Skip to content
Рубрика: драконы
В русском фольклоре веретенницей называли змей и ящериц, которые могли причинить вред человеку.
Название связано с движением змеи, которая вращается, уползая в землю и появляется из земли, напоминая веретено. Нельзя было прясть в Благовещенье или Рождество, так как можно было встретиться со змеей, которая ужалит.
В уральских поверьях веретенницы были серые. Кроме того, злы и ядовиты.
Веретенницы проявляли активность в период солнцеворота, выпивая яд из солнца.
Веретенницы упоминаются в заговорах и песнях купальского цикла. Укушенным ею следовало греться на солнце.
Это трава, которая делает людей мужественными. Солнечник растет при водах или больших реках, вышиной в аршин и имеет двенадцать различных цветов. Копать эту траву нужно в мае. Однако сорвать ее трудно, так как ее охраняет летающий змей. Кому удавалось добыть эту траву, становились неустрашимыми.
Связь травы с летающим змеем (драконом) может указывать на принадлежность данной травы к потустороннему миру, а также нахождение ее на границе двух миров.
В русском фольклоре встречаются повествования о противоборстве змея и черного кота.
В одном из повествований пасечник решил проследить за постоянно отлучающимся с пасеки черным котом, который впоследствии привел хозяина к большой норе, в которой оказался громадный змей. Согласно народным поверьям змей любого размера боится черной кошки, так как в ней есть невидимая косточка, которой подчиняется всякий змей. Вскоре черный кот заморил змея в норе своими посещениями.
Представление о змее, существующие с очень отдаленных времен, формировались разными путями. Змей – символ во всех мифологиях, связанный с плодородием, землей, женской производящей силой, водой, дождем, с одной стороны, и домашним очагом, с другой.
Змей является одновременно существом подземным, водным, огненным и воздушным. Чаще всего в облике змея предстают стихийные разрушительные силы.
Деятельности змеев приписывается образование ущелий, гор, а также курганов.
Змей является обитателем и хозяином подземного царства, хранителем сокровищ, кладов. В облике змея нередко предстает и обитающий под землей, в лесах предок, наделенный властью не только над сокровищами, но и над судьбой человека.
В поверьях русских крестьян змей летит по поднебесью в виде огненного шара и рассыпается искрами, словно горячее железо, когда его куют молотом; по другим показаниям, он несется черным клубом, а из раскрытой пасти его валит дым и пламя, представляя из себя черную тучу, которая в полете своем по воздушным пространствам клубится подобными дыму парами и дышит огнем, т.е. вместе с вихрями выдыхает из себя и грозовое пламя.
Дракон летает по воздуху, выдыхает из своей пасти дым, пламя и бурные вихри, пожигает зеленые травы и заражает воздух своим ядовитым дыханием, он или палит своего врага огнем, или изрыгает на него жгучий яд, человек, которого коснется блестящий взор дракона, может умереть.
Схожие представления о драконе имеются у немцев, который является на небе красной или синей полосой.
Представления русских крестьян о змее сходны с поверьями о Таннине, драконе западно-семитского, еврейского и арабского фольклора, который в разгар зимы заползает в тучу и живет в ней, а когда туча рассеивается, дракон падает в море или на сушу, причиняя людям вред.
В русских средневековых легендах камень, наделенный сакральными и целебными свойствами. В стихе о Голубиной книге и русских заговорах ассоциируется с алтарем, расположенным в центре мира, на острове Буяне, на нем стоит мировое древо, или трон, святители, сидит девица, исцеляющая раны.
По одним преданиям камень лежит на Буяне, по другим – в океан-море. В нем заключена сила жизни, следовательно, сила светлая, благотворная, он горит и не сгорает. Этот смысл, заключенный в мифе о камне-алтаре, подтверждается тем отношением, в какое поставили его предания с огненным змеем, олицетворившим в себе ту же плодотворную, творческую силу, ниспадающую с неба в виде молнии. В заговорах представляется змей огненный, лежащий на алатыре: Гарафена-змея лежит на руне, а руно на златом камне под липовым кустом у дуба, который ни наг, ни одет. И камень, и змей хранят силу заклятий, ибо под ними скрываются ключи заговоров. В народе существует поверье, что на Воздвиженье змеи собираются в кучу в ямах, ярах и на городищах: там является белый, светлый камень-алатырь. Змеи излизывают его весь и тем насыщаются на целую зиму.
