Рубрика: кельтская мифология
Охотник Херн
Это призрачный охотник английских сказаний. Он часто является вождем Дикой охоты, корни представлений о которой уходят в кельтскую и германскую языческую древность. Дикая охота представляла из себя возникающие на небе видения, которые принимались за сонм призраков, привидений, следующих в ад душ.
Охотник Херн изображался в головном уборе с оленьими рогами. Считается, что Херн до сих пор встречается в лесу около Виндзорского замка в графстве Беркшир. Предположительно, Херн является местной ипостасью кельтского бога Цернунноса.
Цернунносу поклонялись галлы. Он изображался в «буддийской» позе с ветвистыми оленьими рогами или с оленем и быком у ног; с короткими бычьими рогами с торквесами на них, держащим в одной руке змею, а другой подносящим торквес стоящему рядом оленю. Элементы кельтской религиозно-мифологической символики характеризуют его как господина подземного царства, связанного с циклами умирания и возрождения природы.
Рогатое божество с котла из Гундеструпа
Красный
Цвет крови, здоровья, сексуальной страсти и агрессии. Египтяне связывали красный цвет со смертью и злым драконом Тифоном. Красный цвет – это цвет греческого и римского фаллического бога Приапа и бога войны Марса. В Ветхом Завете грех связан с алым цветом.
Красный цвет также ассоциируется с ведьмами. По распространенному поверью у ведьм рыжие волосы. В старинном ирландском фольклоре существовало поверье, что ведьмы одевают красные шапки перед тем, как отправиться в полет на шабаш.
Красный цвет также применяют в заклинаниях против ведьм. Для отпугивания ведьм служили раскрашенные красным телеги и венки из рябины, перевязанные красными нитками.
Блуждающие огни
В фольклоре Уэльса это таинственные огни, блуждающие по кладбищу, перемещаются под землей и останавливаются над теми домами или же просто над теми местами, где в ближайшем будущем неминуемо должна произойти смерть. По форме они напоминают пламя свечей.
Имеется множество свидетельств о том, как какие-то таинственные огоньки плавали над землей по ночам. Считается, что они предупреждают о смерти или того, кто их видит, или кого-то из близких этого человека, а то и просто знакомого. Согласно поверьям, огни возникают где-то на полпути от дома обреченного человека до его будущей могилы. В валлийском фольклоре голубоватое свечение предвещает смерть ребенка, а более интенсивный свет – гибель взрослого человека. При приближении блуждающих огней они исчезают, не доходя до наблюдателя.
Туман в фольклоре
Такое атмосферное явление, как туман, всегда окутано легендами, связанными со сверхъестественными явлениями.
В мифологии южных славян дракон Хала спускается на землю в виде тумана, препятствующего созреванию хлеба.
В кельтской мифологии загадочный остров фей Авалон был окутан туманами, которые не позволяли каждому оказаться на сказочном острове.
В славянских легендах в тумане прячется вампир или упырь. В романе Барона Олшеври «Вампиры» прекрасная упырица Рита часто предстает в виде голубого тумана.
В китайской истории 18 века о вампире рассказывается о том, как свадебная церемония проезжала мимо старого кладбища, и неожиданно подул сильный ветер, который поднял облако пыли и образовал туман, который и прятал вампира, нанесшего потом вред новобрачным.
В мифах ингушей и чеченцев вход в мир мертвых Ел заполнен холодным черным туманом.
В повести Александра Волкова «Желтый туман» туман представлен как насланный злой феей Арахной, являющийся разносчиком болезней, в том числе респираторных.
В произведении Стивена Кинга «Туман» в появившемся после бури тумане скрываются существа, прибывшие из других измерений, уничтожающие людей.
И снова про облака
Облака играют большую роль в мифологии и фольклоре, так как их вид наводит на сверхъестественное.
В мифологии казанских татар злой многоголовый дракон аждарха живет на морском острове, на который его переносит облако.
Дракон Балаур в румынской мифологии чаще всего живет в облаках.
Бог грома в западносемитской мифологии Ваал часто описывался скачущим на облаке.
Волшебник Мерлин был заключен феей Вивианой в воздушную темницу Броселианды, располагающейся на облаках.
В греческой мифологии представлена богиня облаков Нефела, являющаяся матерью Фрикса и Геллы, которых хотела погубить их мачеха Ино. Своими кознями Ино вызвала в стране засуху и, чтобы избавиться от нее, потребовала принести Фрикса и Геллу в жертву Зевсу. Нефела спасла своих детей, окутав тучей, она отправила их на златорунном баране в Колхиду. Однако Гелла погибла в пути, упав в воды пролива, получившего имя – Геллеспонт, а Фрикс достиг владений царя Ээта в Колхиде.
