Рубрика: ведьмы

Вампиры в тюркском фольклоре

В тюркском фольклоре встречаются существа аналогичные европейскому вампиру.

У казанских татар, татар-мишарей, западно-сибирских татар и башкир распространены поверья об убыре, кровожадном демоническом существе, заменяющему колдуну душу, которую тот продал шайтану (черту) и управляет им при жизни. Также убыр считается духом умершего колдуна или самоубийцы. Колдуна, в котором поселился убыр, называли убырлы кеше или убырлы карчык. По ночам убыр покидает тело колдуна и принимает образ огненного шара, огненного колеса, собаки, кошки, свиньи, иногда человека, ни имеющего сзади плоти. Он сосет молоко у коров и кобылиц, отчего те болеют, пьет кровь у скота, насылает болезни на людей. После смерти убырлы-кеше убыр живет в его могиле, выходя по ночам наружу через отверстие в ней, и продолжает приносить вред. Чтобы уничтожить убыра, надо вбить в могилу, где он живет, дубовый кол. Это очень сближает убыра с западно-европейским вампиром, которому необходимо было вбить осиновый кол для его умервщления.

Название «убыр» восходит к общетюркскому «обур», обозначающее «засасывать». Слово «убыр» проникло в славянскую мифологию в виде слова «упырь», обозначающего заложного покойника, выходящего из могилы и пьющего кровь людей.

Близким к убыру персонажем у тобольских татар и башкир считался мяцкай, злой демон, дух умершего колдуна, покинувший кладбище и продолжающий жить среди людей. Считалось, что внешне он неотличим от живых, но иногда можно заметить, что у него длинный свисающих до земли красный язык. Мяцкай летает по ночам в виде огненного шара над землей, пьет кровь из людей, насылает болезни, эпидемии.

В представлении туркмен, узбеков Хорезма, башкир и казанских татар имеется демонический персонаж ювха, связанный с водной стихией. Ювха – прекрасная девушка, в которую превращается, прожив много лет, дракон аждарха. Ювха выходит замуж за человека, поставив ему предварительно ряд условий, например, не смотреть, как она расчесывает волосы, не гладить по спине, не совершать омовение после близости. Нарушив условия, муж обнаруживает змеиную чешую на ее спине, видит, как, рсчесывая волосы, она снимает голову. Если не погубить ювху, она съст своего мужа, но убить ее можно только в безводном месте. В башкирском фольклоре змеедева ювха по ночам пьет у мужа кровь, пока не истощит его полностью.

         

Лариса Рябинина. Ювха

Ювху по своей кровожадности и наличию змеиных признаков можно соотнести с демоном Ламией, вера в которого прошла через все Средневековье. Согласно европейскому и славянскому фольклору ламии обитали не только в пещерах, но и в озерах, т.е. были связаны с водной стихией. Ламии также завлекали мужчин и выпивали их кровь.

       

Борис Валледжо. Ламия

Существом, близким к убыру, является упар в мифах чувашей. Согласно мифам в вупар при помощи живущего в домах беса ийе превращаются старухи-колдуньи. Принимая облик домашних животных, огненного змея или человека, вупар наваливается на спящих, вызывая удушье, и кошмары, насылает болезни.

Иляна-Косынзяна

В румынских поверьях и сказках одним из ярчайших персонажей является прекрасная фея Иляна Косынзяна. Она является покровительницей цветов и молочных коров. Иляна Косынзяна считается идеалом женской красоты, обладает роскошными золотыми косами, в которых поют розы. Иляна Косынзяна связана с солярным мифом, так как является сестрой солнца и чтобы избежать инцестуального брака, она бросается в море или превращается в луну. Имя Косынзяна генетически восходит к Зиане, дакийскому названию римской богини Луны Дианы.

                           

Иллюстрация к румынским сказкам

Иляна Косынзяна в румынских сказках является волшебной невестой, которую добывает герой.

                     

Иллюстрация к румынским сказкам

Иногда Иляна Косынзяна в сказках предстает как кровавая царица амазонок. Это может сближать ее с другой феей румынского фольклора – Мама-Пэдурии. Это лесная фея, повелевающая животными, заманивающая мужчин в лес, а потом нападающая на них и пожирающая их. Одежда Мама-пэдурии соткана из мха и листьев.

