Рубрика: славянская мифология
Комета в русском фольклоре
Появление комет, вестниц грядущих перемен и бедствий, издревле привлекало особое внимание. Летописи повествовали появление кометы перед нашествием татар.
С принятием христианства кометы стали считаться знамениями всеведующего Бога. Однако в поверьях русских крестьян может быть нечистой силой и работой нечистой силы.
Комета является одушевленным существом, появляющимся и исчезающим, временно покидающим небо.
Комета, которая предвещает бедствия, гибель, кончину мира, нарушает установленное течение жизни и является знамением последующих внезапных и угрожающих событий.
В 19 веке русские крестьяне повсеместно верили, что комета является вестью о бедствии. Жители Урала видели в комете предвестницу мора, голода, повсеместных кровопролитных войн и тому подобных бедствий, а также связывали ее с апокалипсисом и пришествием Антихриста.
Иллюстрация из «Книги Чудес»
Русалки зимой
В славянских поверьях русалки появляются на земле весной, в мае, и покидают землю осенью.
Однако в начале января, особенно во время Святок, вся нечистая сила разгуливает по земле. Выходят из водоемов и русалки, представляющие опасность для людей.
Иллюстрация Юлии Алексеевой
Появление у зимней проруби или воды расчесывающейся русалки знаменовало грядущую беду: русалку видят у того места, где должен утонуть человек. В новгородских поверьях рассказывалось про русалку с длинными черными волосами, сидящую на камне и постоянно приговаривающую: «Ах, как долго нету!». После появлялись молодые люди, тонувшие в воде.
Иллюстрация Михаила Чернодедова
Во время святок русалки отличались особой агрессией. Нельзя было выходить в определенные часы к воде и стирать белье. В поверьях говорилось про молодую женщину Аксинью, стиравшую белье в проруби. Неожиданно появились русалки и утащили ее под воду.
Иллюстрация Алены Клементьевой
В других поверьях видели русалку в белых одеждах, выходящую из проруби. Она постоянно кланялась, а видевшие ее, в этот год умирали.
В вологодских поверьях русалка в белом появляется у проруби и грозит людям пальцем. После чего у людей случаются беды или приходит смерть.
Русалки в белом, являющиеся предзнаменованием смерти, может сближаться с Белой бабой, злым духом, явлением смерти. Белый цвет в одном из своих основных значений – цвет смерти, небытия, он характеризует обитателей иного мира. Традиционна и персонификация смерти-судьбы в облике женщины: она дарует жизнь и может ее отнять.
Картина Ивана Крамского
Самоубийцы
Самоубийц на Руси хоронили в топких местах, иначе не будет дождя, также хоронили в овраге возле речки.
Такие умершие становились стихийными духами и могли распоряжаться стихиями.
Согласно поверьям они попадали на службу к лешему, черту, на месте захоронения удавленников видны какие-то горящие свечи и странные духи.
В народных поверьях – самоубийцы – особо грешные люди, отдавшие себя нечистой силе. Душа самоубийцы принадлежит черту.
На Руси тела самоубийц не погребали наравне с прочими, зарывали без отпевания.
Однако в среде крестьян считалось, что погребение не по обычаю может вызвать несчастья, стихийные бедствия.
Поэтому погребение самоубийц – результат компромисса между церковным каноном и желанием родственников схоронить покойного с возможным соблюдением хотя бы части необходимых обрядов. Самоубийц раньше хоронили за пределами кладбища, а сейчас хоронят на кладбище.
Удавленников поминали раз в год, насыпая зерно на распутьях. Повсеместно сохранялся обычай поминовения самоубийц и умерших неестественной смертью на Троицу.
Лешачиха
В русском фольклоре лесной дух в облике женщины, может быть женой лешего, а также лесной русалкой.
Облик лешачихи может представляться по-разному. То она представляется как страпшное , безобразное существо с огромными грудями, то как красивая девушка в белом либо в красном сарафане.
В облике лешачихи проглядываются и черты русалки, лесного и водяного духа, и черты проклятой, сгинувшей в лесу девушки, покойницы. Сходство лешачихи с русалкой, удельницей позволяет предположить, что она может быть самостоятельным духом в облике женщины, являющейся женой лешего.
Лешачиха часто помогает пасти скот, а также благодарит людей за заботу о ее детях.
