Рубрика: загробный мир

Качина

Среди коренных народов, населяющих юго-западные штаты США и частично Мексику качина являются сверхъестественными существами или духами умерших предков. Качина вызывают дождь.

Согласно легендам, качина живут в священных горах Сан-Франциско. В давние времена они периодически сходили с гор и посещали деревни, где танцевали и выполняли свои обязательства перед живущими. Большинство качина являются добрыми существами, но есть и злые качина, которые нападаю на людей и убивают их.

Умерший человек племени хопи уходит в священные горы, где он становится качина и превращается в облако. Живые просят его послать дождь.

Согласно преданиям племени зуни качина появились во время миграции племени: при переправе через реку некоторые дети в испуге вырвались из рук матерей и превратились в духов вод, проплыв вниз по реке они основали селение качина и сделались покровителями соплеменников. Они посещают живых в виде облаков.

Осень

С ранней осенью в славянской культуре связаны магические обряды погребения крыла птицы. Птица связана с представлениями о славянском рае – Ирии. В народных песнях сохранился мотив отмыкания ключом Ирия, откуда прилетают птицы. Согласно украинскому преданию, ключи были некогда у вороны, но та прогневала бога и ключи передали другой птице.

Осенины

У восточных и западных славян обряд почитания духов предков совершался осенью. Назывались эти дни почитания осенинами. Во время осенин, по поверью умершие родители отдыхали. В жертву покойникам приносилась пища. Души умерших приглашали на угощение в дом. Им посвящалась первая ложка или первый стакан. Во время обряда хозяин трижды обносил зажженную лучину вокруг стола, совершая магическое окуривание. Пищу, как и в других связанных с именем бога Велеса славянских обрядах поминовения и кормления мертвых, первоначально относили также на кладбище. Предков изображали в виде антропоморфных болванов с лучиной.К ним обращались при обряде выбора места для жилища.

Попутчица-призрак

Одной из самых распространенных легенд о привидениях является легенда о попутчице-призраке. Как правило, это красивая девушка, появляющаяся поздней ночью, стоя на краю пустынной дороги. Это привидение одето в белое. Водитель останавливается и спрашивает, может ли он чем-нибудь помочь, или куда девушке нужно доехать. Она отвечает и обычно это тот самый город, который нужен водителю. Когда водитель приезжает по адресу, названному девушкой, останавливает машину и оборачивается назад, то замечает, что девушка исчезает. Тогда водитель звонит в дверь указанного дома. Ему отвечают либо женщина либо мужчина. Водитель рассказывает им о том, что произошло, на что ему объясняют, что эта девушка – их дочь, убитая некоторое время назад, и что сегодня ночью как раз годовщина ее смерти. Она была убита или погибла в аварии на том самом месте, где ее встретил водитель. Также он узнает, что каждую годовщину со дня смерти призрак девушки пытается прийти домой. Ему показывают фотографию девушки и он окончательно убеждается, что это именно та, которую он подобрал на дороге.

Легенда о попутчице-призраке, возможно происходит из Европы.

В фольклоре народов Азии попутчица-призрак предстает в образе молодой женщины, которую мужчина провожает в дом ее родителей. Она идет за ним, но когда они приходят на место и мужчина оборачивается, женщина исчезает.

В 1989 году вышел фильм «Врата ада», снятый режиссером Уильямом А. Леви. В нем используется легенда о прекрасной попутчице-призраке, трагически погибшей. В руках ожесточившегося Лукаса, который стремится отомстить за смерть дочери, кристалл, обладающий способностью воскрешать мертвых, становится чудовищным орудием. С его помощью Лукас создает целый город привидений. Судьба распоряжается так, что в этот страшный город попадает компания молодых людей, которые сначала встречают попутчицу-призрака, несущую опасность.

     

Обложка к фильму «Врата ада»

Шиванна, люди-облака

Согласно мифу индейцев пуэбло шиванна, которые появляются перед людьми в виде облаков, являются духами мертвых. Шиванна живут в четырех или шести частях вселенной, каждая из которых имеет свой цвет, или же в горах, под озером или родником, или же в городе у моря. Духи и мертвые появляются в форме облаков, и их роли исполняются во время связанных с качинами церемоний переодетыми девушками и танцорами.

