Рубрика: славянская мифология

Шутовки

Шутовки тоже относятся к категории русалок, которые имеют явные отличия от лоскотух, мавок и водяниц.

Шутовками называют и русалок, и проклятых девушек.

Обычно они появляются вблизи бань, в прудах, водоемах и любят там плескаться. При появлении людей исчезают.

Картина Ф.Моллера

Живут они под водой, как правило на дне озера или пруда, так как предпочитают в отличие от других видов русалок стоячую воду.

Становятся шутовками люди, которых прокляли или отсулили нечистой силе. Внешний вид они имеют как у «страшной» северной русалки, но иногда бывают и красавицами.

В связи с тем, что шутовки являются средним между русалками и проклятыми людьми, то в их одежде может присутствовать красный цвет. Красный сарафан обычно и выступает признаком русалки-шутовки. Красный цвет в славянском фольклоре неоднозначен. С одной стороны, это цвет жизни, плодородия, с другой стороны это цвет потусторонних сил, хтонических и демонических существ. Данный цвет свидетельствует о присутствии колдовских чар.

В.Прузсковский. Русалки

Шутовки, в отличие от остальных русалок, застряли между двумя мирами – миром живых и потусторонним. От нашего мира они не отрешились, поэтому пытаются участвовать в жизни людей, похищая у них одежду.

Образ данного вида русалок является трагичным, так как шутовки не находят себе места ни на земле, ни в ином мире.

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь  https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272

Кто такие водяницы?

Одной из разновидностей славянских русалок являются водяницы. Это особый род. Как правило, водяницы – это жены водяных. В.Даль назвал водяницу «утопленницей из крещенных». Не исключено, что красивая девушка становится жертвой водяного, который потом берет ее в жены.

    Иллюстрация В. Котарбинского

Водяницы не так опасны как мавки и лоскотухи. В полночь они выходят из воды и расчесывают свои прекрасные, чаще всего золотые блестящие, иногда черные, волосы. При виде людей они скрываются под водой.

Одним из атрибутов водяницы является гребень, который имеет магическую силу. Однако завладение данным гребнем может принести несчастья. Их головы часто украшают венки из водяных лилий. Белый цвет данного цветка символизирует особенную власть, так как водяница является избранницей водяного, а значит старшей над остальными русалками. Но может ли эта власть принести ей счастье?

Водяницами также становятся отсуленные водяному девушки. Брак с водяным не приносит им счастья, часто ведет их к гибели. Поэтому, в отличие от остальных русалок избранница водяного может быть несчастна в своей участи.

 Иллюстрация Анны Виноградовой

Водяницу любят соотносить с болотницей, которая является коварной обольстительницей, заманивающей людей в болото и губящей их. Однако водяницы, как правило, не причиняют людям вреда, и в отличие от болотниц не имеют гусиных лап.

В северных районах России водяница выступает не красивой девушкой, а страшной русалкой. У нее большие длинные груди, закинутые за плечи. Ее образ связан со стихийными силами, является духом природы.

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь  https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272

Су анасы

В фольклоре тюркских народов часто встречается водяной дух в женском обличье. Она живет на дне водоема в своем подводном жилище, а в полночь садится на мостик над водой и расчесывает свои волосы золотым гребнем.

Фонтан Су анасы в Казани

Как правило, этот водяной дух вред людям не причиняет, но может наказать за неуважение к ней либо к стихии.

Образ су анасы ведет начало с древних времен, когда тюрки поклонялись божеству воды Суб. Су анасы, в отличие от славянских русалок,  является не заложным покойником, а духом местности.

Су анасы может иметь внешность старухи с волосами цвета родника. Героиня стиха Габдуллы Тукая «Су анасы» имеет неприятную внешность:

«Золотым блестящим гребнем под зеркальною водой

космы ведьма продирает прядью тешется седой.»

