажем, враждебным людям. Лешачиха является женой лешего и может быть опасна для путников.

У лешего могут жить лесные девки либо проклятые девушки. Это девушки, которых отсулили нечистой силе и они вынуждены жить в лесу, а леший обучает их ворожбе. Эти девушки, как правило, носят красные сарафаны. Эти персонажи принадлежат потустороннему миру наполовину. Их можно вернуть в наш мир с помощью молитв, избавляя от проклятья.

Проклятые девушки и лесные девки посещают наш мир, иногда показываясь людям и подбираясь к жилищам и баням, в надежде вернуться к нормальной жизни.

Красная дева является персонажем, близким к проклятым и лесным девкам, однако она опасна для людей и, особенно, для детей. Она уводит их в лес и губит.

                   

                  В.Прузсковский. Русалки

Русалки, бегающие по лесам в период Троицы, в отличие от лесной девки и проклятой, полностью принадлежат к миру мертвых, а лес, являющийся границей между мирами, служит им для того, чтобы встретить путников, которых они с удовольствием сделают своими жертвами, защекотав до смерти.

В произведении Ореста Сомова русалки защекотали молодого польского пана, в которого была влюблена девушка Горпинка, ставшая русалкой.

«На другой день после того, как русалка убежала от своей матери, нашли в лесу мертвое тело. Это был поляк  в охотничьем  платье,  и  единоземцы  его узнали  в  нем Казимира Чепку, ловкого молодого человека, бывшего душою всех веселых обществ. Ружье его было заряжено и лежало подле него, но собаки  его при  нем  не  было;  никакой  раны,  никакого знака насильственной смерти не заметно было на теле; но лицо было сине, и все жилы в  страшном  напряжении.Знали,  что  у  него  было  много  друзей  и ни одного явного недруга. Врачи толковали то и другое; но народ объяснял дело гораздо проще: он говорил, что покойника русалки защекотали.»

Одним из занятий русалок является раскачивание на деревьях, что возможно, связано с ростом, созреванием, покровительства посевам и растительности. Русалки приходят на землю из водоемов в мае, когда зелень только начинает расцветать, их появление связано с пиком проявления необходимых для появления летнего расцвета, связанных с водой, влагой сил плодородия.

                           

К.Васильев. Русалка.

Примечательно и то, что греческая богиня Персефона тоже весной возвращается на землю из царства мертвых и также связана с весенним ростом и плодородием.

                         

Осенью русалки уходят либо на дно водоемов, не показываясь людям, либо поселяются в деревьях, т.е. возвращаются в загробный мир, не участвуя в жизни людей.

Делая выводы, следует сказать, что именно лес является местом встречи людей с существами, принадлежащими к потустороннему миру, в котором они появляются, чтобы сыграть судьбоносную роль в жизни путников.

                   

             Картина Шишкина «Березовая роща», 1896

   

 

Загробный мир в романе Стивена Кинга «История Лизи»

Роман Стивена Кинга «История Лизи» вышел в 2006 году. В нем рассказывается о Лизи Лэндон, потерявшей мужа Скотта, который был известным писателем. Основой романа является путешествие Скотта в потусторонний мир, который он называл «Мальчишечьей луной». После смерти Скотта Лизи сама стала путешествовать в «Мальчишечью луну» для того, чтобы решить свои проблемы в реальной жизни.

В этот мир она попадала с помощью желтого вязанного квадрата. Путь к иному миру представлял из себя пурпурный занавес. Этим пурпуром являлся люпин, полностью застилавший весь холм в загробном мире.

                         

Люпиновый луг.

Следует отметить, что пурпурный и фиолетовый цвета люпинов могут ассоциироваться с богиней Подземного царства Персефоной, так как ее нередко изображали в этих цветах, а на Элевсинских мистериях ей несли в дар пурпурную либо фиолетовую ткань. Данный цвет является символом власти.

В загробном мире романа упоминаются и другие цветы.

«…Лизи увидела не кровь, а свет: потрясающий оранжевый свет, который наполнил её сердце и разум невероятной смесью радости, ужаса и печали. Не приходилось удивляться тому, что она столько лет подавляла это воспоминание. Слишком оно было сильным. Чересчур сильным. Свет, казалось, придавал шелковистости вечернему воздуху, и крик птицы ударил в ухо, как стеклянный шарик. Дуновение ветерка наполнило её ноздри экзотическими ароматами: красного жасмина, бугенвиллии, пыльной розы и, Господи, распускающегося по ночам эхино-цереуса.»

