Рубрика: феи

Карга, как разновидность ведьм или фей

Карга или «hag» представляет из себя демоническое существо, ведьму либо фею, в виде старой уродливой женщины, обладающее сверхъестественной силой.

К данной разновидности относится конфетная ведьма из сказки Братьев Гримм «Гензель и Гретель».

В германском и славянском фольклоре присутствует существо «мара», которое садится ночью на грудь своей жертве и насылает ночные кошмары. Это существо имеет вид карги.

Иоганн Генрих Фюссли. «Ночной кошмар»

В ирландской и шотландской мифологии старая отвратительная ведьма с синим лицом Кайлиах Бер, в которой сохранились остатки культа богини зимы, возрождается каждый Самгейн, 31 октября, поднимает бури и метели, и превращается в камень в праздник костров Бельтан, 30 апреля.

Ей противостоит богиня Бригита, которая связана с другими сезонами и вступает в права, когда Кайлиах Бер превращается в камень. Бригита покровительствует ремеслам, изобилию и процветанию. Считается она также богиней-матерью.

Еще одной каргой с синим лицом считалась Черная Аннис. Она обитала на холмах Дэйн. У нее были длинные острые зубы и когти, она жила в пещере и выходила из нее ночью, чтобы нападать на путников, которых она поедала. Ее боялись местные жители настолько, что ночью не смотрели на окна.

Иллюстрация Николаса Клостера.

Черная Аннис является остатком культа богини Дану кельтской мифологии, прародительницы племени богини Дану или фей. Одно из имен Дану – Ану. У нее также функции богини изобилия и плодородия, а также богини-матери. Дану или Ану ассоциируется с богиней Бригитой. Позднее Ану трансформировалась в Черную Аннис.

Иллюстрация Брайана Фрауда.

Следует отметить, что Кайлиах Бер и Черная Аннис похожи тем, что имеют синее лицо. Индийская богиня-разрушительница Кали тоже имеет синее тело. Из этого следует, что вышеперечисленные карги имеют происхождение от богинь-матерей, которым отправлялись жертвоприношения.

 

 

Вампиры в кельтском фольклоре

В кельтском фольклоре также содержаться упоминания о пьющих кровь сверхъестественных существах. Отличием их от западных вампиров и славянских упырей является их местонахождение либо в лесу, либо вблизи родников и источников, а не в гробах на кладбищах. Эти существа имеют все признаки фей западноевропейского фольклора.

Злые глейстиги шотландского фольклора опасны для людей. Это необыкновенно красивые девушки с золотистыми волосами в длинных зеленых платьях, под которыми скрываются вместо ног козлиные копыта. Козел в кельтском фольклоре является символом плодородия, а также нередко имеет связь со стихией леса. Глейстиги тоже лесные существа, так как появляются именно там. Они приглашают людей потанцевать с ними, а затем выпивают кровь у жертв.

Картина Брайана Фрауда

Также интересны кровожадные феи шотландского фольклора Бааван ши. Они предстают либо в облике ворона либо белокурой красавицы в длинном зеленом платье, под которым скрыты оленьи копыта вместо ног.

Ворон в кельтском фольклоре символизирует потусторонний мир, смерть и войну, а также колдовство. Феи Моргана и Вивиана часто оборачиваются вороном. В эту птицу часто превращалась ирландская богиня Морриган. Ворон также выступает символом галльской богини плодородия Нантосвельты, но поскольку это траурная птица, то богиня Нантосвельта была связана с миром мертвых.

Lindsey Kustusch

Оленьи копыта у Бааван ши не случайны. Олень символизирует плодородие и стихию леса.

Бааван ши обычно появляются перед людьми в облике ворона в темное время суток, потом превращаются в белокурых красавиц, а потом приглашают путников потанцевать. Это грозит гибелью людям, так как феи выпьют из них всю кровь.

Зеленый цвет одежды этих кровожадных фей является традиционным цветом фей в кельтском фольклоре. В данном случае он указывает на стихию леса, в котором расположены жилища этих существ.

