Рубрика: славянская мифология

Остров Буян

Буян – остров, упоминаемый в русских сказках и заговорах. Находится он далеко за морем. Буян наделяется фантастическими чертами восточнославянского рая – ирия. В заговорах остров Буян является местом пребывания мифологических персонажей, помощь которых придает заклинанию силу, или чудесный предмет, обеспечивающий получение желаемого, обычно – священный камень алатырь, наделенным сакральными и целебными свойствами.

На острове Буяне алатырь является алтарем, расположенным в центре мира, на нем стоит мировое дерево, или трон, святители, сидит девица, исцеляющая раны, из-под него растекаются по всему миру целебные реки.

Иногда в заговорах остров Буян обладает негативной символикой, так как нередко является местообитанием упырей, заложных покойников, по ночам встающих из гроба, чтобы пить кровь живых людей.

Остров Буян может сближаться с волшебным кельтским островом Авалоном, который населяли феи и который хранил множество волшебных предметов, несущих сакральный смысл.

Также на острове Буяне находится сундук, в котором спрятана смерть Кащея.

Остров Буян. Иллюстрация И. Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане»

Облака

Облако является символом явления бога.

Белые, розовые и нежно-голубые облака наделены позитивной символикой, тогда как темные тона накладывают на небесных странников свой негативный отпечаток. В некоторых древних культурах багровые облака расценивались как зловещие кровавые сполохи близкой войны, а черная грозовая туча практически повсеместно воспринималась как символ опасности и надвигающейся беды.

Зловещим воплощением черных грозовых туч в мифологии обычно выступают враждебные людям фантастические существа, чаще всего драконы, особенно европейские. Славяне сильнее драконов боялись «заложных» покойников, т.е. людей, умерших неестественной смертью, упырей и русалок,  и считали их виновными в непогоде, ураганах, дождях.

Туман в фольклоре

Такое атмосферное явление, как туман, всегда окутано легендами, связанными со сверхъестественными явлениями.

В мифологии южных славян дракон Хала спускается на землю в виде тумана, препятствующего созреванию хлеба.

В кельтской мифологии загадочный остров фей Авалон был окутан туманами, которые не позволяли каждому оказаться на сказочном острове.

В славянских легендах в тумане прячется вампир или упырь. В романе Барона Олшеври «Вампиры» прекрасная упырица Рита часто предстает в виде голубого тумана.

В китайской истории 18 века о вампире рассказывается о том, как свадебная церемония проезжала мимо старого кладбища, и неожиданно подул сильный ветер, который поднял облако пыли и образовал туман, который и прятал вампира, нанесшего потом вред новобрачным.

В мифах ингушей и чеченцев вход в мир мертвых Ел заполнен холодным черным туманом.

В повести Александра Волкова «Желтый туман» туман представлен как насланный злой феей Арахной, являющийся разносчиком болезней, в том числе респираторных.

В произведении Стивена Кинга «Туман» в появившемся после бури тумане скрываются существа, прибывшие из других измерений, уничтожающие людей.

Росомаха

В славянском фольклоре росомахой называется дух в обличье женщины, появляющейся в поле или в лесу. Росомаха обитает в ржаном поле или в коноплях. В.Даль описывает ее как злобного духа со звериной головой, живущего в коноплях.

В поверьях Севера  России росомаха похожа на русалку, которая появляется не только в воде, но и в полях, в лесу. Это женщина с длинными распущенными волосами, обитающая в ржаном поле. Она хватает и уносит забравшихся в рожь детей. Волосы у нее, как правило, черные.

Облик росомахи – женщины с длинными волосами, духа поля и полдня может сливаться с обликом фантастического зверя с длинной золотящейся шерстью. Она может быть духом плодоносного поля или стихийным существом, помогающим зреть хлебам.

   

Картина Джона Уотерхауса

Упырь

Упырь – в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных. Согласно древнерусским поучениям против язычников, те клали приношения упырям и берегиням до того, как стали поклоняться богу-громовержцу Перуну. По позднейшим поверьям упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею, умерший, через гроб которого перескочила черная кошка, нечистый покойник, самоубийца, умерший неестественной смертью, особенно колдун. По ночам упырь встает из могилы и в облике налитого кровью мертвеца или животного убивает людей и животных, высасывая их кровь, после чего жертва погибает и сама может стать упырем.

Упыри, которым приносились жертвы-требы, упоминаются в Начальной летописи. В памятниках древнерусской литературы упыри иногда отождествлялись с навиями, вредоносными покойниками, поэтому можно предположить, что жертвы упырям в Древней Руси приносились с целью обезопасить себя от губительного влияния всех заложных покойников.

В поверьях известны целые селения упырей, а в заговорах встречается обитание их на упоминающемся в русских сказках острове Буяне, на который может попасть не каждый.

Ярослав Панушка «Липницкая галка и упырь».

