Рубрика: славянская мифология

Оспа

Оспу представляли в облике существа, губительного для человека. Как правило, Оспа – это безобразная женщина с воловьими пузырями вместо глаз, у нее на языке яд: кого облизнет, тот и заболевает. Также оспу почитали за нечистого духа, который бродит по свету и питается мертвыми телами. Переходя из одного селения в другое, она заражает всю окрестность, и появление ее вызывает мор.

В поверьях вызывающие эпидемию женские существа связаны с водой. Если оспа идет по селению против течения воды, то дела плохи: будет страшный мор. Часто оспа имела вид пущенной в колодцы девки, которая брала воду из колодцев и нашептывала, а потом выливала ее обратно в колодцы. Девку поймать было невозможно: она превращалась в дым.

В некоторых селениях с умершими от оспы прощались всем селом, полагая, что прощаются с болезнью, которая после этого покинет село.

 

Картина Николая Садюкова

Моровая дева

Согласно поверьям, моровое поветрие приходило обычно в туманное, осеннее время, когда «ветер полуденный, а восточный или полуночный, или северный, ни теплота солнечная воздуху не очистят».

Поляки утверждают, что Моровая дева разъезжает в двухколесной повозке, а лужичане рассказывают о невидимой колеснице, которая с грохотом носится по улицам в двенадцать часов ночи, и в том доме, в котором она остановится, непременно кто-нибудь да сделается добычей смерти. Моровая дева, подобно древним богиням, восседает на колеснице, и поезд ее сопровождается бурей и привидениями, т.е. злыми духами и тенями усопших. Колесница Моровой девы заменяется иногда ладьей, в которой эта злобная дева, исполняя обязанность Харона или архангела Михаила, увозит души умерших.

В большей части земель, заселенных славяно-литовским племенем, Моровая дева олицетворяется женщиной огромного роста, с распущенными косами и в белой одежде, она разъезжает по свету в повозке, своей костлявой рукой  она веет на все четыре стороны красным (кровавым) или огненным платком – и вслед со взмахом ее платка все кругом вымирает.

Иллюстрация Теодора Киттельсена

Об упырях

Первоначально под именем упыря наши предки должны были разуметь грозового демона, который сосет тучи и упивается дождевой влагой, так как в древнейших мифологических сказаниях дождь уподоблялся крови, текущей в жилах облачных духов и животных. Высасывание крови упырями есть то же самое, что высасывание ведьмами и вурдалаками молока из небесных кобылиц и коров; меняются только поэтические краски. Зимний холод, оцепеняющий дождевые тучи, повергает творческие силы усыплению, смерти, проклятью; упыри должны скрываться в облачных подземельях и засыпать в гробах-тучах. Эта смерть – временная, с возвратом весны они пробуждаются, восстают из гробов и начинают сосать кровь, т.е. живительный дождь усыпленный чарами зимы.

Замирая на зиму, духи-вампиры лежат в гробу нетленными мертвецами, — подобно тому, как в действительности трупы усопших, покоясь в земле, охваченной зимней стужей, не разлагаются до наступления теплой весны. В русском фольклоре доныне существует суеверие, что колдуны, ведьмы опойцы и вообще люди, предавшиеся злому духу, проклятые или отлученные от церкви, по смерти своей не гниют, Что земля не принимает их и они выходят по ночам из гробов, бродят возле прежнего своего жилища и являются к родным и соседям, поэтому их называют полуночниками.

 

Иллюстрация Ивицы Стевановича

Об упырях

Согласно поверьям, зарытый в землю вампир, пробуждаясь от могильного сна, начинает грызть свои руки и ноги, и покуда он их грызет – один за другим заболевают его родственники.

Когда упырь изгложет свое тело, он встает в полуночный час из гроба, отправляется в стадо и губит крестьянский скот или взбирается на колокольню и принимается звонить: всякий, кто услышит этот звон, делается добычей смерти. Это нечистый дух, покойник, появляющийся на колокольне, как правило, в полночь. Это сближает его со злым духом, обитающим на колокольне – Колокольным маном. Колокольный ман может быть покойником из колдунов, греховным человеком, которого не принимает земля. Он может обитать на колокольне, в церкви и на кладбище. Существует легенда о том, как девушка сорвала с мана красный колпак, а покойник пришел к ее дому и начал требовать его. Девушка, уставшая от криков мана, вышла в сени, затем на крыльцо, и протянула руку с колпаком. Однако ман схватил ее за руку и утащил. На следующий день труп девушки нашли возле дома.

Но чаще всего упыри являются ночью в дома, подступают к сонным людям и высасывают из них кровь, а насытившись, возвращаются в могилы. Тот, кого сосал упырь, уже не пробудится больше: поутро находят его в постели мертвым, с маленькой, едва заметной ранкой на левой стороне груди, прямо против сердца. Если разрыть могилу упыря, то легко убедиться, что мертвец не подвергается тлению, руки и ноги его страшно изгрызены, а губы обагрены свежей кровью.

