Рубрика: кельтская мифология

Зверь Рыкающий

Согласно средневековым поверьям, леса оказывались населены самыми удивительными существами, одним из которых был Зверь Рыкающий, кторый с виду был головой – как змея, телом – как леопард, лядвеями – как лев, и голенями – как олень. Из чрева у него исходил рев, точно сорок гончих были заключены в нем, и этот рев исходил от него, где бы зверь не очутился.

История Зверя Рыкающего содержится в романе «Паломид». Некая принцесса, весьма сведущая в магии, стремилась добиться любви собственного брата, который в ужасе отверг ее. Тогда принцесса отдалась дьяволу, который явился ей в облике привлекательного мужа, и по его совету принцесса обвинила брата в том, что тот ее изнасиловал. Суд приговорил отдать принца заживо на съедение псам. Девять месяцев спустя принцесса родила от дьявола Зверя Рыкающего. Свое прозвище чудовище получило из-за ужасных лающих звуков, которые неслись из его утробы и во всеуслышание свидетельствовали о смерти, какую принцесса навлекла на своего брата. Не вынеся этого рыка и лая, принцесса была вынуждена открыть правду. Ее казнили. Несчастное чудовище бежало в леса, по которым ему было суждено скитаться до тех пор, пока его не убьет какой-нибудь рыцарь.

Несчастное чудовище может служить символом влечения к инцесту, например, король Артур встречает Зверя Рыкающего вскоре после того, как возлег со своей сводной сестрой Моргаузой, и она зачала от него Мордреда. Также в несчастном чудовище могли видеть символ извращенности порождаемого дьяволом зла и греха вообще.

 

Иллюстрация Натана Андерсона

Глэйстин

В фольклоре жителей острова Мэн злой дух, являющийся в обличье привлекательного, хорошо одетого молодого человека с пышными кудрями, которого нетрудно узнать по остроконечным, как у лошади, ушам. В любой момент он может превратиться в коня и утащить свою ничего не подозревающую жертву в море, чтобы разорвать жертву на куски.

Есть легенда о том, что девушка осталась дома одна. Ее отец отправился на рынок продавать рыбу, а ей велел запереться и не открывать, пока в дверь не постучат три раза. Вечером начался шторм, а отец не возвращался. Неожиданно в дверь трижды постучали. Девушка открыла и в дом вошел насквозь промокший прекрасный незнакомец, который попросил позволения обогреться у огня. Когда незнакомец заснул, девушка заметила у него заостренные кверху уши и поняла, что это злобный глэйстин, который в любой момент может обернуться лошадью, утащить ее на дно моря и там разорвать на куски. Девушка надеялась, что он не проснется до рассвета и сидела неподвижно. Но неожиданно незнакомец проснулся и, вытащив жемчужное ожерелье, помахал им перед девушкой. Та оттолкнула глэйстина, но он схватил ее за рукав. Девушка закричала, ее крик разбудил петуха, который начал кукарекать. Незнакомец мгновенно исчез, а потом и вернулся отец девушки.

 

Иллюстрация Яны Хейдесдорф

Страна мертвых в романах христианского Средневековья

Казалось, что для романов христианского Средневековья никакое упоминание иной страны мертвых, кроме ада, немыслимо. Следы языческих представлений сохранились лишь в описательном виде – «страна без возврата». Точно также , как в рыцарских романах скрылись под масками королей языческие боги, чертами представителей страны мертвых оказались те, с кем они враждовали. Одной из характерных черт страны мертвых является красный цвет: красные доспехи рыцаря или Красная Башня, в которой обитает враг короля Грааля. Типична и связь Красной Башни со страной мертвых: стены и крепости в ней – красного цвета, а поскольку ее охраняют жабы и змеи (архетипические животные подземного мира), скорее всего это и есть страна мертвых.

С кельтской страной мертвых связана и фигура Короля-Рыбака. Согласно древним ирландским поверьям души умерших отправляются на некий остров. Ранняя валлийская и ирландская традиция помещала страну мертвых к Северу от Римской стены – в Галлоувее, Лотиане и Горре. Упоминания о том, что земли к северу от стены смертельно опасны, неоднократно встречаются, в частности, и у античных авторов, писавших о Британии.

Иногда страна мертвых оказывается еще Севернее – на Оркнейских островах.

