Рубрика: загробный мир

Гули в книге Некрономикон

В книге безумного йеменского поэта Абдула аль-Хазреда, посетившего южноаравийскую пустыню Руб-эль-Хали, «Аль-Азиф» (Некрономикон), написанной около 700 г. н.э., самыми отвратительными существами являются гули, или упыри. Они во многом похожи на людей, но их породу выдают клыки и чудовищные черты лица.

Гули могут входить в половые сношения с людьми. В определенных обстоятельствах человек без труда превращается в гуля. Однако обратное превращение невозможно.

Сведения о гулях имеются еще в домусульманском фольклоре древних арабов. Позднее образ гулей получил распространение и в мусульманской мифологии, в которой гули считаются существами, особо враждебными к людям. Согласно поверьям – гули – это джинны женского пола одного из отдельно взятых народов. Мужской аналог гуля имеет название кутруб, но о них мало сообщений. Так что гулей прославила излишняя враждебность к людям, поэтому у этих существ мы можем наблюдать матриархальные взаимоотношения.

   

Иллюстрация Микеля Регодона Харкнесса

Души усопших

Наравне с другими индоевропейскими народами славяне сохранили множество рассказов о превращении усопших в легкокрылых птиц, в виде которых они навещают своих родственников. Как скоро душа покидает тело, она, смотря по характеру своей земной жизни, принимает образ той или другой птицы, преимущественно белого голубя или черного ворона. Славяне думали, что душа покойника в продолжении сорока дней летает с ангелом в неведомом мире, являясь каждую ночь в свой дом, где она в виде голубки купается в нарочно поставленной воде.

   

Картина Качева Константина

В одной народной легенде рассказывалось, что на кровле бедного дома сидело три голубя, проходил мимо путник и зашел в дом. Увидел, что несчастная мать, не имея средств прокормить трех маленьких детей, умертвила их, а голуби – это три божьих ангела, прилетевшие за душами младенцев, чтобы отнести их на небо.

В южнорусских преданиях сообщается, что невинная душа вылетает из тела белым голубем, а грешная – темноцветным или иной какой птицей.

   

В Подолии известна песня, как из могильного холма выросло дубовое деревцо и как прилетал и садился на его ветви белоснежный голубок.

Замок Чэриот

Это легендарный замок, упоминаемый в рыцарских романах Артуровского цикла. Он мог принадлежать фее Моргане, сестре короля Артура и находился в стране Горре, стране без возврата, которую еще называют стеклянным островом или потусторонним миром.

Фея Моргана проникается страстью к рыцарю Ланселоту, который отвергает ее любовь. Застав однажды Ланселота спящим, Моргана с помощью чар погружает его в еще более глубокий сон и приказывает своим рыцарям перевезти его в замок Чэриот. Когда чары рассеиваются, три королевы, являющиеся злыми феями, объявляют ему. Что он должен выбрать, кто из них станет его любовницей или он навсегда останется в замке Чэриот. На счастье рыцаря его вызволяет из заточения девица из свиты королевы Морганы.

   

Рассел Флинт. Фея Моргана

Также в замке Чэриот произошла ссора феи Морганы и феи Себилы, описанная в романе «Пророчества Мерлина». Каждая из фей обвиняла другую в том, что та украла у нее любовника. Себила схватила Моргану за волосы и таскала ее по лестницам и переходам замка, после чего покинула Чэриот, оставив Моргану лежать полумертвой. Три дня спустя Моргана пришла в себя и отправила гонца к королеве Северного Уэльса (тоже злой фее) и просила передать ей, что умирает, но перед смертью хотела бы отомстить Себиле. Себила, находящаяся во владениях королевы Северного Уэльса, просит хозяйку помочь ей примириться с Морганой. Обе феи приехали в Чэриот, королева Северного Уэльса напомнила Моргане, как она сама в подобной ситуации простила Моргану и Сибилу, когда они обманули ее.

   

Картина Френка Купера «Четыре королевы находят спящего Ланселота»

Нечистая сила в церкви

Согласно поверьям, в церкви часто являются сверхъестественные существа, мертвецы и нечистые могут по ночам отправлять в церкви свои службы. Нечистая сила живет при церквях, на кладбищах, мельницах, казенных зданиях, например в училищах.