В румынском фольклоре также распространена в вера в других злых фей, причиняющих мужчинам зло. Это прекрасные иеле, феи воздуха, леса и озер, одетые в белоснежные платья. По своим функциям иеле близки к славянским русалкам и от них помогают те же средства: чеснок и полынь.

Мистер Майка

Мистер Майка является персонажем одноименной английской сказки, собранной Джозефом Джейкобсоном. В сказке рассказывается о том, что мама говорила своему непослушному сыну Томми Граймсу, что если он будет убегать с их улицы, его заберет мистер Майка и унесет к себе домой. Так и получилось: как только мальчик забежал за угол, его поймал мистер Майка и посадив в мешок, унес  к себе домой. Указанный персонаж отличался тем, что частенько ел на ужин непослушных мальчиков, попавшихся ему на пути.

Первый раз мальчику удалось обмануть жену людоеда Салли, которой он предложил пудинг, пока мистер Майка ходил за травами. Миссис Майка отпустила Томми за пудингом и он благополучно убежал. Но на второй раз, когда мальчик не послушался маму и попался людоеду, убежать не удалось. Мистер Майка загнал ребенка под диван и велел вытащить ему ногу. Томми просунул чудовищу диванную ножку, которую людоед принял за ногу мальчика. А когда мистер Майка пошел в другую комнату за своей женой, мальчику удалось бежать.

Параллельный сюжет с ножкой дивана присутствует в сказке Братьев Гримм «Гензель и Гретель», где мальчик вынимает ведьме палку, чтобы она не сочла его достаточно толстым для стола.

Происхождение мистера Майки в сказке не раскрывается, но он может сближаться с великанами-людоедами, ограми, троллями и ведьмами в других сказках, в том числе английских.

Демоны, призраки, ведьмы предпочитают селиться в местах, враждебных человеку. Как правило, это окраины городов, старые города, заброшенные места, районы вблизи кладбищ, пустоши и т.п. Судя по тому, что Томми убегал с улице, Мистер Майка жил на окраине города, либо в пустоши рядом с городом. Дом, где жил людоед, может сближаться с загробным миром, а вырвавшись из него, мальчик снова возвращается к жизни.

Рангда

Рангда – это персонаж низшей мифологии балийцев, королева ведьм и черной магии, повелевающая лейяками, злобными демоническими ведьмами-людоедами. Лейяки имеют вид голов с болтающимися внутренностями. Они нападают на беременных женщин и детей, чтобы сосать их кровь. Лейяки обычно появляются на кладбищах.

Рангда насылает чуму и голод на людей. Под покровом ночи вырывает трупы из могил, пожирает детей. Противостоит ей Баронг, связанный с торжеством света. Рангда тесно связана с образом грозной индуисткой богиней Дургой, а также с богиней-разрушительницей Кали, с которой ассоциируются три цвета: красный, черный и белый.

Фея Маливола

В произведении О.Чайковской «Летающее счастье» есть сказка о судомойке, у которой не было ни одной руки, но зато было четыре ноги и хвост. Начало сказки напоминает сказку «Спящая красавица». По случаю рождения сына король устраивает пышный праздник, на который приглашает фей, но забывает пригласить злую фею Маливолу.

И к концу праздника появилась сама фея, которая в гневе предсказала, что сын женится на судомойке, у которой не было ни одной руки, но зато было четыре ноги и хвост.

Ее появление было страшным.

«Потемнело небо, грянул гром, распахнулись окна, и в зал влетели летучие мыши.

Потом настежь раскрылась дверь, и в неё поползли змеи.

Но самым страшным было появление самой Маливолы, грозной, бешеной колдуньи.

– А-а-а, меня не позвали! – шипела она. – Я для вас недостаточно хороша! Ну ничего! Я пришла сама и тоже принесла принцу подарочек!

Всё время, пока она говорила, за окном билась молния и грохотал гром.»

Образ феи Маливолы может восходить к древнему образу фей, в частности, происходящему из кельтской мифологии. В романах Артуровского цикла представлена фея Моргана, которая была способна к оборотничеству, не прощала обид, могла повелевать животными.

Змеи, предшествующие появлению Маливолы являются животными, связанными с подземным миром и преисподней. Связь феи со змеями могла означать, что Маливола находится на границе двух миров – миром живых и миром мертвых.

