Рубрика: вампиры

Босоркань

Босоркань – в венгерском фольклоре ведьма, имеющая облик безобразной старухи, обладающая способностью летать и превращаться в животных (собаку, кошку, козу, лошадь, свинью). Она может вызывать засуху, наслать порчу на людей и животных, например, портит молоко коров. Босоркань вредит людям преимущественно ночью, время их особой активности – Иванов день (24 июня), день Луцы (13 декабря) и день святого Георгия (24 апреля), покровителя скота.

В румынском фольклоре босоркань сближается с вампирами – стригоями и мороями, которые также имели черты ведьм, вредящих младенцам, скоту и урожаю.

   

Марка Украины «Железноносая босорканя». Художник Владислав Ерко. 2012 год

В славянском фольклоре босоркань сближалась с упырицами, ведьмами, крадущими молоко у коров, демонами, осуществляющими подмену детей.

Пурпурный ужас

Рассказ Фреда М.Уайта «Пурпурный ужас» был опубликован в 1899 году. В нем говорится о том, что американскому офицеру Уиллу Скарлетту пришлось вместе с группой подчиненных преодолевать непроходимый участок кубинской территории. Американцы останавливаются на ночлег в деревенской гостинице. Внимание их привлекает очень красивая танцовщица, носящая на шее гирлянду из фиолетовых орхидей с красной сердцевиной. Скарлетт решает открыть для науки этот новый вид орхидей. На следующий день человек по имени Тито провожает американцев до места, где растут эти цветы. Орхидеи растут на высоких деревьях, цепляясь за них длинными зелеными усиками. Ночью орхидеи спустились с деревьев и начали нападать на людей, выпивая досуха все, что встречается с их присосками. Люди были вынуждены спасаться от смертельной опасности, прорубая себе путь, размахивая во все стороны ножами и мачете.

Образ орхидеи-вампира в произведении «Пурпурный ужас» сближается с аналогичным образом в произведении Герберта Уэльса «Цветение странной орхидеи», в котором описывается обнаруженная луковица орхидеи, которую подбирает один ботаник и привозит в Англию. Когда приходит пора цветения орхидеи, появляются огромные усики, которые вытягиваются, хватают человека и со страшными чмокающими звуками принимаются сосать из него кровь. Ботанику еле удалось спасти себе жизнь.

 

Упырь

Упырь – в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных. Согласно древнерусским поучениям против язычников, те клали приношения упырям и берегиням до того, как стали поклоняться богу-громовержцу Перуну. По позднейшим поверьям упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею, умерший, через гроб которого перескочила черная кошка, нечистый покойник, самоубийца, умерший неестественной смертью, особенно колдун. По ночам упырь встает из могилы и в облике налитого кровью мертвеца или животного убивает людей и животных, высасывая их кровь, после чего жертва погибает и сама может стать упырем.

Упыри, которым приносились жертвы-требы, упоминаются в Начальной летописи. В памятниках древнерусской литературы упыри иногда отождествлялись с навиями, вредоносными покойниками, поэтому можно предположить, что жертвы упырям в Древней Руси приносились с целью обезопасить себя от губительного влияния всех заложных покойников.

В поверьях известны целые селения упырей, а в заговорах встречается обитание их на упоминающемся в русских сказках острове Буяне, на который может попасть не каждый.

Ярослав Панушка «Липницкая галка и упырь».

Лупгару

В Вест-Индии было распространено верование в существование вампиров, которое было перенесено с берегов Гвинеи и Конго. Обитатели Вест-Индии верили в то, что лупгару – человеческие существа, чаще всего старухи, которые входят в сговор с дьяволом, по которому он дает им определенную магическую силу при условии, что каждую ночь они будут поставлять ему некоторое количество теплой густой крови. Каждую ночь лупгару направляются к оккультному дереву, и там, выйдя из собственной кожи, которую они хорошо прячут, и приняв облик огненного шара, они катятся пить кровь людей. Делают они это до самого рассвета. Двери и засовы – не преграда для них, но если перед домом рассыпать рис, лупгару остановится и будет собирать его по крупинке, пока его не застанет рассвет.

