Рубрика: индийская мифология
Чурел
В индийском фольклоре злой дух женщины, умершей при родах. Считалось, что чурелы – это призраки женщин низших каст, трупы которых укладывались лицом вниз с тем, чтобы помешать духам выйти наружу. Чурелов представляли обычно в виде существ с перевернутыми ногами и без рта. Чаще всего они обитали в заброшенных местах. Оборачиваясь прекрасными девушками, они завлекали в ловушку молодых мужчин и держали их в качестве своих пленников до самой старости.
Демоны, призраки, ведьмы предпочитают селиться в местах, враждебных человеку. Как правило, это окраины городов, старые города, заброшенные места, районы вблизи кладбищ, пустоши и т.п.
Поэтому чурелы могут сближаться с гулями арабского фольклора, опасными существами, жившими в пустыне, нападающими на путников, пьющими у них кровь и пожирающими их. Местообитанием гулей являются развалины, отхожие места, кладбища. В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова, а затем поедают их, либо выпивают их кровь.
Также чурелы могут сближаться с таким духом славянского фольклора, как кикимора-пустодомка, обитающая в пустых постройках, которая в отличие от обычной кикиморы опасна и может убить.
Чурел. Иллюстрация Мод Кадира
Демоница Путана
В индуисткой мифологии демоница, дочь царя демонов-асуров Бали, победившего Индру и добившегося власти над тремя мирами – небом, землей и подземным миром.
Путана пыталась умертвить Кришну, когда тот ещё был младенцем, кормя его обмазанной ядом грудью, однако Кришна вместе с молоком высосал её жизнь. Обитатели Браджа расчленили тело демоницы, закопали кости и стопы, а мясо и кожу сожгли на огромном костре, дым от которого источал приятный аромат.
Путана любила мясо и крепкий ликер, а также пожирала детей и беременных женщин. Она скрывалась в уединенной комнате, где содержались новорожденные дети первые десять дней жизни, чтобы мучить их. Это сближало ее с европейским демоном Ламией, вера в которого прошла через все Средневековье. Ламия нападает на людей, выпивая их кровь, живет в оврагах, пещерах и заброшенных замках. Сходна Путана также с демоницей Лилит христианского и еврейского фольклора, соблазняющей мужчин и вредящей рожаницам, арабской демоницей Умм-аль-Лейл, похожей по своим функциям на Лилит.
Иллюстрация из Бруклинского музея. Кришна убивает Путану, а жители сжигают ее тело.
Амма
В мифологии дравидов, древнего населения Индии до прихода ариев, наименование богинь, которые функционируют и как ипостаси общеиндийской богини-матери (Деви), и как местные богини, выступающие под разными именами, различающиеся по своему облику.
К амма относится кровожадная богиня войны и охоты Коттравей, культ которой слился с культом грозной общеиндийской богиней Дургой, Бхагавати (богиня-разрушительница), Мариямман (мать дождя), Минакши (рыбоглазая) Каннияма (мать-девственница), Нили (синяя), Хулиямма (мать-тигрица) и другие.
Амма свирепы, необузданны и кровожадны. Они насылают болезни (оспу, холеру, желтуху), несчастья, засуху. Для их умилостивления совершаются обряды, включающие кровавые жертвоприношения, оргиастические пляски, песнопения. Только после этого амма покровительствуют людям, защищают от болезней, обеспечивают урожай и процветание.
Следует отметить, что свирепыми богинями, имеющими черты амма становились обиженные смертные женщины, при жизни ведущие праведный образ жизни. Так, кровожадной богиней становится Каннаха, героиня «Повести о браслетах», мужа которой казнили по злому навету. Разгневанная Каннаха наказала нечестивый город: по ее велению «отверзся огнедышащий зев божества, и пламя охватило город со всех сторон. В индийской легенде про чуму прекрасная принцесса Серасвати, честь которой была поругана благодаря принцу Раме, обращается к кровожадной богине Кали, и последняя превращает ее в богиню Чуму. Принцесса Сарасвати утопила в крови несколько городов и задушила принца Раму.
К таким богиням часто обращались женщины, у которых были проблемы в жизни, в том числе бесплодие либо насилие в семье.
Живопись на полотне по Минакши Джа Банерджи
Каннаха
Это героиня тамильской «Повести о браслетах», созданной на рубеже 2-3 вв., рассказывается о жизни сына богатого торговца Ковалана и его супруги Каннахи.
Ковалан и Канаха жили в процветающем городе и наслаждались семейным счастьем до тех пор, пока Ковалан не встретил известную танцовщицу Мадави, которая навела на него такие чары, что он забыл о жене. Но не смотря на все ухищрения Мадави, счастье любовников оказалось недолговечным. Поссорившись с танцовщицей, Ковалан вернулся к преданной жене, которая смиренно ждала мужа. Ни слова упрека не услышал он от нее и тогда, когда признался, что признался, что промотал все свое состояние. В ответ на это Каннаха отдала ему свою последнюю драгоценность – золотые ножные браслеты.
Когда Ковалан отправился продавать один из них, его подстерегла неудача: ювелир царя накануне украл у царицы точно такой же браслет. По его злому навету Ковалан был казнен. Каннаха восстановила справедливость: она разбила браслет и показала царю заключенный в нем алмаз – внутри браслета царицы находилась жемчужина. В это время на землю упал царский зонт, треснул царский скипетр и царь расстался с жизнью. А разгневанная Каннаха наказала нечестивый город: по ее велению «отверзся огнедышащий зев божества, и пламя охватило город со всех сторон.
Следует отметить, что культ Каннахи, которой стали поклоняться как богине-матери, был распространен у дравидов, древнего доарийского населения Индии. Образ богини-матери у дравидов воплощается в двух богинях – богине целомудрия Каннахе и богини войны и охоты Коттравей, культ которой постепенно слился с культом кровожадной богини Дурги, жены Шивы. Богиня Коттравей изображалась в виде женщины, стоящей на голове буйвола, покрытой шкурами слона и тигра, с мечом в руках, а также обладала сапфироподобным телом.
Разгневанная Каннаха могла соотноситься с кровожадной богиней Коттравей, относящейся к типу богинь амма в дравидийской мифологии, которые насылали на людей болезни, несчастья, засуху.