                   

В конце сказки фея превращается в кошку, чтобы околдовать принца, который боялся этих животных, а при ее появлении ему становилось все хуже и хуже.

                 

Кошки являлись животными, связанными с нечистой силой и ведьмами. В них также часто превращалась нечисть. В кельтской мифологии у фей и ведьм была способность к оборотничеству. Феи Моргана и Вивиана могли превращаться в птиц.

Согласно предсказанию, только текучая вода могла спасти от злой ведьмы. Так и произошло: кошка случайно попала в воду и приняв снова облик феи Маливолы, растаяла в воздухе.

Следует отметить, что все феи живут по законам потустороннего мира и чтобы не нарушить гармонию, на них накладывается какое-нибудь заклятие.У каждой феи имеется своя ахиллесова пята. Фея Мелюзина раз в неделю должна была превращаться в женщину-змею, ее мать Пресина должна была купаться в облике дракона, валлийские озерные девы не имели права жить с мужем при несоблюдении им определенного условия. Злая фея Бастинда из произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» гибнет от воды.

                       

Иллюстрация к сказке «Волшебник Изумрудного города»

Злая фея Маливола также упоминается в произведении Эдит Несбит, которая известна многими книгами и является одной из авторов великолепного произведения «Фантастические существа», которое можно купить здесь https://www.litres.ru/8345135/?lfrom=515650664

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272  

Злая колдунья Арахна

Одним из интереснейших персонажей продолжения сказки «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова является злая колдунья Арахна из произведения «Желтый туман».

Злая колдунья Арахна пришла в Волшебную страну много тысяч лет назад из-за гор, забрав волшебное имущество у своей матери Карены, которая ранее была властительницей горного народа. Арахна обладала исполинским ростом, волосами цвета воронова крыла и одевалась в синюю мантию, сшитую гномами.

                   

          Иллюстрация к книге «Желтый туман»

Гномы были дружественным народцем, которых увела Арахна у своей матери Карены, некогда могущественной волшебницы.

Арахна умела превращаться в любое животное, вызывала бури, наводнения и землетрясения, за что была погружена в сон  добрым волшебником Гуррикапом, жившим в то время. Проснувшись через тысячи лет, злая фея решила завоевать Волшебную страну, однако ее попытки закончились неудачно, а потом и злая фея была вовсе уничтожена.

             

         Иллюстрация к книге «Желтый туман»

Само имя Арахны ассоциируется с именем женщины паука из греческой мифологии. Великая богиня-мать индейцев Хопи изображена в виде паука. Не смотря на то, что прообразом Арахны служит персонаж злой колдуньи из сказки Л.Ф. Баума, в ней могут присутствовать отголоски древних индейских богинь, в том числе богинь-матерей. Персонаж Стивена Кинга Роза Марена тоже превращается в паука.

Логовом и местопребыванием Арахны служила пещера, что может указывать на ее связь с подземным миром, а также сближать с такими хтоническими персонажами, обитавшими в пещерах, как Хозяйка Медной горы, Венера (фрау Холле) в легендах о Тангейзере, Зеленая Дева в «Пер Гюнте» Г.Ибсена.

Связь с феи с гномами указывает на функции Арахны, связанные с землей. Гномы в немецком фольклоре живут либо под землей, либо в пещерах и связаны с подземным миром, а также охраняют сокровища. Поэтому злая фея может ассоциироваться с греческой богиней Подземного царства Персефоной, возвращающейся на землю весной. Синий цвет мантии волшебницы является и цветом Персефоны, так как ее символом были синие фиалки. Персефону нередко изображали в синих одеждах. В немецком фольклоре синий цвет был бесовским цветом и к нему было очень негативное отношение. В уральском фольклоре персонификация болотного газа девка Синюшка, носившая синие одежды, тоже была существом, связанным с подземным миром, так как жила в колодце.

             

         Иллюстрация к книге «Желтый туман»

Желтый туман, несший вредоносные последствия, который насылала Арахна, безусловно может ассоциироваться с туманами, насланными феями либо другими существами. Феи, вампиры, ведьмы, демоны и другие сказочные персонажи могли пребывать в тумане. Желтый цвет тумана может иметь хтоническое значение, что еще раз указывает на связь Арахны с Подземным миром.

