Рубрика: римская мифология

Бобы

В мифологии бобы имеют определенную связь с душами умерших. Римляне использовали бобы в различных обрядах, связанных с умершими, во время лемурии, майского фестиваля, проводимого с целью умиротворения духов усопших и изгнания злых духов. Во время традиционных японских новогодних ритуалов Бобы используются для подобной цели. Глава семьи облачается в свои лучшие одежды и в полночь ходит по дому, разбрасывая бобы и прогоняя демонов.

В обрядах индейцев пуэбло и хопи, посвященных качина, душам умерших, являющихся людям в виде облаков, входит церемония посадки бобов, проводимая в феврале. Ею отдавали дань уважения к предкам. Бобы сажались и выращивались в подземных культовых камерах.

Камелии в фольклоре

Вокруг цветка камелии всегда ходило множество легенд. Росла она в Японии и в юго-западном Китае. В Европе она появилась благодаря ботанику Георгу Йозефу Камелиусу.

С камелией была связана следующая легенда. Бог Амур прилетел на Сатурн, где встретил прекрасных женщин с голубыми глазами и серебряными волосами и начал направлять в них свои стрелы. Однако красавицы не обращали на него никакого внимания. Бог наделил их бездушностью и холодностью. Тогда Амур обратился к своей матери Венере, которая посчитала отказ красавиц от любви оскорблением. В наказание она спустила девушек на землю и превратила их в цветы, не имеющие запаха. Это и есть камелии.

Этот цветок лег в основу романа Александра Дюма «Дама с камелиями», героиней которого является бездушная куртизанка Маргарита Готье, появляющаяся везде с букетом камелий. Прототипом куртизанки является жившая в то время Мари Дюплесси, рано умершая от туберкулеза.

Этой же болезнью страдала героиня романа, которая выбрала цветы, не имеющие запаха и не вызывающие аллергии, чтобы пощадить и без того свои больные легкие. Ношение камелий этой куртизанкой имело следующую особенность: двадцать пять дней месяца цветы были белые, а остальные пять – красные. Никто не мог разгадать такую закономерность. Возможно, белые камелии могли соотносится со стремлением к очищению души, а красные могли обозначать большую любовь, в жертву которой себя и принесла героиня романа.

Камелии так и остались символом ветреных красоток.

Аналоги Персефоны в других мифологиях.

Образ богини Персефоны настолько ярок и привлекателен, что имеет аналоги в других культурах.

Культ Персефоны существовал еще до вторжения греков на Балканский полуостров. Греческий культ богини-девушки Коры, имеющей функции богини плодородия, слился с культом Персефоны, либо шел с ним в один ряд.

Данная богиня имеет образ невинной девушки, которая была похищена богом подземного мира Аидом. Персефона гуляла на лугу и увидела прекрасный нарцисс, в результате чего  перед ней разверзлась земля и девушка была похищена мрачным богом.

Уолтер Крейн. «Похищение Персефоны», 1877

Персефона стала женой Аида, но при этом должна была осень и зиму проводить в царстве Аида, а весну и лето со своей матерью Деметрой.

Несмотря на то, что Персефона-Кора была недовольна своим положением и хотела проводить больше времени на земле, она являлась полновластной царицей Подземного царства, не уступающая своего мужа его наложницам (нимфам Менте и Кокитиде), жестоко расправившись с ними.

При спуске певца Орфея за женой Эвридикой в Подземное царство Персефона ведет себя как невинная девушка, склонная к состраданию: мольбы Орфея растрогали ее и она отпускает с ним Эвридику не смотря на существующие в том царстве законы о невозвращении умерших обратно на землю.

Символами Персефоны-Коры являются нарцисс, желтый крокус и фиалки (символизируют ранний уход из жизни молодых девушек).

Прозерпина в римской мифологии по своему образу идентична Персефоне, только отсутствуют упоминания о ее властности.

Данте Габриэль Россетти. Прозерпина

Этрусская богиня подземного царства Ферсипнея отличается от своих аналогов. В отличие от Коры, которая выступает невинной девушкой, которую похитил Аид, данная богиня является строгой царицей подземного мира, восседающей на высоком троне, на фреске в ее светло-каштановых волосах присутствуют две змеи, являющиеся, вероятно грозными хтоническими символами.

Фреска: Гадес («Айта», справа) и Персефона («Ферсипнея», в середине) возглавляют процессию.

(Гробница Оркуса II, Тарквиния, Италия)

Кельтская богиня Эрекура имела черты Прозерпины, но еще и выступала богиней изобилия.

Иберийская богиня Атаесина, которой поклонялись практически на всей территории Испании, имеет черты и функции Персефоны. Она связана с загробным миром и с весной, возрождающейся и воскрешающейся природой. В источниках об Атаесины отсутствуют упоминания о ее муже, тогда как у вышеупомянутых богинь мужья – боги подземного мира. В иберийской мифологии богом подземного мира является рогатый Коронус, который в отдельных источниках является мужем речной богини плодородия Набии. Однако Атаесина тоже упоминается как богиня-девушка и богиня-весна.

 

Цветы, связанные с загробным миром.

Цветы корнями  растут из земли и поэтому по поверьям связаны с загробным миром.

В мифологии и фольклоре в большей степени упоминаются  цветы, связанные с данным миром, белого или желтого цвета.

Белый цвет очень часто выступает символом смерти.

Одним из примеров белых цветов является цветок асфодел. Это цветок имеет простой или ветвистый безлистный стебель  и несёт на конце цветы, белые, реже жёлтые, иногда с пурпуровыми полосами, собранные в кисти или колос. Согласно мифическим представлениям древних греков на асфоделиевых лугах в царстве гуляли души умерших людей. Поэтому за асфоделом  закрепилась репутация траурного цветка. Белый цвет асфодела обозначает смерть и потусторонний мир, а пурпурный цвет полос – власть, вероятно, смерти.

Нарцисс считается цветком Прозерпины, так как когда богиня увидела его, пред ней разверзлась земля, ее похитил Плутон и увез в царство мертвых.

Желтый цвет также связан со смертью и имеет хтонический смысл.

Примером желтого цветка может служить желтый крокус, само название которого связано с Персефоной (Прозерпиной), одно из имен которой было Кора или Корикия.  На острове Санторин (Греция) в древности был город, где имелось Святилище крокусов, где проходили посвящения. В данном обряде упоминалось срывание Персефоной крокуса и похищение ее Аидом. Следует отметить, что Персефону нередко изображают в желтых одеждах.

Цветами Персефоны также считаются и желтые ирисы.

Данте Габриэль Россетти. Прозерпина

Репутацией траурных цветков обладают и синие (фиолетовые) цветы, например фиалка. По одной из легенд Аид похитил Персефону когда она собирала фиалки. Поэтому древние греки считали усыпали цветами трехцветной фиалки тела усопших молодых девушек.