В данном произведении ребенок похищает у водяного духа золотой гребень, а су анасы преследует его за это. Мать ребенка заставляет вернуть духу принадлежащую ему вещь. На этом агрессия ведьмы прекращается.

Гостинично-ресторанный комплекс «Кырлай». Изображение Су анасы.

В других произведениях су анасы представляется в виде молодой обнаженной черноглазой девушки с волосами цвета воронова крыла. Также ее нередко называют «прекраснейшая из женщин». Ее часто рисуют прекрасную и в сине-зеленой гамме, что имеет сходство со славянскими русалками.

В фольклоре сибирских татар су анасы представлялась как женщина с длинными зелеными, желтыми или золотыми волосами, сидящая на берегу реки и расчесывающаяся золотым гребнем.

Желтые и золотистые волосы су анасы могут указывать на сходство с вредоносным духом тюркских народов албасты, вредящим рожаницам, который еще называется «желтоволосой девой». Данный цвет волос, редко встречающийся у представителей данной группы народов, может указывать на принадлежность существа к потустороннему миру.

С су анасы можно связать и русалку из крымской легенды о красавице Арзы и разбойнике Али-Бабе. Девушку Арзы перед свадьбой похитили разбойники и доставили во дворец турецкого султана. Для красавицы это была большая трагедия, так как была утеряна связь с родиной и молодым человеком, которого она любила. Арзы стала наложницей гарема и вскоре ее жизнь оборвалась от тоски.

«Тосковала, плакала Арзы, не находила себе места в гареме, дичилась жён, рабынь, евнухов и таяла не по дням, а по часам. Родила Арзы мальчика, но не принёс он облегчения её душе. Ровно через год с того дня, когда руки разбойников схватили её на далёком крымском берегу у любимого фонтана, поднялась Арзы с ребёнком на угловую башню султанского сераля и бросилась в пучину Босфора.

В тот же вечер печальная русалка с младенцем подплыла впервые к фонтану у берега Мисхора.

Мисхорская русалка.

С тех пор один раз в год, в тот день, когда была похищена Арзы, начинал фонтан струиться сильнее, и в этот же час из тихих волн появлялась русалка с младенцем на руках. Она подходила к фонтану, жадно пила воду, играя со струёй, смачивала руки и волосы, ласково гладила камни, сидела на берегу, задумчиво всматривалась в морской простор, глядела на родную деревню. А потом, тихо опустившись в волны морские, исчезала до следующего года…»

Отличие су анасы от данной крымской русалки в том, что Арзы стала заложной покойницей, а су анасы была духом местности и имела функции защитницы и покровительницы.

Лоскотухи

Одной из особо опасных разновидностей русалок являются лоскотухи. Ими становятся девушки, умершие зимой, весной и летом. Связано это с тем, что осенью русалки не обладают активностью, так как обычно пребывают либо на дне водоемов, либо в дупле дерева и не выходят на землю.

Лоскотухи выглядят как красивые обнаженные девушки с распущенными волосами, как правило зелеными. Могут встречаться и иные оттенки волос, например светло-красный. Красный цвет может указывать на боль и насилие.

   А.А. Шишкин. Русалки

Особенностью данного вида русалок является защекочивание жертвы до смерти. Время их активности – ночь, когда они начинают качаться на ветвях деревьев, бегать по полям и лесам и вблизи водоемов. Самым опасным периодом является время до и после Троицы.

    К.Маковский. Хоровод русалок.

Уберечься от них можно если не ходить в ночное время в лес, поле, на водоем, либо иметь при себе железо, серебро, чеснок и полыни.

Еще русалки любят загадывать загадки. Если встретившийся путник загадку неотгадает, лоскотуха защекотит его до смерти. Так в одной троицкой песне говорится о девушке, ставшей жертвой лоскотухи потому, что она не отгадала ее загадки.