Исполинский рост Арахны может указывать на ассоциацию феи со скандинавской богиней-великаншей Скади, олицетворением зимы и льда, а также с повелительницей мира мертвых Хель, одна половина которой была черно-синей, что также говорит о том, что синий цвет связан с подземным миром, также, как и мантия Арахны.

Мотив дружбы феи с гномами может ассоциироваться с сюжетом о Белоснежке из сказки Братьев Гримм. Гномы и Белоснежка оберегают друг друга также, как гномы оберегают Арахну. Мотив долгого сна двух персонажей (у Белоснежки –вечного, у Арахны — тысячелетнего), очень похож, так как во время сна гномы охраняют своим любимиц. Кроме того, Белоснежка обладает волосами цвета «чернее черного дерева». Арахна тоже является жгучей брюнеткой. Для немецкого фольклора черный цвет волос героини обычно не характерен, скорее всего он был заимствован у других народов. Данный цвет волос Арахны может говорить о заимствовании персонажа у фольклора индейских народов, живших на американском континенте.

       

Белоснежка (иллюстрации Франца Ютнера, 1905—1910 гг.)

Приобрести произведение А.Волкова «Желтый туман» можно здесь https://www.litres.ru/124647/?lfrom=515650664

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь  https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272

Злая колдунья Бастинда

Злая фея Бастинда упоминается в сказках А. Волкова «Волшебник Изумрудного города и его продолжениях».

Это одна из четырех фей, пришедших с американского материка в Волшебную страну и поделившая власть между другими феями. Получение власти над одной из стран описывается в продолжении «Волшебника Изумрудного города» А.Волкова «Семь подземных королей».

«По воле жребия Гингеме досталась Голубая страна, Виллине — Желтая, Бастинде — Фиолетовая, Стелле — Розовая. А центральную область они оставили свободной, чтобы она разделяла их владения и им реже приходилось бы встречаться. Волшебницы даже договорились, что никто из них не будет надолго покидать свою страну, и дали в том клятву. Потом отправились — каждая в свою сторону.»

           

Иллюстрация к сказке «Семь подземных королей».

Бастинда являлась сестрой другой злой феи Гингемы, которая поселилась в пещере и правила Голубой страной. Бастинда отличалась вздорным и склочным характером. Имела внешность ведьмы-карги с единственным глазом, который видел на огромных расстояниях. Передвигалась она с помощью волшебного зонтика, который переносил фею с места на место. Она имела власть над волками, воронами с железными клювами, черными пчелами, укусы которых были смертельны. С приходом девочки Элли в Фиолетовую страну Бастинда потеряла над ними власть. Фея обладала золотой шапкой, с помощью которой можно было выполнить три желания, вызвав летучих обезьян.

Власть над животными могла сближать ее с ведьмами в сказках, такими как конфетная ведьма в «Гензель и Гретель» и лесная ведьма в «Иоринда и Иорингель», а также с Бабой-Ягой, которая была владычицей зверей и охраняла вход на границе между мирами. Власть Бастинды над воронами указывала на связь феи с потусторонним или загробным миром. Ворон в кельтском фольклоре является траурной птицей и переносчиком душ умерших в иной мир, а также являлся символом галльской богини плодородия Нантосвельты, которая была также связана с загробным миром. В ворона превращались феи Моргана и Вивиана, богиня Морриган, шотландская фея-вампир Бааван ши, которые также принадлежали двум мирам – миру живых и миру мертвых.

                               

Lindsey Kustusch

«Бастинда так же легко, как и ее сестра, захватила власть над Фиолетовой страной, которую населяли смирные трудолюбивые мигуны, получившие такое прозвище за то, что беспрестанно мигали. Колдунья приказала построить себе дворец, заперлась в нем с несколькими слугами и жила там, всеми невидимая.»

                                 

Иллюстрация к сказке «Волшебник Изумрудного города».

Желание отгородиться от внешнего мира указывает на то, что Бастинда была феей и жила по законам потустороннего мира и подчинялась им. Каждая фея, обладающая могуществом, имела какой-нибудь недостаток или уязвимое место. Видимо, этого требовали законы иного мира, так как зло все равно не должно было нарушать равновесие миров, а жить в гармонии, соблюдая законы как мира живых, так и мира мертвых. Бастинда боялась темноты и воды. Когда ведьма попыталась забрать у девочки Элли серебряные башмачки своей сестры Гингемы, была облита водой, в результате чего растаяла.

