Рубрика: славянская мифология
Облака
Облако является символом явления бога.
Белые, розовые и нежно-голубые облака наделены позитивной символикой, тогда как темные тона накладывают на небесных странников свой негативный отпечаток. В некоторых древних культурах багровые облака расценивались как зловещие кровавые сполохи близкой войны, а черная грозовая туча практически повсеместно воспринималась как символ опасности и надвигающейся беды.
Зловещим воплощением черных грозовых туч в мифологии обычно выступают враждебные людям фантастические существа, чаще всего драконы, особенно европейские. Славяне сильнее драконов боялись «заложных» покойников, т.е. людей, умерших неестественной смертью, упырей и русалок, и считали их виновными в непогоде, ураганах, дождях.
Туман в фольклоре
Такое атмосферное явление, как туман, всегда окутано легендами, связанными со сверхъестественными явлениями.
В мифологии южных славян дракон Хала спускается на землю в виде тумана, препятствующего созреванию хлеба.
В кельтской мифологии загадочный остров фей Авалон был окутан туманами, которые не позволяли каждому оказаться на сказочном острове.
В славянских легендах в тумане прячется вампир или упырь. В романе Барона Олшеври «Вампиры» прекрасная упырица Рита часто предстает в виде голубого тумана.
В китайской истории 18 века о вампире рассказывается о том, как свадебная церемония проезжала мимо старого кладбища, и неожиданно подул сильный ветер, который поднял облако пыли и образовал туман, который и прятал вампира, нанесшего потом вред новобрачным.
В мифах ингушей и чеченцев вход в мир мертвых Ел заполнен холодным черным туманом.
В повести Александра Волкова «Желтый туман» туман представлен как насланный злой феей Арахной, являющийся разносчиком болезней, в том числе респираторных.
В произведении Стивена Кинга «Туман» в появившемся после бури тумане скрываются существа, прибывшие из других измерений, уничтожающие людей.
Росомаха
В славянском фольклоре росомахой называется дух в обличье женщины, появляющейся в поле или в лесу. Росомаха обитает в ржаном поле или в коноплях. В.Даль описывает ее как злобного духа со звериной головой, живущего в коноплях.
В поверьях Севера России росомаха похожа на русалку, которая появляется не только в воде, но и в полях, в лесу. Это женщина с длинными распущенными волосами, обитающая в ржаном поле. Она хватает и уносит забравшихся в рожь детей. Волосы у нее, как правило, черные.
Облик росомахи – женщины с длинными волосами, духа поля и полдня может сливаться с обликом фантастического зверя с длинной золотящейся шерстью. Она может быть духом плодоносного поля или стихийным существом, помогающим зреть хлебам.
Картина Джона Уотерхауса
Упырь
Упырь – в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных. Согласно древнерусским поучениям против язычников, те клали приношения упырям и берегиням до того, как стали поклоняться богу-громовержцу Перуну. По позднейшим поверьям упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею, умерший, через гроб которого перескочила черная кошка, нечистый покойник, самоубийца, умерший неестественной смертью, особенно колдун. По ночам упырь встает из могилы и в облике налитого кровью мертвеца или животного убивает людей и животных, высасывая их кровь, после чего жертва погибает и сама может стать упырем.
Упыри, которым приносились жертвы-требы, упоминаются в Начальной летописи. В памятниках древнерусской литературы упыри иногда отождествлялись с навиями, вредоносными покойниками, поэтому можно предположить, что жертвы упырям в Древней Руси приносились с целью обезопасить себя от губительного влияния всех заложных покойников.
В поверьях известны целые селения упырей, а в заговорах встречается обитание их на упоминающемся в русских сказках острове Буяне, на который может попасть не каждый.
Ярослав Панушка «Липницкая галка и упырь».
Бука
Бука – это фантастическое страшилище, которым пугают детей, обитающее в пустых постройках и лесной глухомани. Представления о буке распространены повсеместно. Описания его расплывчаты. Это страшилище с растрепанными волосами, с огромным ртом и длинным языком. Ходит только ночью, около домов и дворов, хватает, уносит и пожирает детей.
Черный лохматый бука может быть персонификацией ночного морока, опасности и страха. Само слово «бука» создает образ чего-то не вполне определенного, но опасного, темного. По некоторым характеристикам бука сходен с домовым. Помимо буки-морока и буки-домового (покойника, смерти, судьбы) существует еще и бука-пожиратель, являющийся страшным персонажем и гибельным для детей. Бука может сближаться с ламией, в античной мифологии полудевой-полузмеей, сосущей кровь своих жертв, вера в которую прошла через все Средневековье.
Наименование «бука» считают и производным от славянского «букати», что означает «реветь, плакать, урчать».
В русских поверьях 19-20 вв. преобладают представления о буке как о детском страшилище, таинственном существе, персонификации морока, страха, некоей таинственной силы, которая может появится где угодно, чаще в особо опасных местах (в лесной глухомани, заброшенном доме), в особо опасное время (ночь).
В рассказе Стивена Кинга «И пришел бука» в шкафу главного героя жил бука, представляющий опасность для всех членов семьи.
«Приход Буки» (Aquí viene el Coco) рисунок Гойя, 1797 год
Марана
В славянской мифологии Марана или Марена – богиня, связанная с воплощениями смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресания природы, а также с ритуалами вызывания дождя. В весенних обрядах славян Мареной называлось соломенное чучело – воплощение смерти и зимы, которое сжигали, чтобы обеспечить урожай. Былинная ведьма Маринка, сожительствующая со Змеем Горынычем и убитая богатырем Добрыней, генетически восходит к Маране.