Красный жасмин, эхиноцереус, пыльная роза.

Когда муж Лизи приводил ее в потусторонний мир, вход в него описывался так:

«На мгновение они были не под конфетным деревом, не под снегом, а совсем в другом месте. Тёплом, наполненном тусклым красным светом. Издалека доносилось пение птиц, воздух благоухал тропическими ароматами. Некоторые она узнала: красный жасмин, белый, бугенвиллия, мимоза, запах влажной земли, на которой они стояли на коленях, прильнув друг к другу, как влюблённые, каковыми они, собственно, и были, но названия самых сладких ароматов она не знала, а знать так хотелось!»

Самым интересным является то, что большинство цветов иного мира имело красный цвет. Богиня Персефона тоже нередко была связана с данным цветом крови, боли и адского пламени.В данном случае он может символизировать боль утраты близких людей, а также несбывшиеся мечты и надежды.

                           

Бугенвиллия

От холма дорога вела к волшебному пруду, находящемуся на окраине леса. У пруда имеется пляж, который представляет из себя амфитеатр.

«Старые деревянные ступени ведут вниз по этой части склона. Рядом с каждой каменный столб с выбитым на нём словом. Она может прочитать эти слова здесь, в Мальчишечьей луне, но знает, что они ничего не будут значить для неё по возвращении домой, и она сможет вспомнить только самые простые: «тк» означает хлеб.

Лестница заканчивается у наклонного настила, уходящего налево. А сойдя с настила, можно наконец-то попасть на берег пруда. На белый песок, поблёскивающий в быстро угасающем свете. Над пляжем амфитеатром вырублены в скале каменные скамьи, огибающие пруд, длиной где-то в двести футов каждая. На них могли бы усесться тысяча человек, может, и две, если потесниться, но нет, сидят на скамьях человек пятьдесят, может, шестьдесят, большинство из них завёрнуты вроде бы в кисею, и одеяние это более всего напоминает саван. Но если они мертвы, почему могут сидеть? А так ли ей хочется это знать?

На пляже, порознь, стоят ещё два десятка, а несколько — человек шесть или восемь — в воде. Молчаливо бредут по мелководью.»

Это и есть описание загробного мира, в котором живут умершие люди и иногда туда приходят живые, чтобы понять смысл своей жизни.

Амфитеатр в древности являлся античной постройкой для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боев, звериной травли и т.п.). Для чего же был нажжен амфитеатр в Мальчишечьей луне.

                         

Амфмитеатр в Кейсарии.

«Это место — ловушка. Она уверена: для любого, кто остаётся у пруда достаточно долго, уйти отсюда невозможно. Она понимает: если смотреть на пруд какое-то время, то увидишь всё, что хочется увидеть. Потерянных возлюбленных, умерших детей, упущенные шансы… всё.

Что самое удивительное в этом месте? Тот факт, что на скамьях не так уж много людей. Они не сидят плечом к плечу, как зрители на финальном матче долбаного первенства мира по футболу.»

Основное, что необходимо видеть в Мальчишечьей луне – это воспоминания, несущие боль несбывшихся надежд, а также потерь в жизни. Данные воспоминания хоть и несут боль, но помогают осознать многое, а также приводят к переоценке ценностей, что необходимо писателю.

Стивен Кинг в своем романе хочет показать, что у каждого писателя свой пруд, который помогает ему в его творчестве, так как из своего пруда можно многое почерпнуть.

В Мальчишечьей луне обитает страшное существо – Длинный мальчик, которое всю жизнь боялся Скотт Лэндон. Это был огромный монстр с пегим боком, который питался человечиной.

Однако страх оказался напрасным. Существо не тронуло ни его, ни Лизи.

Интересен предмет, который помогал вовремя уйти из Мальчишечьей луны либо не попасть туда, а остаться в нашем мире. Это желтый вязанный квадрат. Желтый цвет также является хтоническим символом, а также цветом Персефоны. Возможно в данном случае он выполнял роль проводника в иной мир и считал, что те, кому еще не пришло время умирать, должны оставаться на земле и окончить свои дела.

Интересен также потусторонний мир в другом романе Стивена Кинга «Лангольеры», в котором время остановилось, отсутствуют вкусы и запахи. Этот роман можно приобрести здесь https://www.litres.ru/122431/?lfrom=515650664

Образ Сары Тидуэлл в романе Стивена Кинга «Мешок с костями»

Роман Стивена Кинга «Мешок с костями» был опубликован в 1998 году.

