Рубрика: загробный мир

Пульс

11 августа 2006 года состоялась премьера фильма ужасов Джима Сонзеро «Пульс». В фильме рассказывается о том, что лаборатория научно-исследовательского центра работала над принципиально новой технологией. В результате исследований были найдены новые частоты сверхширокого диапазона радиосвязи. Исходом экспериментов стало проникновение призраков в наш мир, которые подвергли атаке основную часть населения города. Вскоре город вымер и его основным населением становятся призраки без души.

Спасти от призраков может только оклеивание помещения красной лентой изнутри. Она их удерживает. Призраки связаны с компьютерной сетью и с электричеством, а также с программами.

В связи с тем, что данный фильм является ремейком одноименного японского фильма, то в нем явно задействован японские фольклор и мифология. Призраки в «Пульсе», вероятно, являются юрэями японской мифологии, призраками умерших людей, погибшие насильственной смертью, а также мертвецов, над которыми не было совершенно положенных обрядов, душами вероотступников, которым ни нашлось места ни на земле, ни на небе. Юрэи являются вредоносными духами, которые не найдя покоя, бродят по земле, в надежде на отмщение.

   

Иллюстрация Мэтью Майера

Интересным моментом является и то, что предметом спасения от призраков является красная пленка.  Красный цвет в синтоизме является символом жизни, солнечной энергии и языков пламени, несущих в себе силу очищения от пороков и невзгод. Многие святилища религии синто окрашены в красный цвет. Тории, ритуальные врата, установленные перед входом в данные святилища, окрашены также в данный цвет. Считается, что тории обозначают вход в «другой, потусторонний мир».

Красный цвет в японском фольклоре

Красный цвет в японском фольклоре, в частности в синтоизме, означает наряду с белым небо и является цветом высшего мира.

Однако красный цвет в японской культуре неоднозначен. Он является цветом, обозначающим границы между миром живых и миром мертвых. Примером для этого служат ритуальные врата перед синтоистскими храмами – тории, которые выполняют функции границ между параллельными мирами. В некоторых префектурах Японии этот цвет является цветом преисподней, так как связан с огнем, громом, который породила богиня Подземного царства Идзанами. Сама богиня часто изображается либо в белых, либо в красных одеждах, похожих на полыхающий огонь.

Цветами смерти, которые растут на японских кладбищах, считаются огненно-красные лилии хингабаны.

Часто в японских легендах представлен образ отвратительной ведьмы в красном, которая принадлежит к разряду юрэев, призраков умерших людей, погибших насильственной смертью, а также мертвецов, над которыми не было совершенно положенных обрядов, душами вероотступников, которым ни нашлось места ни на земле, ни на небе. Юрэи являются вредоносными духами, которые не найдя покоя, бродят по земле, в надежде на отмщение.

В японском фильме ужасов 2006 года «Грешные женщины» представлен злой дух женщины в красном, безжалостно убивающим людей. Этот дух соответствует духам женщин в белом, представленным в японских фильмах «Проклятие», «Звонок», а также в японских легендах о женщинах-привидениях, убитых своими мужьями.

Ликорис лучистый

Ликорис лучистый – это луковичное растение из семейства лилейных. Его завезли в Японию из Китая через Корею в 14 веке. Это красивая и эффектная лилия огненно-красного цвета, которая своими выпирающими тычинсками напоминает сполохи пламени. Иногда встречаются белые цветки.

Цветение этого цветка приходится на японский буддийский праздник Хиган, приходящийся на день осеннего равноденствия и считающийся днем поминовения усопших. Японцы называют ликорис лучистый хиганбана. Он считается цветком Западного рая будды Амитабха.

Вместе с тем, в японской культуре отношение к этому цветку негативное. Из него не делают экибаны, он не служит предметом искусств. Этим цветком обычно засаживают погосты и кладбища. Считается, что он охраняет покой мертвых. В синтоизме его часто называли цветком преисподней. Красный цвет в японской культуре часто выступает пограничным цветом между нашим миром и миром мертвых. Примером для этого служат ритуальные врата перед синтоистскими храмами – тории, которые выполняют функции границ между параллельными мирами.