Бобы

В мифологии бобы имеют определенную связь с душами умерших. Римляне использовали бобы в различных обрядах, связанных с умершими, во время лемурии, майского фестиваля, проводимого с целью умиротворения духов усопших и изгнания злых духов. Во время традиционных японских новогодних ритуалов Бобы используются для подобной цели. Глава семьи облачается в свои лучшие одежды и в полночь ходит по дому, разбрасывая бобы и прогоняя демонов.

В обрядах индейцев пуэбло и хопи, посвященных качина, душам умерших, являющихся людям в виде облаков, входит церемония посадки бобов, проводимая в феврале. Ею отдавали дань уважения к предкам. Бобы сажались и выращивались в подземных культовых камерах.

Кипарис

Кипарис – вечнозеленое дерево, распространенное в Южной части США, Южной Европе и Западной Азии. В фольклоре часто ассоциируется со смертью, погребением, возрождением и бессмертием души. В одном из библейских сюжетов ангел дает кипарис Сету, чтобы тот посадил дерево под язык Адама после его смерти. Египтяне использовали это дерево при мумифицировании. У древних греков и римлян кипарис ассоциировался хтоническими божествами. Афинских героев хоронили в кипарисовых гробах. Этими деревьями часто обсаживается периметр кладбищ.

В романе Брэма Стокера «Граф Дракула» описывается кладбище, усаженное вплоть кипарисами и тисовыми деревьями.

Нидхёгг

В скандинавской мифологии Нидхегг – дракон, лежащий в колодце Хвергельмир (поток в стране мрака, из которого вытекают подземные реки) и грызущий один из корней мирового дерева Иггдрасиля, соединяющего небо, землю и подземный мир. Нидхегг бранится с мудрым орлом, а перебранку между ними переносит белка Рататоск, снующая между верхним и нижним мирами. Нидхегг пожирает прелюбодеев, клятвопреступников и подлых убийц.

   

Иллюстрация Гонсало Ордонеса Ариаса

Ермунганд

Ермунганд – в скандинавской мифологии мировой змей, сын великанши Ангрбоды от коварного бога Локи. Ермунганд живет в мировом океане, окружая обитаемую землю Мидгард. Главным противником Ермунганда является сын Одина Тор, бог грома, бури и плодородия, защищающий людей от великанов и страшных чудовищ. Тор пытался поднять мирового змея из океана.

Во время Рагнарека (гибели богов и всего мира, следующей за битвой богов и хтонических чудовищ) после залития водой земли Ермунганд вырывается на свободу. Тор и змей снова сражаются. Тор поражает змея, но сам умирает от изрыгаемого Ермунгандом яда.

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Иллюстрация Ангуса МакБрайда

 

Предзнаименования смерти

В каждой культуре существуют свои предзнаименования смерти.

Ими могут быть какие-нибудь природные явления, как скопление туч, буря, ураган, неожиданно поднявшийся сильный ветер.

Часто дурным предзнаименованием считается появление черных птиц (грачей, ворон, сов), появляющихся в деревне и садящихся на тот или иной дом. Предупреждением о надвигающейся смерти может быть битье голубя в окно.

Завывание собак, являющихся стражами подземного мира и проводниками душ умерших, означает приближающуюся смерть кого-то из тех, кто живет поблизости.

К числу предзнаименований смерти относятся привидения и фантомы. Например, появление фантомов лодок, автомобилей, поездов может означать, что они прибыли за душами умерших.

Предвестниками смерти считаются и различные явления, так или иначе связанные со свечением, например блуждающие огоньки, имеющие голубоватое свечение, наблюдающееся на кладбищах.

Лично для меня очень дурным предзнаименованием является появление где-нибудь белых или желтых хризантем. Не смотря на то, что я обожаю эти прекрасные цветы, почему то встреча с ними не сулит мне ничего хорошего.