Следует отметить, что в произведениях Стивена Кинга Большинство отрицательных персонажей, несущих зло, а также инфернальных существ имеют красный цвет либо в одежде, либо во внешности. Все они связаны с потусторонним миром. Багряный владыка или Алый король (как вариант – Малиновый) является инфернальным существом, олицетворяющим злое начало и противостоящее порядку и свету. Упоминается в произведениях Стивена Кинга в цикле «Темная Башня», «Бессоница». В романе Стивена Кинга «Дьюма-Ки» представлен дух Персе в виде красивой женщины с птичьими лапами и третьим глазом, одетой в красный плащ с капюшоном. Персе также, как и Алый король правит потусторонним миром. Дух Персе вышел из воды.  Океан возле острова Дьюма-Ки является вместилищем душ и загробным миром, в котором властвует демоническая женщина в красном. Алому королю принадлежит замок Ле кас руа рюс и он обладает особым могуществом, чтобы ему подчинялись разумные существа. Алый король, в котором тоже прослеживаются признаки хтонического существа, может сближаться с владыкой Подземного царства Аидом в греческой мифологии. В романе «Оно» представлено могучее и древнее создание, прилетевшее из космоса, питающееся эмоциями и убивающее в основном детей, любимой внешностью которого является клоун Пеннивайз, заманивающий детей оранжевыми помпонами и шариками. Оранжевый цвет проявляется во многих образах  и предметах, в которые превращается данное существо.

Бёрн-Джонс. «Король Артур, спящий вечным сном на Авалоне»

Лес Броселианд

В западноевропейской средневековой традиции (круге повествований о короле Артуре и волшебнике Мерлине) таинственный лес – царство фей. В Броселианде находилась могила Мерлина и знаменитая Долина без возврата, загороженная феей Морганой воздушной невидимой стеной, пройти через которую могли лишь рыцари, не изменявшие даже в мыслях любовным обетам), а также множество других чудес.

Историки идентифицируют его как Пьемпонтский лес в современной Бретани. В Средние века этот лес славился своими чудесами.

Мотив зачарованного леса впервые появился в «Романе о Роллоне» Васа, а затем стал встречаться едва ли не во всех рыцарских романах.

Лес – место многих загадочных приключений героев рыцарских романов. Лес – полная и опасная область загадочного и неизвестного, где все кажется  не тем, что оно есть на самом деле, а сам он сродни потустороннему миру. С глубокой древности люди считали, что в лесу обитают могущественные и удивительные существа, скрывается мудрость куда древняя, чем все то, что известно человеку. В этих странных полулесах-полуснах обитают существа, как правило, воплощающие силы зла, разрушения или смерти. Древнейшее из них, вероятно, — Зверь Рыкающий, в котором некоторые исследователи видят символ инцеста.

В Бретани в конце 9 века существовало поверье, что где-то в Пьемпонтском лесу бьет родник, воду из которого не стоит пить ни в коем случае: если путник зачерпнет воды из этого родника, поднимется сильный ветер и немедленно разразится ужасная гроза. Этот источник играет центральную роль в романах об Ивейне. В романах цикла Вульгата Броселиандский лес стал местом, где с помощью чар Нимуе, Дева Озера, держит в плену Мерлина.

   

 картина английского художника Эдварда Бёрн-Джонса «Обман Мерлина»

Накилеви

В фольклоре жителей Оркнейских островов это злобное морское чудовище, похожее на греческого кентавра: у него человеческий торс и плавники вместо ног. Голова у накилеви человеческая, только в десять раз больше, рот выдается вперед, как свиное рыло, и ужасно широк. На теле его не растет ни волоска, так как у него нет кожи.

Когда урожай побьет ветром с моря или мучнистой росой, когда скотина падает с высоких прибрежных утесов, когда среди людей или скота свирепствует зараза, виной всему – Накилеви. Дыхание его ядовито, для растений оно как гниль, а для животных – как мор. Его винят также в долгой засухе, он не любит пресной воды и никогда не выходит на землю во время дождя.

Когда накилеви выходит на сушу, ему навстречу лучше не попадаться: он убивает всех встречных, пожирает скот и губит своим ядовитым дыханием посевы. Спастись от него можно только одним сособом – перебежать на другой берег реки, так как накилеви не выносит пресной и проточной воды.