Писатель Майкл Нунэн после трагической смерти своей жены поселяется в старом доме «Сара-хохотушка» у озера Темный след. В этом доме живет дух чернокожей блюзовой певицы Сары Тидуэлл, которую жестоко убили, а ее сына Кито утопили в озере. Призрак певицы мстит людям, топя в озере детей, чье имя начинается на букву «К».

Сара Тидуэлл при жизни была любима населением. Прославилась она не только песнями, но и своим жизнелюбием.

«Ее замечают, с ней разговаривают. Она притягивает людей, может, своим смехом. Мужчины говорят с ней об урожае, женщины показывают своих детей. Более того, дают ей подержать на руках младенцев, а когда она улыбается им, они улыбаются в ответ. Девочки советуются с ней насчет того, как вести себя с мальчишками. Мальчишки, те просто смотрят. Но как они смотрят! Пожирают ее глазами…».

Однако не всем это нравилось. В результате прекрасная женщина была убита, а потом пришла в наш мир в виде злого духа.

В романе призрак Сары Тидуэлл предстает не только в человеческом обличье, но и в облике березки, которая напоминает женщину в зеленом платье. Кинг называет ее Зеленой Дамой.

                     

Авторские галереи — Васильев Алексей Александрович / «Березы» / Живопись [Пейзаж]

В британском фольклоре зелеными дамами называются древесные феи, которые обитают в дубах, вязах, ивах и тисе, в соснах, тисе. Эти феи любят танцевать при луне. Нрав у них суровый, если их обидеть, то можно поплатиться.

Зеленые дамы могут ассоциироваться с вредоносными существами из кельтского фольклора, которые тоже носят зеленые платья, глейстигами и бааван ши. Эти существа приглашают путников потанцевать при луне, а потом выпивают их кровь. Зеленый цвет в британском фольклоре означает рост и плодородие, однако указывает на потусторонний мир, связанный с природой (лесом, рощей), поэтому феи очень часто носят одежду данного цвета.

                                   

Картина Брайана Фрауда

От зеленых фей может помочь железо конских подков, а нейтрализовать призрак Сары Тидуэлл удалось с помощью уничтожения ее неупокоенных останков.

Следует отметить, что в романе уделено внимание еще одному символу: синим розам на блузке жены Майкла Нунэна.

«Я очень хорошо помнил эту блузку. Джо она очень нравилась, потому что синих роз в природе не существовало. Даже селекционеры не могли их вывести. Однажды, надев ее, она обняла меня за шею, прижалась всем телом и прокричала, что она — моя синяя роза, и я должен гладить ее, пока она не порозовеет. От этого воспоминания болезненно сжалось сердце.»

Синие розы могут символизировать мечты о счастье. Однако им несуждено было сбыться, так как ребенка его жены собирались назвать на букву «К», поэтому жена умерла, не успев родить.

                 

Голубая роза : Сержио Зампьери ( Италия, Венеция )

У Стивена Кинга есть произведение, где также присутствует существо из потустороннего мира, вторжение которого в наш мир гибельно. Это роман «Библиотечная полиция», которое можно приобрести здесь https://www.litres.ru/119251/?lfrom=515650664

Образ Персе в романе Стивена Кинга «Дьюма-Ки»

Произведения Стивена Кинга имеют очень интересных персонажей. В романе «Дьюма-Ки», написанном в 2008 году, представлен образ демонического существа Персе.

Роман начинается с того, что успешный бизнесмен Эдгар Фримантл попадает в катастрофу и становится инвалидом. Он уезжает в отпуск на остров, где снимает дом под названием «Розовая громада» и неожиданно на острове обнаруживает у себя талант художника-примитивиста, который начинает пользоваться огромной популярностью. Но потом он обнаруживает, что нарисованное на картинах сбывается благодаря демоническому существу Персе, которое плавает на мистическом корабле и хочет забрать как можно больше душ. Персе проникает через нарисованные картины в сознание людей и творит черные дела.

Имя Персе восходит к богине царства мертвых греческой мифологии Персефоне и имеет ее черты, про которые я расскажу.

