Рубрика: китайская мифология

Дни поминовения усопших на Востоке

Поклонение духам усопших и умиротворение их – это древний обычай, присутствующий в той или иной форме у всех народов мира. Во многих местах он сохранился до наших дней.

В Японии отмечают праздник с 13 по 16 июля Обон (праздник фонарей). Японцы верят, что духи умерших приходят в это время домой. Поэтому им оставляют пищу и другие дары. Выполняются некоторые ритуалы, как если бы дух усопшего реально присутствовал в доме. У ворот зажигают специальные огни, указывающие духам дорогу.

Особое значение имеет Фестиваль голодных духов в Китае. Он отмечается осенью, во время Седьмой луны, и продолжается две недели. Люди оставляют пищу для тех призраков, у которых нет живых потомков и которые по этой причине могут быть голодными. Призраков символически обозначают фонарями в виде цветов лотоса и носят их по улицам. В сумерках по рекам плавают маленькие лодки с зажженными свечами.

 

Цукиока Ёситоси Призрак Окику в Сараяшики, 1890

Вихрь в русском фольклоре

Вихрь в русских поверьях, как правило, является либо нечистой силой, имеющей облик вихря, либо обитающая в вихре. В сказках вихрь уносит царевен.

Согласно общераспространенным поверьям, вихрь – вместилище нечистой силы. Облик сосредоточенных в вихре нечистых часто расплывчат, неконкретизирован. В вихре могут помещаться леший, покойники, черт, дьявол. Так, леший не только лесной, но и стихийный ветровой дух: он может вызывать вихрь, быть вихрем. Леший в облике вихря уносит с собой проклятых людей. При этом он может проникать в дома и уносить людей, а также младенцев, которых прокляли родители.

В облике сильного ветра, вихря представляли умерших неестественной безвременной смертью. Несущиеся вихрем покойники могли принимать и традиционные для вихря, ветра облики летящих коней.

Приобщаемые своей особой смертью к нечистой силе, покойники принимали ее облик, служили ей, сами становились частью стихийных сил, в том, числе вихря.

В результате вихря могла образовываться ведьмина метла – скопление веток на березе.

Сберечь от вихря мог воткнутый под крышу можжевельник, считающийся святым растением. Также помогали молитвы.

Мотивы, связанные с присутствием нечистой силы в ветрах и вихрях, встречаются и в китайском фольклоре. Так в истории 18 века, когда свадебная церемония проезжала мимо кладбища, подул сильный ветер, который поднял плотное облако пыли, в котором обитала нечистая сила, сходная с вампирами. Появление облака пыли совпадает с описанным в славянских легендах туманом, в котором прячется вампир.

Картина Ф.А. Малявина. Вихрь

Туман в фольклоре

Такое атмосферное явление, как туман, всегда окутано легендами, связанными со сверхъестественными явлениями.

В мифологии южных славян дракон Хала спускается на землю в виде тумана, препятствующего созреванию хлеба.

В кельтской мифологии загадочный остров фей Авалон был окутан туманами, которые не позволяли каждому оказаться на сказочном острове.

В славянских легендах в тумане прячется вампир или упырь. В романе Барона Олшеври «Вампиры» прекрасная упырица Рита часто предстает в виде голубого тумана.

В китайской истории 18 века о вампире рассказывается о том, как свадебная церемония проезжала мимо старого кладбища, и неожиданно подул сильный ветер, который поднял облако пыли и образовал туман, который и прятал вампира, нанесшего потом вред новобрачным.

В мифах ингушей и чеченцев вход в мир мертвых Ел заполнен холодным черным туманом.

В повести Александра Волкова «Желтый туман» туман представлен как насланный злой феей Арахной, являющийся разносчиком болезней, в том числе респираторных.

В произведении Стивена Кинга «Туман» в появившемся после бури тумане скрываются существа, прибывшие из других измерений, уничтожающие людей.