                           

        Иллюстрация к сказке «Волшебник Изумрудного города»

Обладание Бастинды уязвимым местом в виде смертельного соприкосновения с водой сближает ее с другими феями, например Мелюзиной, которая в наказание своей матерью феей Пресиной должна была каждую субботу превращаться в женщину-змею и весь день проводить в этом облике. Сама фея Пресина запретила своему мужа смотреть за ее купанием, так как в это время она превращалась в дракона. Лебединый рыцарь Лораэнгрин не имел право говорить про волшебную страну, из которой он прибыл. Когда его жена Эльза задала ему вопрос про его родину, он вынужден был покинуть ее. Валлийские озерные девы гуаррагед аннон перед замужеством с земными людьми тоже ставили им ряд условий, которые должны были выполняться. В противном случае феи покидали их.

                     

Иллюстрация к «Роману о Мелюзине» Жана из Арраса. 1478.

Фиолетовая страна досталась фее Бастинде не случайно. Фиолетовый цвет, как и пурпурный, символизировал власть и в нем ходили только высокопоставленные лица. Также он ассоциировался с богиней Подземного царства Персефоной, которая нередко изображалась в пурпурных либо лиловых одеждах. Во время Элевсинских мистерий ей несли в дар ткань этих цветов. Бастинда, как и Персефона, одновременно принадлежала двум мирам, нашему и иному и должна была подчиняться его законам, чтобы не нарушить равновесие.

                   

Возвращение Персефоны. Фредерик Лейтон

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272

Злая фея Гингема

Одним из интересных сказочных персонажей является злая фея Гингема. Упоминается в сказках А. Волкова «Волшебник Изумрудного города и его продолжениях».

Гингема имеет вид старухи и по своему подобию напоминает каргу, — ведьму, старую уродливую женщину, обладающую сверхъестественной силой.

Происхождение злой феи упоминается в книге А.Волкова «Семь подземных королей.

«На материке, который к тому времени стал уже называться американским, жили в разных концах четыре волшебницы: две добрые и две злые. Добрых волшебниц звали Виллина и Стелла, а злых — Гингема и Бастинда: злые волшебницы были родными сестрами, но вечно враждовали и знать не хотели друг друга.»

Феи с помощью своих волшебных книг выбрали Волшебную страну для постоянного места жительства, людей которой они могли подчинить. С помощью жребия они выбрали себе по стране. Злой Гингеме досталась Голубая страна, находившаяся на западе Волшебной страны, жителей которой ей удалось очень легко подчинить.

«Племя людей, прежде населявшее Голубую страну, куда-то ушло, а вместо него появились маленькие человечки, имевшие смешную привычку постоянно двигать челюстями, как будто они что-то пережевывали. За это их прозвали жевунами. Это был злосчастный день для жевунов, когда в их стране появилась колдунья Гингема. Взобравшись на высокую скалу, она так пронзительно заверещала, что ее услышали жители всех окрестных деревень и все собрались на ее зов. И тогда, глядя на трепещущих от страха человечков, злая старуха сказала: — Я, могучая волшебница Гингема, объявляю себя повелительницей вашей страны. Моя власть беспредельна. Я могу вызывать бури и ураганы. На лицах жевунов появилось недоверие. — Ах, вы еще сомневаетесь?! — рассвирепела Гингема, — так вот же вам! — Она распростерла полы своей черной мантии и забормотала непонятные слова: — Пикапу, трикапу, лорики, ерики, турабо, фурабо, скорики, морики…И тотчас подул сильный ветер, а на небе появились черные тучи. Испуганные жевуны упали на колени и признали власть Гингемы.— Я не буду вмешиваться в ваши дела, — сказала волшебница. — Сейте хлеб, разводите кур и кроликов, но мне будете платить дань: собирать для меня мышей и лягушек, пиявок и пауков — этими лакомствами я питаюсь. Жевуны ужасно боялись пиявок и лягушек, но Гингема была страшнее, они поплакали и смирились. Гингема выбрала для жилья большую пещеру, развесила под потолком связки мышей и лягушек, зазвала из леса филинов. Жевуны даже близко не подходили к пещере волшебницы.»