«Ой, бежить, бежить мила девчинка,
А за нею да русалочка:
«Ты послухай меня, красна панночка!
Загадаю тебе три загадочки:
Як угадаешь – до батька пущу,
Коли ж не вгадаешь – до себе возьму.
Ой що росте без кореня?
А що бежить без повода?
А що цвете без всякого цвету?»
Панночка загадочки не вгадала,
Русалочка ее залоскотала!»

    В.Прузсковский. Русалки

От русалки можно уберечься если очертить вокруг себя круг и заговорить его.

Лоскотухи не представляют опасность для ведьм, которые могут спокойно купаться с ними в воде. Так в произведении Н.Гоголя упоминается злая ведьма-мачеха, которая пребывает в обществе русалок, купается с ними и водит хороводы.

Мавки

Вода в славянском фольклоре всегда  являлась стихией, в которой обитали самые вредоносные силы, типа русалок и водяного, которые были намного опасней домашних и лесных злых духов.

Мавки – это разновидность русалок в славянской мифологии, чаще всего встречающиеся в южно-русском и украинском фольклоре. Слово мавка (навка, нявка) происходит от слова «навь», что означает мертвое тело или смерть. Навиями в славянском фольклоре являются существа, заложные покойники, приходящие в мир живых и вредящие людям.

Мавками становятся девушки, умершие в русальную неделю, либо малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Обитают они в лесах, болотах, озерах, реках.  Как правило их представляют в виде девушек или детей в белых рубашках и чаще всего с зелеными волосами.

       И.Крамской. Русалки

Зеленый цвет доминирует в образе русалок, так как указывает на присутствие потустороннего мира и злых сил. Белый цвет рубашек может быть связан также с иным миром и с судьбой. Голову их украшают венки из полевых цветов. Для путников, оказавшихся в местах  обитания мавок, эти существа представляют большую опасность: они защекочивают жертв до смерти. В гуцульских поверьях мавки приходят ночью в дом и сосут грудь женщин, отнимая жизненные силы пока жертва не умрет.

Защитится от мавок можно только с помощью оберегов, либо крестов, либо определенных трав.

В художественной литературе мавки тоже есть упоминание о мавках.

В произведении А.Толстого русалки-мавки представлены опасными существами в виде красивых девушек, которые поймали случайно оказавшуюся вне дома девушку Марью и сделали своей пленницей.

«Выбежала Марья и ахнула.

От озера до хаты — хороводы русалочьи.

Русалки-мавки взялись за руки, кружатся, смеются, играют.

Всплеснула Марья ладошами. Куда тут! — обступили ее мавки, венок надели…

— К нам, к нам в хоровод, ты краше всех, будь наша царица. — Взяли Марью за руки и закружились.»

В произведении Леси Украинки «Лесная песня» Мавка полюбила земного человека, однако любовь эта была трагической. В конце произведения главный герой все равно становится ее жертвой.

В повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков» мавкой становится трагически погибшая девушка Маричка, которая любила Ивана, чьи роды враждовали между собой. Иван, женившись на красавице Палагне, продолжает любить умершую Маричку. В конце произведения Иван погибает в лесу. Там ему является мавка Маричка и в последние моменты жизни он обретает счастье с ней.

В стихотворении Тараса Шевченко «Порченная» мавки представлены как духи умерших детей. Девушка, заколдованная ведьмой, ждавшая своего жениха, уходит на бушующий Днепр, где прячется на дереве от русалок. Однако они терпеливо поджидают ее внизу. Девушка, спускающаяся с дерева в надежде на то, что мавки ушли, становится их жертвой: они защекочивают ее до смерти.

Иллюстрация к балладе «Порченная»

«Кругом дуба русалоньки

Мовчки дожидали;

Взяли її, сердешную,

Та й залоскотали.

Довго, довго дивовались

На її уроду…

Треті півні: кукуріку! —

Шелеснули в воду.»

«Ревёт и стонет Днепр широкий», Николай Бурачек, 1941

На утро молодой казак находит труп своей возлюбленной. Встреча с мавками всегда гибельна для людей.

