Рубрика: загробный мир

Цветы, связанные с загробным миром.

Цветы корнями  растут из земли и поэтому по поверьям связаны с загробным миром.

В мифологии и фольклоре в большей степени упоминаются  цветы, связанные с данным миром, белого или желтого цвета.

Белый цвет очень часто выступает символом смерти.

Одним из примеров белых цветов является цветок асфодел. Это цветок имеет простой или ветвистый безлистный стебель  и несёт на конце цветы, белые, реже жёлтые, иногда с пурпуровыми полосами, собранные в кисти или колос. Согласно мифическим представлениям древних греков на асфоделиевых лугах в царстве гуляли души умерших людей. Поэтому за асфоделом  закрепилась репутация траурного цветка. Белый цвет асфодела обозначает смерть и потусторонний мир, а пурпурный цвет полос – власть, вероятно, смерти.

Нарцисс считается цветком Прозерпины, так как когда богиня увидела его, пред ней разверзлась земля, ее похитил Плутон и увез в царство мертвых.

Желтый цвет также связан со смертью и имеет хтонический смысл.

Примером желтого цветка может служить желтый крокус, само название которого связано с Персефоной (Прозерпиной), одно из имен которой было Кора или Корикия.  На острове Санторин (Греция) в древности был город, где имелось Святилище крокусов, где проходили посвящения. В данном обряде упоминалось срывание Персефоной крокуса и похищение ее Аидом. Следует отметить, что Персефону нередко изображают в желтых одеждах.

Цветами Персефоны также считаются и желтые ирисы.

Данте Габриэль Россетти. Прозерпина

Репутацией траурных цветков обладают и синие (фиолетовые) цветы, например фиалка. По одной из легенд Аид похитил Персефону когда она собирала фиалки. Поэтому древние греки считали усыпали цветами трехцветной фиалки тела усопших молодых девушек.

Иберийская богиня Атаесина

Атаесина одна из известных богинь древней Испании. Ей поклонялись лузитане, галисийцы, в центральной Испании и территории современной Андалузии.

Данная богиня ассоциируется с римской богиней Прозерпиной, связанной с весной, возрождающейся и умирающей природой, а также с подземным миром.

Данте Габриэль Россетти. Прозерпина.

В связи с тем, что Атаесина связана с преходящей весной, то ей можно приписать аграрные функции.

Путешествие Атаесины в подземный мир, а также ее пребывание там зимой, указывает на смену цикла сельскохозяйственных сезонов.

Основным символом, с которым связывают Атаесину, это коза. Коз приносили в жертву этой адской богине.

Атаесина.. Музей дель Мармол-де-Вила-Викоза

 

Иберийская богиня Набия

Богиня Набия была докельтской богиней, вполне возможно, что ее культ был иберийским. Ей поклонялись лузитане, галисийцы и астурийцы.То, что эта богиня обитала в водах, свидетельствуют названия топонимов, которые были названы в ее честь: река Навия (Оренсе), река Навия (Луго и Астурия), фонтан Навия (Луарка). У кельтов и иберов воды были местом перехода в иной мир, то Набия была ответственна за перенос умерших на другую сторону. Вполне возможно, что перевоз осуществлялся ею в лодке.

Воды были связаны с растительностью, поэтому Набия имела функции богини плодородия. Набию также рассматривали как весеннюю богиню подобно Атаесине, иберийской Прозерпине. Ее сопоставляли с кельтской Нантосвельтой, богиней изобилия и плодородия. Однако птицей Нантосвельты считался черный ворон, что говорит, что она была связана с миром мертвых. Набии приписывались хтонические функции.

Также упоминалось, что Набия была женой рогатого бога подземного мира Коронуса, что еще раз подтверждает ее связь с миром мертвых.

Остров фей

На протяжении многих веков считалось, что настоящим царством фей был остров Авалон. В произведениях поэтов Франции Авалон был чрезвычайно богат: жилища щедро украшены изумрудами, топазами, гиацинтами, крыши на домах были золотыми.

На Авалоне всегда присутствовал мотив стеклянной башни. Здесь залечивали самые ужасные раны. После страшного боя под Кубелином Артур был перенесен на остров на излечение, и фея Моргана помогла вылечить его.

Идея острова фей уходит в древнее кельтское язычество.

Страбон, писавший в I веке н.э., сообщил о существовании женской общины на маленьком острове от устья Луары. Это был остров намнет, жестоких жриц. У них был обычай раз в год снимать крышу с храма их бога и вновь покрывать его в тот же день. Стоило только одной из них уронить строительные материалы, которые она несла, как ее тут же предавали смерти ее подруги. Одежда намнет была как будто соткана из огня.

На островах в океане, подобно намнетам жили другие жрицы. Самые знаменитые из них – 9 дев с острова Сен у побережья Бретани, которые могли вызывать бурю и превращаться в различных животных.

В валлийской традиции потусторонний мир «аннон» находился за морем и назывался то островом блаженных, то стеклянной крепостью.

