Рубрика: загробный мир
Иной мир
В русском фольклоре сосуществовали с друг другом два противоположных мира – наш и иной. Попасть в иной мир можно перейдя условную границу – пень с воткнутым ножом, ветку, веревку и т.п. Ведьмы легко переходят из нашего мира в иной, а обычные люди переходят в него по смерти. Уловить эту грань достаточно сложно, поскольку иной мир является оборотной стороной. Так, разбитые молнией деревья в лесу служат домами для погубленных детей. Существуют пространства, являющиеся местами концентрации сверхъестественных сил. Так, вода занимает особое место в верованиях восточных славян. Это естественное местопребывание водяного, русалки.
Невидимые духи в русском фольклоре
Русские крестьяне верили, что окружающий мир насыщен разнообразными силами: лешими, домовыми, русалками. Эти духи существуют с человеком, влияют на их жизнь, но при этом остаются невидимыми. Невидимыми могут быть проклятые, похищенные нечистой силой, пропавшие без вести, а также загубленные матерями младенцы. Эти невидимые духи лишены погребения и незримо скитаются по земле, могут попасть в подчинение к злым духам и исполнять их поручения. Невидимая сила может уводить проклятых женщин в логово русалок, где они становятся у них в услужении.
Домами погубленных детей, ставших невидимыми, часто служат деревья.
Китеж
В русских легендах Китеж – город, ставший невидимым при приближении монголо-татарских завоевателей, а затем опустившийся на дно озера Светлояр. Согласно легендам Китеж был населен праведниками, в городе царила социальная справедливость. Некоторые благочестивые люди уходили в Китеж. На берегу озера был часто слышен колокольный звон. Китеж сравнивался с земным райем, островами блаженных, а также с землями, в которых можно было спастись от дьявола.
К. Горбатов. Невидимый град Китеж
Покойники
Характер посмертного существования убитых в русском фольклоре может быть блужданием около места своей гибели. Бытие убитых, невинно погубленных может перейти в растения, деревья. Согласно поверьям, незамужние девушки, скоропостижно скончавшиеся, превращаются в тополь, а проклятые матерью – в крапиву. Из косы убитой девушки может вырасти сосна, а из колена погубленной девушки могут расти липы. Погубленные матерями дети могут жить в дуплах деревьев. С растительностью связаны все умершие, так как деревья выступают границей между миром живых и миром мертвых. Удавленников поминали раз в год, насыпая зерно на распутьях.
Навь
Навь – в славянской мифологии воплощение смерти, первоначально связанное, по-видимому, с представлениями о погребальной ладье, на которой плывут в царство мертвых. В древних переводах библейских книг навь употребляется в смысле ада, тартара, как царства мертвых. У других славянских народов к представлениям о Нави восходят целые классы мифологических существ, связанных со смертью: украинские навки, мавки, болгарские нави — злые духи, двенадцать колдуний, которые сосут кровь у родильниц. У восточных славян существовал особый Навий день, день поминовения умерших, позднее приуроченный к последнему четвергу Великого поста.
Дворовой
В русском фольклоре это домашнее демоническое существо, которое живет во дворе и близкое к домовому. Часто представляется днем как змея с петушиной головой и с гребнем, а ночью приобретает цвет волос и облик, приближенный к хозяевам дома. Дворовой может заплетать гривы коням. Он также может показываться в образе крысы, лягушки, змеи. Видеть его можно в дверях хлева. Дворовые заботятся о хозяйстве, но могут обитать в подполье дома.
Также местопребыванием дворового может служить сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей.