Рубрика: загробный мир

Мэри с Воскресенского кладбища.

В Чикаго распространена легенда о призраке – прекрасной голубоглазой блондинке в белой одежде, появляющейся перед людьми с 1934 года. Считается, что эта девушка по имени Мэри похоронена на Воскресенском кладбище, расположенном на окраине Чикаго. Согласно легенде, Мэри погибла в автомобильной катастрофе ночью 1934 года, возвращаясь с танцевального вечера, проведенного в танцевальном зале О. Генри. Водители рассказывали, что одетая в бальное платье девушка пыталась вспрыгнуть на капот движущегося автомобиля или что девушка в белом внезапно появлялась на дороге и просила подбросить ее до заведения О. Генри. Когда зал закрывался, девушка просила кого-нибудь подвезти ее домой, но будто бы исчезала из машины, когда та проезжала через Воскресенское кладбище. Или же она просила водителя остановиться у кладбища, где выходила и проходила сквозь запертые ворота.

После реконструкции Воскресенского кладбища в середине 1970-х годов легенды о ней получили еще большее распространение. Ее видели и подсаживали в машину во многих окрестных местечках, и она всегда просила водителя ехать мимо кладбища.

Виктор Борисов-Мусатов. Призраки

Огни, предвещающие смерть

Такие огни плывут над землей и предвещают смерть. Они могут быть красными, белыми и голубыми. Их можно увидеть как внутри, так и вне помещений. Они могут перемещаться рядом с землей, на порядочной высоте, цепляться за крышу дома, где живет обреченный, или же возникают рядом с несчастным. Ввиду того, что они появляются в болотистой местности, их происхождение может быть связано с болотным газом. В соответствии с другой теорией, таинственные огни являются порождением определенных атмосферных условий. Однако в фольклоре имеется множество рассказов о сверхъестественном происхождении огней, предвещающих смерть.

И снова про облака

Облака играют большую роль в мифологии и фольклоре, так как их вид наводит на сверхъестественное.

В мифологии казанских татар злой многоголовый дракон аждарха живет на морском острове, на который его переносит облако.

Дракон Балаур в румынской мифологии чаще всего живет в облаках.

Бог грома в западносемитской мифологии Ваал часто описывался скачущим на облаке.

Волшебник Мерлин был заключен феей Вивианой в воздушную темницу Броселианды, располагающейся на облаках.

В греческой мифологии представлена богиня облаков Нефела, являющаяся матерью Фрикса и Геллы, которых хотела погубить их мачеха Ино. Своими кознями Ино вызвала в стране засуху и, чтобы избавиться от нее, потребовала принести Фрикса и Геллу в жертву Зевсу. Нефела спасла своих детей, окутав тучей, она отправила их на златорунном баране в Колхиду. Однако Гелла погибла в пути, упав в воды пролива, получившего имя – Геллеспонт, а Фрикс достиг владений царя Ээта в Колхиде.

Агулшап

В абхазском нартском эпосе агулшап является хтоническим чудовищем, драконом, завладевшим водными источниками и за разрешение пользоваться водой требующий в виде дани красивую девушку. В борьбу с ним вступает положительный герой нартского эпоса Сасрыква, которому удается отсечь голову у дракона, однако на ее месте тотчас отрастает новая. Лишь когда Сасрыква догадывается присыпать это место золой, агулшап оказывается побежденным. Это может сближать агулшапа с лернейской гидрой греческих мифов, которая похищала скот и опустошала земли в окрестностях Лерны. У нее было 9 голов, из них одна – бессмертная. Когда Геракл отрубал одну из голов, на ее месте отрастали две. Тогда друг Геракла Иолай стал прижигать свежие раны гидры горящими головнями, так что головы уже не отрастали вновь. Отрубив последнюю, бессмертную голову, Геракл закопал ее в землю, привалив тяжелым камнем.

Антонио дель ПоллайолоСражение Геракла с лернейской гидрой Ок. 1475 года

Болла и Кучедра

Болла  — дракон из албанского фольклора. У него длинное змеиное тело, четыре лапы и маленькие крылья. Этот дракон спит целый год, но в день св. Георгия просыпается и его серебристые глаза изучают мир до тех пор, пока не найдут человека. Болла пожирает его, закрывает глаза и засыпает снова.