Ликорис лучистый напоминает горящее пламя. Японская богиня Идзанами, жившая в ёми-но куни, стране мертвых, находящейся в подземном мире, порождает на свет олицетворения грома, земли, гор и уродливых фурий, которые были связаны со стихией огня. Этот огонь и напоминает поле цветущих красных лилий.

Окраина города-2

Дорогие друзья!

На днях я поехала в банк менять карточку. Находилось отделение банка на окраине города. Там было несколько улиц со старыми домами и зданиями, неровными дорогами, а также перекресток, состоявший из четырех дорог, одна из которых вела в тупик, состоявший из ветхих зданий, в которых раньше располагались организации. Народу никого, кромешная тишина.

Сначала вид окраины у меня вызвал неприятные чувства, а затем я почувствовала, что в этом что-то есть. Эта пустота завораживала. Эти места имели энергетику прошлого, свою историю…Это место по-своему прекрасно… Недаром про окраины городов слагались легенды и страшные истории. Окраины городов считались опасными местами, в которых селились демонические существа.

Побыв в этом месте и прочувствовав его энергетику я и решила написать пост про окраины городов. Меня вдохновило еще то, что в Древней Месопотамии слагались легенды о существах и демонах, появляющихся на окраинах городов. Эти легенды перекочевали на Ближний Восток, в Древнее Иудейское царство, а потом и в Европу.

Перекресток четырех дорог, а также дорога ведущая в тупик в месте, которое я посетила по дороге в банк, почему-то мне напомнили о загробном мире либо входе в него.

Так и родился мой пост. Мне всегда нравились необычные и нестандартные места, которые притягивают своей жуткой и завораживающей красотой. Во всем надо искать хорошее, так как во время посещения разных мест на ум могут прийти разные мысли, а также информация о пути решений каких-либо проблем.

Окраина города

Демоны, призраки, ведьмы предпочитают селиться в местах, враждебных человеку. Как правило, это окраины городов, старые города, заброшенные места, районы вблизи кладбищ, пустоши и т.п.

Окраины городов считались опасными местами, в которых селились демонические существа.

 Одним из таких существ является персонаж английской сказки Мистер Майка, промышлявший людоедством.В сказке мальчику Томми запрещено было убегать с улицы, так как Мистер Майка жил на окраине города, либо в пустоши рядом с городом.

В иракском фольклоре дами является великаншей, нападающей на людей и поедающей их. Она появляется, как призрак, на окраинах городов. В одной из легенд дами живет в пустыне рядом с городом, а затем посещает дом, чтобы полакомиться человеческим мясом. Спастись от нее не представляется возможным.

Местообитанием кровожадных упырей арабского фольклора гулей являются развалины, отхожие места, кладбища. В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова, а затем поедают их, либо выпивают их кровь. Развалин, в которых селятся гули, полно на окраинах городов.

Окраина города является своего рода загробным миром для появившихся в ней путников, так как ее населяет нечистая сила.

Вампиры Вавилона и Ассирии

Народы Вавилона верили в существование темных и злых сил, злых духов и привидений. Их жертвой мог стать заблудившийся человек, который забредал один, в особое место, где подвергался нападению. Вавилоняне считали злыми духами прежде всего тех, кто не мог упокоится в своей могиле и поэтому постоянно выходил на поверхность и слонялся по земле, вторыми считались ужасные существа, которые являлись наполовину демонами, наполовину людьми. Третий класс составляли черти, которые могли вызвать ураган или песчаную бурю, а также наслать на людей чуму и другие эпидемии.

Злой демон Утукку был призраком, который практически все время выступал как злая сила, потому что он был одним из тех, кого вызывали из мертвых.

         

Иллюстрация Мэтью Демино

Экимму – это душа умершего, которая не может обрести покой и скитается по земле, ожидая случая, чтобы схватить живого человека. Особенно она любит прятаться в пустынных или зловещих местах. Если умершего забыли и на могилу не принесли подношений, голод и жажда заставят его дух выбраться из Подземного царства в поисках пищи, в которой он нуждается. Как и вампиры в Восточной Европе в наши дни, Экимму вавилонян был очень навязчивым духом, и изгнать его было крайне сложно. Если он не мог обрести покой в подземном мире, он вскоре возвращался и преследовал тех, кто при жизни общался с ним.