Сверхъестественных обитателей церкви называют в поверьях церковниками. Данное название отмечено на Русском Севере, и под ним подразумевается покойник, привидение, появляющееся чаще всего на церковной колокольне. Церковник имеет вид старика в белых одеждах или в белой шапке и сходен с колокольным маном. Колокольный ман — это нечистый дух, покойник, появляющийся на колокольне, как правило, в полночь. Колокольный ман может быть покойником из колдунов, греховным человеком, которого не принимает земля. Он может обитать на колокольне, в церкви и на кладбище. Существует легенда о том, как девушка сорвала с мана красный колпак, а покойник пришел к ее дому и начал требовать его. Девушка, уставшая от криков мана, вышла в сени, затем на крыльцо, и протянула руку с колпаком. Однако ман схватил ее за руку и утащил. На следующий день труп девушки нашли возле дома.

   

Куршин А. Никольская церковь

Башня Слез

Это легендарный замок Артуровского цикла, упоминаемый в рыцарских романах и в трудах средневековых хронистов.

Данный замок отделяет от внешнего мира водная преграда. Также отличительной чертой замка является вращающаяся железная башня, которая может быть украшена человеческими головами.

Башня Слез обладает чертами, присущими обиталищам потустороннего мира.

Башня Слез имеет двойника в ирландской кельтской традиции: Это башня Красного рыцаря (Красная башня), или владения великанов-фоморов, иными словами – крепость в потустороннем мире, противопоставленная счастливым западным островам.Точно также , как в рыцарских романах скрылись под масками королей языческие боги, чертами представителей страны мертвых оказались те, с кем они враждовали. Одной из характерных черт страны мертвых является красный цвет: красные доспехи рыцаря или Красная Башня, в которой обитает враг короля Грааля. Типична и связь Красной Башни со страной мертвых: стены и крепости в ней – красного цвета, а поскольку ее охраняют жабы и змеи (архетипические животные подземного мира), скорее всего это и есть страна мертвых.

   

Артур Хагес. Гарет спасает Лионор, защищая ее от Красного рыцаря.

Мертвяки

В русском фольклоре это живые покойники. Мертвяки в поверьях сближаются с покойниками, скончавшимися, но продолжавшими жить людьми. Мертвяки мстят живым из зависти за то, что те сохраняют еще дыхание и теплую кровь и пользуются всеми благами живой жизни. Они, а иногда их образы-бесы приходят в семью, чтобы погубить остальных его членов. Зачастую они приходят к тоскующим женам. Спасти от них может пение петуха или вмешательство другого духа, а также различные обереги. Могилы подозреваемых в ночных хождениях покойников раскапывали, пробивая спины осиновым колом.

Во времена славянского язычества люди также боялись мертвых и чтобы их умилостивить, приносили им требы.

 

Алексей Саврасов. Сельское кладбище в лунную ночь. 1887

Владычица Озера

В романах Артуровского цикла имя Владычицы Озера носят несколько персонажей.

В романе «Пророчества Мерлина» Владычица Озера является возлюбленной чародея Мерлина. Именно она сковывает Мерлина чарами и навсегда отрезает его от внешнего мира.

В романах цикла «Вульгата» она раздваивается на Владычицу Озера, воспитавшую рыцаря Ланселота, и Ниневу, возлюбленную Мерлина.

В романы Артуровского цикла Владычица попала из кельтского язычества. Водные божества были исключительно популярны в кельтском обществе, поскольку в их ведении находилась вода, ассоциируемая с самой жизнью. Кельтской нимфе источников Ковентине поклонялись во всех западных провинциях Римской империи. Следы этого поклонения сохранились в валлийских и ирландских легендах, где озера, колодца и ручьи считались владениями фей. Помимо Владычицы Озера, романы упоминают также дев ее свиты, которые также обладают магическими способностями. Одна из дев Озера зовется Нимуе.

Рыцарские романы рисуют Владычицу Озера могущественной волшебницей, хозяйкой скрытого за водой или под водой замка. Именно к подводной обители привозят лишившегося меча Артура чародей Мерлин. Из воды поднимается рука с мечом Эскалибуром. Владычица Озера позволяет забрать меч королю Артуру, взяв с него обещание, когда придет срок, исполнить некое ее желание.

Ассоциация Владычицы Озера с Эскалибуром восходит к культу священных озер с захороненными в них особо прославленными клинками, которые жрицы, в чьем ведении находилось то или иное озеро, в особых случаях поднимали из воды.

   

«The Lady of the Lake Steals Lancelot from his mother», Rhead’s half-page illustration for Tennyson’s Elaine.