Чианг ши

Китайский вампир Чианг ши считается демоном, который, овладев мертвым телом, сохраняет его от разложения с помощью молитвы за других мертвецов или за живых людей. Китайцы верят, что человек обладает двумя душами: Хунь, высшей душой, которая наделена качествами добрых духов, и По, низшей душой, которая в целом порочна и может быть причислена к разряду гуй, злых духов. Если некая часть тела останется целой и невредимой, низшая душа может использовать ее, чтобы стать вампиром. С виду китайский монстр похож на европейского вампира, потому что у него красные светящиеся глаза, огромные острые ногти или загнутые когти, но его тело зачастую покрыто белой или зеленовато-белой шерстью.

   

Иллюстрация Трэйси Шепарда

В одной из историй про Чианг ши рассказывается следующее. Четыре путешественника прибыли в маленькую гостиницу. Свободных комнат в ней не было. Поэтому хозяин отвел гостей в небольшую хижину, где лежало непогребенное тело невестки хозяина гостиницы, умершей накануне. Тело женщины лежало на доске за занавеской.

Трое путников заснули сразу же, а четвертый не смог. Через некоторое время он увидел костлявую руку, отодвигающую занавеску. Появился зеленый труп с горящими глазами и наклонился над путниками, обдав их своим смертоносным дыханием. Все трое скончались на месте. Четвертый притворился спящим и задержал дыхание, когда труп склонился к своему лицу. Когда монстр вернулся на свою доску, путник бросился наутек. Чианг ши услышал и бросился за ним в погоню. Путник спрятался за ивой, но монстр нашел его и бросился на него, однако промахнулся, вонзив свои когти в иву так, что не мог их вытащить. На следующее утро люди обнаружили труп женщины возле дерева, уже покинутый злыми духами и бедного путника, лежащего без сознания.

Еще в одной истории о Чианг ши рассказывается о китайском храме, в котором поселился вампир. Он имел вид худого человека, покрытого зеленой шерстью, имеющего на руках птичьи когти. Местные власти искали вампира, а затем исследовали подножье статуи во дворе храма, Заметив благоухающую черную розу, растущую из трещины древнего камня. Копнув на небольшую глубину, обнаружили тело вампира, которое сожгли.

Несколько историй о китайских злых духах

В одной истории рассказывается о Лу, который однажды ночью, охраняя свой фруктовый сад, увидел отвратительную ведьму, одетую во все красное. Очень странным являлось то, что в Китае демоническое существо может носить красный цвет, являющийся счастливым началом ян и рассматривающийся как эффективное средство против злых сил. Тот участок земли, откуда предположительно выходил призрак, был перекопан, и вскоре наткнулись на красный гроб, в котором лежало тело женщины. Гроб с телом был сожжен, после чего посещение ведьмы прекратилось.

 

Картина художника Сяо Фэна

В 1751 году курьер Чжан Гуэй был отправлен из Пекина со срочной дипломатической миссией. Но неожиданно попал в сильный шторм. Недалеко он заметил в темноте уютный домик, дверь которого открыла молоденькая девушка, которая предложила разделить с ней ложе и разбудить его на рассвете, однако он проснулся лишь много часов спустя и обнаружил себя спящим на могиле. При проведении местного расследование выяснилось, что, что местная проститутка Чжан повесилась в лесу много лет назад, а те, кто пользовались ее услугами, также залеживались на несколько часов. Ее могилу вскрыли и обнаружив нетленное прекрасно сохраненное тело, бросили его в костер.

В китайской истории 18 века рассказывается об аристократической и древней семье из Пекина, в которой сын женился на девушке из такой же семьи. В день свадьбы невесту принесли в дом на церемониальном переносном кресле и по обычаю тщательно укутали и накрыли занавесками. Когда они проходили мимо старого кладбища, подул сильный ветер, который поднял плотное облако пыли. Когда кортеж достиг дома жениха, из палантина вышли две невесты, похожие как две капли воды и лицом, и нарядом. Прервать свадебную церемонию было уже невозможно, но поздно вечером из покоев новобрачных стали доноситься жуткие крики. Когда дверь комнаты выбили, жених лежал на полу без сознания, а у одной из невест лицо было залито кровью и вырваны глаза. Второй невесты и след простыл. Когда жених пришел в себя, он рассказал, что одна из невест внезапно хлестнула его по лицу своим расшитым рукавом, а затем он увидел огромную птицу, которая налетела на него и выклевала ему глаза. Появление облака пыли совпадает с описанным в славянских легендах туманом, в котором прячется вампир. Появление птиц на брачных церемониях считается явлением, приносящим несчастье.