В фольклоре жителей острова Мэн встречается кровожадная фея Ланнан ши, живущая вблизи родников и источников. Цвет одежды этой красавицы как правило белый. Обычно родники и источники являются символом исцеления и служат местом обитания добрых дев источников либо богинь-матерей. Кровожадность фей может объясняться тем, что люди не всегда уважительно относятся к природе и к источникам, поэтому природа в виде нимф им таким образом отвечает. В легендах о короле Артуре оскорбление дев источников Логрии привело к опустошению земли.

Про фею Вивиану из легенд про короля Артура

Фея Вивиана является одним из интереснейших персонажей легенд про короля Артура.

Это фея, заманившая волшебника Мерлина в лес Броселианд и с помощью волшебства, которому он обучил ее, навсегда закрыла его в воздушном замке.

Картина Троя Хоувелла

Цель – отобрать Мерлина у короля Артура. Такова была воля обитателей потустороннего мира таинственного острова. Они и подослали Мерлину коварную обольстительницу.

Eleanor Fortescue-Brickdale Idylls of the King 

В легендах про короля Артура у феи Вивианы много имен: Нимуе, Нинева, Ниниана. В одних легендах она является одной из фей озера, в других помощницей Владычицы Озера, в третьих после гибели владычицы озера она становится сама Владычицей Озера.

Происхождение ее образа имеет языческие корни.

Ее прототипом могла быть богиня вод и источников Ковианна, отсюда и одно из имен Девы озера – Вивиан. Божеством британских кельтов, покровительница целебного источника Броколития близ Вала Адриана была богиня-нимфа Ковентина, которая также могла быть прототипом Вивианы.

Богиня Ковентина

В валийском фольклоре были Гуараггед Аннон — озёрные девы, обитающие в роскошных дворцах на дне горных озёр, с которыми тоже может быть схожа Вивиана.

Вивиану обычно описывают как красивую юную деву с волосами цвета воронова крыла, как правило, одетую в белое. В белых платьях описывали валлийских озерных дев. Иногда Вивиана была одета в зеленое, так как обычно одежда британских фей была этого цвета.

В отличие от добрых Гуараггед Аннон Вивиана обладала не только добротой, но и незаурядной жестокостью. Не смотря на то, что Вивиана неоднократно выступала помощницей и спасительницей короля Артура, она не испытывала жалости к  Мерлину, ни к леди Этарде, скончавшейся от горя, когда Нинева увела у нее сэра Пелеаса и вышла за него замуж.

Подобно фее Моргане Вивиана могла также принимать разные образы: старухи, птицы и др., т.е. была способна к оборотничеству.

Существа и божества в кельтской мифологии и фольклоре, связанные с водой и культом вод

Одной из черт религии континентальных кельтов, в частности галлов, является широкое распространение святилищ, связанных с источниками, реками и озерами.

В устье реки Сены существовало святилище богини Секваны. К ней обращались за исцелением. Основным атрибутом изображения Секваны является диадема, что говорит также о римском влиянии.

Бронзовая статуэтка богини Секваны.

Богиней, связанной также с исцелением, является богиня Суль в Британии (в Галлии ее называли Сулевия). Данная богиня связана с целебными источниками, помогающими людям. Римляне стали отождествлять Сулевию с Миневрой, несмотря на то, что богиня носила функции целительницы, а также она носила титул одной из богинь-матерей.

Богиню, давшую название реке Марне в Галлии называли Матрона. Эта богиня также почиталась как богиня-мать. В валлийской мифологии с ней отождествлялась Модрон, которая была хозяйкой острова Авалон, а также стала прототипом феи Морганы, которая была также связана с этим островом. Имя Морганы явно имеет связь с водой: недаром в бретонском фольклоре морганами называли роковых морских дев, которые соблазняли, а затем бросали влюбленных в них молодых людей.

Галльскую богиню Секвану можно сравнить с бриттской богиней Ковентиной, святилище которой находилось у римского форта (форт VII) Броколития (Каррауборо) на Южной стороне вала Адриана. Мроморная плита с надписью, посвященной ей, с барельефом, где Ковентина изображена лежащей на листе с водным растением в руке.Эта богиня имеет функцию божества вод, она повелевает водными нимфами и исцеляет людей, купающихся в ее водах. Ковентина способствует росту растений, находящихся у воды.