Дух Персе живет в фарфоровой статуэтке красивой женщины с птичьими лапами и третьим глазом, одетой в красный плащ с капюшоном. Ее же фигура появляется на мистическом корабле под названием «Персе». Не смотря на то, что в греческой мифологии красный цвет считался цветом богом Ареса и олицетворял войну, кровь, боль и насилие, он также выполняет функции власти, поэтому этот цвет нередко связывался с богиней Персефоной. Кроме того, на Элевсинских мистериях в дар богине приносили пурпурную ткань, а саму богиню тоже изображали в пурпурных одеждах. При этом пурпурный цвет приближен к красному и также олицетворяет власть.

                           

Masson Benoit .Розы

Богиня Персефона в греческой мифологии отличалась крайней жестокостью и властностью: она уничтожила, буквально растоптав своих соперниц, возлюбленных Аида, нимф Кокитиду и Минту. Персе в Дьюма-Ки влавствует над полученными ею душами, которые служат ей и следят за живыми, а также через картины убивает людей, чтобы их души забрать к себе в услужение.

                                   

Данте Габриэль Россетти. Прозерпина.

У богини Персефоны местообитание и территория – Подземное царство, загробный мир, находящийся далеко на Западе, в котором есть реки, выполняющие определенные функции.

Дух Персе вышел из воды. Океан возле острова Дьюма-Ки является вместилищем душ и загробным миром, в котором властвует демоническая женщина в красном. Персе боится пресной воды, так как сила ее в этой воде ослабевает и она не может влиять на людей. Также средством борьбы против нее служит серебро, что сближает Персе с оборотнями и вампирами, которые тоже погибают от этого металла.

Птичьи лапы Персе могут ассоциироваться с древнегреческими сиренами, полуженщинами-полуптицами, которые олицетворяли собой коварную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы и мели. Также птицы выполняли роль проводников в потусторонний мир.

                     

John William Waterhouse, «Одиссей и Сирены», 1891 г.

В романе Дьюма-Ки большую роль играют ракушки. Они шепчутся и, видимо, передают информацию Персе. Ракушка в мифологии символизирует женское начало.

                                 

                               Кустодиев Б. М. Раковины

В греческой мифологии раковина является символом богини Афродиты, которая добралась до Кипра на раковине, а также символом богини-матери Кибелы. Раковины также связаны с загробным миром, поэтому они и являются помощниками Персе. Так как раковины находятся в песке, то они связаны со стихией земли.

                       

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры.

Эдгар Фримантл нарисовал картину «Розы, растущие из ракушек». Розы являются символом страсти, побуждающей к действию, а рост их из ракушек возможно помог Персе творить свои злодеяния.

               

Балтазар ван дер Аст Натюрморт с розой, ящерицей, земляникой и раковинами

Фарфоровая статуэтка Персе была надежно спрятана на южной оконечности острова, куда не ступала нога человеческая, так как в Первую мировую войну там проводились испытания, имеющие негативные последствия. Эдгар Фримантл не без помощи серебра и пресной воды, а также живописи вычисляет местонахождение статуэтки и помещает ее в серебряную колбу с пресной водой, нейтрализуя демоническое существо острова. Южная оконечность тоже служит своего рода частью загробного мира Персе.

В произведениях Стивена Кинга имеются и другие персонажи, сходные с древнегреческой богиней Персефоной, о которых я буду неоднократно писать в своем блоге.

Приобрести роман Стивена Кинга «Дьюма-Ки» можно здесь https://www.litres.ru/4387275/?lfrom=515650664 .

А почитать этот роман можно здесь https://www.litres.ru/pages/quickread/?art=4387275&skin=normal&lfrom=515650664&widget=1.00&iframe=1

 

Образ Розы Марены в одноименном романе Стивена Кинга

Роман Стивена Кинга «Роза Марена» написан в жанре мистического триллера и опубликован в 1995 году. История повествует о Рози Дэниелс — женщине, сбегающей от своего мужа-психопата Нормана, который регулярно её избивает. Переехав в другой город и начав новую жизнь, Рози приобретает необычную картину, сквозь которую она получает возможность попадать в параллельный мир. На картине изображены развалины храма, а также стоящая красивая женщина в пурпурном хитоне, повернутая спиной.

                         

Картина Робера Юбера.

В скором времени Рози входит в картину, где ее встречает смуглая женщина по имени Доркас и женщина, изображенная на картине Роза Марена, просящая Рози спасти её ребёнка из подземного лабиринта, в котором обитает бык Эриний. Путь к лабиринту представляет из себя следующее. Сначала героине необходимо пройти через храм, затем сад, находящийся за храмом, затем ручей, рощу, а потом подойти к ступенькам, ведущим в подземный лабиринт.