На двенадцатый год болла превращается в рогатого огнедышащего дракона Кучедру о девяти языках, с гребнем и большими крыльями. Кучедра вызывает засуху и живёт человеческими жертвами. Иногда появляется в виде волосатой исполинской женщины с большими грудями, что может быть связано с влиянием тюркского фольклора, так как Османское вторжение на территорию Албании в первой половине XIV века  ознаменовало новую эру в её истории и внесло огромные изменения в культурную жизнь этого региона.  Втюркском фольклоре встречается персонаж албасты, представляющаяся в облике уродливой женщины с длинными распущенными желтыми волосами и такими длинными грудями, что она закидывает их за спину. Албасты может превращаться в животных и неодушевленные предметы. Она также связана с водной стихией и обитает вблизи водоемов. Албасты насылает на людей болезни, вредит детям и рожаницам. Она крадет легкие (сердце, печень) рожаницы и спешит с ними к воде. Как только албасты положит их в воду, женщина умрет. Согласно поверьям, албасты может пить кровь жертвы. Образ албасты восходит к глубокой древности и имеет отголосок культа богини-матери и богини плодородия в разных культурах.

Бугенвиллия

Родина этого прекрасного растения – Южная Америка. Согласно древней индейской легенде Ataahua ― так называли бугенвиллею коренные жители Южной Америки, когда-то была прекрасной девушкой. Злая колдунья позавидовала ее красоте и превратила в лиану с невзрачными мелкими цветами. Но боги сжалились над несчастной и позволили ей «цвести» листьями, но зато непрерывно.

Сейчас бугенвиллия растет повсеместно.

Роман Стивена Кинга «История Лизи» вышел в 2006 году. В нем рассказывается о Лизи Лэндон, потерявшей мужа Скотта, который был известным писателем. Основой романа является путешествие Скотта в потусторонний мир, который он называл «Мальчишечьей луной». В загробном мире романа упоминаются  преимущественно красные цветы.

«…Лизи увидела не кровь, а свет: потрясающий оранжевый свет, который наполнил её сердце и разум невероятной смесью радости, ужаса и печали. Не приходилось удивляться тому, что она столько лет подавляла это воспоминание. Слишком оно было сильным. Чересчур сильным. Свет, казалось, придавал шелковистости вечернему воздуху, и крик птицы ударил в ухо, как стеклянный шарик. Дуновение ветерка наполнило её ноздри экзотическими ароматами: красного жасмина, бугенвиллии, пыльной розы и, Господи, распускающегося по ночам эхино-цереуса.»

Когда муж Лизи приводил ее в потусторонний мир, вход в него описывался так:

«На мгновение они были не под конфетным деревом, не под снегом, а совсем в другом месте. Тёплом, наполненном тусклым красным светом. Издалека доносилось пение птиц, воздух благоухал тропическими ароматами. Некоторые она узнала: красный жасмин, белый, бугенвиллия, мимоза, запах влажной земли, на которой они стояли на коленях, прильнув друг к другу, как влюблённые, каковыми они, собственно, и были, но названия самых сладких ароматов она не знала, а знать так хотелось!»

Самым распространенным цветом бугенвиллии является пурпурный. Он может ассоциироваться с богиней Подземного царства Персефоной, так как ее нередко изображали в этих цветах, а на Элевсинских мистериях ей несли в дар пурпурную либо фиолетовую ткань. Данный цвет является символом власти.

 

Вишапы

В армянском фольклоре вишапами называются драконы, персонифицирующие грозовую бурю, смерч или грозовые облака. Большой вишап может поглощать солнце, отчего происходит затмение. Вишапы живут в высоких горах, больших озерах, на небе, в облаках.

В армянском эпосе вишапами являются чудовища, завладевшие водными источниками. В обмен на воду они вынуждают приносить им в жертву девушек. Это сближает вишапов с грузинскими драконами вешапи, которые захватывают водные источники (колодца, реки, озера); за пользование водой требуют в качестве выкупа девушек. В эпосе об Амирани упоминаются белый, красный и черный (огнедышащие) драконы.

Вишапы близки к дракону адыгского фольклора — Бляго, который перекрывает реку и дает воду жителям, лишь получив от них в дань девушку.