Богиня Ковентина.

Следует отметить, что по своим функциям Ковентина больше напоминает нимфу, нежели богиню. Но ее упоминание встречается не только в Британии, но и на континенте. Культ данной богини также перекочевал в Иберию, где ее почитали как Кохветену.

Имя Ковентины каким-то образом связано с именем валлийской нимфы Ковианны, которая и оказала влияние на образ феи Артуровского цикла Вивианы.

The Lady of the Lake in Lancelot Speed‘s illustration for James Thomas KnowlesThe Legends of King Arthur and His Knights (1912)

Фея Вивиана (Ниниана, Нинева, Нимуе) была либо Владычицей Озера, либо одной из приближенных Владычицы Озера, либо одной из озерных фей. Эта фея соблазнила волшебника Мерлина и обманом заключила его в башне в лесу Броселианд, навсегда забрав волшебника у Артура.

Eleanor Fortescue-Brickdale Idylls of the King 

Образ феи Вивианы имеет языческие корни. В ней также присутствуют черты гуараггед аннон, валлийских озерных дев, обитавших в роскошных дворцах на дне горных озер. У них золотистые волосы и зеленые одежды. Они часто выходят замуж за смертных, но земной муж должен соблюдать определенные условия. Иначе озерная дева покинет его.

В бретонском фольклоре хранительницами родников и источников являются прекрасные златовласые феи в белых одеждах корриганы. Они очень опасны для проходящих мимо мужчин, так как встреча с ними гибельна для последних.

Служительницами культа источников также являлись девы Логрии Артуровского цикла, которые подавали путникам воду в золотых чашках. Уничтожение данного культа привело к опустошению земли.

Таким образом, можно сделать вывод, что вода играла очень большое значение в кельтской мифологии и фольклоре.

Остров фей

На протяжении многих веков считалось, что настоящим царством фей был остров Авалон. В произведениях поэтов Франции Авалон был чрезвычайно богат: жилища щедро украшены изумрудами, топазами, гиацинтами, крыши на домах были золотыми.

На Авалоне всегда присутствовал мотив стеклянной башни. Здесь залечивали самые ужасные раны. После страшного боя под Кубелином Артур был перенесен на остров на излечение, и фея Моргана помогла вылечить его.

Идея острова фей уходит в древнее кельтское язычество.

Страбон, писавший в I веке н.э., сообщил о существовании женской общины на маленьком острове от устья Луары. Это был остров намнет, жестоких жриц. У них был обычай раз в год снимать крышу с храма их бога и вновь покрывать его в тот же день. Стоило только одной из них уронить строительные материалы, которые она несла, как ее тут же предавали смерти ее подруги. Одежда намнет была как будто соткана из огня.

На островах в океане, подобно намнетам жили другие жрицы. Самые знаменитые из них – 9 дев с острова Сен у побережья Бретани, которые могли вызывать бурю и превращаться в различных животных.

В валлийской традиции потусторонний мир «аннон» находился за морем и назывался то островом блаженных, то стеклянной крепостью.

Среди сокровищ аннона упоминался волшебный котел.

Также в валлийской традиции Аваллон первоначально считался островом, где жил валлийский бог Аваллах. После ухода Аваллаха на Запад остров перешел к Модрон, считавшаяся богиней-матерью и восходившая к галльской богине Матроне (рядом с истоком реки Марны находилось ее святилище). У Гальфрида Монмутского Моргана становится хозяйкой острова. Моргана является аналогом богини Модрон.

ФЕИ в поверьях

Что же представляют из себя феи в европейском фольклоре.

Необходимо ответить, что это не эльфоподобные существа со стрекозиными крылышками или хорошенькие девушки с волшебными палочками.

Образ феи происходит из кельтского язычества Британии и Франции и восходит к древним языческим представлениям о богине-матери и служительницам ее культа. Также в феях прослеживаются черты древнего языческого культа источников.