                 

Иллюстрация к книге «Волшебник Изумрудного города»

Голубая страна досталась фее не случайно. Жители этой страны предпочитали в одежде голубой цвет. В западноевропейской культуре этот цвет означал божественность неба и истины, однако какое-то время он считался бесовским. Согласно поверьям феи острова Мэн предпочитали голубые одежды.

То, что Гингема предпочитала жить в пещере, а также имела в своем жилище змею, указывает на связь феи с хтоническим миром. Змея в фольклоре ассоциируется с преисподней. Это сближает злую ведьму с такими хтоническими персонажами, как Хозяйка Медной горы, девка Синюшка, Венера (фрау Холле из легенд о Тангейзере), уральская девка Азовка, Зеленая Дева из «Пер Гюнта» Г.Ибсена.

Прообразом Гингемы служит злая ведьма Востока Л.Ф. Баума «Удивительный волшебник страны Оз».

Гингема окружила всю Волшебную страну цепью магических черных камней, которые притягивали путников, желавших прийти в Волшебную страну как магнит и не отпускали от себя, обрекая на смерть от жажды.

Существование черных камней сближает Гингему с древней фригийской богиней-матерью Кибелой, древним символом культа которой был черный камень (метеорит). Кибела была владычицей гор, лесов и зверей, регулирующей их неиссякаемое плодородие. Первоначально она была богиней-матерью, а затем в Риме ее культ слился с культом аграрной богини Опс, жены бога Сатурна, символом которого тоже являются черные камни, являющиеся также и фаллическими символами, а также символами Солнца и плодородия.

                           

Бронзовая статуэтка Кибелы, II в. н. э.

Следует отметить, что в чертах ведьм, имеющих внешность карги, присутствует отголосок культа богини плодородия либо древней богини-матери. К ним относится ведьма из сказки братьев Гримм «Иоринда и Иорингель», кровожадная Черная Аннис и шотландская ведьма Кайлиах Бер, являющаяся отголоском культа богини зимы. Удивительно, что Черная Аннис и Кайлиах Бер имеют синее лицо, а жестокая богиня Кали – синее тело, Кибелу нередко называют черной богиней и фигурки из нее были черно-синего цвета. Гингема является правительницей Голубой страны, поэтому синий или голубой цвет является ее атрибутом.

                       

           Иллюстрация Брайана Фрауда

Еще одним из атрибутов злой феи являются серебряные башмачки, с помощью которых она может переносится туда, куда она пожелает. Серебро издавна связывали с Луной и это был любимый металл ведьм, так как они использовали его в магических целях.

Злой Гингеме противостоит добрая фея Виллина, правительница Желтой страны на севере, имеющая вид маленькой седой старушки в остроконечной шляпе и белой мантии, украшенной блестящими звёздочками. Гингема вызывает ураган, с помощью которого решает победить весь людской род, однако Виллина нейтрализует его и делает так, чтобы ведьма погибла от упавшего на нее домика девочки Элли. Желтый цвет, присутствующий в названии страны, в которой жила добрая фея и являющийся ее атрибутом, выступает как золотой и символизирует добро и процветание. Прообразом Виллины стала Добрая Волшебница Севера из сказки Л.Ф.Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз».

                   

Иллюстрация к книге «Волшебник Изумрудного города». Виллина

Образ ведьмы-змеи в русской народной сказке «Ведьма и Солнцева сестра»

В сказке «Ведьма и Солнцева сестра» представлен образ ведьмы, который до конца вызывает вопросы.

Сказка начинается с того, что двенадцатилетний Иван-царевич пошел к своему любимому конюху послушать сказки, но конюх сказал ему неприятные новости.

«  — Иван-царевич! — сказал конюх. — У твоей матери скоро родится дочь, а тебе — сестра; будет она страшная ведьма, съест и отца, и мать, и всех подначальных людей; так ступай, попроси у отца что ни есть наилучшего коня — будто покататься, и поезжай отсюда куда глаза глядят, коли хочешь от беды избавиться.»