Картина В. Королькова
Согласно средневековым поверьям, леса оказывались населены самыми удивительными существами, одним из которых был Зверь Рыкающий, кторый с виду был головой – как змея, телом – как леопард, лядвеями – как лев, и голенями – как олень. Из чрева у него исходил рев, точно сорок гончих были заключены в нем, и этот рев исходил от него, где бы зверь не очутился.
История Зверя Рыкающего содержится в романе «Паломид». Некая принцесса, весьма сведущая в магии, стремилась добиться любви собственного брата, который в ужасе отверг ее. Тогда принцесса отдалась дьяволу, который явился ей в облике привлекательного мужа, и по его совету принцесса обвинила брата в том, что тот ее изнасиловал. Суд приговорил отдать принца заживо на съедение псам. Девять месяцев спустя принцесса родила от дьявола Зверя Рыкающего. Свое прозвище чудовище получило из-за ужасных лающих звуков, которые неслись из его утробы и во всеуслышание свидетельствовали о смерти, какую принцесса навлекла на своего брата. Не вынеся этого рыка и лая, принцесса была вынуждена открыть правду. Ее казнили. Несчастное чудовище бежало в леса, по которым ему было суждено скитаться до тех пор, пока его не убьет какой-нибудь рыцарь.
Несчастное чудовище может служить символом влечения к инцесту, например, король Артур встречает Зверя Рыкающего вскоре после того, как возлег со своей сводной сестрой Моргаузой, и она зачала от него Мордреда. Также в несчастном чудовище могли видеть символ извращенности порождаемого дьяволом зла и греха вообще.
Иллюстрация Натана Андерсона
Метеориты во многих культурах ассоциируются с душами умерших. Древние римляне считали, что у каждой личности есть своя звезда, и когда человек умирает, она падает на землю. Индейцы считали, что звезды – это души умерших, и когда они падают, душу ждет новое рождение.
В русском фольклоре метеориты сопоставлялись со сказочными змеями, в том числе с огненными змеями. Однако в поверьях русских крестьян метеорит не всегда является огненным змеем или знамением. Это и нечистая сила, и действия нечистой силы и демонов, а также духов умерших нечистой смертью. Метеорит – одушевленное существо, появляющееся и исчезающее, похищаемое, временно покидающее небо.
Ван Гог. Звездная ночь
В русском фольклоре образ злого, вредоносного существа змеиной природы. Чаще всего он упоминается в былине о бое Алёши Поповича с Тугарином в разных вариантах.
О Тугарине народная сказка говорит: был он богатырь в вышину трех сажень, промеж глаз – калена стрела; пожирал он и выпивал так же много, как и великаны, поедающие небесных коров и опорожняющие целые бочки
В народных сказаниях змей изображается то как чудовищный зверь, то как великан. В грозовых тучах народная фантазия созерцала существа самодействующие, признавала за ними ту же волю и те же страсти, какие свойственны человеку. Отсюда и возникли сказанич о великанах, к кругу которых принадлежит змей, что свидетельствуется греческим мифом о змеинохвостых гигантах и множеством других преданий. Вокруг Тугарина оплетаются змеи огненные. Это чудовище связано с огнем, который в разных видах выступает как его главное оружие. Он носится по поднебесью на бумажных крыльях, которые отказывают ему, когда оказываются вымокшими под дождем.
Рисунок Романа Папсуева
В фольклоре различных народов присутствуют эти гигантские крылатые змеи. Обычно у дракона одна или несколько голов, а туловище пресмыкающегося и крылья птицы и летучей мыши. Драконы кельтской мифологии относятся к разряду ползучих – они без крыльев, тело у них по-змеиному длинное, а дыхание не огненное, а ядовитое. Однако у крылатых и ползучих драконов много общего: те и другие покрыты чешуей, живут в пещерах или водоемах, похищают девушек, и стерегут несметные сокровища.