В самом образе мавок прослеживается трагизм, связанный с прерванной жизнью молодой девушки либо ребенка, тяжелой судьбой, несбывшимися надеждами, несчастной любовью, разрушенным миром, при котором было обретено счастье.

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь  https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272

Демонические существа в красном в славянском и русском фольклоре

Красный цвет в славянском фольклоре неоднозначен. С одной стороны, это цвет жизни, плодородия, с другой стороны это цвет потусторонних сил, хтонических и демонических существ. Данный цвет свидетельствует о присутствии колдовских чар. Красную шапку носят домовой, леший, черт.

Уотерхаус, Джон Уильям. Нимфы.

Волосы русалок тоже могут быть по поверьям красные.

Картина Ф. Моллера

 

В произведении Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков» русалка-мавка Маричка одета в белую рубашку и красную юбку.

                                            В.Прузсковский. Русалки

В русском фольклоре есть упоминание о женских существах – полуверицах, которые считаются заклятыми или проклятыми, а также пропавшими без вести. Они застряли между двумя мирами – нашим и потусторонним, живут невидимо в ямах, курганах и канавах. Их отличительная черта – красная одежда.

Также хотелось бы затронуть и упоминание о проклятых людях. Это также застрявшие между мирами существа, которые попадают в услужение лешему или черту. Живущие у лешего проклятые девушки носят красные одежды. Если проклятых людей отмолить, то они возвращаются в наш мир, а если нет, то они навсегда остаются с лешим.

Одеты в красную одежду также лешачихи и лесные девки, а также шутовки.

Шутовки являются средним между русалками и проклятыми людьми. В них присутствуют черты и тех, и других. Красный сарафан обычно и выступает признаком русалки-шутовки.

Русалки-лобасты

Лобаста – это одна из разновидностей «страшной» русалки, которая живет в больших болотах, озерах, омутах, а также в реках в зоне роста камышей. Внешний вид у нее следующий: высокий рост, большие длинные груди, распущенные длинные волосы, как правило желтого цвета.

Лобаста, как правило, появляется в бурю, ловит проходивших мимо ее жилища людей и защекочивает подобно  другим русалках до смерти.

Отличие лобасты от других русалок в том, что она опаснее и опытнее их. Один вид ее внушает страх. Еще один образ лобасты – вид полумертвой старухи.

Образ лобасты восходит к образу албасты тюркских народов, существу, опасному для рожаниц и родившихся детей.

Надо отметить, что образ албасты восходит к глубокой древности и имеет отголосок культа богини-матери и богини плодородия в разных культурах.

Богиня-мать. Статуэтка из Мохенджо-Даро (II тыс. до н.)

 

Что означают цвета в славянском и русском фольклоре.

 

По цветам, присутствующим в облике существ фольклора, можно судить и о значении данных цветов.

Большое значение имеет белый цвет.

Белый цвет волос, одежд, шерсти существ русского фольклора характеризует их как существ, обладающих особыми силами и принадлежащими иному миру. Белый цвет устойчиво соотнесен с предзнаменованиями судьбы – неудачи, болезни, смерти.

В фольклоре упоминается белая змея, главная над змеями, белый волк – волк, наделенный магической силой, лесной царь в белом, Белая Баба – предзнаменование судьбы и смерти.

     

   И.Крамской. Русалки.

Русалки часто носят белые одежды и венки из белых цветов на голове.

     А.А. Шишкин. Русалки.

В белом ходит богиня зимы и смерти Мара.

Мною уже упоминалось, что в отличие от спокойного белого цвета, тревожный красный, цвет огня, насыщен жизнью и силой. Это цвет боли, крови, насилия, адского пламени. Красный цвет защищает от колдовства и злых сил, но и свидетельствует об их присутствии.

Одетыми в красные одежды, сарафаны и юбки в ряде районов России представляют русалок. Но это особая категория русалок – проклятые девушки и полуверицы. С ними практически идентичны шутовки, которые нередко одеты в красное.