У ассирийцев считалось, что Экимму может появляться в доме. Как и вампир, он может проходить сквозь стены и двери. За ним следуют разнообразные несчастья, в том числе разрушение дома, и редко его владелец, если не вся семья, не умирает через некоторое время.

Ван-му Шичжэ

В древнекитайской мифологии ван-му шичжэ являются служанками богини Си-ванму, владычицы Запада (страны мертвых, которая располагалась далеко на Западе). В наиболее древних текстах ван-му шичже являются тремя синими птицами с красными головами и черными глазами, приносящие еду хозяйке. В более поздних вариантах это прекрасные девы, имеющие имена: Ван Цзыден, Дун Шуанчэн, Ши Гунцзы.

Богиня Си-ванму живет на горе Кунълунь, где стоит ее дворец и имеются висячие сады. Из-за своей связи с Западом, богиня согласно китайской традиции относится к стихии металла. Иногда ее называют золотой матушкой.

       

Нефритовые чертоги богини Си-ван-му на берегу Яшмового озера (с картины эпохи поздней Мин)

Ван-му Шичже ассоциируются с синим цветом (в переводе нередко – зеленом). В китайской языковой картине мира синий и зеленый цвета не имеют определенного обозначения. Данные цвета ассоциируются с элементом Дерева и со стихией Ветер. Таким образом, синие девы дополняли богиню Си-ванму. Ван Цзыден передавала приказы богини, ездила к мировому дереву Фусану, на острова бессмертных, а также в столицу мрака Сюанду. Ван Цзыден славилась игрой на струнных инструментах, Дун Шуанчэн известна своей игрой на губном органчике, Ши Гунцзы – на металлическом гонге.

 

Феи горы Поупа

Для мьянма характерен культ гор. Почитание гор пронизывает всю мифологическую систему мьянма. Также распространена идея прародины, находящейся в горах, в некоторых легендах это первоначальное обиталище становится раем, куда идут души праведников.

Поупа у мьянма – священная гора, обитель богов, расположенная в Нижней Мьянме. Поупа поднялась среди равнины после землетрясения и вулканического извержения. Считалось, что она является домом духов – натов и их главы Махагири. Наты – это бирманские наги, змеелюди, обитающие под землей и в водных источниках. В пещерах Поупы, считающейся прародиной многих тибето-бирманских народов Мьянмы, обитают феи, питающиеся цветами.

Бирманский воин Бьятта, участвовавший в завоевании государства мон Татон, вступил в связь с феей, обитающей в пещерах горы Поупа, в результате чего опоздал с подношением цветов королю Анораттхе, за что поплатился жизнью. После смерти Бьятта становится духом-натом  горы Поупа.

Феи мьянма, живущие на горе и питающиеся цветами, могут сближаться с бессмертной феей Ма-гу китайской мифологии, жившей на горе в провинции Магушань, где занималась приготовлением снадобья бессмертия. Ма-гу выступала спасительницей попавших в беду людей. В корейской мифологии ей соответствует фея Маго Хальми, также связанная с горами и спасающая людей от несчастий, а также фея горы Сондо.

Шумерские демоны

Мифология шумероязычного населения Древней Месопотамии повлияла на фольклор народов, которые стали проживать на данной территории позже, а также на фольклор народов Ближнего Востока и Европы.

Так, три шумерских демона – Лилу, Лилиту и Ардат Лили сыграли рол в происхождении злого духа Лилит в иудейской демонологии, которая первоначально была женой Адама, а затем стала демоном, соблазняющим мужчин и вредящим младенцам. Лилу являлся инкубом, т.е. соблазнителем женщин, а Лилиту – суккубом. Ардат Лили переводится как «служанка Лилит». Она выступала в облике молодой девушки, собирающейся вступать в брак. Нередко ее имя было связано с упоминанием проституции.