Среди сокровищ аннона упоминался волшебный котел.

Также в валлийской традиции Аваллон первоначально считался островом, где жил валлийский бог Аваллах. После ухода Аваллаха на Запад остров перешел к Модрон, считавшаяся богиней-матерью и восходившая к галльской богине Матроне (рядом с истоком реки Марны находилось ее святилище). У Гальфрида Монмутского Моргана становится хозяйкой острова. Моргана является аналогом богини Модрон.

ФЕИ в поверьях

Что же представляют из себя феи в европейском фольклоре.

Необходимо ответить, что это не эльфоподобные существа со стрекозиными крылышками или хорошенькие девушки с волшебными палочками.

Образ феи происходит из кельтского язычества Британии и Франции и восходит к древним языческим представлениям о богине-матери и служительницам ее культа. Также в феях прослеживаются черты древнего языческого культа источников.

Помпоний Мела пишет о существовании храма древнего галльского божества на острове Сен, которому служили жрицы, которые и стали впоследствии феями, заселившими леса Европы.

Островом фей считался также остров Авалон.

Бёрн-Джонс. «Король Артур, спящий вечным сном на Авалоне»

Феи связаны либо с потусторонним миром, либо с культом вод.

Образ феи Морганы вобрал в себя различные черты. Например, бретонскую фею рек звали Морган. В валлийской традиции богиня-мать именовалась Модрон (в Галлии – Матрона, давшая название реке Марне), которая жила на острове Авалон. Ее место и заняла Моргана, которая тоже обучалась магии на этом острове. В артуровских легендах Моргана наделена способностью летать, обратившись в ворона, а также превращаться в застывшие статуи.

Любимым местопребыванием фей служат чащи лесов и источники. Герои средневековых романов встречают тех фей, которые потом играют роль в их судьбе. Местами, где живут феи, являются какие-нибудь пещеры или подземелья, и вообще глухие уголки в окрестностях  населенных мест.

В бретонском фольклоре фей-хранительниц родников и источников называют корриганами. Они живут под землей, с родниками можно обнаружить дольмены. Когда наступает полнолуние, корриганы расчесывают свои длинные золотистые волосы золотыми гребнями. Если смертный услышит песню корриган, он обречен – либо он женится на корриган в течение трех дней, либо умрет.

Одним из местопребываний феи Морганы является остров Авалон. Также ей принадлежало несколько замков, часть из них находилась в вымышленном королевстве в Гооре (возможно, в Уэльсе), а часть в Логрии (владения короля Артура). Наиболее часто в романах упоминаются замки Чэриот, Дарнандт и Бель Гард. Последний, подаренный некогда королем Артуром, стал ее излюбленным обиталищем. Неподалеку от этого замка Моргана с помощью полученных от Мерлина знаний в магии создала волшебную долину, окруженную невидимой стеной. Долина получила название Долины без возврата, поскольку оттуда не мог вернуться тот, кто не был верен в любви.

     Джеймс Арчер «Смерть Артура«

В романах артуровского эпоса часто встречается фея Вивиана. Различные романы называют ее также Нимуе, Ниниана и Нинева. Эта фея соблазнила волшебника Мерлина и с помощью магии навсегда закрыла его в воздушном замке в лесу Броселианд. В образе Вивианы также прослеживаются черты кельтского язычества. Она считается Девой Озера, либо одной из озерных фей. В валлийском фольклоре имеются схожие образы озерных дев. Она также способна к оборотничеству.

Фея Мелюзина из кельтских и средневековых легенд также была связана с водой, так как изображалась как женщина змея или женщина-рыба. Фея Мелюзина воспитывалась на острове Авалон своей матерью феей Пресиной.

Особое внимание надо уделить цветам одежды фей.

Одним из цветов, которые носят феи, является белый. Так в белых одеждах ходят корриганы, валлийские озерные девы, нередко в белом пребывает фея Вивиана.

Белый цвет у кельтов, как правило, это цвет друидов. Так как феи могли быть изначально жрицами отправляющими друидические культы, то белый цвет был неотъемлемой частью их образа.

The Lady of the Lake in Lancelot Speed‘s illustration for James Thomas KnowlesThe Legends of King Arthur and His Knights (1912)

 

Также часто упоминающимся цветом в одежде фей является зеленый. В кельтском фольклоре зеленый цвет символизировал природу и изобилие, также он являлся обозначением потустороннего мира. Также это был цвет роста, кельтские жрецы, начинающие обучение, носили зеленые одежды.

В зеленое часто одевались красивые шотландские феи с козлиными копытами глейстиги, с оленьими копытами бааван ши, пьющие кровь попавшимся к ним жертв, феи Моргана и Вивиана.

Картина Брайана Фрауда                                                                      

Одним из цветов фей является также красный. Очень часто феи в британском фольклоре изображаются в красном плаще. В красном часто мы можем увидеть изображения феи Морганы.