Гуйму – мать бесов

В древнекитайской мифологии есть упоминание о Гуйму, матери бесов.

В преданиях говорится, что она живет в Наньхае в горах Сяоюйшань. Утром она рождает тысячу бесов, а вечером поедает их. У нее голова тигра, ноги дракона, брови четырехпалого дракона, глаза водяного дракона.  Образ Гуйму древний и может сближаться с древними женскими божествами народов Сибири и Центральной Азии.

       

Картина Ван Симэна

Одним из таких персонажей является Маяс Хара или Черная Маяс в бурятских мифах. Это злая небесная бабушка, вместе со своими 13 сыновьями и 7 дочерями, олицетворяющая силы зла.

У хакасов верят в Кара-Умай, которая выступает антагонистом тюркской богини плодородия золотоволосой Умай. Кара-Умай была связана со смертью детей в младенческом возрасте и ее выгоняли с помощью шамана.

Еще один персонаж, с которым сближается Гуйму, это Албыс, алтайский или тувинский аналог ведьмы, локальная разновидность тюркского злого духа желтоволосой девы Албасты. Албыс очень опасна. У нее длинные большие груди, рыжие волосы, медные нос и когти. Она может проникнуть в человека, отчего его поразит тяжелая болезнь.

Китайские демоны гуй

В древнекитайской мифологии гуй являлся духом умершего, однако с распространение буддизма гуй стало общим названием демонов и обитателей ада. Согласно народным представлениям, гуй похож на человека, но он не имеет подбородка, не отбрасывает тени, внезапно становится невидимым, принимает облик пса, лисицы и других зверей, мужчины или женщины, чтобы завлекать людей и убивать их.

Гуй может стоять с бамбуковым шестом, чтобы заманить людей в лодку, а также поджидать детей на перекрестке, насылать болезни, убивать людей в тюрьме.

             

Иллюстрация Мэтью Майера.

В большинстве случаев гуй – это неупокоенная душа умершего насильственной смертью или самоубийцы, не захороненном на родовом кладбище. Считается, что гуй боится крика, чтения конфуцианской литературы и буддийских книг, персикового дерева и амулетов. Тростник тоже помогал от этих демонов: его привязывали к телу невесты, едущей в дом мужа.

Не смотря на то, что красный цвет в китайской культуре имел положительное значение, а именно – жизнь и процветание, рост и достижения, гуй часто изображались в храмах, а также на народных картинах с рыжими волосами и часто красными.

В Китае в период позднего средневековья родилось представление о трех девах – Юнь-сяо, Цюн-сяо и Би-сяо, которые используя даосские магические приемы, творили зло, за это они были приговорены к смерти и назначены Верховным Владыкой Тайшан духами отхожих мест, которые могут быть близки к гуй. В японских городских легендах встречается близкая к ним Ханако-сан, дух трагически погибшей девушки, появляющейся в туалете и причиняющей вред людям.

Ван-му Шичжэ

В древнекитайской мифологии ван-му шичжэ являются служанками богини Си-ванму, владычицы Запада (страны мертвых, которая располагалась далеко на Западе). В наиболее древних текстах ван-му шичже являются тремя синими птицами с красными головами и черными глазами, приносящие еду хозяйке. В более поздних вариантах это прекрасные девы, имеющие имена: Ван Цзыден, Дун Шуанчэн, Ши Гунцзы.

Богиня Си-ванму живет на горе Кунълунь, где стоит ее дворец и имеются висячие сады. Из-за своей связи с Западом, богиня согласно китайской традиции относится к стихии металла. Иногда ее называют золотой матушкой.