Зеленые дамы
Зеленые дамы являются существами английского фольклоре. Это древесные фейри, которые селятся в дубах, вязах и тисе, иногда – в соснах и яблоне. В мифологии ирландских кельтов местом поклонения деревьям была священная роща – неметон, в которой около гигантских деревьев кельтские жрецы друиды совершали жертвоприношения. Деревья считались проводниками между миром живых и миром мертвых. Данное верование пришло на Британский остров из Галлии.
Эти феи любят танцевать при луне. Нрав у них суровый, если их обидеть, то можно поплатиться. Зеленые дамы могут ассоциироваться с вредоносными существами из кельтского фольклора, которые тоже носят зеленые платья, глейстигами и бааван ши. Эти существа приглашают путников потанцевать при луне, а потом выпивают их кровь. Зеленый цвет в британском фольклоре означает рост и плодородие, однако указывает на потусторонний мир, связанный с природой (лесом, рощей), поэтому феи очень часто носят одежду данного цвета.
Иллюстрация Брайана Фрауда
В романе «Мешок с костями», опубликованном в 1998 году, призрак Сары Тидуэлл предстает не только в человеческом обличье, но и в облике березки, которая напоминает женщину в зеленом платье. Кинг называет ее Зеленой Дамой.
Чтобы Зеленая Дама была благосклонна к людям и не вредила им, высаживали примулы, которые были цветами, связанными с феями. Также эти распускающиеся первыми лесные цветы выступали эмблемой молодости и огромного количества удовольствия.
Мотив жертвоприношений деревьям, а также существам, являющихся их духами, нашло отражение в современном кинематографе. В фильме «Страж», снятым режиссером Уильямом Фридкиным в 1990 году рассказывается об одной семье, которые искали няньку для ребенка. Ею оказалась красавица Камилла, являющаяся либо духом дерева либо человеком-деревом, которая являлась духом-хранителем чудовищного дерева и должна была приносить в жертву этому дереву младенцев. Деревья также охраняли и обороняли Камиллу от тех, кто покушался на нее. Уничтожить ее удалось после уничтожения дерева, которому она приносила жертвоприношения.
Битва белого и красного драконов
В Британии присутствовал сюжет дерущихся между собой белого и красного драконов.
В сборнике валлийских повестей «Мабиногионе» в повести «Ллид и Ллевелис» рассказывается об избавлении Британии от постоянно дерущихся между собой белого и красного драконов.
Согласно «Истории бриттов» Ненния британский правитель 5 века Вортингерн дружил с саксами, что впоследствии привело к катастрофе. Преемником Вортингерна становится мальчик Амброзий Аврелиан, который сказал королю, что знает, что знает, что находится под строящимся замком в горах Уэльса. Под фундаментом находят озеро, в котором сражаются белый и красный драконы. Мальчик заявил, что это сражаются бритты и саксы. Победа красного дракона предзнаименовала приход Утера Пендрагона, сына короля Артура, к власти.
Согласно «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского, ребенка, заявившего про драконов, зовут Мерлин. Он сообщает то, что сокрыто от магов: стены рушатся потому, что проседает фундамент, погружающийся в расположенное под местом строительства озеро, где обитают два дракона – красный и белый. Каждую ночь драконы просыпаются и вступают в битву, сотрясая стены. Красный дракон – это бритты, а белый – саксы. Мерлин изрекает пророчества, в которых победа красного дракона означает пришествие во власть короля бриттов Артура и проклятие дружащего с саксами Вортиргерна.
иллюстрация «Истории королей Британии» Гальфрида Монмутского.
Красный дракон является символом и эмблемой Уэльса.
Праздник Бельтейн (1 мая)
Кельтский праздник Бельтейн справлялся 1 мая. Он открывал собой наступление летнего периода, светлого времени года. Согласно легендам первая мифологическая раса высадилась в Ирландии в Бельтейн. Также в этот день прибыли на остров мифическое племя богини Дану или фей.