Болото в русском фольклоре

В верованиях русских крестьян определенные пространства могут соотноситься с местами концентрации разнообразных сверхъестественных сил. Прежде всего, это вода, занимающая особое место в верованиях восточных славян. Вода – естественное местообитание водяного, русалки, но кроме них, лихорадок, черта и даже лешего. По мнению русских крестьян, черт боится огня, а в воде селится. Нечистая сила вообще любит воду и не упускает возможности поселиться в ней.

Часто леший и разнообразная нечисть обитают, показываются в таком опасном, двойственном месте (ни вода, ни земля) месте как болото.

Подобно оврагам, провалам, ущельям, болото – опасное, неопределенное (ни вода, ни земля) место, излюбленное нечистой силой. Согласно общерусским поверьям в болоте селили бесов, водяного, лешего. За болотом лес подальше от селений и продается дешевле, так как люди, покупавшие этот лес, имели неприятности.

В огромном моховом болоте неоднократно видят русалок, которые, расчесывая длинные волосы, кличут себе путников на разные голоса и губят оплошавших. Моховые болота считались нечистыми, заколдованными, проклятыми местами. Часто люди видели зажженные огоньки на трясине, — то праведные души людей, нечаянно попавших в это болото, и умерших преждевременной, напрасной смертью.

 Также болото является типичным местом действия рассказов о черте.

   

Фёдор Александрович Васильев.
«Болото в лесу. Осень».

Кундри

Это волшебная посланница Грааля, которая появляется при дворе короля Артура. Ее имя появляется в цикле «Вульгата», в романе Вольфрама фон Эшенбаха, эпосе Альбрехта из Шарфенберга и в опере Вагнера.

Кундри имеет неприятный облик. Она наделена звериными чертами: черные волосы напоминают свиную щетину, нос похож на собачий, изо рта торчат кабаньи клыки, руки покрыты обезьяньей кожей, а вместо ногтей – львиные когти.

Кундри предстает как посланница волшебного замка и наделена магическими способностями: ей ведомы все языки и науки.

Кундри проклинает весь орден Круглого стола за то, что рыцари позволяют находиться в своем обществе Персевалю, который сидел возле короля-Рыбака, видел его страдания и не сжалился над ним.

Образ Кундри, видимо, восходит к Безобразной Ведьме ирландских сказок и легенд, которую если кто осмелится поцеловать, она превратится в прекрасную деву. В романе Вольфрама и произошло такое превращение.

Мотив безобразной посланницы Грааля заимствован из кельтского наследия Ирландии, Британии и Уэльса. Прототип Девы, воплощающей суверенность Ирландии, прекрасной девицы, несущей Грааль в замке Короля-Рыбака, и безобразной Кундри следует искать в кельтском фольклоре. В ирландской легенде Ньяль поцеловал безобразную старуху, которая превратилась в прекрасную женщину.

   

Парсифаль и Кундри. Открытка

Мелвас, король Летней страны

Этот легендарный король упоминается в «Житии Гильды» Карадока ап Лланкарфана.

В канун Бельтейна (кельтского праздника костров 1 мая) жена короля Артура Гвиневра была похищена Мелвасом, находившегося под покровительством фей и волшебником.  Королева находилась в плену в Гланстонбери. Замок Мелваса, якобы построенный из стекла, был спрятан внутри холма, называемого Гланстонбери Тор, и этот холм возвышался посреди обширного водного пространства. Летописцы отмечают, что его положение было неуязвимым благодаря зарослям камыша и болотам.

Артур собрал огромное войско в королевствах Девона и Корнуэла, с этой армией он грозился разорить Летнюю страну и открыть Тор. Тогда аббат Гланстонбери и монах Гилдас заставили Мелваса освободить королеву, не причинив ей вреда. Артур получил Гвиневру живой и невредимой.

История похищения Мелвасом королевы легла в основу романа Кретьена де Труа «Ланселот, или Рыцарь повозки», а сам Мелвас стал прототипом Мелеаганта рыцарских романов, являющимся сыном короля Багдемагуса, правителя Горры, страны без возврата, которую еще называют стеклянным островом или потусторонним миром. Мелеагант также сопоставляется с Красным рыцарем Артуровского цикла, также связанным с загробным миром.

В основу преданий о короле Мелвасе и Мелеаганте легли два архетипических мифа: о похищении королевы Гвиневры, представляющей весну, так как она была избрана королевой Мая, и о путешествии героя в мир мертвых.

   

Джон Коллиер (John Collier) «Королева Гвиневера»