Рубрика: птицы

Души усопших

Наравне с другими индоевропейскими народами славяне сохранили множество рассказов о превращении усопших в легкокрылых птиц, в виде которых они навещают своих родственников. Как скоро душа покидает тело, она, смотря по характеру своей земной жизни, принимает образ той или другой птицы, преимущественно белого голубя или черного ворона. Славяне думали, что душа покойника в продолжении сорока дней летает с ангелом в неведомом мире, являясь каждую ночь в свой дом, где она в виде голубки купается в нарочно поставленной воде.

   

Картина Качева Константина

В одной народной легенде рассказывалось, что на кровле бедного дома сидело три голубя, проходил мимо путник и зашел в дом. Увидел, что несчастная мать, не имея средств прокормить трех маленьких детей, умертвила их, а голуби – это три божьих ангела, прилетевшие за душами младенцев, чтобы отнести их на небо.

В южнорусских преданиях сообщается, что невинная душа вылетает из тела белым голубем, а грешная – темноцветным или иной какой птицей.

   

В Подолии известна песня, как из могильного холма выросло дубовое деревцо и как прилетал и садился на его ветви белоснежный голубок.

Прекрасная Дейдре

Это героиня ирландской повести «Изгнание сыновей Уснеха», белокурая дева, рождение которой предсказал друид Катбад, который заявил, что девушка принесет немало горя. Поэтому при рождении ее хотели убить, однако король Ульстера Конхобар запретил это делать и приказал воспитать ее как свою невесту.

Дейдре выросла и стала самой красивой девушкой в Ирландии, превосходившей по красоте легендарную королеву Медб. Однажды зимним днем , увидев как ее приемный отец обдирает на снегу теленка, а черный ворон пьет разлившуюся на снегу кровь, она сказала провидице Леборхам, что у ее возлюбленного будут волосы цвета ворона, тело цвета снега и щеки цвета крови. Леборхам ответила ей, что Найси сын Уснеха как раз такой человек и девушка начала искать встречи с ним. Следует отметить, что мотив трех цветов – красного как кровь, черного как ворон (или дерево), и белого как снег, встречается в европейском фольклоре. Примером может служить сказка о Белоснежке, мать которой пожелала, чтобы у нее родился «ребеночек белый, как снег, румяный, как кровь, и чернявый, как черное дерево».

Белоснежка (иллюстрации Франца Ютнера, 1905—1910 гг.)

Черный цвет волос Найси сына Уснеха может символизировать мрак и преисподнюю. В данной сказке он имеет хтонический смысл. Черный цвет связан с богиней Персефоной, так как она изображалась иногда в одеждах этого цвета. Обладатель черного цвета ворон, пивший красную кровь на снегу, является символом потустороннего мира, так как птицы являются проводниками в загробный мир.

Дейдре находит Найси, который влюбился в нее сразу, и услышав от него, что у нее есть жених, заявила, что предпочитает молодых бычков. Кроме того, она пристыдила его, заявив, что он должен увести ее с собой.

Испугавшись испортить свою репутацию, он и его братья собрали своих людей и покинули страну и несколько лет скитались.

В ирландских повестях о бегствах и похищениях женщина сама выбирает себе партнера и подчиняет его своей воле.

Полярность муж-любовник в данных сюжетах еще и полярность зрелости и юности, ревности и любви. Муж в произведениях обычно стар и имеет детей от первой жены, а любовник предстает как удалец-воин, превосходящий многих в воинских искусствах.

Вскоре Найси был предательски убит по наущению короля Конхобара, а Дейдре была доставлена связанной к королю. Возмущенные этими событиями, самые сильные воины короля, испортившего своими безнравственными действиями  репутацию, покинули его и поступили на службу к жестокой королеве Медб.

Прекрасная Дейдре не смогла вынести жизнь с Конхобаром и забыть Найси, и бросилась со скалы, мимо которой они однажды проезжали и умерла.

Король Конхобар приказал похоронить влюбленных на противоположных берегах озера, чтобы не могли они соединиться после смерти. Тогда на каждой могиле выросло по сосне и ветви их протянулись через озеро навстречу друг другу. Конхобар велел срубить сосны, но ирландцы не подчинились ему и до самой смерти короля оберегали эти деревья.

Иллюстрация Джона Д. Баттена.

Вештица

Это оборачивающаяся птицей ведьма. Сорока – это один из обычных обликов ведьмы, встречающийся в литературных памятниках. Ведьм-сорок заклинали. Вештицы летают с едва заметным синим огоньком. В доме могут появляться, принимая вид повивальной бабки. Вештицы опасны для беременных женщин, так как являются к ним, чтобы похитить плод. Похитив ребенка, вештицы тут же съедают его.