Иллюстрация Давида Пулле

Гремлины

В европейском фольклоре гремлины являются зловредными существами, причиняющими вред технике. Их стали упоминать в британской военной авиации во время Первой мировой войны. Летчики Королевских военно-воздушных сил, отправлявшиеся на опасные задания, сообщали о том, что они видели в своих самолетах неясные, похожие на гоблинов, привидения. Летчики называли их гремлинами. Публично о них ничего не говорилось до 1922 года. Слово «гремлин» позаимствовано из сказок Братьев Гримм, не использовалось до 1939 года, т.е. до начала второй мировой войны. В то время в эскадрилье британских бомбардировщиков в Индии стали происходить многочисленные инциденты с самолетами, что было похоже на диверсию.

Внешне гремлины напоминают помесь кроликов с бультерьером, ростом около 20 дюймов, одеты обычно в зеленые брюки и красные куртки. У некоторых перепончатые лапы с плавниками на пятках. Во время второй мировой войны некоторые утверждали, что они ростом в шесть дюймов, с рожками и в черных кожаных присасывающихся ботинках.

Рисунок Ракаэля Майо

Келпи, водяные лошадки

В шотландском фольклоре это злой водяной дух, по поверью, обитающий в озере, речке и ручье. Это оборотень, способный превращаться в животных и человека. В виде лошади они появляются на отмелях реки или озера мирно пасущимися, приманивая путников вскочить на них, чтобы сразу нырнуть в воду и потопить свою жертву, которую они пожирают, оставляя печень, которая всплывает на поверхность. Келпи могут наскакивать на одиноких всадников и раздавливают их в схватке. Перед штормом многие слышат как келпи воет. Следы келпи легко узнать, так как они ставят копыта задом наперед.

Еще келпи является в обличье прекрасного принца и пытается соблазнить девушек. Узнать его можно по волосам – мокрым и кишащим ракушками и водорослями.

Увидеть келпи – значит, утонуть, и ничто не отвратит грядущей трагедии.

 

Иллюстрация Эммы Уикли

Подкова

Подкова была самым распространенным оберегом против ведьм, фей, дьявола, злых духов и сглаза в Европе и Аравийском полуострове. Ее прибивали над дверью в доме, церкви, конюшне или другом здании, так как железо подковы препятствует  злым духам переступить порог.

Железо конских подков защищало людей от Бааван ши, вампиров шотландского фольклора, имеющих облик красивых белокурых девушек с оленьими ногами, скрытыми под длинными шелковыми зелеными платьями.

Подкова, помещенная в дымоход, помешает  колдунье влететь в него на метле. Подкова, прибитая к кровати, отразит демонов и кошмары. В Ирландии прибивали подковы на пороге, чтобы эльфы не проникли в дом.

Картина Ольги Маланчевой

Зеленый человек

На Британских островах это существо лесов, происходящее из кельтского язычества. Его представляли в виде рогатого человека, выглядывающего из листвы, обычно священного дуба. Зеленый человек представлял духов деревьев, растений и листвы. Он обладал способностями вызывать дождь.

Изображения Зеленого человека в Средние века встречалось и на церковных украшениях.

Зеленый человек общался с лесными эльфами, в том числе пикси, которые согласно преданиям были потомками друидов, не принявших христианство. Пикси представляются красивыми или уродливыми, обнаженными или в зеленом платье. Они увлекают путников в болото или чащу, крадут лошадей, портят продукты, подменивают новорожденных.

Зеленый человек может сближаться с охотником Херном из английских легенд, образ которого восходит к образу кельтского бога Цернунноса.

Картина Джозефа Ноэля Патона «Ссора Оберона и Титании» 

Петрушка

Это растение ассоциируется со смертью, покойниками и привидениями. Древние греки и римляне считали, что петрушка посвящена мертвым, и сажали ее на могилах. В кельтском фольклоре считали, что петрушка приносит неудачу, потому что связана с мертвыми. Петрушку нельзя было высаживать перед домом, так как это может привести к смерти кого-либо из членов семьи или к тому, что землей овладеет нечистая сила.

Однако петрушка может спасти от нападения призраков Дикой охоты, ведущей свое происхождение из германской мифологии.

В русском фольклоре петрушка являлась травой, дружественной русалкам, которые при произнесении людьми ее названия, сразу набрасывались на несчастных и защекочивали до смерти.

Картина Василия Поленова