Помпоний Мела пишет о существовании храма древнего галльского божества на острове Сен, которому служили жрицы, которые и стали впоследствии феями, заселившими леса Европы.

Островом фей считался также остров Авалон.

Бёрн-Джонс. «Король Артур, спящий вечным сном на Авалоне»

Феи связаны либо с потусторонним миром, либо с культом вод.

Образ феи Морганы вобрал в себя различные черты. Например, бретонскую фею рек звали Морган. В валлийской традиции богиня-мать именовалась Модрон (в Галлии – Матрона, давшая название реке Марне), которая жила на острове Авалон. Ее место и заняла Моргана, которая тоже обучалась магии на этом острове. В артуровских легендах Моргана наделена способностью летать, обратившись в ворона, а также превращаться в застывшие статуи.

Любимым местопребыванием фей служат чащи лесов и источники. Герои средневековых романов встречают тех фей, которые потом играют роль в их судьбе. Местами, где живут феи, являются какие-нибудь пещеры или подземелья, и вообще глухие уголки в окрестностях  населенных мест.

В бретонском фольклоре фей-хранительниц родников и источников называют корриганами. Они живут под землей, с родниками можно обнаружить дольмены. Когда наступает полнолуние, корриганы расчесывают свои длинные золотистые волосы золотыми гребнями. Если смертный услышит песню корриган, он обречен – либо он женится на корриган в течение трех дней, либо умрет.

Одним из местопребываний феи Морганы является остров Авалон. Также ей принадлежало несколько замков, часть из них находилась в вымышленном королевстве в Гооре (возможно, в Уэльсе), а часть в Логрии (владения короля Артура). Наиболее часто в романах упоминаются замки Чэриот, Дарнандт и Бель Гард. Последний, подаренный некогда королем Артуром, стал ее излюбленным обиталищем. Неподалеку от этого замка Моргана с помощью полученных от Мерлина знаний в магии создала волшебную долину, окруженную невидимой стеной. Долина получила название Долины без возврата, поскольку оттуда не мог вернуться тот, кто не был верен в любви.

     Джеймс Арчер «Смерть Артура«

В романах артуровского эпоса часто встречается фея Вивиана. Различные романы называют ее также Нимуе, Ниниана и Нинева. Эта фея соблазнила волшебника Мерлина и с помощью магии навсегда закрыла его в воздушном замке в лесу Броселианд. В образе Вивианы также прослеживаются черты кельтского язычества. Она считается Девой Озера, либо одной из озерных фей. В валлийском фольклоре имеются схожие образы озерных дев. Она также способна к оборотничеству.

Фея Мелюзина из кельтских и средневековых легенд также была связана с водой, так как изображалась как женщина змея или женщина-рыба. Фея Мелюзина воспитывалась на острове Авалон своей матерью феей Пресиной.

Особое внимание надо уделить цветам одежды фей.

Одним из цветов, которые носят феи, является белый. Так в белых одеждах ходят корриганы, валлийские озерные девы, нередко в белом пребывает фея Вивиана.

Белый цвет у кельтов, как правило, это цвет друидов. Так как феи могли быть изначально жрицами отправляющими друидические культы, то белый цвет был неотъемлемой частью их образа.

The Lady of the Lake in Lancelot Speed‘s illustration for James Thomas KnowlesThe Legends of King Arthur and His Knights (1912)

 

Также часто упоминающимся цветом в одежде фей является зеленый. В кельтском фольклоре зеленый цвет символизировал природу и изобилие, также он являлся обозначением потустороннего мира. Также это был цвет роста, кельтские жрецы, начинающие обучение, носили зеленые одежды.

В зеленое часто одевались красивые шотландские феи с козлиными копытами глейстиги, с оленьими копытами бааван ши, пьющие кровь попавшимся к ним жертв, феи Моргана и Вивиана.

Картина Брайана Фрауда                                                                      

Одним из цветов фей является также красный. Очень часто феи в британском фольклоре изображаются в красном плаще. В красном часто мы можем увидеть изображения феи Морганы.