                   

рельеф Бёрни (англ.)русск. («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей

С иудейским демоном Лилит, наносящей вред детям, сближался демон в аккадской мифологии – Ламашту, имеющий шумерское происхождение. Это была львиноголовая женщина, поднимающаяся из подземного мира, насылающая на людей болезни, похищающая детей, насылающая детские болезни. В шумерской мифологии ей соответствовала Димме. Образ Ламашту мог повлиять на происхождение образа иракского демона дами, великаншей, нападающей на людей и поедающей их. Она появляется, как призрак, на окраинах городов. В одной из легенд дами живет в пустыне рядом с городом, а затем посещает дом, чтобы полакомиться человеческим мясом и выглящей, как и Ламашту, наполовину животным. Спастись от нее не представляется возможным. В шумерских текстах Ламашту упоминается с другими демонами – Алу, утукку и гала.

Гала в шумерской мифологии были демонами подземного мира, отвечающие за излов душ умерших.

Демонический вампир Алу атаковал спящих людей, что приводило их к гибели.

Демоны утукку были духами непогребенных людей, которые летали среди живых. Они вызывали у людей болезни шеи, груди и внешние повреждения.

Одной из разновидностью утукку были экимму. Ими становились те, которым было отказано во входе в загробный мир и которые были обречены скитаться по свету. Человек превращается в экимму, если умирает насильственной или нечистой смертью. Например, им мог стать человек, умерший в пустыне. Экимму внушали большой страх, так как могли принимать облик любого из живущих. Экимму вселялись в людей, изгнать его не представлялось возможным. Также экимму появлялись в доме в виде предзнаименований смерти, плача как ирландские банши либо славянский водяной дух  — Белая баба.

                 

            Рисунок Йигита Короглу. Экимму

Черный цвет в детских страшилках

Фольклор является отражением жизни определенного общества.

В 70-е годы двадцатого века зародились детские страшилки, которые передавались из уст в уста.

Эти годы были годами застоя: очереди в магазинах, тоталитарный режим, боязнь гласности. Также отсутствовала информация о совершенных преступлениях, например, о появление маньяков и серийных убийц в местности и исходящей от них опасности. А между тем, слухи среди населения ходили, например о жертвах. Это отражалось и на детях, которые боялись непонятной им опасности, так как родители зачастую не знали, как объяснить им о существовании людей, представляющих опасность. Все эти вещи, а также предметы быта отразились на детском сознании в виде страшилок.

Героями детских страшилок являлись, как правило, дети, которые были вынуждены противостоять злу – существу из сказок и старинного фольклора (черт, ведьма, домовой, Пиковая дама и др.), а также вредоносному предмету.

Вредоносными предметами выступали платье, колготки, ленточка, пианино, занавески, шторы, кукла, автобус, трамвай, автомобиль, приемник, цветы и др.

Особенное значение придается цвету вредоносных предметов.

Черный цвет (черный черт, черный гроб на колесиках, черный автомобиль, черная ленточка, черные занавески, черная простыня, черные розы, черный тюльпан и т.д.) выступал цветом потустороннего мира и траура. Он ассоциировался с похоронами и нес смерть. Появление черного цвета указывало на опасность, исходящую из потустороннего мира, а также несущую смерть.

Особое место в детских страшилках уделено такому цветку как черный тюльпан. Черный тюльпан является символом любви, однако в детских страшилках он выступает как самостоятельным демоническим существом из потустороннего мира, поработившим девочку, которая освободилась от него, уничтожив злополучный костюм черного тюльпана, из которого вылез демонический цветок, так и вместилищем инфернальных рук, которые душат людей.

Сюжет с черным трамваем похож на мотив попадания ребенка в потусторонний мир, который напоминает кладбище, перед которым дети испытывают страх. Этот потусторонний мир символизирует детскую безысходность и беспомощность, а неожиданное спасение мальчика от входа в трамвай и преображение улицы в полную жизни и света означает надежду детей на выходы из проблемных ситуаций.

Интересен мотив автобуса с черными шторками, выступающими символами траура. Это средство передвижения несло смерть тем, кто в него садился.