Спасения от этих существ практически нет. Может спасти крест либо молитва.

Хоть вештица является губительным персонажем, она содержит черты древних богинь, в образе которых присутствует птица. Птица нередко выступает переносчицей душ, а также олицетворяет судьбу и смерть. В русских сказках смерть часто именуется птицей. Нередко в русском фольклоре появление вештиц и вмешательство их в жизнь беременных женщин трактовалось как отклонения при беременности.

Клод Моне. Сорока

Птицы в русском фольклоре

Птицы выступают предзнаименованиями судьбы.

Ворон считается зловещей птицей, предвестником смерти. Коршун на кресте тоже к покойнику. Если кукушка сидит на доме, значит, быть пожару. Если любая птица стучит клювом о крышу, в стену или окно дома, значит кто-то умрет.

Облик птицы могли принимать и душа, покойник и смерть. Если птица влетит в избу или дом, ее необходимо накормить и отпустить, иначе быть в доме покойнику.

Богинки

В представлении западных славян злокозненные демоны женского пола, главной функцией которой является похищение и подмена детей. Богинки имеют облик безобразных женщин с большой головой, отвисшими грудями, вздутым животом, кривыми ногами, черными клыкастыми зубами.Они могут появляться в виде животных – лягушек, собак, кошек, быть невидимыми. Богинками могли быть рожаницы, умершие до совершения над ними обряда ввода в костел, похищенные богинками дети, женщины, души погибших женщин, девушек, избавившихся от плода или убивших своих детей, женщин-самоубийц, клятвопреступниц, умерших при родах. Богинки обитают в прудах, реках, ручьях, болотах, оврагах и лесу. Богинки появляются ночью, в полдень и во время ненастья. Богинки приходят к рожаницам, похищают их, подменяют детей, подбрасывая на их место своих уродцев. Похищенных детей они превращают в нечистых духов. Богинки мучают людей по ночам, давят, душат их.

В русском фольклоре им близки вещицы. Своеобразное занятие, характеризующее вещицу, — похищение плода из чрева беременных женщин. Они подменяют детей головнями, голиками, краюшками хлеба, льдинками, лягушками, кирпичами.

Рисунок Ваньи Тодорича

Осень

С ранней осенью в славянской культуре связаны магические обряды погребения крыла птицы. Птица связана с представлениями о славянском рае – Ирии. В народных песнях сохранился мотив отмыкания ключом Ирия, откуда прилетают птицы. Согласно украинскому преданию, ключи были некогда у вороны, но та прогневала бога и ключи передали другой птице.

Предзнаименования смерти

В каждой культуре существуют свои предзнаименования смерти.

Ими могут быть какие-нибудь природные явления, как скопление туч, буря, ураган, неожиданно поднявшийся сильный ветер.

Часто дурным предзнаименованием считается появление черных птиц (грачей, ворон, сов), появляющихся в деревне и садящихся на тот или иной дом. Предупреждением о надвигающейся смерти может быть битье голубя в окно.

Завывание собак, являющихся стражами подземного мира и проводниками душ умерших, означает приближающуюся смерть кого-то из тех, кто живет поблизости.

К числу предзнаименований смерти относятся привидения и фантомы. Например, появление фантомов лодок, автомобилей, поездов может означать, что они прибыли за душами умерших.

Предвестниками смерти считаются и различные явления, так или иначе связанные со свечением, например блуждающие огоньки, имеющие голубоватое свечение, наблюдающееся на кладбищах.

Лично для меня очень дурным предзнаименованием является появление где-нибудь белых или желтых хризантем. Не смотря на то, что я обожаю эти прекрасные цветы, почему то встреча с ними не сулит мне ничего хорошего.

Несколько историй о китайских злых духах

В одной истории рассказывается о Лу, который однажды ночью, охраняя свой фруктовый сад, увидел отвратительную ведьму, одетую во все красное. Очень странным являлось то, что в Китае демоническое существо может носить красный цвет, являющийся счастливым началом ян и рассматривающийся как эффективное средство против злых сил. Тот участок земли, откуда предположительно выходил призрак, был перекопан, и вскоре наткнулись на красный гроб, в котором лежало тело женщины. Гроб с телом был сожжен, после чего посещение ведьмы прекратилось.

