Рубрика: тюркская мифология
Красавица Бехнане
Сказка Братьев Гримм «Белоснежка» имеет несколько аналогов в других странах. Так, в турецкой сказке представлена белокурая красавица Бехнане, также страдающая от козней злой мачехи. В роли зеркала в турецкой сказки выступает пери-шахзаде, живущий в потустороннем мире, находящимся под землей, который сообщал мачехе о том, кто на свете всех милее. С появлением белокурой красавицы в его подземном саду он забыл про мачеху и заявил ей, что красивей Бехнане никого нет.
Следует отметить, что образ пери проник к тюркоязычным народам из иранской мифологии. В антропоморфном облике пери – красивые девушки или молодые женщины в белой, синей или красной одежде, юноши или мужчины, причастные к отправлению культа. У пери есть свой шах.
Иллюстрация Махмуда Фаршчияна
В тюркских легендах и сказках пери могут жить под землей, имея прекрасные дворцы и сады. Это может сближать их с хтоническими персонажами иных преданий, такими, как Хозяйка Медной горы, фрау Холле (Венера) в легендах о Тангейзере, Зеленая Дева в «Пер Гюнте» Г.Ибсена, а также пари в аварских и лакских преданиях, живущих в хрустальных дворцах на вершине горы.
В отличие от Белоснежки героиня турецкой сказки обладает более волевым характером, находит общий язык с разбойниками. которые заменяют гномов и более активно борется за свою жизнь и судьбу. Золотой цвет волос Бехнане в отличие от черного Белоснежки может выступать солярным символом, так как турецкая героиня более активная и волевая.
Иллюстрация к сказке «Бехнане»
Водяная женщина в поверьях жителей Забайкалья
В поверьях жителей Забайкалья водяная женщина может быть красивой или некрасивой, доброй или злой. Живет она в воде и только изредко выходит на берег чесать золотым гребнем свои прекрасные волосы цвета воронова крыла. В это время можно к ней подкрасться и выкрасть гребень, который обладает магической силой. Водяная женщина сходна с русалкой, но с русалкой «страшной», образ которой традиционен для северной, северо-восточной части России. Образ этот достаточно древний, представляющий персонификацию стихийных сил, существо, которое почти не вступает в отношения с человеком, а лишь проявляет свое присутствие, возникая и исчезая у воды.
Мотив гребня водяной женщины присутствует также в тюркском фольклоре. Так, водяная татарских поверий су-анасы тоже выходит из воды и чешет свои волосы гребнем. В поэме Габдуллы Тукая мальчик похищает гребень водяной, а она потом не дает ему покоя до тех пор, пока он не возвращает ей его. Примечательно, что в данной поэме су-анасы представлена старухой с волосами цвета родника, в то время в поверьях казанских татар она является темноволосой и темноглазой молодой девушкой, выполняющей функции защитницы города. Однако в представлениях сибирских татар су-анасы имеет золотые волосы, что может сближать ее с другим духом тюркских народов, вредящим рожаницам – албасты.
Иллюстрация Лилии Мустафиной-Хазиевой
Взаимоотношения людей и джиннов в некоторых сказках
Джинны в Аравии известны еще в доисламскую эпоху как неперсонифицированные божества, которых мекканцы считали родственными Аллаху. Однако верования в джиннов проникли в фольклор народов, исповедовавших ислам. Они представляют собой воздушные или огненные тела, обладающие разумом. Они могут приобретать любую форму.
В арабской сказке о Сейф аль-Мулуке представлены и летающие, и плавающие джинны.
В татарских сказках джинны нередко связаны с водой, особенно с озером.
Так, в сказке «Зухра» джинн появляется перед девушкой в облике огромной черной змеи. Жил этот черный змей на дне озера. Вход туда вел через дверь, за которой начиналась лестница, ведущая вниз. В его владениях все из драгоценных металлов и камней. Проходя по лестнице домой, змей превращается в человека, а когда появляется из озера на землю, принимает облик змеи. Оказалось, что сам он из людей, джинны украли его еще ребенком. Однако со временем он сам стал их падишахом и не давал им вредить людям.
Героиня сказки выходит замуж за черного змея, они живут счастливо и имеют троих детей. Однако сказка заканчивается трагически. Когда девушка навещает родных, мать, не смирившаяся с тем, что дочь вышла замуж за джинна, коварно убивает его, отрубив ему голову. Дети героини и сама Зухра оплакивают джинна, похоронив его, а потом превращаются в знак скорби в птиц и летают по всему свету.
Иллюстрация к сказке «Зухра»
Умран
Это покойник, встающий по ночам из могилы. Он катается белым шаром и наводит страх больше на женщин, реже на мужчин. Как только петухи пропоют, он возвращается в могилу.
Следует отметить, что русском фольклоре встречаются аналогичные образы демона. Нечистая сила может появляться в виде неодушевленных предметов и явлений: катящегося клубка, вороха сена, камней; огненного, водяного или пыльного столба, колеса, вихря и т.п.
Согласно русским поверьям в огненные шары могут превращаться колдуны и проклятые. Также огненные шары являются видом свадебной порчи.
