Рубрика: славянская мифология

Огневица

Одна из двенадцати сестер-лихорадок, дочерей Ирода. Это болезнь в облике женщины, которая вызывает сильный жар. Действенным средством от нее служил добытый особым способом огонь, именуемый древесным. Огневица находилась в распоряжении лешего, которого нередко просили спасти от нее.

Иногда Огневицей называли скарлатину, при появлении которой собирали всех детей деревни прощаться с умершими от нее.

Трясавицы-лихорадки. Русская народная икона (Лубок). 

Озев

Озев – это болезнь, напущенная словами, недобрыми или не в пору сказанными. Чаще всего озевы упоминаются в заговорах. Оберегаясь от озевов различными средствами (ношением ладанок, опоясыванием сетью, заговором, крестом, молитвой и т.д.), а лечились травами, обрызгиванием водой, наговорами (нашептыванием на воду и уголек), заговорами и т.д.

 

Нестеров М. В. Больная девушка. 1928

Смерть в русском фольклоре

Высокая женщина в белом – традиционное и наиболее распространенное обличье смерти в русских поверьях. Подобное существо может прямо называться смертью, Белой Бабой, и соотноситься с марой, мороком, полудницей, русалкой.

Неодноплановость обликов смерти отмечена в некоторых поверьях. Смерть может являться в виде седого старичка, двенадцати белых котиков, неожиданно вбегающих в избу и поедающих хозяйский хлеб, трех цыплят, а также скелета.

Смерть может принимать обличья самых разных существ – персонификаций болезней.

Смерть может появляться в облике покойника, а также двойника человека.

 

Картина Жан-Франсуа Милле

Водяная женщина в поверьях жителей Забайкалья

В поверьях жителей Забайкалья водяная женщина может быть красивой или некрасивой, доброй или злой. Живет она в воде и только изредко выходит на берег чесать золотым гребнем свои прекрасные волосы цвета воронова крыла. В это время можно к ней подкрасться и выкрасть гребень, который обладает магической силой. Водяная женщина сходна с русалкой, но с русалкой «страшной», образ которой традиционен для северной, северо-восточной части России. Образ этот достаточно древний, представляющий персонификацию стихийных сил, существо, которое почти не вступает в отношения с человеком, а лишь проявляет свое присутствие, возникая и исчезая у воды.

Мотив гребня водяной женщины присутствует также в тюркском фольклоре. Так, водяная татарских поверий су-анасы тоже выходит из воды и чешет свои волосы гребнем. В поэме Габдуллы Тукая мальчик похищает гребень водяной, а она потом не дает ему покоя до тех пор, пока он не возвращает ей его. Примечательно, что в данной поэме су-анасы представлена старухой с волосами цвета родника, в то время в поверьях казанских татар она является темноволосой и темноглазой молодой девушкой, выполняющей функции защитницы города. Однако в представлениях сибирских татар су-анасы имеет золотые волосы, что может сближать ее с другим духом тюркских народов, вредящим рожаницам – албасты.

Иллюстрация Лилии Мустафиной-Хазиевой

Рижница

Это злой дух риги в женском облике. Она обитает в риге – строении, где сушат сноповой хлеб. Видеть ее нежелательно: к несчастью. У рижницы длинные волосы, по своему описанию она напоминает «страшную русалку».

Однако рижницы связаны с миром мертвых, а также с культом предков.

Также рижницы связаны с огнем, печью. Также нередко этот злой дух спасает людей от козней колдунов, ведьм и упырей. Иногда рижница может явится к человеку и предупредить его о том, что его собирается погубить ведьма и предупредить, как спастись от нее.

Картина Василия Куракина

Подкустовник

Это лесной дух, обитающий в кустарнике. Его должны остерегаться люди, ходящие в лес, по ягоды. Некоторые ягоды, которые были на виду, люди не могли взять (демон шалил), а другие ягоды, которые подворачивались и люди могли их собрать, были закляты подкустовником так, что у людей потом начинались проблемы. Этого лесного духа отгоняли заговорами и молитвами.

 

Картина Юона К.Ф. Куст бузины

Обитель умерших в русском фольклоре

Не вполне отвечают каноническим христианским понятия русских людей о пребывании душ умерших в аду или раю. Это далеко не всегда «царство небесное» — нередко рай находится на земле (далеко за морем, даже под землей).

Согласно русскому фольклору души умерших следуют в свою вечную обитель, связанную с водой (через реку, через огненную реку, по мосту). В связи с этим и вспоминается легендарная река Смородина, а также мост через нее, отделяющий мир живых от мира мертвых.

Поселяясь на кладбище, в раю или в аду, умершие сохраняют человеческое обличье, но они могут и сливаться с землей, природой. Представления о том, что пятна на лице умирающего – это и есть «проступающая» земля, зовущая его к себе. Умершие воздействовали на погоду, плодородие – или просто становились ими. Первую оттепель крестьяне называли вздохом предков.

 

Картина Василия Поленова

Умран

Это покойник, встающий по ночам из могилы. Он катается белым шаром и наводит страх больше на женщин, реже на мужчин. Как только петухи пропоют, он возвращается в могилу.

Следует отметить, что русском фольклоре встречаются аналогичные образы демона. Нечистая сила может появляться в виде неодушевленных предметов и явлений: катящегося клубка, вороха сена, камней; огненного, водяного или пыльного столба, колеса, вихря и т.п.

Согласно русским поверьям в огненные шары могут превращаться колдуны и проклятые. Также огненные шары являются видом свадебной порчи.

С умраном может также сближаться есть злой демон тюркских народов атцыс, который неожиданно по ночам возникает перед путниками в образе копны, воза, дерева, огненного кома и душит их. Имя этого демона боялись произносить вслух, боясь его привлечь.

 

Пьер-Огюст Ренуар Обнаженная девушка возле стога сена

Желтея

Желтея – одна из лихорадок, дочерей Ирода. Желтея похожа  на желтый цвет в поле, т.е. желтит, иссушает человека. По В. Далю, Желтыня  — мать лихорадок, семи дочерей Ирода: желтой, зеленой, нутреной, дутой, студеной, рыкающей, огненной. Сожигая тело, Желтея дает ему цвет желтый.

Св. Сисиний, икона XVII в.

Холера

Холеру представляли приходящей в село чужой бабой, летающей по воздуху женщиной, черной птицей, старухой со злобным, искаженным лицом, чудовищем. Холера может проникнуть в каждую щелочку, отравить воду, колодцы, схорониться в нем.

Во время холерной эпидемии в некоторых местах видали женщину, летавшую по воздуху и рассыпающие ядовитые семена, которые падали в колодцы, источники, реки, на огороды. Иногда ходили поверья, что по деревням ходила холера в виде страшной женщины в белом саване, с распущенными волосами, на телеге, запряженной двумя огромными собаками.

Холера будто бы появляется из-за моря.

Наиболее действенным средством борьбы с холерой считалось опахивание, которое вело к отпугиванию болезни.

 

Картина Алексея Саврасова