   

Иллюстрация Брин Мезени

Также если человеческая оболочка, которую они тщательно прячут, будет найдена, ее нужно быстро схватить и растолочь в ступке с перцем и солью. Тогда вампир не сможет принять человеческий облик и бесславно закончит свою жизнь. Лупгару чувствуют собаки и если они лают на человека без причины, то есть основания полагать, что человек заражен вампиризмом.

Мексиканский вампир Чиуатетео

Чиуатетео – это мексиканский вампир. Им становится женщина, умершая при родах. Считается, что они летают по воздуху, спускаясь на землю, чтобы нанести вред детям. Они обитают на перекрестках дорог, где практикуют свои злые дела. Для них строили храмы на местах жертвоприношений. Эти ведьмы празднуют свой шабаш, но в отличия от европейского шабаша живых ведьм, это встреча мертвецов. Изображения Чиуатетео имеют устрашающий вид. Они, как правило, одеты в платье и имеют черты индейской богини колдовства Тлацолтеотль, которая предстедательствует на этих шабашах. Ее символами является метла, змея и сова. По некоторым признакам она считается лунной богиней и сближается с греческой Гекатой.

 

Богиня Тлацолтеотль

Чиуатетео очень злобные и пытаются напасть на всех, кого встретят в темное время суток. В хижинах двери тщательно запирали, все щели и дыры тщательно затыкали, чтобы предотвратить вторжение этих ведьм. На перекрестках дорог люди оставляли существенные приношения пищи, чтобы вампиры не нападали на живых. При виде еды на перекрестках Чиуатетео не сможет быстро решить, какую из дорог выбрать, чтобы дойти до ближайшего жилья, и там ее застанет рассвет.

С этими ведьмами сближается вампир Миктекакиуатл или «Госпожа царства мертвых», которую часто изображают украшенной бумажными флагами, покрывавшими тела усопших, приготовленных для кремации. Иногда она появляется из земли в виде мумии.

Чианг ши

Китайский вампир Чианг ши считается демоном, который, овладев мертвым телом, сохраняет его от разложения с помощью молитвы за других мертвецов или за живых людей. Китайцы верят, что человек обладает двумя душами: Хунь, высшей душой, которая наделена качествами добрых духов, и По, низшей душой, которая в целом порочна и может быть причислена к разряду гуй, злых духов. Если некая часть тела останется целой и невредимой, низшая душа может использовать ее, чтобы стать вампиром. С виду китайский монстр похож на европейского вампира, потому что у него красные светящиеся глаза, огромные острые ногти или загнутые когти, но его тело зачастую покрыто белой или зеленовато-белой шерстью.

   

Иллюстрация Трэйси Шепарда

В одной из историй про Чианг ши рассказывается следующее. Четыре путешественника прибыли в маленькую гостиницу. Свободных комнат в ней не было. Поэтому хозяин отвел гостей в небольшую хижину, где лежало непогребенное тело невестки хозяина гостиницы, умершей накануне. Тело женщины лежало на доске за занавеской.

Трое путников заснули сразу же, а четвертый не смог. Через некоторое время он увидел костлявую руку, отодвигающую занавеску. Появился зеленый труп с горящими глазами и наклонился над путниками, обдав их своим смертоносным дыханием. Все трое скончались на месте. Четвертый притворился спящим и задержал дыхание, когда труп склонился к своему лицу. Когда монстр вернулся на свою доску, путник бросился наутек. Чианг ши услышал и бросился за ним в погоню. Путник спрятался за ивой, но монстр нашел его и бросился на него, однако промахнулся, вонзив свои когти в иву так, что не мог их вытащить. На следующее утро люди обнаружили труп женщины возле дерева, уже покинутый злыми духами и бедного путника, лежащего без сознания.