 

Картина художника Сяо Фэна

В 1751 году курьер Чжан Гуэй был отправлен из Пекина со срочной дипломатической миссией. Но неожиданно попал в сильный шторм. Недалеко он заметил в темноте уютный домик, дверь которого открыла молоденькая девушка, которая предложила разделить с ней ложе и разбудить его на рассвете, однако он проснулся лишь много часов спустя и обнаружил себя спящим на могиле. При проведении местного расследование выяснилось, что, что местная проститутка Чжан повесилась в лесу много лет назад, а те, кто пользовались ее услугами, также залеживались на несколько часов. Ее могилу вскрыли и обнаружив нетленное прекрасно сохраненное тело, бросили его в костер.

В китайской истории 18 века рассказывается об аристократической и древней семье из Пекина, в которой сын женился на девушке из такой же семьи. В день свадьбы невесту принесли в дом на церемониальном переносном кресле и по обычаю тщательно укутали и накрыли занавесками. Когда они проходили мимо старого кладбища, подул сильный ветер, который поднял плотное облако пыли. Когда кортеж достиг дома жениха, из палантина вышли две невесты, похожие как две капли воды и лицом, и нарядом. Прервать свадебную церемонию было уже невозможно, но поздно вечером из покоев новобрачных стали доноситься жуткие крики. Когда дверь комнаты выбили, жених лежал на полу без сознания, а у одной из невест лицо было залито кровью и вырваны глаза. Второй невесты и след простыл. Когда жених пришел в себя, он рассказал, что одна из невест внезапно хлестнула его по лицу своим расшитым рукавом, а затем он увидел огромную птицу, которая налетела на него и выклевала ему глаза. Появление облака пыли совпадает с описанным в славянских легендах туманом, в котором прячется вампир. Появление птиц на брачных церемониях считается явлением, приносящим несчастье.

Эстри

Эстри – это в еврейской мифологии вампир. Эстри появляется по ночам, принимая облик няньки, чтобы было проще подобраться к детям, кровью которых она питается. Истинный же ее облик внушает ужас: у нее волчья морда, человеческое тело и крылья летучей мыши. Чтобы ее не опознали, едва войдя в дом, она норовит съесть кусок хлеба или щепотку соли. Если ей помешать, она умрет. Название «эстри» происходит от латинского слова «стрикс», что означает ушастая сова-сипуха, а латиняне верили, что она высасывает кровь у детей, а также происходили от гарпий.

Но очевидно, что стрикс – это не всегда птица. Она является иногда ведьмой, а также приравнивается к лярве, вредоносному призраку мертвеца, не получившего нужного погребения, преступно убитого, злодея, бродящего по ночам и насылающего на людей безумие.

Эстри, как убийца детей, сближается с демоном Лилит. Волосы у обеих распущены, что указывает на их демоническую природу.

Птицы в фольклоре

В мифологии и фольклоре птицы считаются посланниками богов, предзнаименованиями смерти, душами умерших и носителями душ умерших.

В греческой и римской мифологии птицы считались посланницами небес.

В фольклоре многих народов влетевшая в дом птица считается предвестником важного известия, чаще всего – смерти. Галки и ласточки, попадающие иногда в печные трубы, являются в глазах многих людей предназнаименованиями смерти. Примерно также относятся к любой другой птице, которая принимается бить крыльями по оконному стеклу или же, врезаясь в него, падает замертво.

Вороны и другие черные птицы, а также птицы, ведущие ночной образ жизни, особенно часто связывались в поверьях с разного рода несчастиями, а эти дурные предчувствия усиливались, если птицы сбивались в стаи, каркали или пикировали на тот или иной дом.

Ворон в кельтском фольклоре символизирует потусторонний мир, смерть и войну, а также колдовство. Феи Моргана и Вивиана часто оборачиваются вороном. В эту птицу часто превращалась ирландская богиня Морриган. Ворон также выступает символом галльской богини плодородия Нантосвельты, но поскольку это траурная птица, то богиня Нантосвельта была связана с миром мертвых.

                       

Lindsey Kustusch

Ворон символизирует потусторонний мир и смерть. Эти птицы также являются психопомпами, т.е. проводниками душ в загробный мир. В ворона превращались феи Моргана и Вивиана, богиня Морриган, шотландская фея-вампир Бааван ши, которые также принадлежали двум мирам – миру живых и миру мертвых.

В христианской культуре голубь является символом благовещения, а также святого духа. Голубь был также символом финикийской богини плодородия Астарты, культ которой повлиял на многие мировые культуры и религии.

Голуби всегда сопровождали богиню-мать либо богиню плодородия.