С умраном может также сближаться есть злой демон тюркских народов атцыс, который неожиданно по ночам возникает перед путниками в образе копны, воза, дерева, огненного кома и душит их. Имя этого демона боялись произносить вслух, боясь его привлечь.
Пьер-Огюст Ренуар Обнаженная девушка возле стога сена
Кара-Умай
У хакасов верят в Кара-Умай, которая выступает антагонистом тюркской богини плодородия золотоволосой Умай. Кара-Умай была связана со смертью детей в младенческом возрасте и ее выгоняли с помощью шамана.
Умай – в мифологии древних тюрков богиня, олицетворяющая женское, земное начало и плодородие.
КАРА-УМАЙ — злой дух, который причинял вред ребенку, принося различные болезни и несчастья. К примеру, трудные затянувшиеся роды объяснили тем, что в чрево матери проникал злой дух АЙЗА, который задерживал появление ребенка на свет. В таких случаях шаман призывал мать УМАЙ, прося ее защитить ребенка, а злого духа уговаривал отпустить ребенка.
Образ Кара-Умай может сближаться с образом албасты тюркских народов, существом, опасным для рожаниц и родившихся детей. Считалось, что албасты может наслать болезнь, ночные кошмары. В мифах она крадет легкие рожаницы и спешит с ними к воде. Как только албасты положит их в воду, женщина умрет. Образ албасты восходит к образу богини Умай.
Персонажем, близким к Кара-Умай, относится и Маяс Хара или Черная Маяс в бурятских мифах. Это злая небесная бабушка, вместе со своими 13 сыновьями и 7 дочерями, олицетворяющая силы зла.
Кара-Умай также сближается со злым духом турецкого фольклора Омаджи, которым пугали детей. В Омаджи трансформировался образ тюркской богини Умай.
Жалмауыз кемпир
У тюркских народов демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно олицетворяет злое начало. Она людоедка, похитительница детей; в образе легкого она плавает на поверхности воды, а когда приближается человек, превращается в семиглавую старуху, хватает его и вынуждает отдать сына. Образ жалмауыз кемпир восходит к культу богини-матери, так как людоедки присущи черты шаманки-волшебницы, хозяйки родового огня, владычицы и стража страны мертвых.
Разновидностью жалмауыз кемпир является демон мите, представляющийся старухой в лохмотьях, которая живет в горах, в лесу, далеко от человеческих жилищ. Она увлекает девушек в шалаш и незаметно сосет у них из колена кровь, а когда жертва ослабевает, мите ее съедает.
Жалмауыз кемпир может сближаться с таджикскими кампир, женскими духами, персонифицирующими явления природы. Согласно одному из преданий кампир имела сорокоухий котел, в котором варила попадавших к ней людей. В некоторых районах Таджикистана известна кампир Оджуз – старуха-мороз.
Иллюстрация Самал Кантар
Атцыс
У тюркских народов это злой демон, который неожиданно по ночам возникает перед путниками в образе копны, воза, дерева, огненного кома и душит их. Имя этого демона боялись произносить вслух, боясь его привлечь.
Следует отметить, что аналогичные образы демона встречаются и в славянской мифологии. Так, в русском фольклоре нечистая сила может появляться в виде неодушевленных предметов и явлений: катящегося клубка, вороха сена, камней; огненного, водяного или пыльного столба, колеса, вихря и т.п.
Славянский упырь может кататься белым шаром и наводить страх на людей. Согласно русским поверьям в огненные шары могут превращаться колдуны и проклятые. Также огненные шары являются видом свадебной порчи.
Валентин Серов. Стог сена
Гюль-ябани
У тюркских народов гюль-ябани – злой дух, живущий в степи или на кладбище. По ночам он любит ездить на лошади, запутывает ей гриву. У таджиков считается, что гюль-ябани обитает в пустынных местах либо в горных лесах. Он человекоподобен, но отличается крупными размерами, покрыт серой либо черной шерстью, имеет когти на ногах и на руках. С людьми разговаривает человеческим голосом. Образ гюль-ябани восходит к образу гуля в мусульманской мифологии. Гули – ночные существа, живущие на кладбищах, в развалинах и прочих глухих местах. Иногда их изображают как умерших людей, долго спящих в тайных могилах. Потом они пробуждаются, выходят на поверхность и поедают как живых, так и мертвых. Гули персонифицируют тайные страхи человека в пустыне. В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова, а затем поедают их, либо выпивают их кровь. Развалин, в которых селятся гули, полно на окраинах городов. Такое существо выходит замуж за ничего не подозревающего мужчину, который и становится жертвой.
Согласно преданиям, в пустыне Руб-эль-Хали располагался легендарный город Колонн Ирэм, упоминания о котором сохранились даже в доисламских источниках. Этот город был уничтожен по воле аллаха, однако развалины этого города часто упоминались в легендах. Этот город был местообитанием джиннов и гулей, которые продолжали жить в его развалинах.
Гуль Надилла. Иллюстрация Вилли Гласаура