Еще в одной истории о Чианг ши рассказывается о китайском храме, в котором поселился вампир. Он имел вид худого человека, покрытого зеленой шерстью, имеющего на руках птичьи когти. Местные власти искали вампира, а затем исследовали подножье статуи во дворе храма, Заметив благоухающую черную розу, растущую из трещины древнего камня. Копнув на небольшую глубину, обнаружили тело вампира, которое сожгли.

Несколько историй о китайских злых духах

В одной истории рассказывается о Лу, который однажды ночью, охраняя свой фруктовый сад, увидел отвратительную ведьму, одетую во все красное. Очень странным являлось то, что в Китае демоническое существо может носить красный цвет, являющийся счастливым началом ян и рассматривающийся как эффективное средство против злых сил. Тот участок земли, откуда предположительно выходил призрак, был перекопан, и вскоре наткнулись на красный гроб, в котором лежало тело женщины. Гроб с телом был сожжен, после чего посещение ведьмы прекратилось.

 

Картина художника Сяо Фэна

В 1751 году курьер Чжан Гуэй был отправлен из Пекина со срочной дипломатической миссией. Но неожиданно попал в сильный шторм. Недалеко он заметил в темноте уютный домик, дверь которого открыла молоденькая девушка, которая предложила разделить с ней ложе и разбудить его на рассвете, однако он проснулся лишь много часов спустя и обнаружил себя спящим на могиле. При проведении местного расследование выяснилось, что, что местная проститутка Чжан повесилась в лесу много лет назад, а те, кто пользовались ее услугами, также залеживались на несколько часов. Ее могилу вскрыли и обнаружив нетленное прекрасно сохраненное тело, бросили его в костер.

В китайской истории 18 века рассказывается об аристократической и древней семье из Пекина, в которой сын женился на девушке из такой же семьи. В день свадьбы невесту принесли в дом на церемониальном переносном кресле и по обычаю тщательно укутали и накрыли занавесками. Когда они проходили мимо старого кладбища, подул сильный ветер, который поднял плотное облако пыли. Когда кортеж достиг дома жениха, из палантина вышли две невесты, похожие как две капли воды и лицом, и нарядом. Прервать свадебную церемонию было уже невозможно, но поздно вечером из покоев новобрачных стали доноситься жуткие крики. Когда дверь комнаты выбили, жених лежал на полу без сознания, а у одной из невест лицо было залито кровью и вырваны глаза. Второй невесты и след простыл. Когда жених пришел в себя, он рассказал, что одна из невест внезапно хлестнула его по лицу своим расшитым рукавом, а затем он увидел огромную птицу, которая налетела на него и выклевала ему глаза. Появление облака пыли совпадает с описанным в славянских легендах туманом, в котором прячется вампир. Появление птиц на брачных церемониях считается явлением, приносящим несчастье.

Эстри

Эстри – это в еврейской мифологии вампир. Эстри появляется по ночам, принимая облик няньки, чтобы было проще подобраться к детям, кровью которых она питается. Истинный же ее облик внушает ужас: у нее волчья морда, человеческое тело и крылья летучей мыши. Чтобы ее не опознали, едва войдя в дом, она норовит съесть кусок хлеба или щепотку соли. Если ей помешать, она умрет. Название «эстри» происходит от латинского слова «стрикс», что означает ушастая сова-сипуха, а латиняне верили, что она высасывает кровь у детей, а также происходили от гарпий.

Но очевидно, что стрикс – это не всегда птица. Она является иногда ведьмой, а также приравнивается к лярве, вредоносному призраку мертвеца, не получившего нужного погребения, преступно убитого, злодея, бродящего по ночам и насылающего на людей безумие.

Эстри, как убийца детей, сближается с демоном Лилит. Волосы у обеих распущены, что указывает на их демоническую природу.

Образ Риты в произведении барона Олшеври «Вампиры»

Фантастический роман барона Олшеври вышел на свет в 1812 году и был написан в Англии неизвестным русским автором. Возможно, за псевдонимом барона Олшеври скрывалась женщина.