Имя быка похоже с именем греческих богинь мщения Эриний, однако по тому, что он живет в лабиринте, он ассоциируется с греческим Минотавром. Лабиринт, бык, храм указывают на элементы греческой мифологии, а именно на время правления царя Миноса. Роза Марена может ассоциироваться с персонажем легенды о Минотавре.

Однако по своему описанию Роза Марена имеет много общего с богинями подземного царства Персефоной и Прозерпиной. На это указывает следующее.

                     

Персефона на картине Питера Паула Рубенса «Орфей и Эвридика».

Мир, в котором живет Роза Марена, тоже напоминает загробный. Рози не встречает там живых людей кроме Доркас и женщины на картине. В роще растет гранатовое дерево, плод которого должна сорвать Рози. Однако есть его нельзя, так как он приносит забвение. Гранат съела Прозерпина и после этого осталась в царстве Аида. Ручей, находящийся между садом и рощей, в который также нельзя попасть и замочиться тоже ведет к забвению. Это и сближает ручей с реками забвения подземного царства Аида.

                       

Данте Габриэль Россетти. Прозерпина

Роза Марена одета в пурпурный хитон с лиловым поясом. В Элевсинских мистериях одежду данного цвета приносили в дар Персефоне, и саму богиню нередко изображают в одежде такого цвета. Пурпурный цвет символизирует власть, соответствующую владычице подземного царства.

                   

Иллюстрации к произведениям Стивена Кинга. Darek Kocurek»Роза Марена»

Рози сбегает от своего мужа весной и картина с изображением Розы Марены попадает ей в это время. Это может ассоциироваться с тем, что Персефона весной возвращается на землю из подземного царства. Так и Роза Марена решила помочь Рози в ее беде именно весной.

Встречающая Рози в потустороннем мире Доркас одета в красное многослойное платье, цвет которого может символизировать боль и мученичество. Не зря Роза Марена в лице Доркас просит Рози о помощи. Две обитавшие в потустороннем мире женщины неизлечимо больны и говорят об этом женщине.

В конце романа Роза Марена убивает мужа Рози, при этом превратившись в паука, который может символизировать из-за своего плетения паутины судьбу. Великая богиня — мать индейцев Хопи изображена в виде паука. Роза Марена может тоже ассоциироваться с богиней-матерью, также как и с богиней земли, у которой могут быть и хтонические функции богини подземного царства.

Таким образом, описанные в романе подземный лабиринт, плод граната, ручей забвения между садом и рощей, пурпурный цвет хитона Розы Марены ассоциируются с царством мертвых в греческой мифологии.

                             

Дженнаро Греко. Античные руины.

С богиней Персефоной также ассоциируется персонаж другого романа Стивена Кинга   «Дьюма -Ки» Персе, который вредит людям и желает поглотить как можно больше душ. Персе одета в красный плащ с капюшоном. Красный цвет близок к пурпурному, но в романе он символизирует кровь, боль и насилие.  Также в «Дьюма-Ки» описана картина, нарисованная главным героем по наущению Персе, называемая «Розы, растущие из ракушек». Ракушка символизирует женское созидательное начало, а розы – желание, страсть, радость.  Однако эти предметы принадлежали опасной и несущей смерть Персе, о которой я буду еще писать неоднократно.

У Стивена Кинга есть еще одно произведение, в котором содержаться элементы греческой мифологии. Это роман «Дьюма Ки», который можно приобрести здесь https://www.litres.ru/4387275/?lfrom=515650664  , либо почитать здесь https://www.litres.ru/pages/quickread/?art=4387275&skin=normal&lfrom=515650664&widget=1.00&iframe=1

                      

                       

 

 

Хозяйка Медной горы и Танюшка в сказе П.Бажова «Малахитовая шкатулка»

В сказах П.Бажова образ Хозяйки Медной горы (Малахитницы) мифологического персонажа легенд Уральских горняков, Гумешевского рудника, самый яркий из всех образов уральского фольклора. Ее любовь не приносит человеческого счастья и часто приводит к гибели.

В сказе П. Бажова «Медной горы хозяйка» Малахитница влюбляется в Степана и пытается его соблазнить. Однако он честно ей говорит, что собирается женится на девушке Насте. Хозяйка Медной горы за прямоту наградила Степана и помогла ему и его невесте стать свободными. Однако Степан умер рано, оставив Настю вдовой с детьми на руках, а дочь Степана Танюшка стала похожей на Хозяйку Медной горы, так как влюбившаяся в Степана Малахитница наделила девочку своей красотой.

