Рубрика: феи

Зеленый человек

На Британских островах это существо лесов, происходящее из кельтского язычества. Его представляли в виде рогатого человека, выглядывающего из листвы, обычно священного дуба. Зеленый человек представлял духов деревьев, растений и листвы. Он обладал способностями вызывать дождь.

Изображения Зеленого человека в Средние века встречалось и на церковных украшениях.

Зеленый человек общался с лесными эльфами, в том числе пикси, которые согласно преданиям были потомками друидов, не принявших христианство. Пикси представляются красивыми или уродливыми, обнаженными или в зеленом платье. Они увлекают путников в болото или чащу, крадут лошадей, портят продукты, подменивают новорожденных.

Зеленый человек может сближаться с охотником Херном из английских легенд, образ которого восходит к образу кельтского бога Цернунноса.

Картина Джозефа Ноэля Патона «Ссора Оберона и Титании» 

Железо

Железо защищает от ведьм, эльфов и злых духов, которые не в состоянии его преодолеть. Железо отгоняет джиннов – детей Лилит.

В античную эпоху железом пользовались для отвращения болезней и несчастий, которые насылаются злыми духами. Особенно защищало оно рожениц и младенцев. Круг, трижды очерченный железным предметом или остроконечным оружием, способен защитить женщину и дитя от губительных воздействий.

Железные ножницы кладутся в колыбель, чтобы не дать эльфам похитить младенца. Гвозди в кармане служат оберегом во время путешествия.

Железо конских подков защищало людей от Бааван ши, вампиров шотландского фольклора, имеющих облик красивых белокурых девушек с оленьими ногами, скрытыми под длинными шелковыми зелеными платьями.

Однако железо почти никак не действует на привидения и европейских вампиров. Многие дома с железными порогами или талисманами бывают, по общему мнению населены призраками. Некоторые привидения появляются, гремя цепями. Вампиров же следует отгонять серебром, чесноком и прочими оберегами.

Картина Жак Луи-Давида

Бефана

В итальянском фольклоре фея, бродящая по земле с 1 по 6 января в облике страшной старухи. Иногда считается доброй, приносящей подарки детям, проникая в дом через дымоход, иногда – злой. Образ Бефаны восходит к дохристианским представлениям о злых духах, периодически появляющихся на земле в новогодний период.

В сказке Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы»  Бефана — владелица магазина игрушек, пожилая женщина, которая умеет летать на метле. Она берёт много денег за подарки, так как получает игрушки не оптом прямо от производителей, а сама покупает их по розничным ценам для перепродажи.

Иллюстрация Игоря Панкова к сказке Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы»

Зана э Малит

Зана э Малит  —  в албанской мифологии фея горы. Согласно поверьям, у каждой горы была своя Зана. Она выступала в образе красивой девушки, купающейся голой в горных потоках. Зана – очень грозный противник, который может оказывать свое покровительство воинам. В албанской культуре даже существует выражение «храбр как фея».

Некоторые источники связывают происхождение названия Зана от латинской богини Луны Дианы.  Это может сближать албанскую Зану с румынской прекрасной феей Иляной Косынзяной. Иляна Косынзяна считается идеалом женской красоты, обладает роскошными золотыми косами, в которых поют розы. Иляна Косынзяна связана с солярным мифом, так как является сестрой солнца и чтобы избежать инцестуального брака, она бросается в море или превращается в луну. Имя Косынзяна генетически восходит к Зиане, дакийскому названию римской богини Луны Дианы.

     

Иллюстрация к румынским сказкам

Час нечистой силы

Существует суеверие, что привидения, феи и другие существа потустороннего мира собираются на земле именно ночью, и в это время вероятность встречи с ними очень высока. Обычно час нечистой силы – это полночь в полнолуние, в это время ведьмы достигают вершины своих возможностей, так как источником их магической силы считается луна. Бывает, что часом нечистой силы называют вообще полночь. Чаще всего призраки являются ночью, особенно между полночью и тремя часами утра.

Зеленые дамы

Зеленые дамы являются существами английского фольклоре. Это древесные фейри, которые селятся в дубах, вязах и тисе, иногда – в соснах и яблоне. В мифологии ирландских кельтов местом поклонения деревьям была священная роща – неметон, в которой около гигантских деревьев кельтские жрецы друиды совершали жертвоприношения. Деревья считались проводниками между миром живых и миром мертвых. Данное верование пришло на Британский остров из Галлии.

Эти феи любят танцевать при луне. Нрав у них суровый, если их обидеть, то можно поплатиться. Зеленые дамы могут ассоциироваться с вредоносными существами из кельтского фольклора, которые тоже носят зеленые платья, глейстигами и бааван ши. Эти существа приглашают путников потанцевать при луне, а потом выпивают их кровь. Зеленый цвет в британском фольклоре означает рост и плодородие, однако указывает на потусторонний мир, связанный с природой (лесом, рощей), поэтому феи очень часто носят одежду данного цвета.

   

Иллюстрация Брайана Фрауда

В романе «Мешок с костями», опубликованном в 1998 году, призрак Сары Тидуэлл предстает не только в человеческом обличье, но и в облике березки, которая напоминает женщину в зеленом платье. Кинг называет ее Зеленой Дамой.

Чтобы Зеленая Дама была благосклонна к людям и не вредила им, высаживали примулы, которые были цветами, связанными с феями. Также эти распускающиеся первыми лесные цветы выступали эмблемой молодости и огромного количества удовольствия.