Иван-царевич так и поступил, отправившись из дворца, встретив на пути приключения, а затем поселился у Солнцевой сестры, образ которой происходит из образа древнего славянского божества, выполняющего солнечные функции. Ею могла быть славянская богиня Заря-Зареница, олицетворяющая утреннюю зарю и являющаяся сестрой бога Солнца.

               

        картина А. Шишкина Заря-Заряница

Царевич жил у Солнцевой сестры, но периодически выяснял судьбу своей родины.

«Хорошо было жить царевичу, а все нет-нет да и взгрустнется: захочется узнать, что в родном дому деется. Взойдет, бывало, на высокую гору, посмотрит на свой дворец и видит, что все съедено, только стены оста-лися! Вздохнет и заплачет с горя.»

Вопросы вызывает рождение ведьмы в царской семье. Сестра царевича больше напоминает не ведьму, а демоническое существо, сходное с упырем либо арабским гулем. В те времена все женские демонические существа назывались ведьмами. Родиться ведьма, как демоническое существо, в семье обыкновенных людей, не имеющих никакого отношения к нечистой силе, могла в результате какого-либо проклятья, о котором мог знать конюх. Конюхи часто были связаны с нечистой силой и колдовством и могли владеть информацией, связанной с вторжением нечистой силы в мир людей.

                       

   Вампир Надилла. Иллюстрация Вилли Гласаура

Вопрос в другом: почему конюх не предупредил царя с царицей о рождении демонического существа-людоеда? Ответом на данный вопрос могло быть то, что данной беды нельзя было избежать, а ведьма должна была родиться. Так было угодно миру, чтобы достичь в нем равновесия, но царевича, как продолжателя царского рода, необходимо было спасти.

Вскоре Иван-царевич решил навестить свою родину и приехал к сестре, которая встретила его с лаской. А когда она пригласила его поиграть на гуслях, и сказала, что пошла готовить обед, мышонок предупредил Ивана-царевича, что ведьма пошла зубы точить.

Так он и побежал от своей сестры, которая осуществляла за ним жуткую погоню. Спастись от ведьмы было практически невозможно.

В конце концов Ивану-царевичу удалось от нее спастись и вернутся на небо, в терема Солнцевой сестры, а ведьма осталась на земле.

Небесные чертоги Солнцевой сестры могут олицетворять рай, а место, где жила ведьма напоминает подземное царство мертвых. Сама ведьма в конце сказки сравнивается со змеей, которая является хтоническим персонажем в фольклоре. Змеи часто олицетворяют мир мертвых и преисподнюю, а также охраняют вход в иной мир.

                       

Ведьма-сестра может ассоциироваться с демоном Средневековой Европы Ламией, полуженщины-полузмеи, которая пьет кровь у попавших к ней в руки путников. В еврейской демонологии есть схожий с ней образ демоницы Махаллат, представляющей нечто среднее между женщиной и змеей.

                         

                          Ламия  в  лесу. Анна Ли Меррит

Самым интересным является то, что царевич спасается от ведьмы, но она не платит за свои злодеяния, а остается в живых. Зло не наказано. Это может быть связано с мотивом равновесия добра и зла в мире. Мир, в котором обитает небесная женщина-богиня Солнцева сестра, и мир, в котором пребывает ведьма-людоедка, напоминающая хтоническое существо, связанное со смертью, должны существовать и дополнять друг друга.

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь  https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272

Женщины-демоны в еврейских сказках

В ветхозаветных преданиях встречаются упоминания о злых духах, бесах, которым приносили в жертву своих детей, которые называются шейдим. Они описывались косматыми, иногда с птичьими лапами, с которыми иногда изображалась Лилит, царица демонов.

Шейдим приносят людям вред: могут убить, навести порчу, навести безумие. Согласно другим преданиям, шейдим – дети Лилит, царицы демонов, одной из жен Сатаны. По народным верованиям, в шейдим превращаются души людей, ведших нечестивую жизнь.

                                           

Джон Койлер. Лилит.

Однако в еврейских сказках представлены женщины-шейдим в несколько ином свете.

Среди ашкеназских евреев ходили легенды о любовных отношениях молодых людей с демонессами. Причем шейдим отличались от суккубов тем, что не причиняли мужчинам зла, они больше походили на фей. Демонессы сожительствовали с мужчинами, любя их и испытывая страсть. Жена сожительствующего с демонессой вынуждена была мириться с его отношениями и она даже удалялась, когда он был с шейдим.

