Рубрика: славянская мифология

Уводна

Это дух, обитающий в лесу и уводящий людей.

Чаще всего это девушка в красном сарафане, под красной шалью. Она приманивает людей и уводит их. Красный цвет в славянском фольклоре неоднозначен. С одной стороны, это цвет жизни, плодородия, с другой стороны это цвет потусторонних сил, хтонических и демонических существ. Данный цвет свидетельствует о присутствии колдовских чар.  Красная одежда является отличительной чертой существ – полувериц, которые считаются заклятыми или проклятыми, а также пропавшими без вести. Они застряли между двумя мирами – нашим и потусторонним, живут невидимо в ямах, курганах и канавах. Красный сарафан обычно  выступает признаком русалки-шутовки. Становятся шутовками люди, которых прокляли или отсулили нечистой силе. Внешний вид они имеют как у «страшной» северной русалки, но иногда бывают и красавицами. Шутовки являются средним между русалками и проклятыми людьми.

Облик нечистой силы в русском фольклоре

Для внешнего облика нечистой силы характерна расплывчатость, многоликость, неопределенность и изменчивость, способность к перевоплощениям. Например, для русалки характерен женский либо детский облик, а для домового – антропоморфность либо зооморфность. Наиболее распространен антропоморфный облик нечистой силы (в виде старика, старухи, женщины, девушки, мужчины, парня, ребенка), однако с каким-нибудь выраженным аномальным для человека признаком: рогатость, хвостатость, хромота, Отвислые груди, звериные ноги либо когти, волосатость и т.д. Нередко нечистая сила принимает зооморфный облик.

Нечистая сила может появляться в виде неодушевленных предметов и явлений: катящегося клубка, вороха сена, камней; огненного, водяного или пыльного столба, вихря и т.п. Нечистая сила также может быть бесплотной.

   

Иллюстрация Вальдемара Казака

Фараонки

Фараонки – в русском фольклоре полудевы-полурыбы. Согласно русской легенде египетское войско в воде превратилось в полулюдей-полурыб, а их кони – в полуконей-полурыб. Фараонки обитали, как правило, в морях. Они – прекрасные белотелые девы с белокурыми кудрями, которые плавают в море. В легендах они часто выступают предвестницами гибели молодых людей. Их изображали в деревянной резьбе, украшающей дома. Наряду с их библейским происхождением подчеркивается их принадлежность к безвременно погибшим, заклятым проклятым людям, а также их влияние на судьбы людей.

   

Фараонка. Иллюстрация Лидии Магоновой

Одолень-трава

В русском фольклоре это растение, одолевающее нечистую силу, обладающее также лекарственными свойствами. Эта трава также употребляется от порчи. Ею могут быть различные растения, в том числе и белая кувшинка. Этой травой можно защититься от водяницы (род русалок, обитающих в воде), а также от полевых злых духов.

Мора

Мора – привидение, фантастическое существо, при свете Луны прядущее недопряденную пряжу. Мора, являющаяся призраком, привидением и миражом, может появляться не только в доме. Это злой дух, присутствующий везде. Мора является существом, воплощающим смерть. Слово «мора» связано с туманом, маревом, а также с мраком и тьмой. Мора схожа с женщиной в белом в славянском фольклоре, явлением смерти, предвестницей несчастья, призраком, угрожающим жизни человека.

Навной

Навной – дух людей, появляющийся в доме и наваливающийся на людей. Навной также является домовым духом, ночью указывающий людям на перемены в их судьбе. Он часто показывается в облике призрака, тени, но при этом оставляет весьма материальные следы – синяки на теле человека, что может предвещать болезнь либо смерть. В названии «навной» прослеживается связь со словом «навь», означающее «мертвец», «покойник», а также сам загробный мир (мир Нави). Это может свидетельствовать о связи навного с культом предков.

Иллюстрация Надежды Антиповой

Млилко

Демоны, призраки, ведьмы предпочитают селиться в местах, враждебных человеку. Как правило, это окраины городов, старые города, заброшенные места, районы вблизи кладбищ, пустоши и т.п.

В славянской мифологии тоже встречается злой дух, обитающий в безлюдных местах, называемый млилко. Это дух, который может почудится человеку в опасном, пустынном месте. Он может являться как в виде кошки, собаки или утопленницы.

Обитание млилко в безлюдных местах может сближать его с упырями арабского фольклора гулями, местообитанием которых являются развалины, отхожие места, кладбища и пустыни. В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова, а затем поедают их, либо выпивают их кровь. Также он сближается с дами иракского фольклора, которая является великаншей, нападающей на людей и поедающей их. Она появляется, как призрак, на окраинах городов. В одной из легенд дами живет в пустыне рядом с городом, а затем посещает дом, чтобы полакомиться человеческим мясом. Спастись от нее не представляется возможным.

Осень

С ранней осенью в славянской культуре связаны магические обряды погребения крыла птицы. Птица связана с представлениями о славянском рае – Ирии. В народных песнях сохранился мотив отмыкания ключом Ирия, откуда прилетают птицы. Согласно украинскому преданию, ключи были некогда у вороны, но та прогневала бога и ключи передали другой птице.

Осенины

У восточных и западных славян обряд почитания духов предков совершался осенью. Назывались эти дни почитания осенинами. Во время осенин, по поверью умершие родители отдыхали. В жертву покойникам приносилась пища. Души умерших приглашали на угощение в дом. Им посвящалась первая ложка или первый стакан. Во время обряда хозяин трижды обносил зажженную лучину вокруг стола, совершая магическое окуривание. Пищу, как и в других связанных с именем бога Велеса славянских обрядах поминовения и кормления мертвых, первоначально относили также на кладбище. Предков изображали в виде антропоморфных болванов с лучиной.К ним обращались при обряде выбора места для жилища.

Заяц

Смерть Кащея спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла, — смерть Кощея». Это не случайный набор нескольких предметов или животных. Все они несут сакральное значение, важное для древних славян, и связаны с культом смерти. Заяц является символом демоническим, он связан с нечистой силой, по поверьям, он находится в подчинении у лешего. У некоторых славян считалось, что в образе зайца появляются ведьмы и колдуны. Заяц —символ приземлённости. Это маленький, хитрый, изворотливый, лживый и трусливый зверёк, который приспосабливается жить в любых условиях. Следовательно,заяц — символ земного изворотливого зла,а также земного порока.

В русской мифологии появление зайца являлось предвестником пожара.