В праздник Бельтейн устраивалась ярмарка, на которой по обычаю обменивались разными изделиями, съестными продуктами и драгоценностями. Там же приносили жертвы великому богу, которому они поклонялись и который именовался Белем (валлийский Бели). Существовал обычай в каждом кантоне Ирландии устанавливать по два огня в честь бога Беля, между которыми проводили больной скот, дабы исцелить его и сохранить в течении года. Детьми валлийского бога Бели были лунный бог Нудд, бог-кузнец Гофаннон, волшебник Гвидион и богиня Арианрод, чье имя означает «серебряный круг».
Самым главным символом Бельтейна является майское дерево, которое является фаллическим символом. Его делали из дерева, которое ассоциировалось с плодородием, — из дуба, березы, вяза или ели. Эти деревья почитали, как дарующие жизнь растения, уже в древние времена. Они играли важную роль в языческих ритуалах, направленных на усиление плодовитости женщин, прирост скота и урожая. Срезание майского дерева сопровождается большим праздником, пением и танцами. В древние времена майское дерево воздвигали в центре деревни. В этот день выбиралась королева мая, которая становилась матерью плодородия полей.
В канун Бельтейна грань между нашим миром и иным становилась тонкой и существа из иного мира приходили в наш мир.
Согласно легендам Артуровского цикла королева Гвиневра была избрана королевой мая. Она выехала из Камелота в своем белом с золотом свадебном наряде, на белом коне, покрытом попоной с позолоченными колокольчиками, рядом с ней шли пажи, а ее оруженосцы и дамы ехали сзади. Ни у кого не было никакого другого оружия, кроме охотничьих ножей, но все оружие королевства было бессильно против созданий, которые разгуливали везде в канун Бельтейна. В этот день Гвиневру похитил король Летней страны Мелвас, находившийся под покровительством волшебников. Замок Мелваса был построен из стекла и находился внутри холма, который возвышался посреди обширного водного пространства. С большим трудом Артуру удалось вернуть королеву живой и невредимой.
Если вас интересует кельтская культура, то вы можете приобрести книгу «Кельтские мифы» здесь https://www.litres.ru/19377148/?lfrom=515650664.
Если вас заинтересовали легенды о короле Артуре, то вы можете почитать старинный роман Томаса Мэлори «Смерть Артура», который можете приобрести здесь https://www.litres.ru/138942/?lfrom=515650664.
Корриганы
Корриганами называют злых фей фольклора жителей полуострова Бретань. Эти существа являются хранительницами родников и источников. Они живут под землей, поэтому вблизи родников можно обнаружить дольмены.
Картина австрийского художника Ханса Зацка
Фея является персонажем преимущественно кельтского фольклора. Одним из разновидностей фей данного фольклора, в том числе Артуровского цикла являются существа, связанные с культом вод и источников.
Еще в древней Галлии поклонялись богиням и нимфам, связанным с культом вод и источников, который был перенесен в Британию, а в последствии и на полуостров Бретань на континенте. Бретонские верования в морских дев – морган восходит к фее Моргане, которая ведет происхождение от валлийской богини Модрон, хозяйкой легендарного острова Авалон. В галльской мифологии была богиня Матрона, возможно давшая название богине Модрон. Матрона была богиней реки Марны.
Морские девы морганы были опасны для молодых людей: они соблазняли, а затем бросали их, приводя к гибели. Корриганы тоже являются роковыми существами, так как встреча с ними гибельна.
Корриганы представляют из себя красивых женщин с золотыми волосами и белых платьях, выходивших в полнолуние и расчесывающих свои прекрасные волосы золотыми гребнями, и поющих песни, которые завораживают проходящих мимо путников, которым нельзя встречаться с феями, иначе ему придется жениться на ней в течении трех дней. В противном случае он умрет.
Картина Энни Стегг Джерард
В бретонской балладе «Сеньор Нанн и фея» женатый рыцарь встречает у родника фею, которая предлагает ему взять ее в жены, либо он умрет через три дня. Молодой человек не захотел брать в жены фею и нарушать брачный обет.
«— Твоих не замутил я вод.
Притом женат я целый год.
Чем брачный свой обет нарушу,
Скорей отдам я богу душу!
Легко сказать! Мы не вольны
Жениться от живой жены.
Пробьет ли завтра иль сегодня
Мой час — рассудит власть господня.
Но петлю мне милей на шею
Надеть, чем звать женою фею!»
Ровно через три дня рыцарь умер.
Корриганы могут ассоциироваться с прекрасными девами Рейна, которые губят своим пением моряков. В Артуровском цикле есть упоминания о девах Логрии, которые были феями и служительницами культа источников. Оскорбление этих дев привело к опустошению земли.