Следует отметить, что в отличие от заложных покойников – русалок, лешачихи не так опасны и часто не вредят людям. Исключение составляют лешачихи, сходные с проклятыми девушками или полуверицами. Этих существ объединяет также ношение красных одежд. Тревожный красный, цвет огня, насыщен жизнью, разнообразными силами. В то же время это и цвет крови, боли, насилия, адского пламени; он и защищает от колдовских чар, и свидетельствует об их присутствии. В красное одет опасный лесной дух Красная дева, заманивающая и уводящая детей в лес, а также являющаяся предвестницей несчастья. Лешачиха также имеет некоторые сходные черты с этим опасным лесным духом.
Сказочный лес на закате. Рисунок И. Билибина
Заложные покойники
Особо беспокойными являются умершие неестественной смертью, те кто был не погребен либо погребен не по обряду, а также покойные колдуны и ведьмы.
Мертвые ведьмы и колдуны наделены способностью вставать, днем ведьмы и колдуны спят, а ночью выходят из могил, пугают путников, проникают в дома, нападая на людей. Они пугают и заедают людей. Облик вредоносного покойника могут принять нечистый дух и смерть.
Умерших колдунов и ведьм хоронили с целым рядом предосторожностей, зачастую – не по принятому церковному обряду.
К покойникам-еретикам, нападавшим на людей, могут примыкать вероотступники и иноверцы. Еретиками также воспринимаются проклятые злодеи: до разрешения от проклятья они не тленны.
Проклятые люди, заклятые, похищенные нечистой силой, утонувшие после смерти кружатся вместе с лешим, нечистой силой или обитают в доме лешего, подчиняются лесным, водяным духам, превращаются в леших, водяных.
Как спастись от русалок
Русалки воспринимаются как нечисть. Оберегами от них являются чеснок, головни, железные орудия, острые колющие предметы, пахучие травы – полынь, зоря, любисток.
От русалок отмахиваются вальком наотмашь, нельзя откликаться на ее зов.
Чтобы избавиться от русалок во время нападения, нужно начертить на земле крест, который обвести кругом чертой, в этом кругу и стать. Русалки тогда не подступяться, походят около черты, а потом и спрячутся. От русалок, нападающих сзади, спасает перевернутый на спину крест.
По окончании весенних праздников русалок, существ, соотносимых с опасными покойниками, нечистью, старались проводить выпроводить подальше от людей.
Полуденный бес
Это нечистый дух полдня в русском фольклоре.
Бес, появляющийся в полдень, является персонификацией полдня.
Наряду с ночью полдень считался опасным периодом. В это время старались спрятаться, закрыть двери, ставни (и в полдень, и в самую жаркую пору дня).
Согласно поверьям, полуденный бес мог забраться в колыбель и причинить вред ребенку.
Страшные существа – полудницы считались его детьми. Полудница – это русалка, дух полдня, опасная для появившихся в полдень в поле.
Полудница. Иллюстрация Лидии Магоновой
Красная дева
Это лесной или водяной дух женщины, одетый в красное.
Согласно русским поверьям Красная дева – это предвестница несчастий. Если она появлялась, то потом в больших количествах умирали люди. Этот персонаж идентичен Белой бабе в русском фольклоре, водяному духу, предвещающему смерть.
Но в отличие от спокойного белого цвета , тревожный красный насыщен жизнью и разнообразными силами. Это цвет крови, боли, насилия, адского пламени. Он нередко свидетельствует о присутствии колдовских чар.
Красный цвет характерен для мифологических персонажей, таких как русалки, полуверицы, проклятые женщины.
При появлении Красной девы следует бежать от нее как можно дальше и при этом произносить молитвы либо имя Господа. Это может спасти.
Красная дева также заманивает людей и детей в лес.
Картина Ф. Малявина
О лесных и водяных еретиках
Беспокойный умерший, колдун, еретик в русском фольклоре персонифицирует смерть, представляемую как поедание человека быстро перемещающимся мертвецом. В верованиях Сибири и северных районов России отмечен железнозубый лесной, водяной еретик, существо, связанное со стихиями леса и воды. Он, как правило, может жить в глубине лесов и пожирать случайно зашедших к нему путников. Также железнозубые еретики приходили на девичьи посиделки из озера и пожирали девушек.