В наследство Танюшке досталась малахитовая шкатулка, подаренная Малахитницей.

Вскоре к Насте пришла женщина-странница, обучившая Танюшку рукоделию, которым девушка смогла обеспечивать семью.

Однако тот, кто видел Танюшку, влюблялся в нее. Герои сказа молодой барин и Поротя потеряли от нее голову и стали несчастными людьми. Танюшка становится роковой женщиной, ведущей людей к гибели.

                                 

Художник Галина Назаренко

Странница оказалась Хозяйкой Медной горы, которая потом забрала девушку с собой. Танюшку больше никто не видел. Скорее всего, она стала помощницей Хозяйки Медной Горы.

«Сказывали, будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видали.»

                             

Вячеслав Назарук картины, иллюстрации. Хозяйка Медной горы

В связи с тем, что богиня Венера связана с медью, образ Малахитницы ассоциируется с данной богиней. Однако в Хозяйке Медной горы больше присутствуют не черты богини любви, а богини земли, либо богини подземного мира. Малахитница выступает хтоническим персонажем, в услужении которой находятся такие же хтонические существа, как земляная кошка, указывающая на подземные клады, Огневушка-Поскакушка — персонификация подземного огня и предвестница появления золота, девка Синюшка – персонификация болотного газа, которая живет в колодце под землей. Следовательно, Хозяйка Медной горы может ассоциироваться с богиней подземного царства.

В сказе П. Бажова Танюшка не является дочерью Малахитницы, однако Насте она становится чужой. Кроме того, у Танюшки один лик с владычицей горы. Поэтому прослеживается мотив матери и дочери, имевший место в других религиях.

Малахитница может ассоцииироваться с греческой богиней Деметрой, а Танюшка с Персефоной. Повелитель царства мертвых Аид похитил и увез Персефону в свои чертоги, разлучив ее с матерью Деметрой, однако последней удалось добиться того, чтобы ее дочь пребывала в царстве Аида осень и зиму, а весну и лето проводила с матерью.

                     

Возвращение Персефоны. Фредерик Лейтон

В «Фастах» Овидия описана римская версия мифа об утерянной дочери Цереры Прозерпине, или Персефоне. После похищения Прозерпины Плутоном безутешная мать покинула небесные чертоги и поселилась у входа в Тартар, который являлся глубочайшей бездной, находящейся под царством Аида. Подземелья Аида могут ассоциироваться с пещерами Медной горы, в которых поселилась Малахитница. Поэтому образ Цереры может быть близок с образом уральского персонажа.

             

Похищение Персефоны. Картина Луки Джордано

В сказе П.Бажова Малахитница также добивается возвращения своей дочери, но в свой потусторонний мир, находящийся в недрах горы, в котором людям нет места, а Танюшке неуютно жилось среди людей в нашем мире и она ждала с помощью памятки, которую подарила ей странница (Хозяйка Медной горы), возвращения в мир, который ей был роднее, чем мир людей. В конце сказа Танюшка превращается в такое же хтоническое существо, как и Малахитница.

Полное собрание произведений Павла Бажова, в которых упоминается Хозяйка Медной горы можно приобрести здесь https://www.litres.ru/163907/?lfrom=515650664

 

Хозяйка Медной горы и похожие на нее образы в других культурах

Хозяйка Медной горы (Малахитница) является мифологическим персонажем легенд Уральских горняков, Гумешевского рудника, которая получила известность благодаря сказам П. Бажова.

Она предстает в образе красивой женщины с волосами цвета воронова крыла, зелеными глазами и платье цвета малахита. Встреча с ней не предвещает человеческого счастья и часто приводит к гибели. Она благоволит только свободолюбивым и смелым рабочим и помогает им, одаривая их богатствами, находящимися в горах. Однако впоследствии эти богатства не приносят молодым людям счастья, они рано умирают, а ее проклятье передается дальше через поколения.

                           

Вячеслав Назарук картины, иллюстрации. Хозяйка Медной горы

Недалеко от Гумешевского рудника расположена гора Азов, дух которой – девка Азовка, часто ассоциируется с Малахитницей.

Однако принадлежность Хозяйки Медной горы к уральскому фольклору, либо финно-угорскому не точна. На уральских заводах часто хозяевами были немцы, либо шведы, поэтому образ может происходит из германоязычного фольклора, так как поведение Малахитницы сходно с поведением немецких и скандинавских горных «принцесс».