Связь вишапа с водой может сближать его со славянским драконом ламя, которое имело тело змеи и собачью голову и было связано со стихией воды, так как селилась на дне моря, возле колодцев, рек и озер, требуя с людей дань взамен на воду. Своими корнями образ ламя связан с древнегреческой Ламией, в античной мифологии полудевой-полузмеей, сосущей кровь своих жертв, вера в которую прошла через все Средневековье.

 

Еми-но куни

Еми-но куни – в японской мифологии страна мертвых, расположенная в «нижнем мире», подземное царство. Представление об этом мире у японцев бытует как об удаленном и темном месте, соприкосновение с которым оскверняет и требует ритуального очищения.

Еще данная страна называется «страной желтого источника». Данное название заимствовано из древнекитайской мифологии, в которой души умерших отправляются к Желтому подземному источнику.

Родив бога огня Кагуцути, японская богиня Идзанами заболела и умерла, отправившись в еми-но куни. Ее супруг бог Идзанаки пытался ее вернуть в верхний мир, но богиня, подобно Персефоне, отведавшей плод граната в царстве Аида, употребила пищу подземной страны и также, как греческая богиня Подземного царства, стала обитателем мира мертвых, которым заказано возвращение в мир живых. Идзанами рождает страшных богов грома, а на теле у нее ползает несметное количество червей. Супруг богини, увидев такое зрелище, обращается в бегство, а Идзанами посылает за ним в погоню богов грома и уродливых фурий подземной страны, а затем преследует его сама. Супругу удается спастись от нее с помощью магических предметов.

 

Идзанами и Идзанаги. Картина художника Кобаяси Эйтаку конца XIX века.

Богиня Идзанами часто изображается в белых либо красных одеждах и часто связана с огнем. Это сближает ее с богиней Персефоной, ассоциировавшейся с пурпурным цветом, так как пурпурную ткань подносили в дар богини на Элевсинских мистериях. Пурпурный цвет является аналогом красного и также связан с загробным миром.

Змей Балаур

Балаур – в румынской мифологии змей, в которого превращается обычная змея, если ее никто не видит 7, 9, 15 или 100 лет: она становится ростом с быка, у нее вырастают несколько голов, крылья и ноги. Иногда Балаура описывают как человека с хвостом и крокодиловой головой.

 Балаур живет в озерах, болотах, но чаще всего – в облаках. Балаур высасывает воду из рек, а затем извергает ее обратно на землю в виде дождя, ливня, града. Этот змей является персонажем многих румынских сказок, где он олицетворяет зло, которое обычно побеждает положительный герой Фэт-Фрумос.

Из за своей связи с водной стихией Балаур может сближаться с южно-славянским драконом ламя, имевшим собачью голову, селившимся на дне моря, возле колодцев, рек и озер, требуя с людей дань взамен на воду.

   

Иллюстрация Бреда МакГинти

Бляго

Бля́го  — в адыгской мифологии дракон, олицетворение злых сил природы, в частности дождя, который он низвергает из своей огромной, тумана  или белого облака, закрывающего небо; выдыхаемый им воздух валит наземь.

Бляго перекрывает реку и даёт воду жителям, лишь получив от них в дань девушку. Связь дракона с водой может сближать его со славянским драконом ламя, которое имело тело змеи и собачью голову и было связано со стихией воды, так как селилась на дне моря, возле колодцев, рек и озер, требуя с людей дань взамен на воду. Своими корнями образ ламя связан с древнегреческой Ламией, в античной мифологии полудевой-полузмеей, сосущей кровь своих жертв, вера в которую прошла через все Средневековье.

Когда бляго погибает в схватке с богатырём, в его чёрной крови плавают трупы девушек. Обычное место пребывания бляго — подземный мир. Змея в фольклоре ассоциировалась с миром мертвых и преисподней, а также нередко охраняла вход в подземное царство. И этим он сближается со Змеем Горынычем, который живет за мостом через реку Смородину, отделяющую мир живых от мира мертвых. Он является стражем между мирами и не охраняет вход в иной мир. В болгарской сказке эту роль могла исполнять Ламия, которая  в сказке «Три брата и Ламия» жила за садом, находившимся у моста.

   

Иллюстрация Виктора Паунова

В легендах и сказках  герой  в упорной борьбе убивает бляго и освобождает пленницу.