В сказке «Вормские невесты» молодой человек по имени Аншель женился два раза, но обе жены были ночью задушены золотоволосой шейдим, с которой он тайно сожительствовал. Вскоре он женился в третий раз и его жене удалось заключить с демонессой договор, о том, что час в день он будет проводить время у нее.

Это длилось продолжительное время пока жена не спустилась в подземелье, где ее муж лежал в объятиях демонессы и не притронулась к ее волосам, от чего шейдим умерла.

Интересно описание места под землей, где жила шейдим.

«Как-то раз муж снова пошёл «подремать». На этот раз жена не смогла удержаться: она перевернула полдома и уже было отчаялась, но, наконец, нашла в спрятанные в укромном месте запасные ключи от спальни. Женщина схватила их, быстро побежала к спальне и тихонько отперла дверь. Однако спальня была совершенно пуста. Она обыскала всю комнату, но не нашла ничего интересного, за исключением большого камня, лежащего под кроватью. Стоило ей притронуться к камню, как он сам сдвинулся с места. Под камнем оказалась большая дыра — вход в подземный тоннель, внутри которого виднелись ступеньки.

Долго не могла женщина решиться спуститься вниз, но любопытство пересилило: со свечой в руках она слезла по ступенькам и пошла по длинному-длинному коридору. Правда, тот скоро кончился, и, выйдя на свет, жена оказалась посреди чистого поля.

Невдалеке виднелся роскошный дом. Женщина пошла к нему, вошла в дверь и очутилась в большой комнате, убранством напоминавшей дворец, в которой стоял огромный стол, уставленный винами и яствами. Не задерживаясь, женщина вошла в другую дверь и нашла там то, что искала.

Её муж лежал в объятиях золотоволосой демонессы на покрытом шелками ложе, они оба спали. Гнев и ревность поднялись в душе женщины, но вдруг она увидела, что роскошные золотые волосы шеды лежат на полу. В этот миг в душе женщины проснулась жалость к сопернице: та сама была в этом мире как её роскошные волосы, лежащие в пыли на холодном полу. Постояв немного над ложем, женщина тихонько взяла стул, придвинула его к ложу, положила на него тяжёлые золотые волосы, и побрела домой.»

В сказке описан подземный мир, в котором живет Шейдим, похожий на наш мир. Так как события этой сказки происходили в немецком городе Вормсе, то на сюжет мог повлиять немецкий и скандинавский фольклор. Подземный потусторонний мир напоминает чертоги Венеры (фрау Холле) в легенде о Тангейзере, Зеленой девы в произведении Г.Ибсена «Пер Гюнт», Хозяйки Медной горы в уральском фольклоре.

В сказке «Завещание ювелира» упоминается о том, что ювелир полюбил красивую демонессу и жил с ней как женой. У них родились дети, которые претендовали на его наследство.

«В этом доме жил когда- то богатый ювелир. Верхний этаж был жилой, а в подвале находились его сундуки с драгоценностями и жили шейдим. Среди шейдим была одна ведьма- красавица. Прельстился ювелир ее красотой и стал жить с ней, как с женой. Так и жил он, деля свое время: наверху с земной, законной женой, тихой и скромной, а в подвале с ведьмой, которая горячила в нем кровь, завлекала и отвлекала от работы, от молитв и от законной жены.».

В сказке «Черная кошечка» рассказывается про девочку Ципору, бабушка которой была повитухой. Девочка играла с черной кошечкой и полюбила ее. Вскоре черная кошечка пропала. Девочка искала ее и вскоре встретила кота, который привел ее в пещеру, внутри которой было красиво словно во дворце. Там на ложе лежала красивая женщина с длинными черными волосами. Она была беременной и попросила девочку привести свою бабушку, чтобы она помогла ей родить. Женщина объяснила, что является демоном и покидает свое царство в обличье черной кошечки.

                             

Иллюстрация к сказке «Черная кошечка».

Бабушка помогла демонессе родить, за что была щедро награждена.

В еврейских сказках женщины-шейдим не выступают вредителями людей, а часто просят о помощи. Это может говорить о том, что в своем потустороннем мире они не окончательно нашли место и испытывают потребность в простом человеческом счастье.