 Мотив жертвоприношений деревьям, а также существам, являющихся их духами, нашло отражение в современном кинематографе. В фильме «Страж», снятым режиссером Уильямом Фридкиным в 1990 году рассказывается об одной семье, которые искали няньку для ребенка. Ею оказалась красавица Камилла, являющаяся либо духом дерева либо человеком-деревом, которая являлась духом-хранителем чудовищного дерева и  должна была приносить в жертву этому дереву младенцев. Деревья также охраняли и обороняли Камиллу от тех, кто покушался на нее. Уничтожить ее удалось после уничтожения дерева, которому она приносила жертвоприношения.

Феи горы Поупа

Для мьянма характерен культ гор. Почитание гор пронизывает всю мифологическую систему мьянма. Также распространена идея прародины, находящейся в горах, в некоторых легендах это первоначальное обиталище становится раем, куда идут души праведников.

Поупа у мьянма – священная гора, обитель богов, расположенная в Нижней Мьянме. Поупа поднялась среди равнины после землетрясения и вулканического извержения. Считалось, что она является домом духов – натов и их главы Махагири. Наты – это бирманские наги, змеелюди, обитающие под землей и в водных источниках. В пещерах Поупы, считающейся прародиной многих тибето-бирманских народов Мьянмы, обитают феи, питающиеся цветами.

Бирманский воин Бьятта, участвовавший в завоевании государства мон Татон, вступил в связь с феей, обитающей в пещерах горы Поупа, в результате чего опоздал с подношением цветов королю Анораттхе, за что поплатился жизнью. После смерти Бьятта становится духом-натом  горы Поупа.

Феи мьянма, живущие на горе и питающиеся цветами, могут сближаться с бессмертной феей Ма-гу китайской мифологии, жившей на горе в провинции Магушань, где занималась приготовлением снадобья бессмертия. Ма-гу выступала спасительницей попавших в беду людей. В корейской мифологии ей соответствует фея Маго Хальми, также связанная с горами и спасающая людей от несчастий, а также фея горы Сондо.

Исоона

В японском фольклоре представлен один из злых и коварных демонов (ёкаев) – Исоона, которая связана с водной стихией. Ее имя означает «Женщина с побережья». Выглядит она от пояса и выше как красивая женщина, а нижняя часть ее тела расплывчата и неопределенна как у призрака. Опасна она следующим. Перед выходом лодки или корабля в море она подходит к морякам и, включая все свое обаяние, просит их одолжить черпачок. С помощью черпачка Исоона топит корабль. Согласно другим легендам, у Исооны при ближнем рассмотрении нижняя часть тела змеиная, что сближает ее с женщиной-змеей Нурэ-онной, которая подманивает мужчин своей женской половиной и съедает их. Исоона тоже может отличаться аналогичной кровожадностью.

         

Иллюстрация Мэтью Майера

По своему поведению и змеиной внешности Исоона может сближаться с демоном Ламией в европейском фольклоре. Вера в ламий – змей с головой и грудью красивой женщины прошла через всю средневековую Европу. Ламия нападает на людей, выпивая их кровь, живет в оврагах, пещерах и заброшенных замках.

Почитайте литературу по японскому фольклору и получите огромное удовольствие. Найти ее можно здесь https://f.gdeslon.ru/cf/3f40f19b50?mid=78716&goto=https%3A%2F%2Fwww.litres.ru%2Fhedlend-devis%2Fmify-i-legendy-yaponii%2F.

Маго хальми

Маго хальми является феей в корейской мифологии, спасающей людей от несчастий. На острове Канхвадо распространено предание, в котором говорится, что эта фея на старости лет прибыла из Китая в Корею, где ее жилищем служили дольмены. Генетически образ Маго хальми восходит к фее китайской мифологии Ма-гу, помогающей людям, но во внешнем виде имеющая птичьи когти, чудесными заклинаниями заставившая отступить море и вернувшая людям значительную часть побережья в провинции Цзяньсу, превратив его в тутовый лес.

           

Ма-гу, богиня долголетия, свиток XVIII века, Национальный музей в Варшаве.

Фея Маго хальми может сближаться со Святой матерью горы Сондо Сосо, рожденную в китайской императорской семье, родившую Хеккосе, основателя королевства Силла. Сосо попросила небесную фею соткать шелковую ткань, а затем покрасила ее в красный цвет, сделав корейскую одежду. Красный цвет в Корее означал удачу и богатство. Его носили король с королевой и невесты.

Иляна-Косынзяна

В румынских поверьях и сказках одним из ярчайших персонажей является прекрасная фея Иляна Косынзяна. Она является покровительницей цветов и молочных коров. Иляна Косынзяна считается идеалом женской красоты, обладает роскошными золотыми косами, в которых поют розы. Иляна Косынзяна связана с солярным мифом, так как является сестрой солнца и чтобы избежать инцестуального брака, она бросается в море или превращается в луну. Имя Косынзяна генетически восходит к Зиане, дакийскому названию римской богини Луны Дианы.

                           

Иллюстрация к румынским сказкам

Иляна Косынзяна в румынских сказках является волшебной невестой, которую добывает герой.

                     

Иллюстрация к румынским сказкам

Иногда Иляна Косынзяна в сказках предстает как кровавая царица амазонок. Это может сближать ее с другой феей румынского фольклора – Мама-Пэдурии. Это лесная фея, повелевающая животными, заманивающая мужчин в лес, а потом нападающая на них и пожирающая их. Одежда Мама-пэдурии соткана из мха и листьев.

В румынском фольклоре также распространена в вера в других злых фей, причиняющих мужчинам зло. Это прекрасные иеле, феи воздуха, леса и озер, одетые в белоснежные платья. По своим функциям иеле близки к славянским русалкам и от них помогают те же средства: чеснок и полынь.