Иллюстрация Юлии Широниной

Колокола

На протяжении веков люди верили, что колокольный звон обладает магической силой. В народной магии звон колоколов прогоняет прочь злых духов, ведьм и даже самого дьявола, а также защищает от сглаза. Колокола использовались, чтобы будить души умерших и фей. Феи носили колокольчики на своих одеждах.

Церковные колокола обрели особую силу, способную бороться со злом и прогонять нечистых духов. В Вальпургиеву ночь звонили в церковные колокола, чтобы удержать ведьм от полетов над деревней.

Считалось, что бури с громом и молниями вызывались ведьмами и демонами, поэтому, если приближалась гроза, церковные колокола должны были звонить, чтобы рассеять ее.

Однако в русском фольклоре есть злой дух – колокольный манн. Это нечистый дух, покойник, появляющийся на колокольне, как правило, в полночь. Колокольный ман может быть покойником из колдунов, греховным человеком, которого не принимает земля. Он может обитать на колокольне, в церкви и на кладбище. Существует легенда о том, как девушка сорвала с мана красный колпак, а покойник пришел к ее дому и начал требовать его. Девушка, уставшая от криков мана, вышла в сени, затем на крыльцо, и протянула руку с колпаком. Однако ман схватил ее за руку и утащил. На следующий день труп девушки нашли возле дома.

 

Мария Якунчикова. «С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря»

Метеориты

Метеориты во многих культурах ассоциируются с душами умерших. Древние римляне считали, что у каждой личности есть своя звезда, и когда человек умирает, она падает на землю. Индейцы считали, что звезды – это души умерших, и когда они падают, душу ждет новое рождение.

В русском фольклоре метеориты сопоставлялись со сказочными змеями, в том числе с огненными змеями. Однако в поверьях русских крестьян метеорит не всегда является огненным змеем или знамением. Это и нечистая сила, и действия нечистой силы и демонов, а также духов умерших нечистой смертью. Метеорит – одушевленное существо, появляющееся и исчезающее, похищаемое, временно покидающее небо.

 

Ван Гог. Звездная ночь

Пострел

Пострел – это болезнь, персонификация болезни, нечистый дух, появляющийся на перекрестках дорог. Часто они выступают в виде внезапной болезни, проявляющейся в виде колющих болей. Перекрестки – излюбленные места пребывания нечистой силы.

Картина И.И. Шишкина

Анчутка

В восточнославянской мифологии злой дух, одно из русских названий чертенят, происходящего от балтийского названия утки. Анчутка – существо, связанное с водой, болотом, при этом он быстро передвигается. На юге России его описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах. Им пугают детей. Описывался он как рогатый, что и подтверждало его принадлежность к нечистой силе.

Лесовая сила

Это нечистая сила, появляющаяся в лесу. Появлением лесовой силы сопровождается приход покойника. Также они отождествляются с проклятыми или умершими без крещения людьми, а также с язычниками, которые были отосланы Христом в лес. Если лесовая сила приходит к дому, где кричит смертельно больной ребенок, то начинает укачивать, успокаивать малыша, невидимо для матери.

Образ леса в русском фольклоре неоднозначен. Но, как правило, он играет роль опасного компонента.

Для сказочных героев дремучий лес является ловушкой, от которой исходит опасность, предполагающая нахождение героя в непроницаемом пространстве и невозможность выбраться из него, а также встретить злых сверхъестественных существ, которые могут причинить зло или даже убить.  Лес враждебен человеку. Это связано с тем, что лес является границей между мирами – нашим и миром мертвых. Существа, обитающие в лесу, стараются не допускать людей за эту границу.

И.И. Шишкин. Лес

Вихрь в русском фольклоре

Вихрь в русских поверьях, как правило, является либо нечистой силой, имеющей облик вихря, либо обитающая в вихре. В сказках вихрь уносит царевен.

Согласно общераспространенным поверьям, вихрь – вместилище нечистой силы. Облик сосредоточенных в вихре нечистых часто расплывчат, неконкретизирован. В вихре могут помещаться леший, покойники, черт, дьявол. Так, леший не только лесной, но и стихийный ветровой дух: он может вызывать вихрь, быть вихрем. Леший в облике вихря уносит с собой проклятых людей. При этом он может проникать в дома и уносить людей, а также младенцев, которых прокляли родители.

В облике сильного ветра, вихря представляли умерших неестественной безвременной смертью. Несущиеся вихрем покойники могли принимать и традиционные для вихря, ветра облики летящих коней.

Приобщаемые своей особой смертью к нечистой силе, покойники принимали ее облик, служили ей, сами становились частью стихийных сил, в том, числе вихря.

В результате вихря могла образовываться ведьмина метла – скопление веток на березе.

Сберечь от вихря мог воткнутый под крышу можжевельник, считающийся святым растением. Также помогали молитвы.

Мотивы, связанные с присутствием нечистой силы в ветрах и вихрях, встречаются и в китайском фольклоре. Так в истории 18 века, когда свадебная церемония проезжала мимо кладбища, подул сильный ветер, который поднял плотное облако пыли, в котором обитала нечистая сила, сходная с вампирами. Появление облака пыли совпадает с описанным в славянских легендах туманом, в котором прячется вампир.

Картина Ф.А. Малявина. Вихрь