Одним из самых ярких персонажей романа становится красивая итальянская девушка Рита, на которой собрался женится Карло Дракула, чей предок является вампиром. Карло привозит свою невесту на свою родину, в Германию, однако вскоре она становится жертвой вампира и вступает в ряды «не-мертвых» и на протяжении романа орудует вместе со старым графом Дракула и Марией в деревне, уничтожая население.

Мария и Рита выступают сказочными красавицами, только Рита выступает противоположным типом красоты. Атрибутом блондинки Марии являются белые мертвые розы-ненюфары, а чернокудрая Рита появляется всегда с красными розами, что может сближать их с персонажами сказки Братьев Гримм «Беляночка и Розочка».

Красная роза, являющаяся неизменным атрибутом вампира Риты, может олицетворять страсть, боль, кровь и насилие. Также в романе упоминается пунцовая накидка Риты. Еще несколькими атрибутами Риты являются гребень, розовая сердоликовая булавка и ожерелье из розового коралла. Розовый цвет выступает аналогом красного и имеет те же функции.

Также Рита изображается в голубом платье. И выбор этого цвета автором не случаен. Фея из произведения Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», поселившаяся в доме на лесной опушке, имеет голубые волосы. Первоначально Карло Колоди в своем произведении изобразил не фею, а привидение с бледным лицом и голубыми волосами. В данном случае цвет волос объяснялся принадлежностью к потустороннему миру. В западном фольклоре синий цвет считался бесовским и отношение к нему было негативным, поэтому нечистая сила, в том числе феи, могли обладать этим цветом. Кроме того, духи воздуха сильфы в средневековом фольклоре тоже описывались как существа с голубыми волосами. Женских особей сильфов называли сильфидами либо феями. Поэтому фея Колоди и обладает такими волосами. Автор романа «Вампиры» также решил наделить Риту, связанную с потусторонним миром, этим цветом.

Образ Марии в произведении барона Олшеври «Вампиры»

Фантастический роман барона Олшеври вышел на свет в 1812 году и был написан в Англии неизвестным русским автором. Возможно, за псевдонимом барона Олшеври скрывалась женщина.

Одним из интереснейших персонажей романа является красавица графиня Мария Дракула, мать главного героя Карло Дракулы, записки которого читаются на протяжении всего романа. События происходят в Германии, в графстве, куда приезжает предок семьи, оказавшийся вампиром, от которого заражается графиня и умирает, а после смерти становится вампиром и сеет ужас на всю округу.

Графиню Марию при ее жизни все любили, так как она отличалась добротой и порядочностью. Ее красота могла поспорить с красотой богинь. У нее были великолепные золотистые волосы и красивые голубые глаза. Автор хотела нам изобразить идеал красоты немецкого народа и называла ее «немецкой Гретхен», образ которой затмил восточных красавиц-баядерок, присутствующих во снах главных героев романа. Изображалась она, как правило, в белом платье, усыпанном бриллиантами. Ее сопровождали, а также ее появлению предшествовали белые мертвые розы-ненюфары, в которые она могла превратиться.

На образ Марии мог повлиять образ белокурой девушки-вампира из романа Брэма Стокера «Граф Дракула». Когда главный герой Джонатан Харкер ночевал в замке графа Дракулы, ночью ему явились три прекрасные леди. Две из них были брюнетками. «Третья леди была белокура – самая светлая блондинка, какая только может существовать, с вьющимися густыми золотистыми волосами и с глазами цвета бледного сапфира.» Эту белокурую леди Брэм Стокер выделяет на фоне брюнеток, также подчеркивая ее опасность для мужчин, которые обольстившись ее красотой, погибали от ее укусов.

Граф Дракула дарит Марии ожерелье с изумрудами. Изумруд – это камень Венеры, с которой может сближаться прекрасная Мария. Вампир жила в подземном склепе и поэтому имела черты хтонического персонажа, которой была и Венера в легендах о рыцаре Тангейзере, жившая в гроте.