Прежде всего следует отметить, что подобные духи либо существа встречаются там, где расположены горы.

Одним из таких примеров служат сказания о немецком средневековом поэте миннезингере Тангейзере, в частности, предания о горе Герзельберг, расположенной неподалеку от Вартбурга, в Тюрингенском Лесу. Эта гора была местом обитания мифической фрау Холле, являющейся покровительницей сельского хозяйства, а также госпожой снежных бурь и вызывает метели. В сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица» фрау Холле помогает трудолюбивым хозяйкам и наказывает строптивых. Также фрау Холле покровительствует умершим некрещенным младенцам и защищает их души после смерти. Данный персонаж имеет черты скандинавской богини Фригг, жены верховного бога Одина и ведет происхождение от древней богини земли, возможно древнегерманской богини Нертус, упоминаемой Тацитом.

                           

Хольда — добрая защитница (1882) Фредерика Вильгельма Гейне

Однако позже фрау Холле в сказаниях о Тангейзере представлена как богиня Венера, а гора Герзельберг называется горой фрау Венус. Тангейзер становится любовником Венеры и живет с ней 7 лет в горе, губя свою душу, так как сожительство являлось грехом.

                             

Картина Джона Коллиера к опере «Тангейзер»

В сказе П. Бажова «Малахитовая шкатулка» Малахитница влюбляется в Степана и пытается удержать его у себя в недрах горы. Однако он честно ей говорит, что собирается женится на девушке Насте. Хозяйка Медной горы за прямоту наградила Степана и помогла ему и его невесте стать свободными. Однако любовь этого существа счастья не приносит: Степан умер рано, оставив Настю вдовой с детьми на руках, а дочь Степана Танюшка стала похожей на Хозяйку Медной горы, так как влюбившаяся в Степана Малахитница наделила девочку своей красотой, в результате чего Танюшка вскоре безжалостно покинула родных и ушла к  Хозяйке Медной горы.

                                 

Художник Галина Назаренко

Необходимо отметить, что элементом Венеры является медь, а Малахитница тоже связана с данным металлом. Поэтому Хозяйка Медной горы и ассоциируется с богиней Венерой.

                             

Отто Книлле – Венера и Тангейзер

В произведении Г. Ибсена «Пер Гюнт» главный герой женится на Зеленой деве, дочери горного короля троллей, а затем покидает ее, предпочитая наш мир потустороннему. Зеленая дева также может являтся параллельным образом Хозяйки Медной горы.

Зимний персонаж фрау Холле может соотносится с героинями сказок Андерсена Снежной королевой и Ледяной девой.

Чертоги Снежной королевы располагаются на Севере, в Лапландии. Королева бездушна и безжалостна: превращает в лед все живое. Ее чертоги напоминают загробный мир. Она, подобно Малахитнице пытается удержать у себя мальчика Кая, сделав его своим помощником.

                         

Иллюстрация Елены Ринго к сказке
«Снежная Королева

Ледяная дева тоже является персонажем северного фольклора, ее чертогами были пещеры в альпах.

«Словно быстрый водопад, застывший в воздухе неровными зеленоватыми стеклянными глыбами, блещет глетчер; одна ледяная скала громоздится на другую. А в глубине пропастей ревут бурные потоки, образовавшиеся из растаявшего снега и льда.. Глубокие ледяные пещеры и огромные ущелья образуют там диковинный хрустальный дворец — обиталище Девы Льдов, королевы глетчеров. Губительная, уничтожающая дева — наполовину дитя воздуха, наполовину могущественная повелительница вод. Она перелетает с одного острого ледяного уступа горных вершин на другой с быстротой серны, тогда как смелейшие горные проводники должны вырубать себе здесь во льду ступеньки. Она переплывает ревущие потоки на тонкой сосновой веточке, перепрыгивает со скалы на скалу, причем ее длинные, белые, как снег, волосы и зеленовато-голубое, блестящее, как воды альпийских озер, платье развеваются по ветру.

— Раздавлю, уничтожу! Здесь мое царство! — говорит она. — У меня украли прелестного мальчика; я уже отметила его своим поцелуем, но не успела зацеловать до смерти. Теперь он опять между людьми, пасет коз на горах, карабкается вверх, все вверх, хочет уйти от других, но от меня ему не уйти! Он мой, я доберусь до него!