Бука

Бука – это фантастическое страшилище, которым пугают детей, обитающее в пустых постройках и лесной глухомани. Представления о буке распространены повсеместно. Описания его расплывчаты. Это страшилище с растрепанными волосами, с огромным ртом и длинным языком. Ходит только ночью, около домов и дворов, хватает, уносит и пожирает детей.

Черный лохматый бука может быть персонификацией ночного морока, опасности и страха. Само слово «бука» создает образ чего-то не вполне определенного, но опасного, темного. По некоторым характеристикам бука сходен с домовым. Помимо буки-морока и буки-домового (покойника, смерти, судьбы) существует еще и бука-пожиратель, являющийся страшным персонажем и гибельным для детей. Бука может сближаться с ламией, в античной мифологии полудевой-полузмеей, сосущей кровь своих жертв, вера в которую прошла через все Средневековье.

Наименование «бука» считают и производным от славянского «букати», что означает «реветь, плакать, урчать».

В русских поверьях 19-20 вв. преобладают представления о буке как о детском страшилище, таинственном существе, персонификации морока, страха, некоей таинственной силы, которая может появится где угодно, чаще в особо опасных местах (в лесной глухомани, заброшенном доме), в особо опасное время (ночь).

В рассказе Стивена Кинга «И пришел бука» в шкафу главного героя жил бука, представляющий опасность для всех членов семьи.

     

«Приход Буки» (Aquí viene el Coco) рисунок Гойя1797 год

Марана

В славянской мифологии Марана или Марена – богиня, связанная с воплощениями смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресания природы, а также с ритуалами вызывания дождя. В весенних обрядах славян Мареной называлось соломенное чучело – воплощение смерти и зимы, которое сжигали, чтобы обеспечить урожай. Былинная ведьма Маринка, сожительствующая со Змеем Горынычем и убитая богатырем Добрыней, генетически восходит к Маране.

   

В. Васнецов. Три царевны Подземного царства

Воплощением смерти и мора являлся первоначально и злой дух в славянской мифологии мара. Позднее мара утратила связь со смертью, но сохранила вредоносные функции, а также способность к оборотничеству. Мара – одно из самых таинственных и древних существ в поверьях русских крестьян. В некоторых местах мару объединяют с кикиморой: она незримо обитает в избе. Однако мара может появляться не только в доме, но и являться злым духом, присутствующим везде. С марой в некоторых районах отождествляли полудницу. Мара часто выступает призраком, появляющимся из тумана либо марева, влияющим на судьбы людей. Иногда маару сопоставляют с деревом либо с зеленью.

Белая баба

Белой бабой является явление смерти в образе женщины или девушки, предвестница несчастья или трагедии, водяной дух, видение или призрак. Обычно Белая баба является тому, кто скоро умрет.

Образ высокой белой женщины, по видимому, объединяет персонификации смерти и судьбы в облике белой колеблющейся фигуры, схожей с покойником в смертном одеянии. Белый цвет в славянском фольклоре является цветом смерти, небытия, он характеризует обитателей иного мира. К образу Белой бабы приближены образ женщины в черном или в красном одеянии.

Во многих областях России Белая баба связана с водной стихией. Она в рассказах крестьян часто напоминает русалку или является ею.

Образ Белой бабы также сближается со славянским духом-призраком Марой, и поэтому устойчиво соотнесен с предзнаименованиями судьбы – неудачи, болезни, смерти.

Колокольчики

Колокольчики в фольклоре Руси имели очень большое значение. Это был символ любви, честности и повиновения. Он приносит молодым девушкам счастливую любовь, а пожилым людям спокойную старость, а остальным – счастье. Название цветка связывается со словом «колокол», а также со славянским словом «коло», означающим «круг».

Известны легенды о спасении колокольчиками города, неожиданно при появлении врага начинающих звонить, в результате чего жители смогли дать отпор врагу.

Эти растения, наряду с березкой и васильком считаются символами России.

На фото изображены колокольчики, которые растут в Хадере (Израиль). Они тоже красивы и необычны.

Кикимора

В славянских поверьях кикимора – дух в облике женщины, появляющийся в доме, на подворье, в пустых постройках. Кикимора может иметь облик  обычной женщины, нагой девушки с длинной косой или в белой рубахе, старушки в лохмотьях. Кикимора может обитать в хлеву, во дворе, в бане, в пустых постройках. Кикиморы во время Святок рожают, а их дети называются шуликуны, которые вылетают через трубу на улицу и живут там до крещения. Шуликуны являются сезонными демонами, обычно живущие в проруби и по ночам выходящие на лед. Они толкутся на перекрестках дорог, а также около прорубей, пугая православных.

Кикимору отличает прядение. Очевидно, это прядение нитей судьбы дома и его обитателей. Таким образом, она персонифицирует судьбу, рок.

Кикимору часто смешивают со злым духом марой, призраком, живущим в доме. Недаром вторая часть названия – «мора», «мара» — может являться наименованием самостоятельного мифологического персонажа.

Так как кикимора обычно была вредоносным духом, ее изгоняли с помощью заговоров, а также окропив дом святой водой.