       

Нефритовые чертоги богини Си-ван-му на берегу Яшмового озера (с картины эпохи поздней Мин)

Ван-му Шичже ассоциируются с синим цветом (в переводе нередко – зеленом). В китайской языковой картине мира синий и зеленый цвета не имеют определенного обозначения. Данные цвета ассоциируются с элементом Дерева и со стихией Ветер. Таким образом, синие девы дополняли богиню Си-ванму. Ван Цзыден передавала приказы богини, ездила к мировому дереву Фусану, на острова бессмертных, а также в столицу мрака Сюанду. Ван Цзыден славилась игрой на струнных инструментах, Дун Шуанчэн известна своей игрой на губном органчике, Ши Гунцзы – на металлическом гонге.

 

Феи горы Поупа

Для мьянма характерен культ гор. Почитание гор пронизывает всю мифологическую систему мьянма. Также распространена идея прародины, находящейся в горах, в некоторых легендах это первоначальное обиталище становится раем, куда идут души праведников.

Поупа у мьянма – священная гора, обитель богов, расположенная в Нижней Мьянме. Поупа поднялась среди равнины после землетрясения и вулканического извержения. Считалось, что она является домом духов – натов и их главы Махагири. Наты – это бирманские наги, змеелюди, обитающие под землей и в водных источниках. В пещерах Поупы, считающейся прародиной многих тибето-бирманских народов Мьянмы, обитают феи, питающиеся цветами.

Бирманский воин Бьятта, участвовавший в завоевании государства мон Татон, вступил в связь с феей, обитающей в пещерах горы Поупа, в результате чего опоздал с подношением цветов королю Анораттхе, за что поплатился жизнью. После смерти Бьятта становится духом-натом  горы Поупа.

Феи мьянма, живущие на горе и питающиеся цветами, могут сближаться с бессмертной феей Ма-гу китайской мифологии, жившей на горе в провинции Магушань, где занималась приготовлением снадобья бессмертия. Ма-гу выступала спасительницей попавших в беду людей. В корейской мифологии ей соответствует фея Маго Хальми, также связанная с горами и спасающая людей от несчастий, а также фея горы Сондо.

Женские злые духи в корейской мифологии

В корейской мифологии распространены верования в заложных покойников.

Мименгви являются злыми блуждающими духами. Ими становятся души людей, умерших насильственной или преждевременной смертью, и души девушек, умерших незамужними, неженатых юношей и вдовцов, не оставивших потомства. К ним близки вонгви, злые духи людей, умерших насильственной смертью. Одной из отличительных черт этих злых духов является ношение ими белых траурных одежд. В корейском фольклоре белый цвет считается цветом траура и имеет отрицательное значение.

К мименгви относится злой дух Сон-какси. Это дух девушки, умершей незамужней. Предполагалось, что был реальный случай с девушкой по фамилии Сон, которая стала злым духом. Согласно поверьям, Сон-какси набрасывается на других незамужних девушек или растворяется в теле замужней женщины, нанося ей вред.

Вонгви является Аран, дочь начальника уезда Мирян, трагически погибшая от рук домогавшегося ее посыльного, после смерти превратившаяся в злого духа в белых одеждах с черной лохматой головой и кровоточащей грудью.

Корейские женские злые духи, являющиеся заложными покойниками, могут ассоциироваться с китайским божеством Цзы-гу («пурпурная дева»), являющейся богиней отхожих мест. В китайской мифологии известен целый ряд преданий о девушках, взятых в наложницы и убитых ревнивой первой женой именно в отхожем месте, после чего по воле Небесного владыки они почитались в качестве Цэ-шэнь («дух отхожего места»). Первые записи таких преданий относятся к 5 в. Характерно, что во всех вариантах убийство происходит в день праздника фонарей. Именно в праздничную ночь устраивались обряды встречи Цэ-шэнь и моления с жертвоприношениями. Небесный владыка пожалел Цэ-шэнь и сделал божеством уборных.

По своим характеристикам мименгви могут сближаться и со славянскими русалками, так как ими становятся девушки, умершие либо насильственной смертью либо незамужними. Русалки также как и вонгви, вмешиваются в жизнь людей и всячески вредят им.