И она просила Головокружение помочь ей: самой ей становилось летом слишком душно среди горной растительности, где благоухает мята. Головокружения же носятся тут целой стаей: их ведь много сестер. Дева Льдов и выбрала из них самую сильную, властную и в домах, и на вольном воздухе. Головокружения сидят по перилам лестниц и по перилам башен, бегают белками по краю скал, спрыгивают, плывут по воздуху, как пловцы по воде, и заманивают своих жертв в пропасть. И Головокружение и Дева Льдов хватают людей, как полипы хватают все, что мимо них проплывает. Так вот Головокружению-то Дева Льдов и поручила поймать Руди.»

В конце сказки Ледяная дева губит полюбившегося ей юношу, наградив его своим смертельным ледяным поцелуем.

       

Ганс Христиан Андерсен. Дева льдов [Лоренц Фрюлих]

Образы Снежной королевы и Ледяной девы восходят к древне-скандинавской инеистой богине Скади, представляющей зиму и лед и являющующейся супругой бога Ньерда. Однако согласно саге об Иглингах она родила детей от верховного бога Одина.

Встреча с Хозяйкой Медной горы, Снежной королевой, Ледяной девой не может сулить ничего хорошего для героев. Законы потустороннего мира, по которым живут данные персонажи, губят представителям земного мира. Символы льда и камня в произведениях представляют холодную сущность, враждебную всему живому, а также ассоциируются с миром мертвых, в котором живому человеку лучше не оказываться, так как он либо погибнет либо его жизнь будет лишена человеческого счастья.

Произведения Павла Бажова, в которых часто упоминается Хозяйка Медной горы, можно приобрести здесь https://www.litres.ru/5961788/?lfrom=515650664

Аналоги Персефоны в других мифологиях.

Образ богини Персефоны настолько ярок и привлекателен, что имеет аналоги в других культурах.

Культ Персефоны существовал еще до вторжения греков на Балканский полуостров. Греческий культ богини-девушки Коры, имеющей функции богини плодородия, слился с культом Персефоны, либо шел с ним в один ряд.

Данная богиня имеет образ невинной девушки, которая была похищена богом подземного мира Аидом. Персефона гуляла на лугу и увидела прекрасный нарцисс, в результате чего  перед ней разверзлась земля и девушка была похищена мрачным богом.

Уолтер Крейн. «Похищение Персефоны», 1877

Персефона стала женой Аида, но при этом должна была осень и зиму проводить в царстве Аида, а весну и лето со своей матерью Деметрой.

Несмотря на то, что Персефона-Кора была недовольна своим положением и хотела проводить больше времени на земле, она являлась полновластной царицей Подземного царства, не уступающая своего мужа его наложницам (нимфам Менте и Кокитиде), жестоко расправившись с ними.

При спуске певца Орфея за женой Эвридикой в Подземное царство Персефона ведет себя как невинная девушка, склонная к состраданию: мольбы Орфея растрогали ее и она отпускает с ним Эвридику не смотря на существующие в том царстве законы о невозвращении умерших обратно на землю.

Символами Персефоны-Коры являются нарцисс, желтый крокус и фиалки (символизируют ранний уход из жизни молодых девушек).

Прозерпина в римской мифологии по своему образу идентична Персефоне, только отсутствуют упоминания о ее властности.

Данте Габриэль Россетти. Прозерпина

Этрусская богиня подземного царства Ферсипнея отличается от своих аналогов. В отличие от Коры, которая выступает невинной девушкой, которую похитил Аид, данная богиня является строгой царицей подземного мира, восседающей на высоком троне, на фреске в ее светло-каштановых волосах присутствуют две змеи, являющиеся, вероятно грозными хтоническими символами.

Фреска: Гадес («Айта», справа) и Персефона («Ферсипнея», в середине) возглавляют процессию.

(Гробница Оркуса II, Тарквиния, Италия)

Кельтская богиня Эрекура имела черты Прозерпины, но еще и выступала богиней изобилия.

Иберийская богиня Атаесина, которой поклонялись практически на всей территории Испании, имеет черты и функции Персефоны. Она связана с загробным миром и с весной, возрождающейся и воскрешающейся природой. В источниках об Атаесины отсутствуют упоминания о ее муже, тогда как у вышеупомянутых богинь мужья – боги подземного мира. В иберийской мифологии богом подземного мира является рогатый Коронус, который в отдельных источниках является мужем речной богини плодородия Набии. Однако Атаесина тоже упоминается как богиня-девушка и богиня-весна.