                                       

      В.Прузсковский. Русалки

Желтый цвет ассоциируется с болезнью и смертью, с увяданием. Одну из лихорадок, дочерей Иродовых звали Желтея, так как она иссушала человека. В желтую бабочку превращалась душа вештицы, ведьмы –птицы, вредящей рожаницам.

Желтые волосы имеют страшные, огромного роста русалки лобасты, которые живут в болотах, озерах и омутах и захватывают людей, проходящих мимо ее жилища и защекочивают до смерти. 

Как уже мною упоминалось, зеленый цвет связан с ростом, растительностью, однако являлся территорией пространства нечистой силы. Темно-зеленый цвет в народном фольклоре нередко приближен к черному. На иконах, лубках и фресках темно-зеленым цветом изображаются черти и другие обитатели преисподней.

   

     С. Соломко. Русалка.

Зеленый цвет имеют волосы русалок, водяного и лешего.

 

Черный – цвет потусторонних сил, ночи, тьмы, тайны. В поверьях он чаще всего характеризует чертей, банника. Также черный цвет связан с ведьмами, которые нередко превращались в животных черного цвета – ворона, кошку, свинью. Черный ворон был предвестником смерти.

Синий цвет идентичен черному. Синец – одно из названий беса. Синий принадлежал к темному или иному таинственному миру. Синюю кожу либо кровь могли иметь леший, водяной, болотные, подземные духи. В поверьях горнодобытчиков Урала встречается девка Синюшка, которая появлялась в колодце.

   

    А.Ковалев. Синюшкин колодец.

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272

Русалки в поверьях

Так как мой блог посвящен фольклору, то отмечу, что к числу наиболее интересных и заметных образов народной демонологии относится русалка.

     

К.Маковский. Хоровод русалок.

Хочу заострить внимание на русалках южно-русских и украинских поверий, в которых они изображаются прекрасными девушками, но вместе с тем, опасными. Они имеют много разновидностей: водяницы, мавки, лоскотухи, лобасты, шутовки и т.д., о которых я буду говорить потом отдельно.

Волосы русалок, согласно поверьям, зеленые. Бывают также черные, длинные, иногда – золотые, блестящие.

     

     К.Васильев. Русалка.

Скорее всего, зеленый цвет волос русалок объяснялся  тем, что люди видели зеленые водоросли, тину и прочие водные растения, поэтому принимали их за волосы русалок.

Что  обозначал зеленый цвет в славянском фольклоре?

Цвет неоднозначный. Он связан с ростом, растительностью. Однако являлся территорией пространства нечистой силы. Темно-зеленый цвет в народном фольклоре нередко приближен к черному. На иконах, лубках и фресках темно-зеленым цветом изображаются черти и другие обитатели преисподней.

Упомяну я и про такую русалку, как Белая Баба. Это явление смерти либо судьбы в образе женщины в белых одеждах. Как правило, это водяной дух, появляющийся вблизи прорубей и водоемов. Встреча с ней не сулит ничего хорошего: человек через некоторое время умирает. В одной легенде человек чуть не потерял дочь когда встретил Белую Бабу, которая предлагала купить ему у нее ткань для свадебного наряда.

Белый цвет одежд этого существа устойчиво соотнесен с предзнаменованиями судьбы – неудачи, болезни, смерти.

В отличие от спокойного белого цвета, тревожный красный, цвет огня, насыщен жизнью и силой. Это цвет боли, крови, насилия, адского пламени.

Одетыми в красные одежды, сарафаны и юбки в ряде районов России представляют русалок. Но это особая категория русалок – проклятые девушки и полуверицы, застрявшие между мирами. Это существо называют Красной Девой, про которую я еще буду неоднократно упоминать. Этот дух, как правило бывает и лесным духом. Нередко Красная Дева заманивает детей в лес. Русалка-шутовка тоже часто идентифицируется c Красной Девой.

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272